4.5.2. Медицинская защита населения и личного состава сил рсчс
Медицинская защита населения представляет собой комплекс организационных, лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предотвращение или ослабление поражающих воздействий на людей, оказание пострадавшим медицинской помощи, а также на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в районах ЧС и в местах размещения эвакуированного населения.
Мероприятия по медицинской защите населения проводятся в совокупности с общими мероприятиями по защите населения. Они планируются и осуществляются в зависимости от режима функционирования РСЧС с привлечением сил и средств министерств и ведомств РФ, непосредственно решающих задачи защиты жизни и здоровья людей, а также специализированных функциональных подсистем РСЧС: экстренной медицинской помощи, санитарно-эпидемиологического надзора, путем создания и развертывания формирований и учреждений Всероссийской службы медицины катастроф. Формы и методы мероприятий медицинской защиты в основном определяются конкретными условиями обстановки, характером и особенностями поражающих факторов источника ЧС.
Поражающие факторы источников ЧС условно подразделяются на следующие группы:
1. механические - взрывная волна, ураганы, смерчи, вторичные снаряды, придавливание разрушенными конструкциями зданий, обвалы, наводнения и др.;
2. химические – аварийно химически- опасные вещества, попадающие в атмосферу, воду, продукты питания и действующие через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, кожные покровы;
3. радиационные - вследствие аварий на объектах, использующих ядерное топливо и реактивные изотопы;
4. термические - высокие и низкие температуры;
5. биологические - бактериальные средства, токсины и др.;
6. психогенные.
Эти факторы могут действовать одновременно, например, механический и термический факторы при взрыве, или последовательно, вызывая разнообразные поражения различной степени тяжести.
При ЧС потери населения возникают внезапно и их количество, как правило, превышает возможности медицинских сил по оказанию пораженным своевременной медицинской помощи.
Своевременной медицинская помощь считается тогда, когда она спасает жизнь пострадавшему человеку и предупреждает развитие опасных осложнений. Потери населения при чрезвычайных ситуациях часто непредсказуемы ни по месту, ни по времени возникновения и нередко превышают таковые в локальных войнах. Так, за 9 лет войны в Афганистане погибло 15000 чел. и ранено 35000 советских военнослужащих. В то же время при землетрясении в Армении в 1988 г. по данным штаба ГО СССР (1989 г.) погибло около 25 тыс. человек и около 18 тысяч человек было ранено.
В структуре потерь при землетрясении по локализации первое место по частоте, как правило, занимает черепно-мозговая травма. Травмы конечностей и раны мягких тканей обычно делят второе и третье места. На четвертом месте при землетрясениях, обвалах находятся травмы с синдромом длительного сдавливания - "краш-синдром".
Закономерным явлением становится загрязнение рваных ран на значительную глубину землей, песком и другими вторичными предметами. Обращает внимание высокий удельный вес множественных и сочетанных травм (более 70 %).Такие раны часто осложняются кровотечением, шоком и гнойной инфекцией. Около половины пораженных нуждаются в лечении в условиях стационара.
Среди причин смерти на первом месте находится травма, несовместимая с жизнью, на втором - травматический шок и на третьем - острая кровопотеря. Значительная часть пораженных погибает от несвоевременности оказания первой медицинской помощи, хотя травма является не смертельной. Известно, что по этой причине погибает через 1 час после тяжелой травмы 30 %, а через 3 часа - 60 % среди тех, у кого были шансы выжить.
Специфическими формами поражения населения в чрезвычайных ситуациях мирного времени являются психоневрологические стрессы, шоки, ступор. Примерно 10-15 % пораженных нуждается в стационарном лечении в психоневрологическом лечебном учреждении и не менее 50 % - в амбулаторно-поликлинических условиях.
При авариях на АЭС - основным поражающим радиационным фактором является внешнее гамма-излучение, приводящее к развитию той или иной степени тяжести лучевой болезни и поражения кожных покровов человека в зависимости от поглощенной дозы излучения.
Характер потерь населения от воздействия АХОВ весьма разнообразен как по количеству, так и по виду патологии и степени тяжести в зависимости от многих условий, в частности, от степени защищенности людей и типа АХОВ.
В структуре потерь обычно превалирует легкая и средняя степень тяжести поражения, а в эпицентре бедствия - тяжелая степень. Смертельная степень не превышает 5%.
При наводнениях потери населения связаны в основном с утоплением людей и простудными заболеваниями дыхательной системы (пневмонии, бронхиты).
Потери населения при чрезвычайных ситуациях мирного времени, особенно при катастрофических землетрясениях и наводнениях часто сопровождаются повышенной инфекционной заболеваемостью, возникшей как следствие резкого нарушения санитарно-бытовых условий жизни в районе катастрофы и в местах временного рассредоточения (расселения).
Первое место по частоте занимают желудочно-кишечные инфекции и простудные заболевания. При анализе накопленного опыта ликвидации медико-санитарных последствий ЧС на территории нашей страны и за рубежом, в ходе оказания медицинской помощи пораженным были выделены три фазы оказания помощи при чрезвычайных ситуациях.
Первая фаза (изоляции) характеризуется тем, что пораженному в зоне ЧС населению помощь извне невозможна. Масштабы бедствия не поддаются оценке. Проблема выживания решается путем оказания само и взаимопомощи. Фаза изоляции длится с момента возникновения катастрофы до начала организованного проведения спасательных работ. Ее продолжительность может быть от нескольких минут (Свердловск, Арзамас 1988 г.) до нескольких часов при землетрясении в Армении (1988 г), Нефтегорске (1995г.).
Фаза спасения продолжается от начала спасательных работ до завершения эвакуации пострадавших за пределы очага.
Фаза восстановления характеризуется проведением планового лечения и медицинской реабилитации пораженных до окончательного исхода.
Медицинская защита в ЧС природного характера. Перед службами, привлекаемыми к ликвидации медико-санитарных последствий катастрофических землетрясений, стоят следующие основные задачи:
1. Своевременное оказание медицинской помощи, эвакуация и лечение пораженных.
2. Восстановление здоровья пораженным с целью быстрейшего возвращения их к труду, максимальное снижение числа безвозвратных потерь в очагах катастрофы, а также показателей инвалидности и летальности на путях и этапах медицинской эвакуации.
3. Проведение лечебно-профилактических мероприятий, направленных на снижение психо-эмоционального воздействия катастроф на население.
4. Обеспечение санитарного благополучия населения в районах катастроф, предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний среди населения.
5. Сохранение здоровья личного состава службы в период ликвидации последствий ЧС, оказание медицинской помощи персоналу спасательных подразделений.
6. Проведение судебно-медицинской экспертизы погибших. Судебно-медицинское освидетельствование пораженных для определения степени тяжести травм и прогноза оценки потери трудоспособности.
При землетрясениях с возникновением массовых санитарных потерь среди населения медицинская помощь им вынужденно расчленяется по времени и по местности. При этом в зоне ЧС пораженным оказывается первая медицинская помощь, доврачебная и первая врачебная помощь, а в лечебных учреждениях - квалифицированная и специализированная медицинская помощь.
Первая медицинская помощь имеет целью предотвратить дальнейшее воздействие на пострадавшего поражающего фактора, предупредить развитие тяжелых осложнений и тем самым сохранить жизнь пораженному.
Она является эффективной тогда, когда оказывается немедленно, или как можно раньше с момента поражения, и в фазе изоляции должна быть обеспечена в основном в порядке само и взаимопомощи.
В связи с этим, важную роль приобретает специальная медико-санитарная подготовка не только определенных профессиональных групп рабочих и служащих (шофера, сотрудники МВД, спасатели), но и всего населения нашей страны.
В период фазы изоляции первая медицинская помощь в зоне землетрясения оказывается, как правило, лицами, не имеющими медицинского образования с использованием подручных средств.
В период фазы спасения важная роль в организации и оказании неотложной медицинской помощи в очаге массовых санитарных потерь принадлежит бригадам скорой медицинской помощи, постоянная готовность которых до минимума может сократить длительность фазы изоляции. Их назначением является: проведение медицинской разведки, медицинская сортировка пораженных, организация и оказание неотложной медицинской помощи, информация органов управления о медико-санитарных последствиях катастроф.
Кроме того, в район катастрофы для расширения и усиления возможностей бригад скорой медицинской помощи вторым эшелоном направляются дополнительно созданные в здравоохранении бригады экстренной помощи (фельдшерские и врачебно-сестринские). Эти формирования обеспечивают оказание первой медицинской помощи пораженным и оказывают пораженным помощь в объеме доврачебной и первой врачебной медицинской помощи.
Оптимальным сроком оказания доврачебной помощи являются первые 30 минут с момента поражения.
Основной части пораженных в очагах катастроф с динамическими поражающими факторами для восстановления жизненных функций и подготовки к эвакуации в лечебные учреждения должны быть проведены мероприятия в объеме первой врачебной помощи. Для этой цели органы здравоохранения в зоне землетрясения или непосредственной близости от него развертывают первый этап медицинской эвакуации.
Основная цель первого этапа - оказание пораженным первой врачебной помощи. Его составляют сохранившие работоспособность в очаге катастрофы или непосредственной близости ЛПУ, развернутые медицинские отрядами в пригодных для этого помещениях медицинские пункты, медицинские подразделения.
Оптимальными сроками оказания первой врачебной помощи являются 6-8 часов с момента поражения.
После оказания пораженным первой медицинской, доврачебной и первой врачебной помощи в зоне ЧС они направляются на второй этап медицинской эвакуации в лечебные учреждения, расположенные за пределами очага катастрофы, где им должна быть оказана квалифицированная и специализированная медицинская помощь и проведено лечение до окончательных исходов. Выполнением этих всех видов медицинской помощи завершается оказание полного объема медицинской помощи.
На период массового поступления пораженных для приема и проведения медицинской сортировки, а также организации и оказания специальной медицинской эвакуации усиливаются бригадами специализированной помощи (БСМП) постоянной готовности.
Данные формирования создаются заблаговременно на базе научно-практических региональных и территориальных центров медицины катастроф, научно-исследовательских и медицинских институтов, институтов усовершенствования врачей и крупных ЛПУ здравоохранения.
С целью повышения эффективности медицинской защиты населения при чрезвычайных ситуациях в системе ВСМК РФ созданы многофункциональные медицинские отряды специального назначения, в т.ч. за счет медицинских учреждений Вооруженных Сил РФ, предназначенные для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи пораженных в ЧС мирного и военного времени. Указанные отряды хорошо оснащены, мобильны и подготовлены для действий в зонах ЧС.
При получении травмы (поражения) личным составом спасательных формирований и привлекаемых частей ГО первая медицинская помощь оказывается в порядке само- и взаимопомощи, а доврачебная и первая врачебная помощь - личным составом медицинских подразделений частей ГО.
Дальнейшая эвакуация пострадавших в лечебные учреждения организуется установленным порядком.
При ведении спасательных работ в очагах крупных пожаров следует организовать тщательный розыск пострадавших и пораженных на задымленной территории. Личный состав аварийно-спасательных формирований, ведущих работы в очагах пожаров, должны уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим с ожогами, а также пораженным угарным газом. Первая врачебная помощь максимально приближается к очагу пожара и осуществляется силами бригад скорой медицинской помощи и персоналом ближайших лечебно-профилактических учреждений. При массовых санитарных потерях в очагах пожаров, лечебные учреждения усиливаются БСМП ожогового профиля и необходимым для лечения пораженных имуществом и медикаментами.
Некоторые особенности имеются в организации медицинской защиты населения при наводнениях. Основная масса пострадавших вследствие длительного пребывания в воде приобретает воспалительные заболевания дыхательных путей и легких. Учитывая это обстоятельство, ближайшее к зоне катастрофического затопления лечебно-профилактическое учреждение должно иметь запасы кислорода, портативные аппараты искусственного дыхания, антибиотики, грелки.
Важное место в организации медицинской защиты населения и личного состава РСЧС в зоне катастрофического затопления отводится санитарно-противоэпидемическим мероприятиям, направленным на обеспечение санитарного благополучия в районе бедствия, предупреждение возникновения и распространение массовых инфекционных заболеваний.
Медицинская защита в ЧС техногенного характера. Достижения научно-технического прогресса, давая средства для решения социальных и материальных проблем, в то же время приносят в нашу жизнь новые трудности и опасности. Доказано, что ущерб от ЧС техногенного характера по основным параметрам сравним с теми опасностями, которые несут обществу стихийные бедствия. Особую опасность для населения предоставляют аварии в отраслях экономики, использующих в виде сырья, промежуточного или конечного продукта или топлива радиоактивные и аварийно химически- опасные вещества (АХОВ).
После аварии на Чернобыльской АЭС во весь рост встала проблема защиты населения, проживающего вблизи объектов ядерной энергетики от радиационных поражений.
В случае аварии на АЭС может возникнуть сложная медицинская обстановка, которая будет характеризоваться сравнительно большой площадью заражения, высокой аэрозольной активностью, большим числом санитарных потерь, попаданием лечебно-профилактических учреждений в зону радиационного заражения, с высокими уровнями радиации и, следовательно, возможными потерями среди медицинского персонала и находящихся на лечении в медицинских учреждениях больных.
При авариях на АЭС в структуре санитарных потерь, как правило, отмечаются радиационные поражения, ожоги и травмы среди персонала атомной станции и населения, проживающего на территории, подвергнувшейся радиоактивному заражению.
Облучение людей возможно в различных вариантах. Основными из них являются следующие:
внешнее гамма-рентгеновское облучение;
внешнее бета-гамма облучение;
внешнее гамма-нейтронное облучение;
внутреннее радиоактивное заражение;
сочетанное поражение;
комбинированное поражение в результате воздействия радиационных и нерадиационных факторов.
Медицинские последствия облученного человека могут иметь различный характер. Воздействие различных видов излучения вызывает изменения, как у облучающегося индивидуума, так и его потомства.
Выделяют детерминированные эффекты, которые возникают при облучении человека - лучевая болезнь острая и хроническая, ожоги кожи и стохастические (вероятностные) - болезни крови, злокачественные опухоли, укорочение продолжительности жизни и генетические эффекты, развивающиеся в результате радиационного воздействия на зародышевые клетки организма и проявляющиеся у потомства. Пороговой дозой для выявления острой лучевой болезни принято считать 1 Гр. (100 рад.) общего облучения человека.
Медицинская зашита населения, проживающего в районе размещения АС, составляет важнейшую часть целого комплекса защитных мероприятий, проводимых в случае возникновения радиационно- опасной аварии на такой станции. Основной целью этих мероприятий является сведение к минимуму количества облученных людей и доз их облучения, обусловленного прохождением радиоактивного облака или нахождением на радиоактивно загрязненной территории. В случае возникновения общей радиационной аварии на АЭС проводятся следующие мероприятия по медицинской защите населения:
организация и проведение йодной профилактики среди населения;
лечебно-эвакуационное обеспечение пораженных ионизирующей радиацией;
обеспечение СИЗ и укрытие больных и персонала учреждений здравоохранения в убежищах, противорадиационных укрытиях или приспособленных помещениях;
медицинское обеспечение эвакуации населения из зоны радиоактивного загрязнения;
участие в контроле за уровнями радиации и определение режима работы и проведения населения на загрязненной РВ территории;
радиометрический контроль за содержанием РВ в продуктах питания и питьевой воде;
осуществление санитарного надзора за радиационной безопасностью различных групп населения и за соблюдением санитарных норм и требований при ликвидации последствий аварии;
медицинский контроль за состоянием здоровья населения, подвергшегося радиационному воздействию в результате аварии на АЭС.
Из всех медицинских мероприятий, осуществляемых для защиты населения, подвергшегося радиационному воздействию в результате аварии на АЭС, наиболее важным в начальный период после её возникновения, является йодная профилактика - эффективный метод защиты щитовидной железы от воздействия радиоактивных изотопов йода, поступающих в организм человека.
В качестве средства для йодной профилактики в основном используется йодистый калий в таблетках, запасы которого должны быть заранее созданы для всего населения 30-км. зоны.
Решение о проведении йодной профилактики, необходимости укрытия или эвакуации населения принимается на основании "Критериев для принятия неотложных решений в начальном периоде аварийной ситуации» НРБ-99.
Йодистый калий применяют в таблетках в следующих дозах: детям до 2-х лет по 0,040 г. на прием вместе с водой, киселем, чаем; детям от 2-х лет и старше, а также взрослым по 0,125 г. один раз в день. Срок хранения таблетки 4 года.
Через 1,5-2 месяца после аварии значимость радиоактивного йода для облучения людей теряется и основную роль в формировании дозы приобретают долгоживущие радионуклиды (в основном цезий - 134, некоторые другие).
Лечебно-эвакуационное обеспечение пораженных ионизирующей радиацией в случае аварии на АС осуществляется в соответствии с общепринятыми принципами организации мероприятий по оказании медицинской помощи излечению пострадавших. Для выявления больных с острой лучевой болезнью среди населения, эвакуированного с территории следа радиоактивного облака и оказания им первой врачебной помощи, кроме бригад скорой медицинской помощи, персонала территориальных ЛПУ, должны использоваться специально созданные радиологические (сортировочные) бригады.
В состав бригад входят 6 человек (врач-терапевт, врач-педиатр, фельдшер-лаборант, две медсестры и дозиметрист).
Оснащение бригады рассчитано на 10 часов работы. Бригады создаются из расчета 1 бригада на 5 000 человек, находящихся на следе радиоактивного облака. Стационарное лечение пораженных может осуществляться в стационаре медико-санитарной части АЭС, в центральных районных, городских и областных больницах.
Медицинское обеспечение эвакуированного населения организуется исходя из конкретных условий и возможностей местного здравоохранения.
Для выполнения этих мероприятий могут привлекаться бригады скорой медицинской помощи, врачи и средний медицинский персонал лечебно-профилактических учреждений, расположенных на маршрутах эвакуации и в районах размещения. Кроме того, могут специально создаваться подвижные медицинские пункты (врач или средний медицинский работник).
Медицинская защита населения в случаях аварии на АЭС предполагает проведение в течение длительного времени большого объема мероприятий в области радиационной гигиены. Выполнение этих мероприятий возлагается на центры государственного санэпиднадзора (ЦГСЭН), которые осуществляют санитарный надзор за радиационной безопасностью различных групп населения.
Санитарный надзор за радиационной безопасностью населения осуществляется в виде получения, обобщения и анализа материалов о характере и масштабах радиационной аварии, об уровнях радиоактивного загрязнения местности, населенных пунктов, жилых, общественных и производственных зданий, помещений и территорий, продовольственного сырья и питьевой воды.
На основании сложившейся и прогнозируемой радиационной обстановки ЦГСЭН должны разрабатывать для комиссии по чрезвычайным ситуациям предложения по мерам защиты, оздоровления условий труда, быта, учебы, отдыха и питания различных категорий населения, проживающего на территории, а также осуществлять надзор за реализацией и эффективность учрежденных этой комиссией защитных и оздоровительных мероприятий.
С целью определения эффективности проводимых мероприятий по профилактике внутреннего заражения, а также с целью уточнения и прогнозирования доз внутреннего облучения органам здравоохранения необходимо организовать контроль за накоплением РВ в организме людей. В начальный период аварии он должен предусматривать определение содержания радиоактивного йода в щитовидной железе, в дальнейшем - содержание радионуклидов цезия во всем организме у достаточно представительной группы людей (не менее 10% населения, находящегося в зоне радиоактивного заражения).
В целях активного и регулярного наблюдения за состоянием здоровья лиц, подвергшихся радиационному воздействию и проведения лечебно-оздоровительных мероприятий органами и учреждениями здравоохранения всех уровней должно быть организовано выявление, обследование и диспансерное динамическое наблюдение за ними. При этом особое внимание должно обращаться на срочное выявление и обследование детей, подвергшихся внутреннему облучению радиоактивным йодом, а также беременных женщин и кормящих матерей.
На лиц, подвергшихся радиационному воздействию должны заполняться регистрационные карты, один экземпляр которых высылается в Медицинский регистр Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины МЧС России (г. Санкт-Петербург).
Значительную опасность для жизни и здоровья населения РФ представляют техногенные химические аварии.
В настоящее время на объектах экономики РФ производится, хранится и транспортируется значительное количество химических соединений, многие из которых обладают высокой токсичностью и способны при определенных условиях вызывать массовые отравления людей и животных, а также заражать окружающую среду. Такие вещества называют аварийно химически-опасными веществами (АХОВ).
Объекты экономики, производящие, хранящие или использующие АХОВ, повреждение или разрушение которых может привести к массовому отравлению людей, называются химически-опасными объектами.
Территория, подвергшаяся воздействию АХОВ, на которой могут возникнуть или возникали массовые поражения людей, называется очагом химического поражения АХОВ.
Очаг химического поражения АХОВ характеризуется зараженностью внешней среды, массовостью и одномоментностью возникновения потерь населения, наличием большого количества комбинированных поражений (АХОВ и травмы, АХОВ и ожоги и т.п.).
Медико-тактическая обстановка в очаге химического поражения АХОВ обуславливается воздействием различных факторов, оказывающих определяющее воздействие на организацию медицинской защиты населения.
К числу интегральных показателей медико-тактической характеристики очагов химического поражения АХОВ относятся: принадлежность АХОВ к тому или иному классу химических соединений, физико-химические свойства, токсикологические особенности действия АХОВ на организм человека (пути возможного поступления, особенности клиники интоксикации, способность депонирования, величина токсодозы, наличие средств профилактики и терапии отравлений). Кроме вышеназванных факторов, необходимо учитывать влияние географических, метеорологических условий, характеристику населенного пункта.
Реальная опасность образования очагов химического поражения АХОВ в чрезвычайных ситуациях требует постоянной готовности учреждений и формирований службы медицины катастроф к организации медицинской защиты пораженного населения.
Основные мероприятия по организации медицинской помощи пораженным АХОВ включают следующие действия:
проведение в очаге поражения мероприятий противохимической защиты;
организация и оказание в максимально короткие сроки первой медицинской помощи пораженным;
эвакуация пораженных из зараженной зоны;
санитарная обработка пораженным стойкими АХОВ;
приближение к очагу поражения первой врачебной помощи;
организация квалифицированной и специализированной помощи пораженным.
Организация оказания медицинской помощи населению, пораженному АХОВ, возлагается на местные органы здравоохранения и ВСМК. Основным принципом организации медицинской помощи при массовом поражении АХОВ является лечебно-эвакуационное обеспечение пораженных по схеме: очаг поражения - лечебное учреждение.
В случае возникновения очага поражения быстродействующими АХОВ целесообразно на пути эвакуации пораженных из зоны (очага), вблизи границы зоны заражения в незараженном районе организовать места (пункты) сбора пораженных. Места сбора пораженных организуются силами врачебно-сестринских бригад ближайших ЛПУ, бригад экстренной медицинской помощи, бригад скорой медицинской помощи. Здесь наиболее тяжелым пораженным по жизненным показаниям может быть оказана первая медицинская и доврачебная помощь. На территории объектов экономики места сбора пораженных могут развертываться силами санитарных дружин объектов.
Медицинская разведка очага поражения АХОВ осуществляется бригадами скорой медицинской помощи (СМП). В этом случае личный состав бригад СМП должен быть соответствующим образом обучен и аттестован, а также иметь соответствующие средства индивидуальной защиты.
При организации медицинского обеспечения пораженных АХОВ им оказывают первую медицинскую, доврачебную, первую врачебную, квалифицированную и специализированную медицинскую помощь. Закрепленная за химически-опасным объектом больница должна быть специально подготовлена к работе по массовому приему и лечению пораженных с известной, свойственной данному объекту интоксикацией.
В условиях возникновения массовых санитарных потерь среди населения лечебные учреждения, осуществляющие прием пораженных из очага усиливаются за счет БСМП токсикологического профиля.
- Содержание
- Управление стратегическими рисками чрезвычайных ситуаций в системе обеспечения национальной безопасности россии
- Стратегические показатели состояния России
- I. Го, рсчс и безопасность россии
- 1.1. Чрезвычайные ситуации – угроза безопасности россии. Классификация чрезвычайных ситуаций. Статистика чрезвычайных ситуаций: анализ, уроки, выводы
- Введение
- Стратегические показатели состояния России
- Термины и определения. Классификация чрезвычайных ситуаций
- Классификация чс
- 1.1.2. Современные тенденции динамики чрезвычайных ситуаций
- Промышленная опасность
- Природная опасность
- О мониторинге чс
- 1.1.3. Основные направления и содержание государственной политики в области предотвращения бедствий и катастроф и смягчения их последствий
- Основные перспективные задачи управления комплексными стратегическими рисками
- 1.1.4. Оценка эффективности государственной политики в области предупреждения и ликвидации чс - как основа обеспечения обратной связи и мониторинга при ее разработке и реализации
- Заключение
- 1.2. Концепция национальной безопасности и военная доктрина российской федерации
- Введение
- 1.2.1. Основы обеспечения национальной безопасности. Роль и место гражданской защиты в системе национальной безопасности российской федерации
- 1.2.2. Основные положения концепции национальной безопасности российской федерации
- 1.2.3. Основные положения военной доктрины российской федерации
- Заключение
- 1.3. Исторические аспекты развития системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
- 1.4. Рсчс и гражданская оборона на региональном и территориальном уровнях
- 1.4.1. Работа по созданию и совершенствованию территориальной подсистемы рсчс
- 1.4.1.1. Совершенствование анализа риска возникновения источников техногенных чс и прогнозирования их последствий
- 1.1.4.2. Организация и состояние прогнозирования природных чрезвычайных ситуаций
- 1.4.2. Система гражданской обороны российской федерации на территориальном уровне
- 1.5. Устойчивое развитие: безопасность общества и государства
- Введение
- 1.5.1. Безопасность и устойчивое развитие – новые парадигмы сохранения цивилизации
- 1.5.2. Теория безопасности жизнедеятельности человека - основа новых мировоззренческих подходов к организации жизни общества и стратегии развития
- Способы управления рисками различных видов катастроф
- 1.5.3. Россия на пути к устойчивому развитию: состояние природной и техногенной безопасности, способы ее обеспечения
- Меры по снижению рисков и смягчению последствий чс по этапам ее развития
- Заключение
- 1.6. Обстановка с пожарами в мире и стране, ее прогнозы на XXI век
- Введение
- 1.6.1. Зачем нужна пожарная статистика
- 1.6.2. Что такое пожарная статистика
- 1.6.3. Кто занимается пожарной статистикой
- 1.6.4. Источники информации
- 1.6.5. Обстановка с пожарами в мире
- Страны мира, имеющие больше всего зарегистрированных пожаров
- Ориентировочная ежегодная стоимость пожаров в сша
- Заключение
- II. Планирование мероприятий рсчс и го и управление ими в субъектах рф
- 2.1. Основы управления мероприятиями рсчс и го
- Введение
- 2.1.1. Сущность и основные положения управления рсчс и го
- 2.1.1. Система управления рсчс и го, режимы и методы работы
- 2.1.3. Роль нормативно-правовой базы в повышении эффективности управления мероприятиями по защите от чрезвычайных ситуаций
- Заключение
- 2.2. Основы планирования мероприятий рсчс и го
- Введение
- 2.2.1. Структура и содержание плана действий по предупреждению и ликвидации чс
- 2.2.1.1. Краткая географическая и социально-экономическая характеристика субъекта Российской Федерации и оценка возможной обстановки на его территории
- 2.2.1.2. Мероприятия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий
- Приложения
- 2.2.2. Порядок разработки, корректировки и уточнения плана
- Особенности планирования мероприятий гражданской обороны
- Заключение
- 2.3. Основы организационного проектирования многофункциональной пожарно-спасательной службы
- Введение
- 2.3.1. Сущность организационного проектирования систем
- 2.3.2. Основные принципы и этапы организационного проектирования многофункциональной пожарно-спасательной службы
- 2.3.3. Методологические основы проектирования многофункциональной пожарно-спасательной службы
- 2.3.4. Методологические основы обоснования числа пожарно-спасательных депо
- Пример расчета числа пожарных депо (для Москвы)
- 2.3.5. Методологические основы нормирования числа пожарных и аварийно-спасательных автомобилей
- 2.3.6. Практические рекомендации по нормированию числа депо и автомобилей многофункциональной пожарно-спасательной службы
- Аварийно-спасательный автомобиль быстрого реагирования
- Вариант нормирования автомобилей1 и депо гпс по типам автомобилей, видам депо и их количеству
- 2.4. Организация связи и оповещения в го и рсчс
- 2.4.1. Организация связи
- 2.4.2. Организация оповещения
- 2.5. Морально-психологическое обеспечение: сущность и содержание
- Введение
- 2.5.1. Характеристика морально-психологического обеспечения
- 2.5.2 Методы и формы морально-психологического обеспечения
- Заключение
- III. Роль рсчс в предупреждении чрезвычайных ситуаций
- 3.1.Основы государственной политики по обеспечению безопасности в техносфере
- 3.1.1. Научные проблемы безопасности техногенной сферы
- 3.1.1.1. Основные аспекты безопасности техногенной сферы
- 3.1.1.2. Угрозы техногенной безопасности и разработка мер по их устранению
- Вероятность крупных аварий (1 год)
- 3.1.1.3. Угрозы технологической безопасности
- 3.1.1.4. Цели стратегии технологической безопасности, механизмы и направления парирования опасностей
- 3.1.1.5. Объекты системы технологической безопасности
- 1.2. Научные проблемы и перспективы развития производственного комплекса техносферы
- 3.1.2.1. Приоритетность научного и технического развития машиностроительного комплекса
- 3.1.2.2. Основы развития машиностроительного комплекса
- 3.1.2.3. Научно-технические разработки проблем машиностроения
- 3.1.2.4. Задачи Российской академии наук по решению научных проблем машиностроения
- 3.1.2.5. Организационные и финансовые основы развития машиностроительного комплекса
- 3.2. Организация мониторинга, прогнозирования чрезвычайных ситуаций и их последствий
- Введение
- 3.2.1. Организация наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов
- 3.2.2. Система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций
- Заключение
- Приказ №483
- Министерство российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
- Положение
- I. Общие положения
- II. Основные задачи Центра
- III. Основные функции Центра
- IV. Полномочия Центра
- 3.3. Новые информационные технологии в управлении
- Введение
- 3.3.1. Информационные технологии и их применение при принятии управленческих решений в мчс россии
- 3.3.1.1. Информационные технологии, применяемые в мчс России
- 3.1.2. Планируемое состояние аиус рсчс к 2005 году
- 3.1.2.2. Создание Ситуационного центра мчс России
- Содержание первого этапа
- Содержание второго этапа
- 3.4. Органы надзора и контроля, специально уполномоченные в области промышленной безопасности и защиты населения
- Введение
- Динамика аварийности на предприятиях, подконтрольных Федеральному горному и промышленному надзору России
- 3.4.1. Задачи, структура специально уполномоченного органа в области промышленной безопасности
- 3.4.1.1. Задачи, структура специально уполномоченного органа
- 3.4.1.2. Основные направления обеспечения промышленной безопасности
- 3.4.1.3. Задачи Госгортехнадзора России
- 3.4.1.4. Государственный пожарный надзор
- 3.4.2. Организация взаимодействия органов управления гочс с надзорными и контрольными органами в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий
- Министерство российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий федеральный горный и промышленный надзор россии приказ
- Приказываем:
- Положение о Федеральном горном и промышленном надзоре России1
- Кодекс российской федерации об административных правонарушениях
- 3.5. Теория и практика анализа и управления риском чрезвычайных ситуаций в контексте устойчивого развития россии
- Введение
- 3.5.1. Научные основы устойчивого развития современной цивилизации
- 3.5.2 Методологические основы анализа и управления риском чрезвычайных ситуаций
- Структура техногенных чс на территории России
- Структура природных чс на территории России
- Частоты опасных событий
- Подходы к прогнозированию чрезвычайных ситуаций
- 3.5.3. Оценка и прогноз стратегических рисков современной россии
- Стратегические показатели состояния России
- Формализация катастроф и кризисов
- Сферы жизнедеятельности и показатели риска
- Перечень стратегических рисков в политической сфере
- Перечень стратегических рисков в экономической сфере
- Перечень стратегических рисков в социальной сфере
- Перечень стратегических рисков в научно-технической сфере
- Перечень стратегических рисков в природной и техногенной сферах
- Значимость сфер жизнедеятельности государства
- Перечень наиболее значимых стратегических рисков
- Заключение
- 3.6. Основы устойчивости функционирования объектов экономики и территорий
- Введение
- 3.6.1. Общие требования по повышению устойчивости отраслевых и территориальных звеньев экономики
- 3.6.2. Защита населения и обесепчение жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях
- 3.6.3. Рациональное размещение производительных сил
- 3.6.4. Подготовка отраслей экономики к работе в чрезвычайных ситуациях
- 3.6.5. Подготовка к выполнению работ по восстановлению экономики в чрезвычайных ситуациях
- 3.6.6. Подготовка системы управления экономикой для решения задач в чрезвычайных ситуациях
- 3.7. Риск, прогноз, нелинейная динамика
- Введение
- 3.7.1. Предсказуемость и анализ сложных систем
- 3.7.1.1. Динамический хаос и фундаментальные ограничения в области прогноза
- 3.7.1.2. Управление рисками и прогноз редких катастрофических событий
- 3.7.1.3. Парадигма сложности и теория самоорганизованной критичности
- 3.7.1.4. Почему нам удается предсказывать?
- 3.7.2. Прогноз и динамика сложных социально‑технологических систем
- 3.7.2.1. Моделирование развития высшей школы
- 3.3.2.2. На пути к "социологии быстрого реагирования"
- 3.7.2.4. Теоретическая история или поиск альтернатив
- IV. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
- 4.1. Федеральный закон «о защите населения и территорий от чс природного и техногенного характера». Основы государственной политики рф в области защиты населения и территорий от чс»
- Введение
- Число крупных катастроф (чс) на территории рф в 1992-2000 г.Г.
- 4.1.1. Содержание основных положений фз «о защите населения и территорий от чс природного и техногенного характера»
- Глава I посвящена общим положениям, где в 7 статьях изложены:
- Глава II рассматривает полномочия различных органов власти в области защиты населения и территорий от чс.
- Глава IX посвящена заключительным положениям, где указывается, что:
- 4.1.2. Взгляды политического руководства на защиту населения и территорий от чс
- 4.1.2.1. Состояние нормативно-правовой базы в сфере гражданской защиты
- 4.2. Подготовка руководящего состава органов управления, сил и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях
- Введение
- 4.2.1. Основные направления подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящего состава органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям
- 4.2.2. Подготовка поисково-спасательных формирований и войск гражданской обороны
- 4.2.2.1. Профессиональная подготовка спасателей поисково-спасательных формирований мчс России
- 4.2.2.2. Профессиональная подготовка военнослужащих войск гражданской обороны
- 4.2.3. Организация подготовки населения в области го и защиты от чрезвычайных ситуаций
- Заключение
- 4.3. Инженерная защита населения и территорий
- Введение
- 4.3.1. Инженерные мероприятия по защите населения и территорий
- 3.4.2. Особенности инженерной защиты населения при угрозе чс
- Защита населения в районах размещения объектов атомной энергетики
- Защита населения в районах размещения химически-опасных объектов
- Защита населения в зонах возможного катастрофического затопления Особенности инженерной защиты населения в зонах возможного катастрофического затопления рассмотрена на рис. 4.3.2.
- Заключение
- 4.4. Основы радиационной, химической и биологической защиты в чрезвычайных ситуациях
- Введение
- 4.4.1. Цель, задачи, и содержание, радиационной, химической и биологической защиты
- 4.4.2. Организация рхб защиты в чс
- Раздел I. Краткая физико-географическая и социально-экономическая характеристика субъекта рф и оценка возможной обстановки на его территории.
- Раздел II. Мероприятия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий. В разделе, наряду с другими данными, по рхз указывают:
- 4.5. Медицинская защита населения и личного состава сил го и рсчс
- Введение
- 4.6.1. Характеристика медицинских сил го и рсчс
- 4.5.1.1. Организационная структура и основные задачи федеральной медицинской службы го
- 4.5.1.2. Силы и средства всероссийской службы медицины катастроф
- 4.5.2. Медицинская защита населения и личного состава сил рсчс
- 4.5.3. Организация санитарно-противоэпидемических мероприятий в зонах чс
- Заключение
- 4.6. Организация и проведение эвакомероприятий
- Литература