logo
ТОМ 1

Введение

Обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, организация и ведение гражданской обороны является одной из важнейших задач государственной политики Российской Федерации в области национальной безопасности, обеспечения устойчивого развития страны.

Уровень готовности общества к решению этих задач в значительной степени зависит от подготовленности руководящего состава органов управления по делам ГОЧС, сил ГО и РСЧС, а также населения по вопросам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Несомненно, ключевая роль в этой триаде принадлежит руководящему составу органов управления по делам ГОЧС.

Вот почему совершенствование профессиональной подготовки руководящего состава органов управления по делам ГОЧС является одним из составляющих элементов кадровой политики и решающим фактором повышения эффективности функционирования МЧС России, а также результативности управленческой и служебной деятельности должностных лиц. Она осуществляется с учетом особенностей функционирования конкретных подразделений и служб, федеральной и региональной специфики.

Второй составляющей готовности государства к защите населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также от чрезвычайных ситуаций является уровень подготовки сил гражданской обороны и РСЧС к выполнению возложенных на них задач.

Главным критерием обученности поисково-спасательных формирований МЧС России является их готовность к ведению поисково-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а сил гражданской обороны к решению всего комплекса задач в области гражданской обороны. При этом Организационно-методическими указаниями на текущий год определено, что смотр готовности сил ГО и РСЧС к выполнению возложенных задач проверяется в ходе учений, тренировок и всех видов соревнований.

Учитывая все возрастающее количество техногенных и природных чрезвычайных ситуаций, а также огромный спектр опасностей для человека, который присущ любой войне, тем более войне с применением ядерного, химического оружия и оружия, основанного на новых принципах, вопросы обучения населения в области ГО и защиты от ЧС, наряду с подготовкой органов управления и сил ГО и РСЧС, приобретают сегодня решающее значение.

Хотел бы отметить, что на федеральном уровне с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 02. 11. 2000 № 841 “Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны” работа по созданию законодательной и нормативно-правовой основы, регламентирующей организацию и осуществление обучения всех групп населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, завершена.

Важной особенностью нормативной базы является то, что в ней закреплено требование по обязательному и комплексному обучению населения вопросам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в рамках единой системы подготовки населения Российской Федерации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, установлена периодичность повышения квалификации должностных лиц и специалистов гражданской обороны и РСЧС, а также определены функции федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по обучению населения.

Вместе с тем, жизнь требует каждодневной и настойчивой работы по организации обучения населения, постоянного внимания совершенствованию форм и методов обучения, а также развитию учебной материальной базы для обучения всех групп населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

1. Основные направления подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящего состава органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

2. Подготовка поисково-спасательных формирований и войск гражданской обороны.

3. Организация подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС.