logo
ТОМ 1

Вероятность крупных аварий (1 год)

Типы объектов

Расчетные

Реальные

Проектные

Запроектные

1

Реакторы

Активная зона

10-6

10-8

2*10-3

2

Первый контур

10-5

10-6

5*10-3

3

Ракетно-космические системы

10-4

10-3

5*10-2

4

Турбоагрегаты

10-3

10-4

3*10-3

5

Летательные аппараты

10-3

10-4

5*10-3

6

Трубопроводы (1000 км.)

10-4

2*10-3

10-2

Вероятности возникновения наиболее тяжелых катастроф первых трех классов в мирное время составляют от (23)10-2 до (0,51)10-1 1/год, а ущербы от 1011 до 109 долл./катастрофа. При этом их риски изменяются в пределах от 104 долл./год до 1010 долл./год (табл. 3.1.1).

При анализе безопасности техногенной сферы следует учитывать как упомянутые выше ущербы, так серийность соответствующих потенциально опасных объектов. Наиболее тяжелые аварийные ситуации возникают на уникальных объектах - единичных и многосерийных. Число однотипных атомных энергетических реакторов составляет 1-10 при их общем числе в эксплуатации 450-500, число однотипных ракетно-космических систем обычно составляет от 3-5 до 50-80. Среднесерийные потенциально опасные объекты исчисляются сотнями и тысячами, а крупносерийные - десятками и сотнями тысяч (автомобили, сельскохозяйственные машины, станки). В соответствии с изложенным интегральные экономические риски, опреде­ляемые произведением единичных рисков на число объектов, оказываются сопоставимыми как для глобальных, так и для объектовых катастроф.

Таким образом, ущербы от единичных катастроф глобального и объектового масштаба отличаются на 8-10 порядков, риски на 4-6 порядков, а интегральные ущербы на 1-3 порядка.

Исключительно важное значение как для нашей страны, так и для других промышленно развитых стран имеет достигнутый уровень проект­ного обоснования безопасности потенциально опасных объектов. Примени­тельно к объектовым и локальным авариям для крупносерийных техничес­ких систем, в которых опасные повреждения возникают в нормальных условиях эксплуатации, уровень проектного обоснования безопасности и надежности составляет 10-100%. При этом большое значение имеют нацио­нальные и международные нормы проектирования, изготовления и эксплуа­тации, а также огромный и длительный опыт обеспечения безопасного функционирования этих систем.

Опасные и катастрофические разрушения крупно- и среднесерийных технических систем в условиях нормальной эксплуатации прогнозируются уже в существенно меньшей мере - от 1 до 10%. Предварительный коли­чественный анализ крупных аварийных ситуаций удается пока проводить в 0,1-1,0% случаях. Конкретные техногенные катастрофы регионального и национального характера получают отражение в расчетах и прогнозах не более, чем в 0,001-0,1%. Глобальные катастрофы, как правило, не пред­сказываются.

Из данных о вероятностях и рисках техногенных аварий и катастроф на объектах с исключительно высокой потенциальной опасностью следует, что различие в уровнях требуемых и приемлемых (в национальных и меж­дународных рамках) рисков, с одной стороны, и уровнем реализованных рисков, с другой, достигает двух и более порядков. Вместе с тем известно, что повышение уровня защищенности объектов от аварий и катастроф на один порядок требует больших усилий в научно-технической сфере и существенных затрат, сопоставимых с 10-20% стоимости проекта.

Сказанное выше потребовало постановки на национальном и между­народном уровне новых фундаментальных и прикладных научных задач:

Таблица 3.1.2

Типы аварийных ситуаций и степень защищенности от них

Аварийные ситуации

Защищенность

1

Нормальные условия эксплуатации

Повышенная

2

Отклонения от нормальных условий

Достаточная

3

Проектные аварии

Частичная

4

Запроектные аварии

Недостаточная

5

Гипотетические аварии

Низкая

При анализе безопасности сложных технических систем сформули­рованы три основных вида аварийных ситуаций: проектные, запроектные и гипотетические (рис. 3.1.2). В его основе лежат такие параметры, как локаль­ные напряжения и деформации , числа циклов N, температура t и время эксплуатации. В зависимости от типа потенциально опасных объектов имеет место чрезвычайно широкая вариация этих параметров (100N1012, 270Ct10000C, 10080 лет) приводит к тому, что проектные аварий­ные ситуации, как правило, охватывают области исследования накопления повреждений классическими теориями сопротивления материалов, теории упругости, пластичности и ползучести. Расчетные и экспериментально определяемые напряжения и деформации при этом остаются на уровне предела упругости.

При переходе к запроектным авариям анализируются нелинейные закономерности деформирования и разрушения - при этом напряжения становятся менее информативными параметрами, чем дефор­мации. Повреждения от вибраций и усталости переходят в повреждения от малоцикловой усталости. Еще большее возрастание и обусловливает переход к гипотетическим авариям и катастрофам. При этом теоретической основой анализа таких ситуаций является статическая и динамическая нелинейная механика разрушения. Одним из параметров такого подхода к количественному анализу развития аварийных ситуаций может служить расчетно-экспериментальное обоснование безопасности атомной станции теплоснабжения АСТ-500, выполненное в ОКБМ МАЭ (г. Нижний Новго­род) и ИМАШ РАН (г. Москва). В качестве барьеров выхода радиоактив­ности при тяжелой аварии рассмотрены корпус реактора, страховочный корпус и контаймент. Поэтому рассчитываемое и контролируемое развитие аварий с образованием и распространением трещин, с раскрытием главных болтовых разъемов дает немгновенное катастрофическое разрушение и монотонно нарастающие (в течение часов) давление, температуры и утечки. В этом случае могут быть применены системы аварийной защиты, меры локализации аварии и механизмы управления чрезвычайной ситуацией. По такому пути предстоит проходить во многих других потенциально опасных ситуациях.

В рамках российско-американского сотрудничества РАН-ASME (Российская академия наук - Американское общество инженеров-механи­ков) в качестве фундаментальной была поставлена проблема продления ресурса безопасной эксплуатации ответственных технических с

Рис. 3.1.2 Структура взаимодействия

Рис.3.1.3 Состав участников ГНТП «Безопасность»

истем в энергетике, нефте-газо-химии, на транспорте, в оборонном комплексе. Возможный энергетический эффект от продления ресурса атомных станций на 20 лет без учета затрат на вывод из эксплуатации АЭС может обеспечить в США до 15%, а в России – до 10% общего производства электроэнергии.

Для мирового сообщества фактически назрела прямая необходимость унифицированного формирования науки, техники, технологий, экономики, культуры и философии безопасности техногенной сферы. Его отличи­тельной особенностью становятся единые принципы, критерии, нормы и законы анализа, регулирования, обеспечения и повышения безопасности.

Российская академия наук (ее Отделения и Институты), Миннауки России, Министерство по чрезвычайным ситуациям России, Минатом России, Минобороны России, Госгортехнадзор России, Госатомнадзор России продолжают реализацию и формируют новые программы исследований и разработок проблем техногенной безопасности (рис.3.1.2) во взаимодействии с ведущими национальными научно-техническими центрами и обществами США, Японии, Франции, Германии, Норвегии, Голландии, Канады, а также международными органами ЕЭС и ООН. Фундаментальные исследования по проблемам безопасности выполняют Отделения и Институты РАН (рис. 3.1.3).