2.3.2. Основные принципы и этапы организационного проектирования многофункциональной пожарно-спасательной службы
Организационное проектирование МПСС представляет собой разработку проектов организационной структуры и организации функционирования МПСС страны в целом, отдельных гарнизонов, органов, подразделений, аппаратов управления.
Основными структурными звеньями МПСС являются гарнизоны МПСС городов. Именно в городах происходит большая часть ЧС и именно в них сосредоточены основные силы и средства МПСС. Однако МПСС представляет собой важное, но не единственное звено системы обеспечения безопасности городов от ЧС. Поэтому на данном этапе целесообразно рассмотреть сначала комплекс основных направлений оргпроектирования систем обеспечения безопасности городов от ЧС.
Под системой комплексной защиты населения безопасности города от ЧС будем понимать совокупность организационных и инженерных мероприятий, а также технических средств, предназначенных для уменьшения вероятности возникновения и развития ЧС, а также их ликвидации с минимальными социально-экономическими последствиями.
К основным мероприятиям, направленным на обеспечение защиты населения городов от ЧС, относятся: организация МПСС, ее деятельность; взаимодействия подразделений МПСС с другими экстренными и специальными службами города (милицией, скорой медицинской помощью, инженерными службами и пр.), работы с общественностью по предупреждению и ликвидации ЧС и т. д.
К техническим средствам обеспечения безопасности города от ЧС относятся все виды аварийно-спасательной техники, вооружения и оборудования, системы автоматического предупреждения и реагирования, специальной связи и пр.
Основой структуры гарнизона МПСС города является сеть пожарно-спасательных депо, рационально распределенных по территории города, с размещенной в них разнообразной и в достаточном количестве пожарной и спасательной техникой.
Поэтому главная проблема заключается в обосновании требуемого городу числа депо и техники всех типов.
Основной принцип проектирования гарнизона многофункциональной пожарно-спасательной службы заключается в следующем: МПСС должна быть организована таким образом, чтобы в любой момент времени на любое возникшее в городе деструктивное событие, чрезвычайное происшествие, в ликвидации которого МПСС обязана принимать участие, она могла своевременно отреагировать набором сил и средств, адекватным характеру возникшего события (происшествия).
При этом должны выполняться два основных ограничения:
1. прибытие сил и средств МПСС к месту вызова должно быть своевременным (т. е. укладываться в допустимые временные интервалы, обусловленные закономерностями развития и уровнем риска конкретного деструктивного события: пожара, обрушения дома, разрыва трубопровода, дорожно-транспортного происшествия и т.п.);
2. общее количество сил и средств МПСС в городе должно быть экономически оправданным, т.е. соответствовать приемлемому уровню риска, заданному для деструктивных событий каждого типа.
Чтобы удовлетворять этим требованиям, необходимо уметь оценивать общий объем работы МПСС города, тенденции его изменения во времени, а также знать основные параметры и закономерности процесса функционирования МПСС.
На организацию МПСС в городе и процесс ее функционирования определенное влияние оказывают не только государственные и местные органы управления, но и жители города, владельцы и акционеры объектов собственности, страховых фирм, а также личный состав МПСС. Каждая из этих социальных групп имеет интересы, которые необходимо учитывать и согласовывать при оргпроектировании гарнизона МПСС.
В самом деле, жители города заинтересованы в одинаковом уровне обслуживания всех его районов (критерием здесь может служить среднее время следования к месту вызова подразделений МПСС в “своем” районе обслуживания); владельцы страховых фирм заинтересованы в минимизации числа пострадавших (застрахованных) и ущерба от ЧС на застрахованных объектах (критерий - среднее время прибытия достаточного количества сил и средств МПСС к месту ЧС); владельцы и акционеры объектов собственности заинтересованы в минимизации ущерба от ЧС на объекте и гарантированной выплате максимальной суммы страховой компенсации (им желательно минимизировать максимальное время прибытия первого подразделения МПСС на объект); наконец, личный состав МПСС заинтересован в основном в выравнивании степени рабочей нагрузки между подразделениями (среднее число боевых выездов на оперативное отделение).
Что же касается органов управления, то государство заинтересовано в соблюдении государственных нормативов безопасности в городах (прежде всего, число пожарно-спасательных депо, а также пожарных и спасательных автомобилей, приходящихся на население города), а местным органам управления желательны минимизация числа пострадавших и ущерба от ЧС в целом по городу (один из критериев - среднее по городу допустимое время прибытия первых подразделений МПСС к месту вызова).
Из сказанного следует, что проблема оргпроектирования гарнизона МПСС достаточно сложна и многокритериальна, а ее решение всегда будет представлять определенный компромисс, учитывающий и согласовывающий различные интересы субъектов системы обеспечения безопасности города от ЧС.
Теперь, учитывая положения представленные в этом разделе, можно достаточно подробно рассмотреть методологию оргпроектирования гарнизонов МПСС города. Процесс оргпроектирования можно разделить на следующие этапы:
1-й этап - предпроектирование. На этом этапе проводится детальный анализ оргструктуры и деятельности существующих служб - основы гарнизона МПСС или среды функционирования будущего гарнизона (для вновь строящихся городов). Статистическими методами изучаются параметры оперативной обстановки, определяющие текущий объем деятельности гарнизона. Анализируется состояние пожарных депо и депо поисково-спасательной службы, пожарной и спасательной техники, боеготовность личного состава, его социальная структура (распределение по профессиональной подготовке, квалификации, возрасту, уровню образования, семейному положению и т. д.). Именно на этом этапе оргпроектирования существенную пользу могут оказать методы структуризации целей и экспертного анализа. Эксперты должны проанализировать тенденции социально-экономического развития города, его экологические характеристики; получить перечень реальных опасностей, влияющих на качество жизни в городе, вероятность их реализации. Этот анализ позволит уточнить систему целей гарнизона МПСС, его функции (которые во всем мире имеют тенденцию к расширению), наметить пути совершенствования оргструктуры гарнизона и управления им. На этом же этапе важно оценить и проанализировать возможность и частоту экстремальных ситуаций в городе (как реальных, так и гипотетических, как одновременных, так и наиболее сложных и масштабных). Для проектируемых и строящихся городов уместно использовать метод аналогий, подобрав в качестве аналога ряд городов, примерно похожих на будущий город.
2-й этап - прогнозирование объема работы гарнизона МПСС и параметров оперативной обстановки. Этот этап продолжает предыдущий. Статистическими методами (прежде всего, с помощью анализа временных рядов) изучается динамика боевых выездов аварийно – спасательных подразделений, пожаров, ЧС и аварий, погибших и пострадавших, материального ущерба от них за 10-15 лет. При этом нужно выявить устойчивые долговременные тенденции во всех рядах динамики, отделяя их от резких выбросов отдельных уровней ряда, связанных обычно с изменениями в системе учета (например, пожаров), такие изменения бывают в среднем один раз в 5 лет. Далее, нужно сделать соответствующие поправки на возможное расширение функций оперативного подразделения ГПС, учесть планы социально-экономического развития города, рост его населения и территории и другие факторы. Именно на этой основе можно сделать определенные прогнозы и будущего объема работы гарнизона МПСС, и значений параметров оперативной обстановки.
Здесь желательны как среднесрочные, так и долгосрочные прогнозы (на 10-15 лет вперед).
3-й этап - на этом этапе проводится математическое моделирование отдельных параметров оперативной обстановки (возможного числа одновременных вызовов пожарных подразделений и ЧС) и процесса функционирования МПСС города (и ее различных подсистем). На основе математических моделей, с учетом текущих и прогностических значений основных параметров оперативной обстановки, определяются нужные городу в настоящее время и в будущем число депо, основных и специальных аварийно - спасательных автомобилей, иных пожарно-спасательных средств, линий связи и пр.
4-й этап - разработка для данного города нормативной базы (системы нормативов), регламентирующей качественные и количественные параметры структуры МПСС. Эти нормативы являются результатом многовариантного математического моделирования, выполняемого на предыдущем этапе оргпроектирования и учитывают различные критерии эффективности функционирования подсистем МПСС города. Затем они сравниваются с государственными нормативами, проводится их экономическое обоснование. Для крупнейших городов нормативная база МПСС должна включаться в ведомственные строительные нормы (ВСН).
5-й этап - разработка проекта организации гарнизона МПСС города и его дальнейшее совершенствование на длительную перспективу как специального раздела генплана развития города (развития его социальной инфраструктуры). Здесь указываются лишь основные параметры оргструктуры гарнизона МПСС города, вытекающие из созданной нормативной базы.
6-й этап - разработка комплексного плана социального и экономического развития МПСС на длительную перспективу, дополняющего и детализирующего оргпроект. Его основные разделы:
строительство и реконструкция (замена или передислокация старых) депо;
модернизация парка аварийно-спасательной техники;
развитие технических служб, систем связи;
создание и развитие автоматизированных систем управления гарнизонов МПСС города;
подготовка кадров на всех уровнях;
строительство жилых зданий для личного состава МПСС города;
решение разнообразных вопросов социальной защиты личного состава (создание центра медицинской реабилитации, баз отдыха и др.).
Вопросы финансирования всех этих мероприятий должны рассматриваться отдельно по каждому пункту.
7-й этап - постпроектирование. Этот этап осуществляется уже по завершении всех основных этапов оргпроектирования. Он заключается в непрерывном слежении за результатами функционирования гарнизона, их динамикой, во внесении соответствующих коррективов в параметры гарнизона, в совершенствовании управления гарнизоном МПСС и его подсистемами. Здесь же разрабатывается порядок создания временных структур для решения крупных и сложных, но локализованных во времени и пространстве оперативных задач (тушение крупного пожара, ликвидация последствий аварии и т. п.) и управления ими; устанавливаются соотношения полномочий различных должностей в структурных подразделениях, определяются должностные обязанности для конкретных руководителей и исполнителей.
Для выполнения большинства вышеперечисленных этапов оргпроектирования гарнизонов МПСС городов удобно использовать разработанный в Академии ГПС МЧС России компьютерный программный комплекс, использующий аналитические модели процесса функционирования пожарной охраны (авторы: Коломиец Ю.И. и Соболев Н.Н.), а также компьютерная имитационная система “КОСМАС” (авторы Алехин Е.М, Брушлинский Н.Н., Коломиец Ю.И., Соколов С.В.).
- Содержание
- Управление стратегическими рисками чрезвычайных ситуаций в системе обеспечения национальной безопасности россии
- Стратегические показатели состояния России
- I. Го, рсчс и безопасность россии
- 1.1. Чрезвычайные ситуации – угроза безопасности россии. Классификация чрезвычайных ситуаций. Статистика чрезвычайных ситуаций: анализ, уроки, выводы
- Введение
- Стратегические показатели состояния России
- Термины и определения. Классификация чрезвычайных ситуаций
- Классификация чс
- 1.1.2. Современные тенденции динамики чрезвычайных ситуаций
- Промышленная опасность
- Природная опасность
- О мониторинге чс
- 1.1.3. Основные направления и содержание государственной политики в области предотвращения бедствий и катастроф и смягчения их последствий
- Основные перспективные задачи управления комплексными стратегическими рисками
- 1.1.4. Оценка эффективности государственной политики в области предупреждения и ликвидации чс - как основа обеспечения обратной связи и мониторинга при ее разработке и реализации
- Заключение
- 1.2. Концепция национальной безопасности и военная доктрина российской федерации
- Введение
- 1.2.1. Основы обеспечения национальной безопасности. Роль и место гражданской защиты в системе национальной безопасности российской федерации
- 1.2.2. Основные положения концепции национальной безопасности российской федерации
- 1.2.3. Основные положения военной доктрины российской федерации
- Заключение
- 1.3. Исторические аспекты развития системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
- 1.4. Рсчс и гражданская оборона на региональном и территориальном уровнях
- 1.4.1. Работа по созданию и совершенствованию территориальной подсистемы рсчс
- 1.4.1.1. Совершенствование анализа риска возникновения источников техногенных чс и прогнозирования их последствий
- 1.1.4.2. Организация и состояние прогнозирования природных чрезвычайных ситуаций
- 1.4.2. Система гражданской обороны российской федерации на территориальном уровне
- 1.5. Устойчивое развитие: безопасность общества и государства
- Введение
- 1.5.1. Безопасность и устойчивое развитие – новые парадигмы сохранения цивилизации
- 1.5.2. Теория безопасности жизнедеятельности человека - основа новых мировоззренческих подходов к организации жизни общества и стратегии развития
- Способы управления рисками различных видов катастроф
- 1.5.3. Россия на пути к устойчивому развитию: состояние природной и техногенной безопасности, способы ее обеспечения
- Меры по снижению рисков и смягчению последствий чс по этапам ее развития
- Заключение
- 1.6. Обстановка с пожарами в мире и стране, ее прогнозы на XXI век
- Введение
- 1.6.1. Зачем нужна пожарная статистика
- 1.6.2. Что такое пожарная статистика
- 1.6.3. Кто занимается пожарной статистикой
- 1.6.4. Источники информации
- 1.6.5. Обстановка с пожарами в мире
- Страны мира, имеющие больше всего зарегистрированных пожаров
- Ориентировочная ежегодная стоимость пожаров в сша
- Заключение
- II. Планирование мероприятий рсчс и го и управление ими в субъектах рф
- 2.1. Основы управления мероприятиями рсчс и го
- Введение
- 2.1.1. Сущность и основные положения управления рсчс и го
- 2.1.1. Система управления рсчс и го, режимы и методы работы
- 2.1.3. Роль нормативно-правовой базы в повышении эффективности управления мероприятиями по защите от чрезвычайных ситуаций
- Заключение
- 2.2. Основы планирования мероприятий рсчс и го
- Введение
- 2.2.1. Структура и содержание плана действий по предупреждению и ликвидации чс
- 2.2.1.1. Краткая географическая и социально-экономическая характеристика субъекта Российской Федерации и оценка возможной обстановки на его территории
- 2.2.1.2. Мероприятия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий
- Приложения
- 2.2.2. Порядок разработки, корректировки и уточнения плана
- Особенности планирования мероприятий гражданской обороны
- Заключение
- 2.3. Основы организационного проектирования многофункциональной пожарно-спасательной службы
- Введение
- 2.3.1. Сущность организационного проектирования систем
- 2.3.2. Основные принципы и этапы организационного проектирования многофункциональной пожарно-спасательной службы
- 2.3.3. Методологические основы проектирования многофункциональной пожарно-спасательной службы
- 2.3.4. Методологические основы обоснования числа пожарно-спасательных депо
- Пример расчета числа пожарных депо (для Москвы)
- 2.3.5. Методологические основы нормирования числа пожарных и аварийно-спасательных автомобилей
- 2.3.6. Практические рекомендации по нормированию числа депо и автомобилей многофункциональной пожарно-спасательной службы
- Аварийно-спасательный автомобиль быстрого реагирования
- Вариант нормирования автомобилей1 и депо гпс по типам автомобилей, видам депо и их количеству
- 2.4. Организация связи и оповещения в го и рсчс
- 2.4.1. Организация связи
- 2.4.2. Организация оповещения
- 2.5. Морально-психологическое обеспечение: сущность и содержание
- Введение
- 2.5.1. Характеристика морально-психологического обеспечения
- 2.5.2 Методы и формы морально-психологического обеспечения
- Заключение
- III. Роль рсчс в предупреждении чрезвычайных ситуаций
- 3.1.Основы государственной политики по обеспечению безопасности в техносфере
- 3.1.1. Научные проблемы безопасности техногенной сферы
- 3.1.1.1. Основные аспекты безопасности техногенной сферы
- 3.1.1.2. Угрозы техногенной безопасности и разработка мер по их устранению
- Вероятность крупных аварий (1 год)
- 3.1.1.3. Угрозы технологической безопасности
- 3.1.1.4. Цели стратегии технологической безопасности, механизмы и направления парирования опасностей
- 3.1.1.5. Объекты системы технологической безопасности
- 1.2. Научные проблемы и перспективы развития производственного комплекса техносферы
- 3.1.2.1. Приоритетность научного и технического развития машиностроительного комплекса
- 3.1.2.2. Основы развития машиностроительного комплекса
- 3.1.2.3. Научно-технические разработки проблем машиностроения
- 3.1.2.4. Задачи Российской академии наук по решению научных проблем машиностроения
- 3.1.2.5. Организационные и финансовые основы развития машиностроительного комплекса
- 3.2. Организация мониторинга, прогнозирования чрезвычайных ситуаций и их последствий
- Введение
- 3.2.1. Организация наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов
- 3.2.2. Система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций
- Заключение
- Приказ №483
- Министерство российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
- Положение
- I. Общие положения
- II. Основные задачи Центра
- III. Основные функции Центра
- IV. Полномочия Центра
- 3.3. Новые информационные технологии в управлении
- Введение
- 3.3.1. Информационные технологии и их применение при принятии управленческих решений в мчс россии
- 3.3.1.1. Информационные технологии, применяемые в мчс России
- 3.1.2. Планируемое состояние аиус рсчс к 2005 году
- 3.1.2.2. Создание Ситуационного центра мчс России
- Содержание первого этапа
- Содержание второго этапа
- 3.4. Органы надзора и контроля, специально уполномоченные в области промышленной безопасности и защиты населения
- Введение
- Динамика аварийности на предприятиях, подконтрольных Федеральному горному и промышленному надзору России
- 3.4.1. Задачи, структура специально уполномоченного органа в области промышленной безопасности
- 3.4.1.1. Задачи, структура специально уполномоченного органа
- 3.4.1.2. Основные направления обеспечения промышленной безопасности
- 3.4.1.3. Задачи Госгортехнадзора России
- 3.4.1.4. Государственный пожарный надзор
- 3.4.2. Организация взаимодействия органов управления гочс с надзорными и контрольными органами в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий
- Министерство российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий федеральный горный и промышленный надзор россии приказ
- Приказываем:
- Положение о Федеральном горном и промышленном надзоре России1
- Кодекс российской федерации об административных правонарушениях
- 3.5. Теория и практика анализа и управления риском чрезвычайных ситуаций в контексте устойчивого развития россии
- Введение
- 3.5.1. Научные основы устойчивого развития современной цивилизации
- 3.5.2 Методологические основы анализа и управления риском чрезвычайных ситуаций
- Структура техногенных чс на территории России
- Структура природных чс на территории России
- Частоты опасных событий
- Подходы к прогнозированию чрезвычайных ситуаций
- 3.5.3. Оценка и прогноз стратегических рисков современной россии
- Стратегические показатели состояния России
- Формализация катастроф и кризисов
- Сферы жизнедеятельности и показатели риска
- Перечень стратегических рисков в политической сфере
- Перечень стратегических рисков в экономической сфере
- Перечень стратегических рисков в социальной сфере
- Перечень стратегических рисков в научно-технической сфере
- Перечень стратегических рисков в природной и техногенной сферах
- Значимость сфер жизнедеятельности государства
- Перечень наиболее значимых стратегических рисков
- Заключение
- 3.6. Основы устойчивости функционирования объектов экономики и территорий
- Введение
- 3.6.1. Общие требования по повышению устойчивости отраслевых и территориальных звеньев экономики
- 3.6.2. Защита населения и обесепчение жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях
- 3.6.3. Рациональное размещение производительных сил
- 3.6.4. Подготовка отраслей экономики к работе в чрезвычайных ситуациях
- 3.6.5. Подготовка к выполнению работ по восстановлению экономики в чрезвычайных ситуациях
- 3.6.6. Подготовка системы управления экономикой для решения задач в чрезвычайных ситуациях
- 3.7. Риск, прогноз, нелинейная динамика
- Введение
- 3.7.1. Предсказуемость и анализ сложных систем
- 3.7.1.1. Динамический хаос и фундаментальные ограничения в области прогноза
- 3.7.1.2. Управление рисками и прогноз редких катастрофических событий
- 3.7.1.3. Парадигма сложности и теория самоорганизованной критичности
- 3.7.1.4. Почему нам удается предсказывать?
- 3.7.2. Прогноз и динамика сложных социально‑технологических систем
- 3.7.2.1. Моделирование развития высшей школы
- 3.3.2.2. На пути к "социологии быстрого реагирования"
- 3.7.2.4. Теоретическая история или поиск альтернатив
- IV. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
- 4.1. Федеральный закон «о защите населения и территорий от чс природного и техногенного характера». Основы государственной политики рф в области защиты населения и территорий от чс»
- Введение
- Число крупных катастроф (чс) на территории рф в 1992-2000 г.Г.
- 4.1.1. Содержание основных положений фз «о защите населения и территорий от чс природного и техногенного характера»
- Глава I посвящена общим положениям, где в 7 статьях изложены:
- Глава II рассматривает полномочия различных органов власти в области защиты населения и территорий от чс.
- Глава IX посвящена заключительным положениям, где указывается, что:
- 4.1.2. Взгляды политического руководства на защиту населения и территорий от чс
- 4.1.2.1. Состояние нормативно-правовой базы в сфере гражданской защиты
- 4.2. Подготовка руководящего состава органов управления, сил и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях
- Введение
- 4.2.1. Основные направления подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящего состава органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям
- 4.2.2. Подготовка поисково-спасательных формирований и войск гражданской обороны
- 4.2.2.1. Профессиональная подготовка спасателей поисково-спасательных формирований мчс России
- 4.2.2.2. Профессиональная подготовка военнослужащих войск гражданской обороны
- 4.2.3. Организация подготовки населения в области го и защиты от чрезвычайных ситуаций
- Заключение
- 4.3. Инженерная защита населения и территорий
- Введение
- 4.3.1. Инженерные мероприятия по защите населения и территорий
- 3.4.2. Особенности инженерной защиты населения при угрозе чс
- Защита населения в районах размещения объектов атомной энергетики
- Защита населения в районах размещения химически-опасных объектов
- Защита населения в зонах возможного катастрофического затопления Особенности инженерной защиты населения в зонах возможного катастрофического затопления рассмотрена на рис. 4.3.2.
- Заключение
- 4.4. Основы радиационной, химической и биологической защиты в чрезвычайных ситуациях
- Введение
- 4.4.1. Цель, задачи, и содержание, радиационной, химической и биологической защиты
- 4.4.2. Организация рхб защиты в чс
- Раздел I. Краткая физико-географическая и социально-экономическая характеристика субъекта рф и оценка возможной обстановки на его территории.
- Раздел II. Мероприятия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий. В разделе, наряду с другими данными, по рхз указывают:
- 4.5. Медицинская защита населения и личного состава сил го и рсчс
- Введение
- 4.6.1. Характеристика медицинских сил го и рсчс
- 4.5.1.1. Организационная структура и основные задачи федеральной медицинской службы го
- 4.5.1.2. Силы и средства всероссийской службы медицины катастроф
- 4.5.2. Медицинская защита населения и личного состава сил рсчс
- 4.5.3. Организация санитарно-противоэпидемических мероприятий в зонах чс
- Заключение
- 4.6. Организация и проведение эвакомероприятий
- Литература