logo
ТОМ 1

Введение

Большое количество ежегодно возникающих чрезвычайных ситуаций, сопровождаемых значительными людскими и материальными потерями, сохра­няющаяся опасность возникновения войн и вооруженных конфликтов повыша­ют актуальность защиты населения и территорий в настоящее время (табл. 2.1.1-2.1.3).

Таблица 2.1.1.

Характеристика крупных ЧС в России в 1993-2002 гг.

Год

Количество ЧС

Всего

Кол-во пострадавших, тыс. чел.

Кол-во погибших, чел.

техногенных

природных

других, в.ч. эколог. и био-соц.

1993

209

125

нет данных

334

более 25

236

1994

769

232

нет данных

1001

около 7

947

1995

905

127

127

1159

более 18

1320

1996

1097

225

173

1495

более 51

2672

1997

1088

281

180

1549

более 57

4679

1998

1031

253

104

1388

более 18

2103

1999

1174

409

82

1665

около 83

1735

2000

955

465

107

1527

более 112

1275

2001

856

263

117

1236

более 218

1559

2002

606

282

72

960

более 311

1153

Таблица 2.1.2.

Распределение техногенных ЧС в России в 1993-2002 гг.

№ п/п

Вид техногенной ЧС

Доля техногенных ЧС (%)

1

Пожары, взрывы в населенных пунктах и организациях

48,5

2

Аварии и катастрофы на автодорогах

17,4

3

Аварии и катастрофы на железных дорогах

9,1

4

Аварии, связанные с АХОВ и РВ

8,2

5

Аварии в системах жизнеобеспечения

5,6

6

Аварии на магистральных трубопроводах

4,4

7

Аварии и катастрофы на воздушном транспорте

4,0

8

Аварии и катастрофы на водном транспорте

1,2

9

Аварии и обрушения на ОЭ

0,6

10

Всего

100

Поэтому решение новых задач, возложенных на единую систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и на гражданскую оборону (ГО), невозможно без создания и обеспечения функционирования целостной, эффективной и гибкой системы управления, позволяющей проводить единую государственную политику в области предупреждения и ликвидации чрезвы­чайных ситуаций, защиты жизни и здоровья людей. Причем, чем сложнее задачи - тем выше требования к системе управления.

Таблица 2.1.3.

Распределение природных ЧС в России в 1993-2002 гг.

№ п/п

Вид природной ЧС

Доля природных ЧС (%)

1

Наводнения, затопления

34

2

Ураганы, бури, тайфуны, смерчи

19

3

Сильные или особо длительные дожди

14

4

Землетрясения

8

5

Сильные снегопады, метели

7

6

Оползни, обвалы, сели, лавины

6

7

Сильные морозы, заморозки, гололед

4

8

Лесные и торфяные пожары

4

9

Сильные засухи

1

10

Подтопления

1

11

Карстовые провалы

1

12

Извержения вулканов

1

13

Всего

100

Опыт ликвидации ЧС свидетельствует о большой роли, которую играет эффективная, стройная система управления в вопросах реагирования на возникающие аварии, катастрофы и стихийные бедствия. В последние го­ды особенно сильно проявилось многообразие этих ЧС - от вооруженного конфликта (Че­ченская Республика) и разрушительного землетрясения (Нефтегорск) до крупных пожаров и наводнений, многочисленных техногенных аварий и катастроф.

Эффективность работы по предупреждению и ликвидации ЧС в полной мере зависит от деятельности должностных лиц и органов управления РСЧС, организации повседневного управления. В связи с этим в условиях сложной социально-политической и экономической обстанов­ке в стране требуется не допустить снижения готовности органов управления РСЧС и ГО, обеспечить их тесное взаимодействие при решении возложенных на них задач.

Раци­ональная структура организационной системы РСЧС в целом и системы уп­равления в частности является необходимым условием для эффективного управления ею.

Недостатки в структуре и организации управления приводят к сниже­нию эффективности не только самой системы управления, но и всей организаци­онной системы в целом.

Опыт показывает, что при совершенной организации даже слабый руководитель часто приносит лишь очень небольшой вред. Но слабый руководитель, опирающийся на дефектную организацию, неизбежно проваливается и увлекает за собой все, что ему подчинено.

Таким образом, от организации системы управления и взаимодействия ее частей зависит рацио­нальное функционирование всей системы в любой области деятельности.