logo search
том 2 - 2003 1 диск г

5.7.2. Разработки фц внии гочс в области образования

В области общего образования по инициативе ФЦ ВНИИ ГОЧС МЧС России реализуется новый подход к изучению ряда школьных предметов через призму экологии и прогнозирования рисков на базе передовых информационных технологий.

При этом анализ мониторинговых и прогностических данных выступает инициирующим фактором более успешного усвоения таких предметов, как география, экология, физика, информатика, биология, иностранный язык и других. Для воплощения этой идеи в 2000 году в средней школе № 1294 г. Москвы создан Центр «Юный эколог и спасатель».

С целью распространения передового опыта обучения на основе информационных технологий, в 2001 году на базе данной школы открыта городская экспериментальная площадка по проекту «Интеграция знаний о безопасности жизнедеятельности в техногенной, природной, социальной среде в учебные курсы базового компонента на основе системно-деятельного подхода и информационных технологий».

Предполагаемым результатом деятельности площадки является внедрение в образовательный процесс методики, ориентированной на развитие личности учащегося, формирование у него системного мышления, сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности общества на основе использования информационных технологий. Это позволяет существенно повысить эффективность обучения молодежи в области предупреждения и ликвидации ЧС. Расширение экспериментальной площадки предусматривает включение в ее состав образовательных учреждений из различных административных округов г. Москвы (в настоящее время – это средние школы № 1294 и № 1958, кадетский класс школы № 709 и другие).

В процессе обучения учащихся экспериментальной площадки широко используется географическая информационная система (ГИС), разработанная специалистами Федерального центра и занявшая первое место в мире на международных соревнованиях, проводимых под эгидой Совета Европы. ГИС содержит ряд расчетных задач по обеспечению безопасности человека и охране окружающей среды, информацию об экономике, экологии, населенных пунктах России и мира, растительности, реках, дорогах, расположении потенциально-опасных объектов и возможных ЧС.

На базе данной ГИС разработана компьютерная обучающая программа «ГЕО-Экстремум» (рис.5.7.1), предназначенная для интегрированного преподавания ряда образовательных предметов (Основы безопасности жизнедеятельности, география, экономика, физика, экология, информатика и др.). Использование данного программного продукта при изучении географии подтверждается возможностями его применения в качестве электронного атласа, создания контурных карт и картографических пособий.

П рограмма обладает рядом положитель-ных качеств:

Компьютерная программа «ГЕО-Экстремум» рекомендована Московским комитетом образования для широкого использования в образовательных учреждениях.

Для внедрения указанных подходов и методов дистанционного обучения в массовую общеобразовательную практику специалистами Федерального центра разработаны современные недорогие спутниковые антенны.

С их использованием станет возможным получать мониторинговую и прогностическую информацию о ЧС в реальном масштабе времени, в любом уголке нашей необъятной Родины. Применение малогабаритного программно-технического комплекса в учебном процессе (рис. 5.7.2) позволяет учащимся на основе ежедневного анализа космической информации (состояние лесного массива, сельскохозяйственных угодий, зон пожарной опасности, границ снеготаяния, наводнений и др.) выработать профессиональные навыки, а значит вступить во взрослую жизнь более подготовленным. Внедрение в процесс обучения так называемой «Космической географии» позволяет более наглядно и успешно осваивать учебный материал.

В настоящее время возможна поставка в образовательные учреждения недорогих программно-технических комплексов с многоканальным выводом информации в сеть компьютеров, что позволит даже при отсутствии выхода в INTERNET ежедневно получать информацию об окружающей среде за сотни тысяч километров от места расположения учебных заведений. Данный комплекс не имеет аналогов в мире.

Рис. 5.7.2 Состав и схема размещения компонентов программно-технического комплекса

Это также может способствовать повышению эффективности преподавания не только курса «ОБЖ», но и ряда других общеобразовательных предметов. Комплекс обеспечивает выборку координат любых объектов на Земле и отображение их характеристик; «привязку» контуров географических карт; измерение расстояний между выбранными точками, площади и температуры объектов и др.

Комплекс отмечен дипломом ВВЦ на проводимой Минобразования России в 2001 г. выставке «Учебная техника для профессионального образования».

В нашей стране мультимедиа обучающие программы пока не получили достаточного распространения, однако в Центре уже отработаны методы использования специальных комплексов программного обеспечения в области безопасности дорожного движения, а также программ, обучающих реагированию в условиях чрезвычайных ситуаций, вызванных землетрясениями (рис. 5.7.3). Большую роль при такой подаче материала играет именно психическое состояние обучаемых в момент создания проблемных ситуаций, так как обучаемые в подростковом возрасте остро воспринимают только то, что касается их лично. Примером может служить компьютерная обучающая программа «Как Иван-царевич подземного змея победил» для учащихся 7-8 классов, созданная по мотивам русских народных сказок. Обучаемые легко запоминают свои основные действия в том случае, если землетрясение застает их дома.

Занимаясь по компьютерной обучающей программе «Безопасность на улицах и дорогах», учащийся овладевает правилами дорожного движения в игровом варианте: нарушение правил приводит «к его гибели».

Таким образом, видя проблемные ситуации на экране компьютера, учащийся будет, скорее всего, вести себя разумно в реальной жизни. Кроме того, учащиеся отрабатывают приемы само- и взаимопомощи, приобретают навыки спасательных работ при пожарах, дорожно-транспортных происшествиях, учатся оказывать первую медицинскую помощь при различных травмах.

Рис. 5.7.3 Мультимедиа обучающие программы «Как Иван-царевич подземного змея победил» и «Безопасность на улицах и дорогах»

Авторским коллективом Федерального центра с привлечением ряда ведущих специалистов Российской Федерации в области образования, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций под общей редакцией С.К. Шойгу, Ю.Л. Воробьева, М.И. Фалеева разработана сетевая версия мультимедийного учебника по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 класса общеобразовательных учреждений (рис. 5.7.4), успешно прошедшая многоплановую экспертизу специалистов Федерального экспертного совета по учебным электронным изданиям Минобразования России и получившая соответствующий рекомендательный гриф.

Рис. 5.7.4 Мультимедийный учебник на CD-ROM «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 класса

Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 класса общеобразовательных учреждений составлен в соответствии с Программой, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации, и содержит полный учебный курс за десятый класс общеобразовательной школы в поурочном разрезе в виде мультимедиа иллюстрированного и озвученного лекционного материала с контрольными вопросами (всего 108 уроков, 56 из них – материал для практических занятий). В разделе «В помощь преподавателю» приведены нормативные документы Минобразования России и МЧС России по методике преподавания предмета, проведению учебных сборов, вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пр.

Мультимедийное учебное пособие было удостоено серебряной медали на Всероссийской конференции «Современная образовательная среда» в рамках одноименной выставки-продажи, прошедшей 1-4 ноября 2002 г. на ВВЦ под эгидой Минобразования России, и золотой медали – на Международной выставке инноваций в г. Сеул, что еще раз подчеркивает его актуальность и значимость.

Чтобы повысить мотивацию и качество обучения в области безопасности жизнедеятельности, в ФЦ ВНИИ ГОЧС разрабатываются новые системно-функциональные информационно-образовательные технологии (СФИТ) по использованию адаптированных к учебным целям программно-технических средств, применяемых в оперативной работе МЧС России, для обучения всех групп населения в области обеспечения безопасности жизнедеятельности и защиты населения от ЧС.

Реализация проекта «Компьютеризация сельских школ – 2001» показала, что и в общеобразовательной школе широкому распространению новейших информационных технологий мешает не только недостаток современной вычислительной техники. Недостаточная подготовленность учителей к использованию новых информационных образовательных технологий, а также отсутствие программно-технических средств, встраиваемых в учебный процесс традиционной школы, не меньшая проблема. Использование передовых образовательных технологий в учебном процессе требует создания новых электронных учебных материалов, перестройки организационных форм и насыщения содержания учебной деятельности, а также переподготовки преподавательских кадров.

Органично интегрированные в учебный процесс опережающие информационные технологии, состоящие из трех модулей (малогабаритного программно-аппаратного комплекса дистанционного спутникового зондирования Земли; геоинформационной системы, адаптированной для учебных целей; комплекта учебно-дидактических пособий, состоящего из мультимедийного учебника, методических разработок конкретных аудиторных и практических занятий в рамках данной технологии), смогут стать средством решения этих задач общеобразовательной школы на современном этапе.

В области профессионального образования Федеральным центром проводится работа по открытию ряда специальностей и специализаций по предупреждению и ликвидации ЧС, созданию передовых технологий подготовки кадров РСЧС.

Так, разработана и согласована с Минобразования России программа новой учебной специализации «Управление предупреждением и ликвидацией ЧС» по специальности 0613 «Государственное и муниципальное управление» с дополнительной подготовкой «Управление системами по предупреждению и ликвидации ЧС».

Необходимость целевой подготовки квалифицированных специалистов по обработке и анализу мониторинговой информации, принятию управленческих решений по предотвращению ЧС и уменьшению масштабов их последствий обусловлена созданием в городах России единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) и объединенных систем оперативно-диспетчерского управления (ОСОДУ) в ЧС (поручение Правительства Российской Федерации от 16.07.98 г. № БИ-П4-20705, распоряжение Президента Российской Федерации от 23.03.2000 г. № 86-РП).

Данная программа проходит апробацию в Жуковском авиационном техникуме им. В.А. Казакова, на базе которого создан опорный Экспериментальный центр.

Её содержание имеет комплексный междисциплинарный характер, сочетающий элементы гуманитарных, естественнонаучных и специальных предметов по управлению предупреждением и ликвидацией ЧС.

Одним из важнейших направлений деятельности в области профессионального образования является создание базовых кафедр МЧС России в ведущих ВУЗах страны. В настоящее время при Федеральном центре созданы базовые (выпускающие) кафедры «Высокие технологии предупреждения и ликвидации ЧС» Московского физико-технического института (государственного университета) и Кубанского государственного университета, кафедра «Менеджмент риска в чрезвычайных ситуациях» Современного Гуманитарного Университета (СГУ).

На кафедрах готовятся высококвалифицированные специалисты по современным наукоемким информационным технологиям в области прогнозирования и снижения риска природных и техногенных катастроф. Учебный процесс на кафедре СГУ организован и осуществляется по программам, методикам и учебным планам, разработанным специалистами Федерального центра по следующим дисциплинам:

В учебном процессе также широко используются космические снимки территории России, данные мониторинга ЧС, ГИС, научно-методическое и программное обеспечение анализа, прогнозирования и ликвидации ЧС, созданные в Федеральном центре.

Опыт создания базовых кафедр по подготовке специалистов в области предупреждения и ликвидации ЧС планируется широко использовать в ряде ведущих ВУЗов страны.

Специалисты, выпускаемые этими кафедрами, будут обладать высоким уровнем научно-технической активности и психологической устойчивости, обусловленной современной подготовкой и надежной перспективой дальнейшего творческого роста.

Для устранения существенного дефицита педагогических кадров в области безопасности жизнедеятельности МЧС России планирует создание системы дистанционного обучения.

С использованием данной формы обучения станет возможным квалифицированно проводить методические занятия по предупреждению и ликвидации ЧС учителям и преподавателям, у которых данный предмет не является основным, дифференцированно доводить необходимую учебную информацию непосредственно до различных категорий обучаемых, а также дистанционно осуществлять подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников образования.

Федеральным центром в настоящее время проводится активная работа по созданию системы дистанционного обучения совместно с Современным Гуманитарным Университетом, ведущим ВУЗом страны в области дистанционного обучения. Разработана методика организации и функционирования совместных базовых кафедр дистанционного обучения и подготовки специалистов в области ГО, прогнозирования, предупреждения и ликвидации ЧС. Предполагается широкое использование дистанционного обучения, в том числе на территориях с нарушенными условиями жизнеобеспечения населения.

В связи с обращениями в МЧС России Председателя Правительства Чеченской Республики С.В. Ильясова и помощника Президента Российской Федерации С.В. Ястржембского об оказании помощи по организации в Чеченской Республике обучения по программе «Основы безопасности жизнедеятельности», как важного шага в направлении восстановления мирной жизни – в настоящее время Федеральным центром реализуется проект дистанционного обучения с использованием мультимедийных компьютерных программ и учебных пособий в области безопасности жизнедеятельности.

В целях развития системы дополнительного профессионального образования в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Федеральном центре создан и успешно функционирует Центр подготовки специалистов в области современных технологий предупреждения и ликвидации ЧС, который получил лицензию Комитета образования города Москвы (серия СЛОД № 002627 код-Г) на право ведения образовательной деятельности.

В данном Центре осуществляется дополнительное профессиональное образование специалистов, в том числе и зарубежных, по следующим курсам (специализациям):

Ежегодно в Центре проходит обучение более 90 специалистов, в том числе и зарубежных.

Проводятся исследования по внедрению передовых российских технологий в подготовку специалистов для обеспечения деятельности служб гражданской защиты европейских стран.

В целях объединения интеллектуальных, финансовых и материальных ресурсов в 2000 г. по инициативе Федерального центра подписано совместное соглашение и утверждена Межотраслевая программа научно-инновационного сотрудничества между МЧС России и Минобразования России на период до 2004 г. в области подготовки специалистов по безопасности жизнедеятельности.

Программа предусматривает разработку системы конкретных действий, направленных на координацию выполнения НИОКР, развитие инновационной деятельности ВУЗов, подготовку и переподготовку высококвалифицированных кадров в интересах РСЧС.

В 2001-2002 годах в рамках выполнения НИР по плану НИОКР МЧС России разработана следующая научно-техническая продукция:

Рис. 5.7.5 Компьютерная презентационная программа для образовательных учреждений «Стратегия безопасного будущего»

Данная научно-техническая продукция прошла апробацию на Всероссийской специализированной ярмарке-выставке «Учебная техника для профессионального образования» (25-28 сентября 2001 г., ВВЦ) и Научно-практической конференции «Высшая школа и регионы: основы взаимодействия и сотрудничества» (26-29 октября 2001 г., г. Туапсе), Всероссийской конференции «Современная образовательная среда» (1-4 ноября 2002 г.), проведенными Минобразования России.

Использование указанной продукции позволит существенно улучшить образовательный процесс в области ГО и защиты от ЧС.

Таким образом, новые информационные образовательные технологии являются наряду с инженерно-техническими мероприятиями мощным фактором управления риском ЧС. С помощью данных технологий станет возможным:

1. Наряду с процессом формирования устойчивых знаний и навыков в области безопасности жизнедеятельности более эффективно изучать другие общеобразовательные дисциплины: географию, математику, физику, информатику и др.

2. Используя дистанционные методы обучения, обеспечить значительный контингент людей требуемыми знаниями и решить задачу преодоления дефицита квалифицированных преподавателей ОБЖ.

3. Наряду с образованием, параллельно осуществлять ежедневное воспитание в молодом человеке чувство гражданской ответственности за безопасность страны и общества. Это достигается целенаправленной подачей необходимой информации в реальном масштабе времени.

4. Воспитывать в молодых людях чувство патриотизма и гордости за нашу страну. Это становится возможным при внедрении в учебный процесс передовых российских информационных технологий, не уступающих, а, зачастую, превосходящих аналогичные зарубежные технологии.