logo search
том 2 - 2003 1 диск г

Периоды функционирования системы мобилизационных мероприятий

Мирное время

выполняются мероприятия мобилизационной подготовки

Переход с мирного на военное время

выполнение мероприятий мобилизации

Военное время

выполнение мероприятий в соответствии с планами на расчетный год, военно-хозяйственным планом

Переход с военного на мирное время

выполнение мероприятий демобилизации

Как и любая сфера деятельности государства, мобилизационная подготовка и мобилизация имеет свою законодательную и нормативную правовую базу. Правовой основой мобилизационной подготовки и мобилизации является Конституция Российской Федерации, Федеральные законы «Об обороне», «О военной обязанности и военной службе», «О государственном оборонном заказе», «О гражданской обороне», Федеральный Конституционный закон «О военном положении».

Центральное и главное место в законодательной системе по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации занимает Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» №31-ФЗ, принятый 26 февраля 1997 года. Содержание данного закона тесно взаимосвязано с выше перечисленными законами.

Конкретизация и реализация в жизнь основных требований и статей закона осуществляется путем издания иных нормативных правовых актов в виде Указов Президента Российской Федерации, Постановлений Правительства Российской Федерации, распоряжений и приказов федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств), а так же нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, предприятий и учреждений.

Более детально вопросы содержания нормативных правовых актов в области мобилизационной подготовки и мобилизации будут рассмотрены в последующей лекции.

Мобилизационная подготовка Российской Федерации, являясь составной частью подготовки страны к войне и организации обороны, должна осуществляется по следующим принципам:

1. Централизованное государственное управление мобилизационной подготовкой через систему мобилизационных органов, создаваемых в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях, имеющих мобилизационные задания.

2. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, с разделением источников финансирования мероприятий в области мобилизационной подготовки экономики Российской Федерации на федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты и внебюджетные источники.

3. Комплексное, взаимоувязанное и целенаправленное планирование и выполнение мероприятий по мобилизационной подготовке Российской Федерации посредством разработки и реализации федеральных (региональных) целевых программ по мобилизационной подготовке экономики, государственного оборонного заказа и иных заказов на поставку продукции (работ, услуг) на контрактной (договорной) основе в пределах выделяемых на эти цели финансовых ресурсов и в соответствии с установленными заданиями мобилизационного плана экономики Российской Федерации.

4. Развитие и совершенствование в интересах мобилизационной подготовки Российской Федерации межгосударственных связей с государствами – участниками СНГ, подписавшими соглашение о сотрудничестве в области мобилизационной подготовки.

Принципы мобилизационной подготовки сформулированы на основе научного осмысления опыта прошлого и обобщения достижений настоящего. Они имеют объективный характер, вытекают из логики организации обороны и безопасности государства и учитывают политические и экономические реалии сегодняшнего дня России. Принципы определяют систему требований к содержанию и совершенствованию мобилизационной подготовки экономики Российской Федерации.

Из рассмотренных целей и принципов вытекают задачи мобилизационной подготовки экономики, основными из которых являются:

При рассмотрении вопросов мобилизационной подготовки и мобилизации мы неоднократно обращались к таким понятиям как «военное положение» и «военное время». Рассмотрим два этих понятия и их взаимосвязь между собой.

Военное положение – это особый правовой режим деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, войск и организаций, независимо от форм собственности, предусматривающий ограничения прав и свобод физических и юридических лиц, возложение на них дополнительных обязанностей, а также осуществление системы мер по обеспечению режима военного положения.

Военное положение вводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях только в случае объявления войны Российской Федерации, агрессии против Российской Федерации со стороны какого-либо государства или коалиции государств.

Целью введения военного положения является сосредоточение всех сил и средств государства в интересах вооруженной защиты Российской Федерации и безопасности ее граждан.

Вся полнота власти на период действия военного положения сосредотачивается в органах государственной власти военного времени, усиливается контроль за экономической, политической и социальной деятельностью со стороны государства. В местностях, где развертываются или ведутся военные действий, с введением военного положения все функции органов государственной власти и управления переходят к военному командованию – военным советам главных командований фронтов, флотов, армий и флотилий, а там где нет военных советов – командирам корпусов и соединений. Военное командование осуществляет эти функции самостоятельно и через органы государственной власти военного времени соответствующих регионов, главы которых по должности входят в состав военных советов.

Введение военного положения осуществляется указом Президента Российской Федерации или лицом, исполняющим обязанности Президента Российской Федерации. Президент Российской Федерации обязан не позднее 24 часов с момента введения военного положения сообщить об этом Совету Федерации и представить доклад с обоснованием своего решения.

Совет Федерации обязан не позднее 48 часов с момента поступления доклада Президента Российской Федерации утвердить (отклонить) указ о введении военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местах. Военное положение отменяется указом Президента Российской Федерации.

На остальной территории, где не введено военное положение, или ее части, указом Президента Российской Федерации может быть введено чрезвычайное положение.

Для наиболее полного ознакомления с терминами мобилизационной подготовки нам осталось рассмотреть понятие военного времени: военное время – период в котором находится государство с момента объявления войны или фактического начала военных действий до объявления о прекращении военных действий, но не ранее фактического окончания военных действий.

Военное время составляет лишь часть временного периода военного положения (иногда эти понятия смешивают). Военное положение включает в себя предвоенный отрезок мирного времени, в течение которого задействуются план на расчетный год, собственно военное время, когда, в зависимости от ситуации может действовать либо скорректированный план на расчетный год, либо военно-хозяйственный план послевоенный промежуток времени, в ходе которого осуществляется переход к экономическим пропорциям мирного времени. Наличие периодов мирного времени является принципиально важным для понимания сути военного положения.

Мобилизационная подготовка экономики, являясь одной из основных сфер деятельности государства по укреплению обороноспособности, должна находиться в постоянном развитии и совершенствовании. Основными направлениями дальнейшего совершенствования мобилизационной подготовки экономики являются: