logo
ТОМ 1

1.4.1. Работа по созданию и совершенствованию территориальной подсистемы рсчс

В жизни современного человечества все большее место занимают заботы, связанные с преодолением различных кризисных явлений, возникающих по ходу развития земной цивилизации. В последние время, как в России, так и во всем мире наблюдается ежегодный рост количества возникающих катастроф природного и техногенного характера и масштабов ущерба от них.

Проблемы ликвидации последствий крупных природных и техногенных катастроф, произошедших в СССР во второй половине 80-х годов, особенно авария на Чернобыльской АЭС в 1986 году и Спитакское землетрясение в Армении в 1988 году, поставили перед руководством РСФСР вопрос о необходимости образования государственного органа, который стал бы основой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), как федеральный орган исполнительной власти, призванный руководить в стране деятельностью по противодействию чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера – в мирное время и организовывать гражданскую оборону территорий тыла страны – в военное, образовано 10 января 1994 г. Указом Президента Российской Федерации № 66 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» и является правопреемником созданного 19 ноября 1991 года Государственного Комитета по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР (ГКЧС РСФСР) (Указ Президента РСФСР от 19 ноября 1991 года № 221). Но фактической датой рождения Министерства можно считать 27 декабря 1990 года, когда был создан Российский корпус спасателей, задача которого состояла в обеспечении быстрых и эффективных действий при возникновении чрезвычайных ситуаций.

За этот период МЧС России провело ряд крупных операций по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также доставки грузов гуманитарной помощи.

За время существования МЧС России его силами было спасено более 100 тыс. человек.

Важным этапом в развитии национальных систем противодействия чрезвычайным ситуациям в мирное и военное время явилось создание в России Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. 11 ноября 1995 г. Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Российской Федерации (РСЧС) (постановление Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. № 1113).

Необходимость создания РСЧС обоснована не только результатами ее деятельности, но и статистикой чрезвычайных ситуаций. В среднем, ежегодно в Российской Федерации регистрируется порядка 1500 достаточно масштабных чрезвычайных ситуаций.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций имеет пять уровней. Координирующими органами РСЧС на каждом уровне являются:

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации, решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории, устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС:

Центральный региональный центр охватывает территорию 17 субъектов РФ и объединяет Белгородскую, Брянскую, Владимирскую, Воронежскую, Ивановскую, Калужскую, Костромскую, Курскую, Липецкую, Московскую, Орловскую, Рязанскую, Смоленскую, Тамбовскую, Тверскую, Тульскую, Ярославскую области.

В каждом субъекте РФ, во исполнение Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Постановления Правительства РФ от 05.11.00 г. № 1113, разработаны «Положения об областной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» и определены функции органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Данные положения, утвержденные соответствующими постановлениями глав администраций (губернаторов) областей. Настоящим положением определены принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также регулирования основных вопросов функционирования территориальной подсистемы единой государственной системы РСЧС.

Территориальная подсистема РСЧС объединяет органы управления, силы и средства территориальных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС на территории субъекта федерации.

Областная (краевая) подсистема РСЧС состоит из территориальных и функциональных звеньев и имеет три уровня: территориальный, местный и объектовый. Положениями, утверждаемыми руководителями администрации области (края) по согласованию с Главным управлением по делам ГОЧС области, определяются организация, состав сил и средств, порядок деятельности территориальных и функциональных звеньев областной подсистемы РСЧС.

Порядок организации взаимодействия, прогнозирования и обмена информацией об угрозе возникновения ЧС органов управления учреждений, входящих в областную подсистему РСЧС, определен нормативными правовыми и другими документами:

Взаимодействие осуществляется на всех уровнях областной подсистемы РСЧС по вопросам: