logo search
ТОМ 1

4.1.2.1. Состояние нормативно-правовой базы в сфере гражданской защиты

Федеральные законы:

Указ Президента РФ:

Постановления Правительства РФ:

Основными задачами, реализуемыми государством в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, являются:

Государственная политика РФ в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного определяется и реализуется с учетом ряда основополагающих принципов, к числу которых относятся:

«О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О гражданской обороне»:

Предлагается дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, в частности, внесение изменений в Федеральный законы «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (см. рис. 4.1.8) и «О гражданской обороне», а также определены приоритетные направления совершенствования РСЧС (по этому вопросу недавно проведена дискуссия в рамках научно-технического совета при ЦСИ ГЗ) и расширения количества государственных служб.

Сформулированы особенности государственной политики в области предупреждения ЧС, а также в начале XXI века (рис. 4.1.11 и 4.1.12).

Таким образом, можно утверждать, что в настоящее время в РФ сформировалась и реализуется достаточно эффективная государственная политика в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.

В последние годы эта политика приобретает все более системный и программный характер. Государство вплотную подошло к необходимости разработки и принятия государственной стратегии уменьшения рисков и смягчения последствий катастроф, имеющей прочную научную, законодательную и экономическую базу.

Приоритетные направления совершенствования РСЧС

дальнейшая интеграция с системой гражданской обороны страны;

совершенствование системы мониторинга и прогнозирование ЧС;

совершенствование системы управления РСЧС (в т.ч. нормативно-правовой базы);

совершенствование системы подготовки руководящего состава, специалистов органов государственного управления, аварийно-спасательных сил РСЧС и обучения населения действиям в ЧС;

создание резервов финансовых и материальных ресурсов на отраслевом, территориальном и местном уровнях;

повышение эффективности системы экономического регулирования, совершенствование механизма страховой защиты населения и территорий от ЧС;

развитие единых дежурно-диспетчерских служб;

усиление надзора и контроля за безопасностью деятельности опасных производств и объектов;

создание системы государственного контроля за состоянием и готовностью спасательных сил страны, независимо от их ведомственной принадлежности.

Рис.4.1.10 Приоритетные направления совершенствования функционирования РСЧС

Направление государственной политики

в области предупреждения ЧС

Предотвращение и снижение возможностей возникновения источников ЧС:

Смягчение последствий воздействия поражающих факторов:

  • совершенствование и обеспечение функционирования системы мониторинга источников ЧС;

  • идентификация, оценка и прогноз рисков ЧС;

  • выбор приоритетов, задач снижения вероятностей возникновения источников ЧС.

  • рациональное размещение производительных сил;

  • выбор комплекса специальных инженерно-технических защитных мероприятий;

  • выбор приоритетов развития и совершенствования системы сил и средств ликвидации ЧС;

  • подготовка населения и специалистов по предотвращению ЧС и уменьшению их последствий.

Рис. 4.1.11 Особенности государственной политики в области предупреждения ЧС

Особенности государственной политики в начале XXI века

переход на реализацию государственной политики в рамках единой государственной стратегии противодействия чрезвычайным ситуациям;

активная реализация общегосударственных стратегических программ, направленных на уменьшение рисков возникновения катастроф и их последствий;

переход к комплексному управлению в сфере природно-техногенной безопасности граждан, общественных организаций и общества в целом, придание государственной политике в этой области общенационального характера;

широкое распространение методологий управления рисками чрезвычайных ситуаций;

устранение ведомственной разобщенности, создание многопрофильных спасательных формирований, объединенных в единую государственную службу;

планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий и степени опасности возникновения ЧС ситуаций;

наличие нормативно-правовой базы для деятельности всех органов государственной власти, организаций, учреждений;

обеспечение достаточности сил и средств для осуществления мероприятий по защите населения и территорий от ЧС и возможности их наиболее рационального использования;

гласность при осуществлении деятельности, связанной с предупреждением и ликвидацией ЧС, обеспечение органов управления и населения полной, достоверной и своевременной информацией об угрозах и возможных опасностях для населения и территорий;

учет экономических возможностей государства при реализации мероприятий, направленных на предупреждение ЧС;

международное сотрудничество в области предупреждения и ликвидации ЧС.

Рис. 4.1.12 Особенности государственной политики в начале XXI века