1.1.4.2. Организация и состояние прогнозирования природных чрезвычайных ситуаций
Прогнозирование ЧС природного характера осуществлялось на основе информации поступающей из центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (ЦГМС), центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, центра государственного мониторинга геологической среды, Всероссийского центра мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций МЧС России.
Еженедельный прогноз своевременно поступает в Управление Центрального регионального центра и доводится до субъектов РФ региона.
Прогнозировалось самовозгорание торфа в штабелях и на торфополях. Наиболее крупные и пожароопасные районы торфяных разработок расположены во Владимирской, Ивановской, Московской, Рязанской, Тверской, Ярославской областях.
При массовых лесных и торфяных пожарах основной ущерб экономики субъектов складывается из безвозвратных потерь лесного фонда, запасов добытого торфа и уничтожения торфяных месторождений, а также затрат на локализацию и ликвидацию пожаров.
Эпидемическая и эпизоотическая обстановка на территории ЦРЦ благоприятная. Очаги инфекционных заболеваний людей и животных могут возникнуть в случае аварий на объектах микробиологической промышленности, водопроводно-канализационных системах, а также при несоблюдении мер по охране окружающей среды.
Приказом начальника ЦРЦ в управлении регионального центра и в ГУ ГОЧС областей созданы внештатные территориальные центры мониторинга и прогнозирования (ТЦМП) чрезвычайных ситуаций. В настоящее время идет формирование нормативно-правовой базы ТЦМП по вопросам прогнозирования ЧС, сбор и анализ исходных данных по потенциально опасным объектам.
Основные направления деятельности ЦРЦ по совершенствованию функционирования регионального уровня РСЧС.
1. Совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы по организации и осуществлению мероприятий в области предупреждения ЧС. В Центральном региональном центре проводится работа по созданию, формированию и совершенствованию нормативно-правовой базы в области защиты населения и территорий от ЧС, в том числе по организации и осуществлению мероприятий в области предупреждения ЧС.
Особое внимание уделяется разработке нормативно-правовых актов, позволяющих реализовывать законы РФ и постановления Правительства РФ применительно к особенностям субъектов РФ и региона в целом. Основополагающим документом является закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».
В целях обеспечения результативности проводимых мероприятий по защите населения и территорий от ЧС, в том числе по предупреждению ЧС (госнадзорная и контрольная деятельность), с субъектами РФ приняты соответствующие постановления, распоряжения и организационные указания.
В субъектах РФ региона на территориальном уровне работа по реализации Федерального закона «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» по 12 рекомендованным МЧС России направлениям полностью завершена.
2. Выполнение планов действий по предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий в области предупреждения ЧС. Планы действий по предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий в ГУ ГОЧС областей Центрального региона разработаны и откорректированы. Мероприятия планов действий выполняются в установленном порядке и в установленные сроки.
Основные мероприятия планов, в части предупреждения ЧС, выполненные за отчетный период:
1. Отработаны вопросы взаимодействия по предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.
2. Проведен комплекс мероприятий по предупреждению ЧС и готовности к действию при их возникновении органов управления, сил и средств территориальных подсистем РСЧС и их звеньев, потенциально опасных объектов.
3. Организовано взаимодействие с надзорными органами по вопросам проведения комплексных проверок потенциально опасных объектов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
4. Уточнен состав сил и средств для ликвидации ЧС в летний пожароопасный период, порядок их взаимодействия.
3. Разработка и осуществление целевых и научно-технических программ по предупреждению ЧС. В субъектах РФ, входящих в состав Центрального региона по планам НИОКР МЧС России реализуются следующие основные федеральные, региональные и областные целевые и научно-технические программы:
«Строительство жилья для участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС»;
«Единая программа по защите населения РФ от воздействия последствий Чернобыльской катастрофы»;
«Возрождение Волги» (на период до 2010 г.);
«Защита от наводнений и подтоплений городов, населенных пунктов, объектов народного хозяйства и ценных земель на территории РФ» (на период до 2015 г.);
«Защита населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (на период до 2000 г.»;
«Леса России» (на период до 2001 г.);
«Охрана лесов от пожаров» (на период до 2001 г.);
«Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (до 2005 г.)»;
«Ядерная и радиационная безопасность России (на 2000-2006 г.)»;
«Вакцинопрофилактика» и др.
Реализация вышеперечисленных программ задерживается из-за отсутствия достаточных финансовых средств в областных и федеральном бюджетах.
Разработка и осуществление целевых и научно-технических программ по предупреждению ЧС в большинстве областей ведется крайне медленно, а выполнение ряда целевых программ приостановлено, так как финансовые средства на эти программы выделяются из финансовых возможностей субъектов РФ или вообще не выделяются.
4. Создание и наличие резервов финансовых и материальных ресурсов. В субъектах РФ Центрального региона созданы резервы финансовых и материальных средств, предназначенные для обеспечения мероприятий по ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера.
Создаются запасы медикаментов, профилактических и дезинфицирующих средств, ГСМ, материальных средств для проведения аварийно-восстановительных работ на коммунально-энергетических сетях.
Однако процесс формирования резервов финансовых и материальных резервов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на областном, местном и объектовом уровнях проходит с большими сложностями.
5. Совершенствование информированности исполнительных органов власти, руководителей объектов промышленности в области прогнозирования и предупреждения ЧС. Информирование руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ, руководителей органов местного самоуправления, руководителей объектов промышленности и общественных организаций по вопросам угрозы и факте возникновения ЧС осуществлялось на основании выполнения требований постановлений Глав администраций «О порядке сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от ЧС»; «О системе оповещения и информирования об угрозе возникновения ЧС», «О порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения о ЧС», «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально-опасных объектов» и других постановлений.
Для координации действий имеющихся ведомственных дежурно-диспетчерских служб, оперативного сбора информации и организации экстренного реагирования силами постоянной готовности при угрозе и возникновении ЧС на территории региона создаются Единые дежурно-диспетчерские службы (ЕДДС). На сегодняшний день в Центральном регионе создано:
областных – 6,
в категорированных городах - 57,
в городах, не отнесенных к группам по ГО, и сельских районах – 36.
Создание ЕДДС происходит по варианту «ЕДДС-ОДС», т. е. создается объединенная дежурно-диспетчерская служба (ОДС), взаимодействующая с городскими ДДС при сохранении существующего порядка работы городских служб с населением. В то же время, имеется согласие администрации г. Воронежа на проведение опытной федеральной целевой программы «ЕДДС - единый номер» (выделение в городской телефонной сети единого многоканального номера для работы с населением).
Особое внимание уделяется оперативному, достоверному и своевременному информированию населения через СМИ о состоянии защиты людей и территорий от чрезвычайных ситуаций и о принимаемых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникающих ЧС, о приемах и способах защиты от них.
Обмен информацией между органами управления осуществляется, как по вертикальным, так и по горизонтальным связям. Эта информация включает данные о прогнозах и фактах угрозы возникновения ЧС и экологической безопасности.
6. Сводно-аналитический прогноз на последующий период. Анализ статистических данных по ЧС за последние 5 лет и долгосрочный прогноз Росгидрометцентра позволяют сделать вывод о том, что в областях Центрального региона возможны:
аварии на коммунальных сетях и системах тепло-энергоснабжения в период отопительного сезона 2001-2002 г.;
лесные и торфяные пожары в большинстве областей Центрального региона (Владимирской, Ивановской, Московской, Рязанской, Тверской, Ярославской);
обострение обстановки в некоторых районах Тульской области в связи с наблюдаемыми карстовыми провалами;
несчастные случаи на водных бассейнах;
рост инфекционных желудочно-кишечных заболеваний;
пожары и взрывы на промышленно опасных объектах и в административных зданиях;
пожары в жилых домах и на садовых участках;
транспортные аварии и катастрофы на железных и автомобильных дорогах, воздушном транспорте;
ЧС, вызванные ураганными ветрами.
- Содержание
- Управление стратегическими рисками чрезвычайных ситуаций в системе обеспечения национальной безопасности россии
- Стратегические показатели состояния России
- I. Го, рсчс и безопасность россии
- 1.1. Чрезвычайные ситуации – угроза безопасности россии. Классификация чрезвычайных ситуаций. Статистика чрезвычайных ситуаций: анализ, уроки, выводы
- Введение
- Стратегические показатели состояния России
- Термины и определения. Классификация чрезвычайных ситуаций
- Классификация чс
- 1.1.2. Современные тенденции динамики чрезвычайных ситуаций
- Промышленная опасность
- Природная опасность
- О мониторинге чс
- 1.1.3. Основные направления и содержание государственной политики в области предотвращения бедствий и катастроф и смягчения их последствий
- Основные перспективные задачи управления комплексными стратегическими рисками
- 1.1.4. Оценка эффективности государственной политики в области предупреждения и ликвидации чс - как основа обеспечения обратной связи и мониторинга при ее разработке и реализации
- Заключение
- 1.2. Концепция национальной безопасности и военная доктрина российской федерации
- Введение
- 1.2.1. Основы обеспечения национальной безопасности. Роль и место гражданской защиты в системе национальной безопасности российской федерации
- 1.2.2. Основные положения концепции национальной безопасности российской федерации
- 1.2.3. Основные положения военной доктрины российской федерации
- Заключение
- 1.3. Исторические аспекты развития системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
- 1.4. Рсчс и гражданская оборона на региональном и территориальном уровнях
- 1.4.1. Работа по созданию и совершенствованию территориальной подсистемы рсчс
- 1.4.1.1. Совершенствование анализа риска возникновения источников техногенных чс и прогнозирования их последствий
- 1.1.4.2. Организация и состояние прогнозирования природных чрезвычайных ситуаций
- 1.4.2. Система гражданской обороны российской федерации на территориальном уровне
- 1.5. Устойчивое развитие: безопасность общества и государства
- Введение
- 1.5.1. Безопасность и устойчивое развитие – новые парадигмы сохранения цивилизации
- 1.5.2. Теория безопасности жизнедеятельности человека - основа новых мировоззренческих подходов к организации жизни общества и стратегии развития
- Способы управления рисками различных видов катастроф
- 1.5.3. Россия на пути к устойчивому развитию: состояние природной и техногенной безопасности, способы ее обеспечения
- Меры по снижению рисков и смягчению последствий чс по этапам ее развития
- Заключение
- 1.6. Обстановка с пожарами в мире и стране, ее прогнозы на XXI век
- Введение
- 1.6.1. Зачем нужна пожарная статистика
- 1.6.2. Что такое пожарная статистика
- 1.6.3. Кто занимается пожарной статистикой
- 1.6.4. Источники информации
- 1.6.5. Обстановка с пожарами в мире
- Страны мира, имеющие больше всего зарегистрированных пожаров
- Ориентировочная ежегодная стоимость пожаров в сша
- Заключение
- II. Планирование мероприятий рсчс и го и управление ими в субъектах рф
- 2.1. Основы управления мероприятиями рсчс и го
- Введение
- 2.1.1. Сущность и основные положения управления рсчс и го
- 2.1.1. Система управления рсчс и го, режимы и методы работы
- 2.1.3. Роль нормативно-правовой базы в повышении эффективности управления мероприятиями по защите от чрезвычайных ситуаций
- Заключение
- 2.2. Основы планирования мероприятий рсчс и го
- Введение
- 2.2.1. Структура и содержание плана действий по предупреждению и ликвидации чс
- 2.2.1.1. Краткая географическая и социально-экономическая характеристика субъекта Российской Федерации и оценка возможной обстановки на его территории
- 2.2.1.2. Мероприятия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий
- Приложения
- 2.2.2. Порядок разработки, корректировки и уточнения плана
- Особенности планирования мероприятий гражданской обороны
- Заключение
- 2.3. Основы организационного проектирования многофункциональной пожарно-спасательной службы
- Введение
- 2.3.1. Сущность организационного проектирования систем
- 2.3.2. Основные принципы и этапы организационного проектирования многофункциональной пожарно-спасательной службы
- 2.3.3. Методологические основы проектирования многофункциональной пожарно-спасательной службы
- 2.3.4. Методологические основы обоснования числа пожарно-спасательных депо
- Пример расчета числа пожарных депо (для Москвы)
- 2.3.5. Методологические основы нормирования числа пожарных и аварийно-спасательных автомобилей
- 2.3.6. Практические рекомендации по нормированию числа депо и автомобилей многофункциональной пожарно-спасательной службы
- Аварийно-спасательный автомобиль быстрого реагирования
- Вариант нормирования автомобилей1 и депо гпс по типам автомобилей, видам депо и их количеству
- 2.4. Организация связи и оповещения в го и рсчс
- 2.4.1. Организация связи
- 2.4.2. Организация оповещения
- 2.5. Морально-психологическое обеспечение: сущность и содержание
- Введение
- 2.5.1. Характеристика морально-психологического обеспечения
- 2.5.2 Методы и формы морально-психологического обеспечения
- Заключение
- III. Роль рсчс в предупреждении чрезвычайных ситуаций
- 3.1.Основы государственной политики по обеспечению безопасности в техносфере
- 3.1.1. Научные проблемы безопасности техногенной сферы
- 3.1.1.1. Основные аспекты безопасности техногенной сферы
- 3.1.1.2. Угрозы техногенной безопасности и разработка мер по их устранению
- Вероятность крупных аварий (1 год)
- 3.1.1.3. Угрозы технологической безопасности
- 3.1.1.4. Цели стратегии технологической безопасности, механизмы и направления парирования опасностей
- 3.1.1.5. Объекты системы технологической безопасности
- 1.2. Научные проблемы и перспективы развития производственного комплекса техносферы
- 3.1.2.1. Приоритетность научного и технического развития машиностроительного комплекса
- 3.1.2.2. Основы развития машиностроительного комплекса
- 3.1.2.3. Научно-технические разработки проблем машиностроения
- 3.1.2.4. Задачи Российской академии наук по решению научных проблем машиностроения
- 3.1.2.5. Организационные и финансовые основы развития машиностроительного комплекса
- 3.2. Организация мониторинга, прогнозирования чрезвычайных ситуаций и их последствий
- Введение
- 3.2.1. Организация наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов
- 3.2.2. Система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций
- Заключение
- Приказ №483
- Министерство российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
- Положение
- I. Общие положения
- II. Основные задачи Центра
- III. Основные функции Центра
- IV. Полномочия Центра
- 3.3. Новые информационные технологии в управлении
- Введение
- 3.3.1. Информационные технологии и их применение при принятии управленческих решений в мчс россии
- 3.3.1.1. Информационные технологии, применяемые в мчс России
- 3.1.2. Планируемое состояние аиус рсчс к 2005 году
- 3.1.2.2. Создание Ситуационного центра мчс России
- Содержание первого этапа
- Содержание второго этапа
- 3.4. Органы надзора и контроля, специально уполномоченные в области промышленной безопасности и защиты населения
- Введение
- Динамика аварийности на предприятиях, подконтрольных Федеральному горному и промышленному надзору России
- 3.4.1. Задачи, структура специально уполномоченного органа в области промышленной безопасности
- 3.4.1.1. Задачи, структура специально уполномоченного органа
- 3.4.1.2. Основные направления обеспечения промышленной безопасности
- 3.4.1.3. Задачи Госгортехнадзора России
- 3.4.1.4. Государственный пожарный надзор
- 3.4.2. Организация взаимодействия органов управления гочс с надзорными и контрольными органами в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий
- Министерство российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий федеральный горный и промышленный надзор россии приказ
- Приказываем:
- Положение о Федеральном горном и промышленном надзоре России1
- Кодекс российской федерации об административных правонарушениях
- 3.5. Теория и практика анализа и управления риском чрезвычайных ситуаций в контексте устойчивого развития россии
- Введение
- 3.5.1. Научные основы устойчивого развития современной цивилизации
- 3.5.2 Методологические основы анализа и управления риском чрезвычайных ситуаций
- Структура техногенных чс на территории России
- Структура природных чс на территории России
- Частоты опасных событий
- Подходы к прогнозированию чрезвычайных ситуаций
- 3.5.3. Оценка и прогноз стратегических рисков современной россии
- Стратегические показатели состояния России
- Формализация катастроф и кризисов
- Сферы жизнедеятельности и показатели риска
- Перечень стратегических рисков в политической сфере
- Перечень стратегических рисков в экономической сфере
- Перечень стратегических рисков в социальной сфере
- Перечень стратегических рисков в научно-технической сфере
- Перечень стратегических рисков в природной и техногенной сферах
- Значимость сфер жизнедеятельности государства
- Перечень наиболее значимых стратегических рисков
- Заключение
- 3.6. Основы устойчивости функционирования объектов экономики и территорий
- Введение
- 3.6.1. Общие требования по повышению устойчивости отраслевых и территориальных звеньев экономики
- 3.6.2. Защита населения и обесепчение жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях
- 3.6.3. Рациональное размещение производительных сил
- 3.6.4. Подготовка отраслей экономики к работе в чрезвычайных ситуациях
- 3.6.5. Подготовка к выполнению работ по восстановлению экономики в чрезвычайных ситуациях
- 3.6.6. Подготовка системы управления экономикой для решения задач в чрезвычайных ситуациях
- 3.7. Риск, прогноз, нелинейная динамика
- Введение
- 3.7.1. Предсказуемость и анализ сложных систем
- 3.7.1.1. Динамический хаос и фундаментальные ограничения в области прогноза
- 3.7.1.2. Управление рисками и прогноз редких катастрофических событий
- 3.7.1.3. Парадигма сложности и теория самоорганизованной критичности
- 3.7.1.4. Почему нам удается предсказывать?
- 3.7.2. Прогноз и динамика сложных социально‑технологических систем
- 3.7.2.1. Моделирование развития высшей школы
- 3.3.2.2. На пути к "социологии быстрого реагирования"
- 3.7.2.4. Теоретическая история или поиск альтернатив
- IV. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
- 4.1. Федеральный закон «о защите населения и территорий от чс природного и техногенного характера». Основы государственной политики рф в области защиты населения и территорий от чс»
- Введение
- Число крупных катастроф (чс) на территории рф в 1992-2000 г.Г.
- 4.1.1. Содержание основных положений фз «о защите населения и территорий от чс природного и техногенного характера»
- Глава I посвящена общим положениям, где в 7 статьях изложены:
- Глава II рассматривает полномочия различных органов власти в области защиты населения и территорий от чс.
- Глава IX посвящена заключительным положениям, где указывается, что:
- 4.1.2. Взгляды политического руководства на защиту населения и территорий от чс
- 4.1.2.1. Состояние нормативно-правовой базы в сфере гражданской защиты
- 4.2. Подготовка руководящего состава органов управления, сил и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях
- Введение
- 4.2.1. Основные направления подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящего состава органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям
- 4.2.2. Подготовка поисково-спасательных формирований и войск гражданской обороны
- 4.2.2.1. Профессиональная подготовка спасателей поисково-спасательных формирований мчс России
- 4.2.2.2. Профессиональная подготовка военнослужащих войск гражданской обороны
- 4.2.3. Организация подготовки населения в области го и защиты от чрезвычайных ситуаций
- Заключение
- 4.3. Инженерная защита населения и территорий
- Введение
- 4.3.1. Инженерные мероприятия по защите населения и территорий
- 3.4.2. Особенности инженерной защиты населения при угрозе чс
- Защита населения в районах размещения объектов атомной энергетики
- Защита населения в районах размещения химически-опасных объектов
- Защита населения в зонах возможного катастрофического затопления Особенности инженерной защиты населения в зонах возможного катастрофического затопления рассмотрена на рис. 4.3.2.
- Заключение
- 4.4. Основы радиационной, химической и биологической защиты в чрезвычайных ситуациях
- Введение
- 4.4.1. Цель, задачи, и содержание, радиационной, химической и биологической защиты
- 4.4.2. Организация рхб защиты в чс
- Раздел I. Краткая физико-географическая и социально-экономическая характеристика субъекта рф и оценка возможной обстановки на его территории.
- Раздел II. Мероприятия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий. В разделе, наряду с другими данными, по рхз указывают:
- 4.5. Медицинская защита населения и личного состава сил го и рсчс
- Введение
- 4.6.1. Характеристика медицинских сил го и рсчс
- 4.5.1.1. Организационная структура и основные задачи федеральной медицинской службы го
- 4.5.1.2. Силы и средства всероссийской службы медицины катастроф
- 4.5.2. Медицинская защита населения и личного состава сил рсчс
- 4.5.3. Организация санитарно-противоэпидемических мероприятий в зонах чс
- Заключение
- 4.6. Организация и проведение эвакомероприятий
- Литература