logo search
том 2 - 2003 1 диск г

5.4.2. Состав органов управления и их размещение. Пункт управления и организация работы на них

Для управления гарнизонной службой создаются нештатные службы гарнизона.

Нештатные службы гарнизона (далее - нештатные службы) являются нештатными органами управления гарнизоном, создаются и возглавляются соответствующими должностными лицами из числа лиц среднего и старшего начальствующего состава ГПС на основании приказа начальника УГПС (ОГПС).

В состав нештатных служб включаются должностные лица и подразделения ГПС, выполняющие функции обеспечения гарнизонной службы.

В территориальных и местных гарнизонах создаются следующие нештатные службы: управления, газодымозащитная, техническая и связи.

По усмотрению начальника УГПС (ОГПС) в территориальных гарнизонах допускается создание других нештатных служб.

Нештатная служба управления создается для обеспечения руководства гарнизонной службой, контроля за состоянием боеготовности и осуществлением пожарно-тактической подготовки в гарнизоне, проведения общегарнизонных мероприятий, своевременного реагирования на изменение оперативной обстановки в гарнизоне.

В состав нештатной службы управления входят дежурные смены службы пожаротушения (далее - СПТ), центрального пункта пожарной связи (далее - ЦППС) и диспетчеры (радиотелефонисты) пунктов связи подразделений гарнизона.

При отсутствии в гарнизоне штатной СПТ, нештатная служба управления не создается.

Нештатная газодымозащитная служба (далее - НГДЗС) предназначена для обеспечения готовности гарнизона к применению средств индивидуальной защиты органов дыхания и мобильных средств противодымной защиты.

В состав НГДЗС включаются предназначенные для обеспечения функций газодымозащитной службы подразделения, тренировочные комплексы и технические средства для подготовки личного состава.

Нештатная техническая служба (далее - НТС) предназначена для обеспечения готовности пожарной техники, пожарно-технического вооружения и оборудования, средств пожаротушения, имеющихся в гарнизоне, к выполнению задач гарнизонной службы.

В состав НТС включаются подразделения технической службы, рукавные базы, базы (склады) для хранения горюче-смазочных материалов, огнетушащих веществ и пожарно-технического вооружения.

Нештатная служба связи (далее - НСС) предназначена для обеспечения готовности средств (систем) связи и управления гарнизона к выполнению задач гарнизонной службы.

В состав НСС включаются подразделения и мобильные средства, предназначенные для осуществления функций пожарной связи в гарнизоне.

Для организации деятельности по реализации задач гарнизонной службы назначаются должностные лица гарнизона пожарной охраны:

Следует обратить особое внимание на то, что должностные лица гарнизона несут ответственность за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей, за неправильное и неполное применение предоставленных им прав за сохранность имущества пожарной охраны.

Начальниками гарнизонов являются:

Начальнику гарнизона по вопросам организации гарнизонной и караульной служб подчинены все подразделения гарнизона и должностные лица гарнизона.

Остановлюсь на обязанностях, возлагаемых на начальника гарнизона. Он обязан:

Начальник местного гарнизона в дополнение к перечисленному обязан:

Начальник гарнизона имеет право:

В случае повышения пожарной опасности решениями органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим, в период действия которого подразделения гарнизона могут быть переведены на усиленный вариант несения службы. Порядок перевода подразделений гарнизона на усиленный вариант несения службы определяется министром внутренних дел Российской Федерации, министрами внутренних дел республик, начальниками УВД (ГУВД) краев, областей и автономных образований, г. Москвы, г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

При усиленном варианте несения службы осуществляются следующие основные мероприятия:

Остановлюсь на организации несения караульной службы.

Караульная служба осуществляется личным составом караулов и дежурных смен подразделений пожарной охраны посредством посменного несения боевого дежурства. Продолжительность боевого дежурства в ГПС определяет начальник гарнизона на основании действующих нормативных актов.

Основными задачами караульной службы являются:

Личный состав караула (дежурной смены) несет караульную службу в соответствии с распорядком дня, установленным в подразделении пожарной охраны. При этом:

В ночное время осуществляется в установленном порядке организованный отдых личного состава караула.

Для организации деятельности по реализации задач караульной службы назначаются должностные лица караула:

Обязанности должностных лиц определяются Уставом.

Должностные лица караула несут ответственность за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей, за неправильное и неполное применение предоставленных им прав.

Начальник караула является прямым начальником личного состава караула и подчиняется руководителям подразделения, в штатах которого он находится.

Остановлюсь на обязанностях и правах начальника караула.

Начальник караула обязан:

Проверка гарнизонной и караульной служб осуществляется в целях изучения их состояния, боевой готовности гарнизона и его подразделений, оказания практической помощи и выявления положительного опыта работы.

Право на проведение проверки при наличии удостоверения личности имеют:

Другие должностные лица обязаны предъявлять начальнику гарнизона, подразделения, караула (по предназначению) письменное предписание, заверенное печатью органа управления ГПС, по поручению которого они назначены для проверки гарнизона (караула).

Министр внутренних дел Российской Федерации и его заместители, начальник Главного управления Государственной противопожарной службы и его заместители, министры внутренних дел республик, начальники главных управлений, управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации и их заместители, начальники территориальных органов управления ГПС и их заместители самостоятельно определяют цели и объемы проверки.

Все лица, прибывшие для проверки караула по предписанию органа управления ГПС, проводят проверку в сопровождении начальника подразделения или лица, его замещающего.

Старшее должностное лицо подразделения ГПС, в которое прибыли проверяющие, обязано доложить о их прибытии по подчиненности.

При проверке гарнизонной службы изучается соответствие порядка организации и несения службы требованиям настоящего Устава и другим нормативным документам, уровень тактической подготовки начальствующего состава и профессиональной подготовки должностных лиц гарнизона, способность выполнять боевые действия по тушению пожаров.

При проверке караульной службы устанавливается:

Проверка караула должна строиться без ущерба для организации процесса обучения личного состава.

При проверке организации несения караульной службы в подразделениях по охране объектов дополнительно проверяется состояние противопожарного режима на охраняемом объекте, наличие и исправность первичных средств пожаротушения, установок пожарной автоматики, противопожарного водоснабжения.

Порядок, виды и периодичность проверок караулов подчиненных подразделений определяются начальником гарнизона с учетом складывающейся оперативной обстановки и положения дел в подразделении (гарнизоне).

Остановлюсь на вопросе организации пожаротушения.

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (с изменениями от 22 августа 1995 г., 18 апреля 1996 г., 24 января 1998 г., 7 ноября 2000 г.) определяет, что непосредственное руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара - прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в выполнении боевых действий по тушению пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.

Руководитель тушения пожара устанавливает границы территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий, а также принимает решения о спасении людей, имущества при пожаре. При необходимости руководитель тушения пожара принимает иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на указанной территории.

Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара.

Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжения при тушении пожара.

Основы организации тушения пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ (далее - тушение пожаров) определяет Боевой устав пожарной охраны.

Выполнение требований Устава является обязательным для всего личного состава пожарной охраны и иных привлеченных к тушению пожаров сил (далее - участники тушения пожаров).

Самостоятельное тушение пожаров гражданами Уставом не регулируется.

В Уставе определены следующие основные понятия:

Выполнение основной боевой задачи обеспечивается силами пожарной охраны - личным составом органов управления и подразделений пожарной охраны, в том числе курсантами и слушателями пожарно-технических учебных заведений, а при необходимости и в условиях особого противопожарного режима также профессорско-преподавательским составом пожарно-технических учебных заведений, учеными и специалистами пожарно-технических научно-исследовательских учреждений, личным составом иных противопожарных формирований, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

К тушению пожаров могут быть привлечены в установленном порядке личный состав органов внутренних дел, военнослужащие, силы гражданской обороны, а также население.

Для выполнения боевых задач используются следующие средства:

Успешное выполнение боевых задач при тушении пожаров основано на:

Для личного состава Государственной противопожарной службы (ГПС) при тушении пожаров обязательно выполнение требований нормативных документов (наставлений, инструкций, правил, рекомендаций и др.), утвержденных в установленном порядке.

Боевые действия по тушению пожаров (далее - боевые действия) включают в себя:

Боевые действия по разведке, спасанию людей и имущества, боевому развертыванию, ликвидации горения и выполнению специальных работ могут выполняться одновременно.

Обработка вызовов осуществляется в установленном порядке дежурным диспетчером (радиотелефонистом) подразделения пожарной охраны

Выезд и следование включают в себя сбор личного состава по сигналу "ТРЕВОГА" и его доставку на пожарных автомобилях и иных специальных транспортных средствах к месту вызова (пожара).

Разведка представляет собой совокупность мероприятий, проводимых в целях сбора информации о пожаре для оценки обстановки и принятия решений по организации боевых действий.

Разведка ведется непрерывно с момента выезда на пожар и до его ликвидации.

Разведку проводят руководитель тушения пожара (РТП), другие лица по его поручению, а также должностные лица, возглавляющие боевые действия на порученном им участке работы.

Спасание людей при пожаре является важнейшим видом боевых действий и представляет собой совокупность мер по эвакуации людей из зоны воздействия и вторичных проявлений ОФП или защите людей от их воздействия и вторичных проявлений.

Спасание людей при пожаре должно проводиться с использованием способов и технических средств, обеспечивающих наибольшую безопасность и, при необходимости, с осуществлением мероприятий по предотвращению паники.

Спасание имущества при пожаре осуществляется по указанию РТП в порядке важности и неотложности выполнения боевых задач.

Боевое развертывание - действия личного состава по приведению прибывших к месту вызова пожарных машин в состояние готовности к выполнению боевых задач по тушению пожаров.

При боевом развертывании и последующих боевых действиях для обеспечения безопасности участников тушения пожара, возможности маневра прибывающей пожарной техники, установки резервной пожарной техники могут быть проведены необходимые действия по ограничению или запрещению доступа посторонних лиц к месту пожара, а также движения транспорта на прилегающей к нему территории. До прибытия соответствующих служб органов внутренних дел эти действия могут выполняться личным составом в порядке, определяемом РТП.

Ликвидация горения - действия личного состава, непосредственно обеспечивающие прекращение горения веществ и материалов на пожаре, в том числе посредством подачи в очаг пожара огнетушащих веществ.

Выполнение специальных работ – это действия личного состава, направленные на обеспечение выполнения боевых задач с использованием специальных технических средств и (или) знаний.

К основным специальным работам относятся:

Управление боевыми действиями на пожаре - это целенаправленная деятельность должностных лиц по руководству личным составом и иными участниками тушения пожара при ведении боевых действий на месте пожара.

Управление боевыми действиями на пожаре предусматривает:

Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется РТП, прибывшим на пожар старшим должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное другими документами). РТП на принципах единоначалия управляет личным составом, участвующим в выполнении боевых действий по тушению пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.

Указания РТП обязательны для исполнения должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара.

Никто не вправе вмешиваться в действия РТП или отменять его распоряжения при тушении пожара.

Руководителем тушения пожара являются:

Отдача первого указания прибывшим на пожар старшим должностным лицом органа управления, подразделения пожарной охраны считается моментом принятия им на себя руководства тушением пожара.

РТП в зависимости от обстановки на пожаре может создавать оперативный штаб, боевые участки и сектора.

Оперативный, штаб является временно сформированным нештатным органом управления на пожаре и создается при:

Работой оперативного штаба руководит его начальник, который одновременно является заместителем РТП. В состав оперативного штаба могут входить заместитель начальника штаба, начальник тыла, представители администрации предприятия и другие лица по усмотрению РТП. Работа оперативного штаба осуществляется на основе распоряжений и указаний РТП.

Участниками тушения пожара являются: личный состав подразделений и органов управления пожарной охраны, пожарные добровольцы, военнослужащие, сотрудники и работники органов внутренних дел, принимающие непосредственное участие в тушении пожара.

Участники тушения пожара обязаны:

Участники тушения пожара имеют право:

Участники тушения пожара при продолжительных боевых действиях обеспечиваются питанием и условиями для отдыха в установленном порядке.

Необходимо также отметить, что в области снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций действуют более 300 законодательных и нормативных правовых актов:

А также многие другие, в том числе и ведомственные.