3.5.1. Научные основы устойчивого развития современной цивилизации
«Человечество столкнулось с противоречиями между растущими потребностями мирового сообщества и невозможностью биосферы обеспечить эти потребности. Разрешение этого противоречия возможно только при изменении всей системы ценностей человека, его этики, при условии, что будут сформированы приемлемые общечеловеческие ценности, отличные от ценностей постиндустриального общества, и будет сформирована новая модель хозяйственной и социальной деятельности, органически вписывающаяся в биосферу Земли».
Основные положения стратегии
устойчивого развития России.–
Федеральное собрание
Российской Федерации. – 2002.
Во второй половине XX века человечество начало осмысливать катастрофичность своего положения. Стал вопрос о выработке стратегии развития цивилизации.
Попытки найти пути выхода из кризиса, определить дальнейшую траекторию движения нашей цивилизации, по-новому взглянуть на решение глобальных проблем, связанных с социально-экономическим кризисом, предприняла в 80-е годы ООН. Была создана Международная комиссия по окружающей среде и развитию для выработки «глобальной программы изменений». Основное содержание программы Комиссия обозначила термином «устойчивое развитие», означающее развитие, которое может поддерживаться неопределенно долго. В дальнейшем термин был закреплен в 1992 году Конференцией ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (ЮНСЕД), которая попыталась придать этой деятельности конкретные программные формы.
2002 г., Йоханнесбург Всемирный саммит по устойчивому развитию Конкретные практические действия
Рис. 3.5.2 Этапы развития проблем «устойчивого развития»
Еще в Декларации первой Конференции ООН по окружающей среде (Стокгольм, 1972 г.) была отмечена связь экономического и социального развития с проблемами окружающей среды. В подобное понимание развития важный вклад внесли научные доклады Римского клуба (1972-1974 гг.), в которых формулировались идеи перехода цивилизации к состоянию «глобального динамического равновесия» и «органическому росту». Основные этапы становления и развития проблем «устойчивого развития» представлены на рис. 3.5.2.
Как правило, в современной научной литературе используется определение понятия «устойчивое развитие», которое дано в книге «Наше общее будущее»: «Устойчивое развитие – это такое развитие, при котором удовлетворяются потребности настоящего времени, но не ставится под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности». Новая стратегия развития цивилизации исходит не из приоритетов сегодняшнего дня, а делает попытку поставить нынешнее и будущие поколения на одну ступень, приравнять их по возможностям удовлетворения жизненных потребностей.
Стратегической целью устойчивого развития России является повышение уровня и качества жизни населения на основе научно-технического прогресса, динамичного развития экономики и социальной сферы при сохранении воспроизводственного потенциала природного комплекса страны как части биосферы Земли, а также технологического потенциала в интересах нынешнего и будущих поколений. Достижение указанной цели потребует решения следующих основных задач:
В экономической сфере – развитие эффективной социально и экологически ориентированной рыночной экономики, обеспечивающей достойный уровень жизни людей, экономию природных ресурсов, экологическую чистоту и конкурентоспособность продукции, введение гражданской ренты за природные ресурсы, модернизация производства как условие повышения экономической эффективности и предотвращения чрезвычайных ситуаций;
В социальной сфере – ликвидация нищеты и уменьшение масштабов бедности, улучшение среды обитания человека, обеспечение социальной защищенности граждан;
В сфере науки – приоритетное развитие фундаментальных исследований в сочетании с прикладными разработками, направленными на создание новых наукоемких ресурсосберегающих и безотходных технологий;
В сфере воспитания и образования – формирование у граждан экологически ориентированного мировоззрения, сознания ответственности за устойчивое развитие; формирование новой этики, основанной на отношении к биосфере, как фундаменту жизни, на необходимости соблюдения законов ее развития и вытекающих из них ограничений и запретов, на эффективном хозяйствовании, рациональном потреблении и здоровом образе жизни.
Этапы перехода России к устойчивому развитию отражены на рис. 3.5.3.
Рис.3.5.3 Этапы перехода России к устойчивому развитию
Целью первого этапа (краткосрочная перспектива) является преодоление длительно развивающегося социально-экономического, экологического и структурного кризиса, охватившего период перехода страны к рыночной экономике и к демократическому гражданскому обществу. На первом этапе должны быть заложены основы новой российской экономики, обеспечивающей эффективное воспроизводство и обладающей потенциалом долгосрочного динамичного роста, позволяющей решать задачи повышения уровня и качества жизни, модернизации производственных мощностей, сохранения целостности и безопасности государства. Это потребует государственного регулирования экономики по корректировке рыночных механизмов и регуляторов.
На втором этапе (среднесрочная перспектива) целью устойчивого развития является обеспечение динамичного социально-экономического развития страны на базе эффективного использования ее экономических ресурсов и преимуществ международного разделения труда при сохранении воспроизводственного потенциала природного комплекса и установления более справедливых мирохозяйственных связей.
Целью третьего этапа устойчивого развития (долгосрочная перспектива) является гармонизация взаимоотношений общества и природы в глобальном масштабе за счет: развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей биосферы; переноса акцента в системе человеческих ценностей с материально-вещественных на духовно-нравственные, что соответствует дальнейшей ноосферной ориентации развития общества; осознания большинством граждан страны необходимости рационального потребления.
Несколько слов об индикаторах устойчивого развития, под которыми понимают критерии и показатели, с помощью которых оценивается уровень развития того или иного географического региона (города, страны, региона, континента, всего мирового сообщества), прогнозируется его будущее состояние (экономическое, политическое, экологическое, демографическое и т.д.), делаются выводы об устойчивости этого состояния. Индикаторы служат базой для планирования деятельности в направлении устойчивого развития, разработки политики в этой области.
Впервые о необходимости разработки индикаторов устойчивого развития было сказано в "Повестке дня на XXI век", принятой на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году. Задача разработки индикаторов устойчивого развития еще далека от решения, однако, уже имеются рекомендации по методологии выбора индикаторов для систем разных масштабов: глобального, регионального, национального, локального, отраслевого. Например, Программа развития ООН (ПРООН) в своих ежегодных Докладах о развитии человека использует индекс развития человеческого потенциала, который включает продолжительность ожидаемой жизни в момент рождения, грамотность взрослого населения и реальный валовой внутренний продукт на душу населения. Экологические индикаторы включают в себя характеристики воды, земли, атмосферы, природных ресурсов и отходов; институциональные индикаторы включают в себя программирование и планирование политики, научные разработки, международные правовые инструменты, информационное обеспечение, усиление роли основных групп населения, и т.д. США в своей стратегии устойчивого развития использовали 56 индикаторов, большинство из которых качественные.
С научной точки зрения, наиболее привлекательными являются количественные индикаторы устойчивого развития. Отечественными учеными предложены такие показатели. При этом под устойчивым развитием (научно-конструктивное определение) понимается управляемое, научно и духовно организованное, неограниченное во времени развитие, протекающее в условиях гармоничного взаимодействия биосферы и человечества (ISD < 1), протекающее в условиях внутренней гармонии самого общества (ID < 15) и нацеленное на раскрытие и совершенствование творческих и духовных начал человека (IH > 15).
В определении использованы следующие обозначения:
ISD – индекс устойчивости развития мира – отношение фактической плотности мощности антропогенной нагрузки на сушу Земли к допустимой, равной 70 кВт / кв.км;
ID – индекс социально-экономической дисгармонии мирового сообщества – отношение доходов 20% населения Земли, проживающего в богатейших странах, к доходам 20% населения Земли, проживающего в беднейших странах;
IH – индекс грамотности взрослого населения – среднее количество лет жизни человека, затрачиваемое на обучение.
Как видно из таблиц 3.5.1 и 3.5.2, индексы устойчивости развития мира и социально-экономической дисгармонии мирового сообщества превысили свои критические значение на рубеже 50-60-ых годов прошлого столетия.
Таблица 3.5.1
Динамика взаимодействия между человечеством и биосферой
Год | 1910 | 1930 | 1950 | 1970 | 2000 |
ISD | 0,36 | 0,44 | 0,54 | 1,18 | 2,10 |
Таблица 3.5.2
Динамика взаимодействия внутри мирового сообщества
Год | 1950 | 1960 | 1970 | 1980 | 1990 | 2000 |
ID | 12 | 30 | 32 | 45 | 60 | 74 |
Анализ табличных данных позволяет сделать вывод о том, что для перехода мировой цивилизации к устойчивому развитию необходимо, прежде всего, значительно снизить антропогенное воздействие на биосферу и осуществлять социально ориентированную политику, направленную на выравнивание доходов и уровня жизни людей в различных странах планеты.
На Всемирном саммите по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002 г.) Российской Федерацией был представлен доклад «Национальная оценка прогресса Российской Федерации при переходе к устойчивому развитию», подготовленный Минэкономразвития России с участием МИД России и МПР России во взаимодействии с группой независимых экспертов.
В докладе представлена роль России в системе глобальных экономических, политических и экологических отношений; институциональные преобразования и реформа законодательной системы, социальные и экономические аспекты перехода к устойчивому развитию. Представлены факторы, тенденции и данные, отражающие прогресс в области сохранения природной среды и рационального использования природных ресурсов, а также укрепления потенциала устойчивого развития.
90-е годы характеризуются положительными изменениями в глобальных политических отношениях, что связано, прежде всего, с устранением противостояния военных систем СССР и НАТО. Отказ от угрозы применения оружия массового уничтожения, глобальная ядерная разрядка, установление партнерских отношений между Россией и НАТО радикальным образом изменили глобальный военно-стратегический баланс.
Россия последовательно проводит политику, направленную на устранение глобальной политической напряженности, отказ от применения военной силы при решении межгосударственных конфликтов, усиление роли системы Организации Объединенных Наций. Реализация ряда важных международных инициатив в области сокращения стратегических ядерных вооружений, запасов оружия массового уничтожения и обычных вооружений значительно сократила уровень угроз международной безопасности.
Особо важными были практические шаги России в ликвидации такого вида оружия массового уничтожения как химическое. Несмотря на значительные трудности переходного периода, Российская Федерация разработала и осуществляет программу, направленную на уничтожение самого крупного арсенала химического оружия в мире, насчитывающего 40 тыс. тонн боевых отравляющих веществ. Ликвидация такого количества химического оружия влечет за собой значительные затраты, связанные с использованием современных технологий и обеспечением экологической безопасности, и требует расширения международного участия.
На фоне глобальной политической разрядки в истекшие 10 лет возникли множественные региональные конфликты, в том числе на межэтнической и религиозной почве. Российская Федерация последовательно проводит политику, направленную на урегулирование этих конфликтов путем переговоров и учета интересов всех сторон.
В долгосрочной перспективе страна будет играть ключевую роль в обеспечении региональной и глобальной политической безопасности.
Российская Федерация оказывает существенное влияние на развитие мировой экономики.
Основными группами товаров, экспортируемыми из России, по-прежнему являются природные ресурсы. Так, по объему экспорта сырой нефти страна в 2002 г. вышла на первое место. Существенная роль принадлежит России в обороте металлов, леса, морепродуктов; структура ее экспорта и импорта определяет место страны в мировой торговле (ВВП России составляет около 2% ВВП мира; доля России в мировом экспорте энергоресурсов - 7%; при этом в общей структуре экспорта России доля сырья и продукции начальных стадий переработки превышает 70% при явной тенденции роста).
За прошедшее десятилетие импорт в Российскую Федерацию существенно изменился. Хотя страны бывшего СССР по-прежнему занимают значительное место в торговом балансе страны, большая доля импорта стала приходиться на страны Европейского Союза, Китай, США. В мировом развитии рынка инвестиционных мер и проектов, направленных на цели устойчивого развития, страна занимает пока скромное место, однако этот рынок является на сегодняшний день одним из наиболее быстро развивающихся.
Россия радикально отличается от развитых стран по структуре и соотношению долей национального богатства (см. рис. 3.5.4).
Россия
Рис. 3.5.4. Структуры национального богатства развитых стран и России
По оценкам МБРР на 1995-2000 гг., для развитых стран доля природного капитала в национальном богатстве в среднем не превышает 10%, доля произведенного капитала - около 20%, удельный вес человеческого капитала – более 70%.
В национальном богатстве России основу составляет природный капитал (ресурсы – 83-88%), произведенный капитал составляет 7-10%, человеческий капитал оценивается только в 5-7%, что говорит не о низком образовательном или профессиональном уровне населения, а о низкой стоимости труда.
Ресурсная обеспеченность России практически уникальна. Но низкая эффективность использования природных ресурсов является одной из причин низкой эффективности экономики, традиционно ориентированной на «неограниченность» национальной ресурсной базы. Удельные затраты природных ресурсов и производимые загрязнения в расчете на единицу конечной продукции в России крайне велики по сравнению с экономически развитыми странами. Так, энергоемкость единиц конечной продукции в России больше в 2-3 раза, затраты лесных ресурсов на производство 1 т бумаги больше в 4-6 раз. Более того, за последние 10 лет из-за снижения технологической дисциплины наблюдается значительный рост энерго- и ресурсоемкости выпускаемой продукции (на 20 - 60%). Потребление энергии на единицу ВВП возросло на 25%, водоемкость - на 20%. Удельные выбросы окислов серы, которые приводят к кислотным дождям и деградации больших площадей лесов и земель, в России в 20 раз выше, чем в Японии и Норвегии, и примерно в 6-7 раз выше, чем в Германии и Франции. Выбросы парниковых газов превышают показатели развитых стран на единицу ВВП в 3-4 раза.
Комплекс мер по снижению ресурсоемкости, структурная перестройка экономики, увеличение доли услуг, развитие наукоемких технологий, внедрение международных экологических стандартов и требований, развитие инновационной деятельности, предусмотренный программами социально-экономического развития страны и федеральными целевыми программами. Так, существенное снижение энергоемкости производства, реализацию программ экономии энергии и энергоносителей предусматривают программные мероприятия Федеральной целевой программы «Энергоэффективная экономика» 2002-2005 гг. и на перспективу до 2010 года» и Российской программы использования альтернативных источников энергии. Повышению культуры производства и потребления способствовала Федеральная целевая программа «Отходы» 1996-2001 годы».
Вместе с тем, необходимы дополнительные усилия для преодоления негативных тенденций и кардинального улучшения ситуации по формированию рациональных моделей потребления с участием всех основных групп населения и деловых кругов.
В долгосрочной перспективе Россия будет занимать ключевое место в мире в части экспорта природных ресурсов, прежде всего энергоносителей. Следует ожидать увеличения притока в страну прямых иностранных инвестиций, что будет обеспечено стабильным и привлекательным инвестиционным климатом и ростом национальной экономики.
С распадом СССР и образованием Содружества независимых государств Россия интегрировалась в мировой рынок труда и стала одним из мировых центров миграционных потоков. Вхождение страны в мировую систему рынка труда принесло стране как преимущества, так и проблемы.
Формирование постсоветского политического пространства отрезало многих граждан от исторической родины. Последние годы XX века характеризовались большим притоком в Россию мигрантов из числа соотечественников, проживавших в ближнем зарубежье. Экономические проблемы ряда стран бывшего СССР стимулировали приток рабочей силы, замещая местную рабочую силу в ряде регионов. Наиболее активно эти процессы имеют место в Западной Сибири, в российских регионах Европейской части.
На Дальнем Востоке весьма значительна иммиграция из Китая и других стран Юго-востока Азии, последствия которой для нашей страны пока не очевидны.
Существенным негативным фактором в последние годы является эмиграция из России молодых людей, в т. ч. с высшим образованием («утечка мозгов»). Такая проблема стоит также и для ряда развивающихся стран, культурные и научные традиции которых позволяют подготавливать высококвалифицированных специалистов. Проблема оттока высококвалифицированных кадров является тормозом для развития страны. Ее решение может быть осуществлено через реализацию национальных мер поощрения труда молодых специалистов при проведении политики "воздерживания" от перекупки национальных кадров со стороны промышленно развитых стран.
В поддержании равновесия глобальной экологической системы роль России продолжает оставаться значительной. Россия обладает огромным природно-ресурсным потенциалом (общая площадь – 1/7 всей суши; 19 % мировых запасов лесов; 22% запасов пресных вод). С 1992 года эмиссия парниковых газов на территории России сократилась на 32%, что составляет 60% мирового сокращения; реальный вклад страны в поддержание глобального экологического равновесия составляет не менее 10% мирового потенциала.
Ненарушенные природные экосистемы занимают 13 млн. кв. километров (65% территории России), что позволяет эффективно выполнять биосферные функции:
поддерживать глобальный баланс углерода и парниковых газов в атмосфере, обеспечивая устойчивость глобальных климатических процессов, в том числе за счет связывания и захоронения углерода в массивах болот и заболоченных лесов;
обеспечивать сохранение глобального биоразнообразия и редких видов растений и животных (в России обитает более 11 400 видов сосудистых растений, 320 видов млекопитающих, 732 вида птиц, 80 видов рептилий, 29 видов амфибий, 343 вида пресноводных и 1500 видов морских рыб);
обеспечивать сохранение среды обитания и традиционной хозяйственной деятельности малых северных народов.
Россия играет особую роль в сохранении арктических экосистем. К российскому сектору относится около трети всей площади Арктики - одного из наименее загрязненных регионов планеты. Арктика – крупнейший биосферный резерват и экологический фильтр планеты. В России представлено примерно 80% всего видового разнообразия Арктики.
В России сохраняются самые крупные массивы нетронутых лесов (3 448 тыс. км2 или 26% неосвоенных лесов мира). Их вырубка может привести к усилению процессов глобального потепления климата, утрате местообитаний многих редких видов растений и животных и необратимым изменениям среды обитания человечества.
Россия располагает 20% мировых запасов пресной воды и уникальной информационной базой о ресурсах подземных вод во многих сопредельных и развивающихся странах и уникальными технологиями ее обнаружения. В ближайшие 30 лет доля населения, не имеющего доступа к качественной питьевой воде возрастет с 40 до 50%, поэтому Россия может стать одним из важнейших ее поставщиков и внести свой вклад в разработку национальных схем и технологий использования водных ресурсов стран с дефицитом доступных водных ресурсов.
Особо следует отметить регион озера Байкал, в котором сосредоточено свыше 17% всей пресной воды планеты, находящейся в жидком состоянии. В этом регионе, согласно федеральному законодательству, установлен особый режим природопользования, что позволит сохранить этот уникальный природный объект для будущих поколений.
Несмотря на то, что вклад России в поддержании глобального экологического равновесия и мировое ресурсное обеспечение был и остается значительным, потенциальные возможности участия России в ускорении процессов устойчивого развития в полной мере не реализованы и имеют хорошие перспективы роста.
За прошедшее десятилетие по всем компонентам устойчивого развития наметились «точки роста», которые будут способствовать прогрессу на трех приоритетных направлениях:
расширении форм участия России в реализации глобальных и региональных инициатив и совместных проектов;
создании условий для привлечения инвестиций и технологий в национальную экономику с учетом приоритетов устойчивого развития;
расширении участия институтов гражданского общества в укреплении потенциала устойчивого развития.
Расширение участия России в мировых процессах интеграции и глобализации - важный дополнительный фактор развития системы экономических, экологических и социальных отношений. При этом основные приоритеты и благоприятные перспективы для перехода к устойчивому развитию определяются механизмами роста, заложенными в стратегии экономического и социального развития Российской Федерации.
- Содержание
- Управление стратегическими рисками чрезвычайных ситуаций в системе обеспечения национальной безопасности россии
- Стратегические показатели состояния России
- I. Го, рсчс и безопасность россии
- 1.1. Чрезвычайные ситуации – угроза безопасности россии. Классификация чрезвычайных ситуаций. Статистика чрезвычайных ситуаций: анализ, уроки, выводы
- Введение
- Стратегические показатели состояния России
- Термины и определения. Классификация чрезвычайных ситуаций
- Классификация чс
- 1.1.2. Современные тенденции динамики чрезвычайных ситуаций
- Промышленная опасность
- Природная опасность
- О мониторинге чс
- 1.1.3. Основные направления и содержание государственной политики в области предотвращения бедствий и катастроф и смягчения их последствий
- Основные перспективные задачи управления комплексными стратегическими рисками
- 1.1.4. Оценка эффективности государственной политики в области предупреждения и ликвидации чс - как основа обеспечения обратной связи и мониторинга при ее разработке и реализации
- Заключение
- 1.2. Концепция национальной безопасности и военная доктрина российской федерации
- Введение
- 1.2.1. Основы обеспечения национальной безопасности. Роль и место гражданской защиты в системе национальной безопасности российской федерации
- 1.2.2. Основные положения концепции национальной безопасности российской федерации
- 1.2.3. Основные положения военной доктрины российской федерации
- Заключение
- 1.3. Исторические аспекты развития системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
- 1.4. Рсчс и гражданская оборона на региональном и территориальном уровнях
- 1.4.1. Работа по созданию и совершенствованию территориальной подсистемы рсчс
- 1.4.1.1. Совершенствование анализа риска возникновения источников техногенных чс и прогнозирования их последствий
- 1.1.4.2. Организация и состояние прогнозирования природных чрезвычайных ситуаций
- 1.4.2. Система гражданской обороны российской федерации на территориальном уровне
- 1.5. Устойчивое развитие: безопасность общества и государства
- Введение
- 1.5.1. Безопасность и устойчивое развитие – новые парадигмы сохранения цивилизации
- 1.5.2. Теория безопасности жизнедеятельности человека - основа новых мировоззренческих подходов к организации жизни общества и стратегии развития
- Способы управления рисками различных видов катастроф
- 1.5.3. Россия на пути к устойчивому развитию: состояние природной и техногенной безопасности, способы ее обеспечения
- Меры по снижению рисков и смягчению последствий чс по этапам ее развития
- Заключение
- 1.6. Обстановка с пожарами в мире и стране, ее прогнозы на XXI век
- Введение
- 1.6.1. Зачем нужна пожарная статистика
- 1.6.2. Что такое пожарная статистика
- 1.6.3. Кто занимается пожарной статистикой
- 1.6.4. Источники информации
- 1.6.5. Обстановка с пожарами в мире
- Страны мира, имеющие больше всего зарегистрированных пожаров
- Ориентировочная ежегодная стоимость пожаров в сша
- Заключение
- II. Планирование мероприятий рсчс и го и управление ими в субъектах рф
- 2.1. Основы управления мероприятиями рсчс и го
- Введение
- 2.1.1. Сущность и основные положения управления рсчс и го
- 2.1.1. Система управления рсчс и го, режимы и методы работы
- 2.1.3. Роль нормативно-правовой базы в повышении эффективности управления мероприятиями по защите от чрезвычайных ситуаций
- Заключение
- 2.2. Основы планирования мероприятий рсчс и го
- Введение
- 2.2.1. Структура и содержание плана действий по предупреждению и ликвидации чс
- 2.2.1.1. Краткая географическая и социально-экономическая характеристика субъекта Российской Федерации и оценка возможной обстановки на его территории
- 2.2.1.2. Мероприятия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий
- Приложения
- 2.2.2. Порядок разработки, корректировки и уточнения плана
- Особенности планирования мероприятий гражданской обороны
- Заключение
- 2.3. Основы организационного проектирования многофункциональной пожарно-спасательной службы
- Введение
- 2.3.1. Сущность организационного проектирования систем
- 2.3.2. Основные принципы и этапы организационного проектирования многофункциональной пожарно-спасательной службы
- 2.3.3. Методологические основы проектирования многофункциональной пожарно-спасательной службы
- 2.3.4. Методологические основы обоснования числа пожарно-спасательных депо
- Пример расчета числа пожарных депо (для Москвы)
- 2.3.5. Методологические основы нормирования числа пожарных и аварийно-спасательных автомобилей
- 2.3.6. Практические рекомендации по нормированию числа депо и автомобилей многофункциональной пожарно-спасательной службы
- Аварийно-спасательный автомобиль быстрого реагирования
- Вариант нормирования автомобилей1 и депо гпс по типам автомобилей, видам депо и их количеству
- 2.4. Организация связи и оповещения в го и рсчс
- 2.4.1. Организация связи
- 2.4.2. Организация оповещения
- 2.5. Морально-психологическое обеспечение: сущность и содержание
- Введение
- 2.5.1. Характеристика морально-психологического обеспечения
- 2.5.2 Методы и формы морально-психологического обеспечения
- Заключение
- III. Роль рсчс в предупреждении чрезвычайных ситуаций
- 3.1.Основы государственной политики по обеспечению безопасности в техносфере
- 3.1.1. Научные проблемы безопасности техногенной сферы
- 3.1.1.1. Основные аспекты безопасности техногенной сферы
- 3.1.1.2. Угрозы техногенной безопасности и разработка мер по их устранению
- Вероятность крупных аварий (1 год)
- 3.1.1.3. Угрозы технологической безопасности
- 3.1.1.4. Цели стратегии технологической безопасности, механизмы и направления парирования опасностей
- 3.1.1.5. Объекты системы технологической безопасности
- 1.2. Научные проблемы и перспективы развития производственного комплекса техносферы
- 3.1.2.1. Приоритетность научного и технического развития машиностроительного комплекса
- 3.1.2.2. Основы развития машиностроительного комплекса
- 3.1.2.3. Научно-технические разработки проблем машиностроения
- 3.1.2.4. Задачи Российской академии наук по решению научных проблем машиностроения
- 3.1.2.5. Организационные и финансовые основы развития машиностроительного комплекса
- 3.2. Организация мониторинга, прогнозирования чрезвычайных ситуаций и их последствий
- Введение
- 3.2.1. Организация наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов
- 3.2.2. Система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций
- Заключение
- Приказ №483
- Министерство российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
- Положение
- I. Общие положения
- II. Основные задачи Центра
- III. Основные функции Центра
- IV. Полномочия Центра
- 3.3. Новые информационные технологии в управлении
- Введение
- 3.3.1. Информационные технологии и их применение при принятии управленческих решений в мчс россии
- 3.3.1.1. Информационные технологии, применяемые в мчс России
- 3.1.2. Планируемое состояние аиус рсчс к 2005 году
- 3.1.2.2. Создание Ситуационного центра мчс России
- Содержание первого этапа
- Содержание второго этапа
- 3.4. Органы надзора и контроля, специально уполномоченные в области промышленной безопасности и защиты населения
- Введение
- Динамика аварийности на предприятиях, подконтрольных Федеральному горному и промышленному надзору России
- 3.4.1. Задачи, структура специально уполномоченного органа в области промышленной безопасности
- 3.4.1.1. Задачи, структура специально уполномоченного органа
- 3.4.1.2. Основные направления обеспечения промышленной безопасности
- 3.4.1.3. Задачи Госгортехнадзора России
- 3.4.1.4. Государственный пожарный надзор
- 3.4.2. Организация взаимодействия органов управления гочс с надзорными и контрольными органами в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий
- Министерство российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий федеральный горный и промышленный надзор россии приказ
- Приказываем:
- Положение о Федеральном горном и промышленном надзоре России1
- Кодекс российской федерации об административных правонарушениях
- 3.5. Теория и практика анализа и управления риском чрезвычайных ситуаций в контексте устойчивого развития россии
- Введение
- 3.5.1. Научные основы устойчивого развития современной цивилизации
- 3.5.2 Методологические основы анализа и управления риском чрезвычайных ситуаций
- Структура техногенных чс на территории России
- Структура природных чс на территории России
- Частоты опасных событий
- Подходы к прогнозированию чрезвычайных ситуаций
- 3.5.3. Оценка и прогноз стратегических рисков современной россии
- Стратегические показатели состояния России
- Формализация катастроф и кризисов
- Сферы жизнедеятельности и показатели риска
- Перечень стратегических рисков в политической сфере
- Перечень стратегических рисков в экономической сфере
- Перечень стратегических рисков в социальной сфере
- Перечень стратегических рисков в научно-технической сфере
- Перечень стратегических рисков в природной и техногенной сферах
- Значимость сфер жизнедеятельности государства
- Перечень наиболее значимых стратегических рисков
- Заключение
- 3.6. Основы устойчивости функционирования объектов экономики и территорий
- Введение
- 3.6.1. Общие требования по повышению устойчивости отраслевых и территориальных звеньев экономики
- 3.6.2. Защита населения и обесепчение жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях
- 3.6.3. Рациональное размещение производительных сил
- 3.6.4. Подготовка отраслей экономики к работе в чрезвычайных ситуациях
- 3.6.5. Подготовка к выполнению работ по восстановлению экономики в чрезвычайных ситуациях
- 3.6.6. Подготовка системы управления экономикой для решения задач в чрезвычайных ситуациях
- 3.7. Риск, прогноз, нелинейная динамика
- Введение
- 3.7.1. Предсказуемость и анализ сложных систем
- 3.7.1.1. Динамический хаос и фундаментальные ограничения в области прогноза
- 3.7.1.2. Управление рисками и прогноз редких катастрофических событий
- 3.7.1.3. Парадигма сложности и теория самоорганизованной критичности
- 3.7.1.4. Почему нам удается предсказывать?
- 3.7.2. Прогноз и динамика сложных социально‑технологических систем
- 3.7.2.1. Моделирование развития высшей школы
- 3.3.2.2. На пути к "социологии быстрого реагирования"
- 3.7.2.4. Теоретическая история или поиск альтернатив
- IV. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
- 4.1. Федеральный закон «о защите населения и территорий от чс природного и техногенного характера». Основы государственной политики рф в области защиты населения и территорий от чс»
- Введение
- Число крупных катастроф (чс) на территории рф в 1992-2000 г.Г.
- 4.1.1. Содержание основных положений фз «о защите населения и территорий от чс природного и техногенного характера»
- Глава I посвящена общим положениям, где в 7 статьях изложены:
- Глава II рассматривает полномочия различных органов власти в области защиты населения и территорий от чс.
- Глава IX посвящена заключительным положениям, где указывается, что:
- 4.1.2. Взгляды политического руководства на защиту населения и территорий от чс
- 4.1.2.1. Состояние нормативно-правовой базы в сфере гражданской защиты
- 4.2. Подготовка руководящего состава органов управления, сил и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях
- Введение
- 4.2.1. Основные направления подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящего состава органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям
- 4.2.2. Подготовка поисково-спасательных формирований и войск гражданской обороны
- 4.2.2.1. Профессиональная подготовка спасателей поисково-спасательных формирований мчс России
- 4.2.2.2. Профессиональная подготовка военнослужащих войск гражданской обороны
- 4.2.3. Организация подготовки населения в области го и защиты от чрезвычайных ситуаций
- Заключение
- 4.3. Инженерная защита населения и территорий
- Введение
- 4.3.1. Инженерные мероприятия по защите населения и территорий
- 3.4.2. Особенности инженерной защиты населения при угрозе чс
- Защита населения в районах размещения объектов атомной энергетики
- Защита населения в районах размещения химически-опасных объектов
- Защита населения в зонах возможного катастрофического затопления Особенности инженерной защиты населения в зонах возможного катастрофического затопления рассмотрена на рис. 4.3.2.
- Заключение
- 4.4. Основы радиационной, химической и биологической защиты в чрезвычайных ситуациях
- Введение
- 4.4.1. Цель, задачи, и содержание, радиационной, химической и биологической защиты
- 4.4.2. Организация рхб защиты в чс
- Раздел I. Краткая физико-географическая и социально-экономическая характеристика субъекта рф и оценка возможной обстановки на его территории.
- Раздел II. Мероприятия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий. В разделе, наряду с другими данными, по рхз указывают:
- 4.5. Медицинская защита населения и личного состава сил го и рсчс
- Введение
- 4.6.1. Характеристика медицинских сил го и рсчс
- 4.5.1.1. Организационная структура и основные задачи федеральной медицинской службы го
- 4.5.1.2. Силы и средства всероссийской службы медицины катастроф
- 4.5.2. Медицинская защита населения и личного состава сил рсчс
- 4.5.3. Организация санитарно-противоэпидемических мероприятий в зонах чс
- Заключение
- 4.6. Организация и проведение эвакомероприятий
- Литература