logo search
том 2 - 2003 1 диск г

9.3.6. Совершенствование сертификации

Вступление России в международные организации по торговле и расширение экономических связей с зарубежными партнерами ставят задачи совершенствования действующей в стране системы сертификации, сближения ее с принятыми за рубежом формами подтверждения соответствия. Например, в странах ЕС более гибкий механизм подтверждения соответствия. За рубежом в настоящее время главным доказательством подтверждения соответствия является декларация о соответствии, представляемая изготовителем от своего имени и под свою ответственность. Подтверждение соответствия в рамках Европейского экономического сообщества производится на соответствие Европейским Директивам, основные требования которых, в том числе и по безопасности для определенной группы продукции, являются обязательными для исполнения. В качестве примера можно привести следующие группы: машины, строительная продукция, индивидуальные защитные устройства, безопасность игрушек, медицинская продукция. Продукция может быть выпущена на европейский рынок только тогда, когда она отвечает требованиям всех касающихся его директив.

Проверка соблюдения соответствия осуществляется посредством так называемых модулей (их восемь), представляющих собой совокупность способов доказательств, в том числе таких, как декларация поставщика о соответствии, контроль технической документации, испытания, оценка системы качества, а также сертификацию - привлечение третьей стороны для подтверждения соответствия. Результатом подтверждения соответствия является предоставление права поставщику проставлять на продукции европейский знак безопасности - СЕ. Такой подход является более гибким по сравнению с сертификацией, так как он позволяет выбрать способ подтверждения соответствия, адекватный степени потенциальной опасности продукции.

Сертификация систем обеспечения качества на соответствие стандартам ИСО серии 9000 широко развита в зарубежных странах, в то время как в России практически только в последние годы на эту проблему обратили серьезное внимание. Возможно, одна из причин такого отставания связана с упадком отечественного производства и слабой ориентацией действующих предприятий на экспорт своих товаров. Немногие производственные предприятия России осознали важность и необходимость сертификации систем качества: всего лишь несколько сотен Российских предприятий имеют сертификат на системы качества, в то время как за рубежом им владеют десятки тысяч фирм.

Сертифицированная система качества характеризует способность предприятия стабильно выпускать продукцию надлежащего качества и вполне может рассматриваться как один из весомых факторов конкурентоспособности фирмы (предприятия) как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Для отечественных предприятий, планирующим в будущем экспортировать свою продукцию, сертификация системы качества – важнейшее условие, определяющее возможность заключения контракта и реализации товара цивилизованным путем по достойным ценам.

Сертификация в России в период перехода от административно-командного способа управления экономикой к рынку внесла свой вклад и сформировала определенные предпосылки для развития сертификационных услуг. В условиях роста предпринимательства и открытости рынка она стала привычным и популярным инструментом рыночной экономики и способствовала защите потребителя от поступления в сферу обращения опасных товаров, воспитанию у потребителя осознания своих прав на рынке, сохранению квалифицированных специалистов в сфере управления качеством, стандартизации, метрологии и испытаний (благодаря созданию дополнительных рабочих мест в сертификационной отрасли).

В целях обеспечения безопасности рынка пожрно-технической и пожароопасной продукции в области пожарной безопасности создана Система добровольной сертификации услуг, систем менеджмента качества в области пожарной безопасности. В область распространения Системы входят работы по сертификации услуг (работ), систем менеджмента качества в области пожарной безопасности, выполняемые организациями, предприятиями, находящимися на территории Российской Федерации. Основными целями данной Системы являются: повышения качества выполняемых услуг в области пожарной безопасности, обеспечение потребителя достоверной информацией о уровне выполняемых услуг (работ), обслуживания и ассортименте предлагаемых услуг (работ), повышение конкурентоспособности предприятий, организаций, осуществляющие услуги (работы) в области пожарной безопасности и др. Ведется работа по созданию инфраструктуры сертификации услуг (работ) в области пожарной безопасности и института экспертов по сертификации в данной Системе.

В настоящее время все больше ощущается, что обязательная сертификация с использованием классических форм сертификации себя исчерпала. С целью устранения недостатков обязательной сертификации реализации Соглашения о технических барьерах в торговле, которое является непременным условием вступления России Всемирную торговую организацию (ВТО), Госстандарт России разработал Концепцию совершенствования действующей в стране сертификации продукции и услуг и перехода к механизму подтверждения соответствия. Отдельные ее принципы и рассматриваются ниже.

В ней говорится, что поскольку возможности сертификации третьей стороной для обеспечения подтверждения безопасности больших объемов продукции, а такие создания благоприятных условий для гармонизации с аналогичными процедурами ЕС ограничены, то следует перейти от обязательной сертификации к обязательному подтверждению соответствия о более широкими возможностями доказательства безопасности продукции. Подтверждение соответствия в отличие от сертификации, проводящейся исключительно третьей стороной, может осуществляться первой стороной (поставщиком), третьей стороной или одновременно тем и другим.

Принимая во внимание, что доказательства соответствия не должны быть избыточны и обременительны для поставщика, способы подтверждения соответствия должны устанавливаться с учетом степени реальной опасности. Для обеспечения необходимого уровня безопасности продукции набор способов подтверждения соответствия должен охватывать все возможные случаи, характеризующие специфику продукции, особенности ее производства и использования по назначению.

Так как за качество и безопасность продукции согласно законодательству Российской Федераций и основополагающим документам ЕС полностью отвечает поставщик данной продукции, ответственность за полноту и достоверность необходимых доказательств соответствия для маркирования знаком допуска на рынок следует возложить на поставщика (изготовителя, продавца, исполнителя услуг, отвечающего за качество и безопасность продукции или услуг).

Кроме того, учитывая международную практику и осознавая неудобства использования знаков соответствия, введенных множеством систем обязательной сертификации в Российской Федерации, необходимо учредить единый знак допуска товаров на российский рынок на основе подтверждения соответствия всем установленным требованиям безопасности.

Исходя из международного опыта и осознавая, что механизм подтверждение соответствия наиболее целесообразно применять на стадии производства продукции, а не обращения товара, следует ориентировать обязательное подтверждение соответствия преимущественно на выпускаемую продукцию конкретного производителя. Это также будет способствовать повышению стабильности качества и безопасности продукции благодаря установлению длительных связей между продавцами и изготовителями.

Поскольку в наличии имеется достаточный фонд государственных стандартов, устанавливающих конкретные требования безопасности, но в то же время существует необходимость их совершенствования, следует продолжить использование государственного стандарта в качестве основного вида нормативного документа для подтверждения соответствия.

Выполнение изложенных принципов позволит осуществить переход к новой политике подтверждения соответствия продукции и допуска ее на рынок. Основными целями этой политики должны стать обеспечение соответствия продукции требованиям безопасности, создание условий для более свободного движения товаров на рынке, а также гармонизация способов подтверждения соответствия с принятыми в ЕС и создания условий для принятия России в ВТО.