logo
ТОМ 1

3.1.2.2. Основы развития машиностроительного комплекса

В соответствии с конституционными положениями, основами кон­цепции национальной безопасности, Указами Президента и Распоряже­ниями Правительства Российской Федерации в последние 2-3 года был проведен детальный анализ состояния и перспектив отечественной эконо­мики и ее важнейших компонентов - машиностроения и транспорта. Он получил свое отражение в материалах Российской академии наук (РАН), Международного союза машиностроителей, Министерства науки и техно­логий, Министерства экономики, Министерства атомной энергии:

В приоритетах научно-технического развития России, принятых Советом по научно-технической политике при Президенте Российской Федерации по докладу Президента Российской академии наук, определены десять основных направлений: информатизация, энергетика, природные ресурсы и их глубокая переработка, биотехнологии, новые материалы, транспорт, фундаментальные исследования, просвещение и образование, обустройство человеческой жизни, национальная безопасность и обороно­способность. В каждом из этих направлений важнейшую роль должно сыграть машиностроение, как их материально-техническая основа. В то же время развитие самого машиностроения будет возможно только при опоре на все передовые научные достижения по указанным направлениям.

Н

.

Рис. 3.1.6 Изменение коэффициентов финансовой поддержки (КФП) научных исследований Рис. 3.1.7 Перераспределение объемов затрат (ОЗ) по этапам жизненного цикла объектов машиностроения

а рис. 3.1.6 показаны данные, характеризующие катастрофическое па­дение коэффициентов финансовой поддержки научных и прикладных раз­работок в России по линии отраслевых научно-исследовательских институ­тов (НИИ), государственных научно-технических программ Миннауки, высших учебных заведений (ВУЗ) и академических институтов (РАН). На этом фоне США и Китай за эти годы увеличили финансовую поддержку науки. Затраты на поддержание функционирования одного научно-техни­ческого работника в России в 6 раз ниже, чем в США. Общее госбюджетное финансирование фундаментальных исследований упало в России примерно в 5 раз.

В эти же годы в нашей стране произошло и существенное структур­ное изменение компонентов объема затрат (ОЗ) для различных этапов жизненного цикла машиностроительной продукции (рис. 3.1.4). Резко (в 5-8 раз) сократились объемы затрат на стадиях научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и опытного производства (ОП). Затраты на безопасный и планомерный вывод из эксплуатации (ВЭ) у нас в стране снизились практически до нуля. Основная доля затрат перешла в область производства (ПР) и эксплуатации (ЭК) с низким уровнем технологической дисциплины, безопасности и ускоренным и запредельным использованием ресурса. Коэффициент обновления основных фондов за эти годы упал в 4,5 раза.

Сказанное выше позволяет сделать вывод о том, что развитые машиностроительный и транспортный комплексы должны стать непремен­ными и основополагающими компонентами динамично развиваемой экономики России на ближайшую и отдаленную перспективу XXI века. Это требует разработки и принятия приоритетных общероссийских программ преобразования и развития машиностроения. Их комплексная реализация позволит: