Страны мира, имеющие больше всего зарегистрированных пожаров
№ | Страна | Год | Население, млн. чел. | Число пожаров | Ср. число пожаров на 1000 чел./ год | ||
всего | в зданиях | всего | в зданиях | ||||
1 | США | 2000 | 275,0 | 1.708.000 | 505.500 | 6,2 | 1,8 |
2 | Великобритания | 2001 | 59,5 | 546.300 | 112.500 | 9,2 | 1,9 |
3 | Франция | 2000 | 60,0 | 339.846 | 100.000* | 5,7 | 1,7 |
4 | Россия | 2001 | 144,5 | 246.500 | 210.151 | 1,7 | 1,5 |
5 | Китай | 2001 | 1350,0 | 215.863 | 150.000* | 0,2 | 0,1 |
6 | Италия | 2001 | 59,0 | 200.000* | 100.000* | 3,4 | 1,7 |
7 | Германия | 2000 | 79,3 | 197.154 | 100.000* | 2,5 | 1,3 |
8 | Индия | 2001 | 1000,0 | 180.000* | 150.000* | 0,2 | 0,2 |
9 | Бразилия | 2001 | 170,0 | 150.000* | 75.000* | 0,9 | 0,4 |
10 | Польша | 2000 | 38,7 | 135.889 | 24.036 | 3,5 | 0,6 |
| Всего |
| 3236 | 3.919.552 | 1.527.187* | 1,2 | 0,5* |
* - Оценка
Вернемся к анализу данных табл. 1.6.2 В ней перечислены 10 стран, в которых проживают 3,2 млрд. чел. (более половины населения Земли) и ежегодно регистрируют 3,9 млн. пожаров (тоже более половины регистрируемых пожаров на нашей планете). Ранжировка стран произведена по общему числу пожаров.
Кроме абсолютных показателей, характеризующих число пожаров в год, мы использовали и относительные показатели - среднее число пожаров в год на 1000 чел. Из табл. 1.6.2 следует, что общее число пожаров варьирует очень сильно от страны к стране. Именно здесь проявляется полнота (или неполнота) учета пожаров в той или иной стране.
Чтобы уменьшить разброс абсолютных и относительных показателей и сделать анализируемые данные более однородными, мы решили дополнительно рассмотреть число пожаров в зданиях, так как их учитывают в каждой стране (но тоже с неодинаковой степенью полноты).
И здесь выяснилось, что в США, Великобритании, Франции, России, Италии, Германии значения относительных показателей достаточно близки друг к другу, то есть обстановка с пожарами в этих странах примерно одинакова. Это означает, прежде всего, что люди в этих странах ведут себя одинаково, так как основной причиной пожаров является человек (мы не будем здесь касаться пожогов, это может быть темой отдельной статьи).
Ограничимся данным анализом общей обстановки с пожарами в мире и займемся оценкой их последствий (тем более, что объекты пожаров в мире и их причины подробно рассмотрены в нашей работе).
Прежде всего выясним, в каких странах мира при пожарах гибнет больше всего людей? Сведения об этом представлены в табл. 1.6.3.
В табл. 1.6.3 приведены тоже 10 стран, но только 5 из них вошли в перечень стран мира, имеющих наибольшее число пожаров. Украина, Япония, ЮАР, Белоруссия и Казахстан не вошли в табл. 1.6.3, но, к сожалению, они лидируют по числу жертв пожаров. В новой десятке стран тоже проживает почти половина населения Земли, но на них приходятся 65-70 % всех погибших при пожарах людей. При этом, по числу погибших на 100000 чел., среди стран, вошедших в табл. 1.6.3, лидируют Россия, Белоруссия, Украина и Казахстан, то есть республики бывшего СССР. Сюда же можно добавить Эстонию - 11,6 погибших на 100 000 тыс. чел. в 2001 году, Латвию - 10,0 (2001 г.), Литву - 5,6 (2000 г.).
Таблица 1.6.3
Страны мира, имеющие наибольшее число погибших при пожарах
№ п/п. | Страна | Года | Население, млн. чел. | Число погибших | Ср. число погибших на 100.000 чел. |
1 | Россия | 2001 | 144,5 | 18321 | 12,7 |
2 | Индия | 2001 | 1000,0 | 15000* | 1,5 |
3 | США | 2000 | 275,0 | 4147 | 1,5 |
4 | Украина | 2001 | 49,3 | 3640 | 7,4 |
5 | Китай | 2001 | 1350,0 | 2314 | 0,2 |
6 | Япония | 2001 | 127,8 | 2190 | 1,7 |
7 | Южно-Африканская Республика | 2001 | 45,0* | 1000* | 2,2 |
8 | Белоруссия | 2000 | 10,0 | 913 | 9,1 |
9 | Казахстан | 2001 | 15,0 | 614 | 4,1 |
10 | Великобритания | 2001 | 59,5 | 606 | 1,0 |
| Всего |
| 3076,1 | 48713 | 1,6 |
* - Оценка
Мы уже сопоставляли социальные потери от пожаров с потерями при стихийных бедствиях. Сопоставим их теперь с военными потерями. Впервые такие оценки сделали американские специалисты. В знаменитом отчете «Горящая Америка», подготовленном в 1973 г., говорится о том, что за время войны во Вьетнаме (с 1961 г. по 1972 г.) погибли 45 925 военнослужащих США. За это же время в США при пожарах погибли 143 550 чел., то есть в 3,1 раза больше. Продолжая подобные сравнения, заметим, что во время войны в Афганистане (с 1979 г. по 1989 г.) по официальным данным Советская Армия убитыми потеряла 14,5 тыс. чел. За это же время в СССР при пожарах погибло 96 748 чел., то есть в 6,7 раза больше.
Совершенно прав был талантливый журналист В. Травинский, который еще в начале 1975 г. написал: «Когда жертвы исчисляются десятками тысяч, а убытки миллиардами, то получается, что потери вполне сравнимы с так называемыми «малыми войнами» ХХ века. Но малые войны начинаются и кончаются, а пожарные потери ежегодны – эдакая непрерывная «малая война» с огнем».
Таблица 1.6.4
- Содержание
- Управление стратегическими рисками чрезвычайных ситуаций в системе обеспечения национальной безопасности россии
- Стратегические показатели состояния России
- I. Го, рсчс и безопасность россии
- 1.1. Чрезвычайные ситуации – угроза безопасности россии. Классификация чрезвычайных ситуаций. Статистика чрезвычайных ситуаций: анализ, уроки, выводы
- Введение
- Стратегические показатели состояния России
- Термины и определения. Классификация чрезвычайных ситуаций
- Классификация чс
- 1.1.2. Современные тенденции динамики чрезвычайных ситуаций
- Промышленная опасность
- Природная опасность
- О мониторинге чс
- 1.1.3. Основные направления и содержание государственной политики в области предотвращения бедствий и катастроф и смягчения их последствий
- Основные перспективные задачи управления комплексными стратегическими рисками
- 1.1.4. Оценка эффективности государственной политики в области предупреждения и ликвидации чс - как основа обеспечения обратной связи и мониторинга при ее разработке и реализации
- Заключение
- 1.2. Концепция национальной безопасности и военная доктрина российской федерации
- Введение
- 1.2.1. Основы обеспечения национальной безопасности. Роль и место гражданской защиты в системе национальной безопасности российской федерации
- 1.2.2. Основные положения концепции национальной безопасности российской федерации
- 1.2.3. Основные положения военной доктрины российской федерации
- Заключение
- 1.3. Исторические аспекты развития системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
- 1.4. Рсчс и гражданская оборона на региональном и территориальном уровнях
- 1.4.1. Работа по созданию и совершенствованию территориальной подсистемы рсчс
- 1.4.1.1. Совершенствование анализа риска возникновения источников техногенных чс и прогнозирования их последствий
- 1.1.4.2. Организация и состояние прогнозирования природных чрезвычайных ситуаций
- 1.4.2. Система гражданской обороны российской федерации на территориальном уровне
- 1.5. Устойчивое развитие: безопасность общества и государства
- Введение
- 1.5.1. Безопасность и устойчивое развитие – новые парадигмы сохранения цивилизации
- 1.5.2. Теория безопасности жизнедеятельности человека - основа новых мировоззренческих подходов к организации жизни общества и стратегии развития
- Способы управления рисками различных видов катастроф
- 1.5.3. Россия на пути к устойчивому развитию: состояние природной и техногенной безопасности, способы ее обеспечения
- Меры по снижению рисков и смягчению последствий чс по этапам ее развития
- Заключение
- 1.6. Обстановка с пожарами в мире и стране, ее прогнозы на XXI век
- Введение
- 1.6.1. Зачем нужна пожарная статистика
- 1.6.2. Что такое пожарная статистика
- 1.6.3. Кто занимается пожарной статистикой
- 1.6.4. Источники информации
- 1.6.5. Обстановка с пожарами в мире
- Страны мира, имеющие больше всего зарегистрированных пожаров
- Ориентировочная ежегодная стоимость пожаров в сша
- Заключение
- II. Планирование мероприятий рсчс и го и управление ими в субъектах рф
- 2.1. Основы управления мероприятиями рсчс и го
- Введение
- 2.1.1. Сущность и основные положения управления рсчс и го
- 2.1.1. Система управления рсчс и го, режимы и методы работы
- 2.1.3. Роль нормативно-правовой базы в повышении эффективности управления мероприятиями по защите от чрезвычайных ситуаций
- Заключение
- 2.2. Основы планирования мероприятий рсчс и го
- Введение
- 2.2.1. Структура и содержание плана действий по предупреждению и ликвидации чс
- 2.2.1.1. Краткая географическая и социально-экономическая характеристика субъекта Российской Федерации и оценка возможной обстановки на его территории
- 2.2.1.2. Мероприятия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий
- Приложения
- 2.2.2. Порядок разработки, корректировки и уточнения плана
- Особенности планирования мероприятий гражданской обороны
- Заключение
- 2.3. Основы организационного проектирования многофункциональной пожарно-спасательной службы
- Введение
- 2.3.1. Сущность организационного проектирования систем
- 2.3.2. Основные принципы и этапы организационного проектирования многофункциональной пожарно-спасательной службы
- 2.3.3. Методологические основы проектирования многофункциональной пожарно-спасательной службы
- 2.3.4. Методологические основы обоснования числа пожарно-спасательных депо
- Пример расчета числа пожарных депо (для Москвы)
- 2.3.5. Методологические основы нормирования числа пожарных и аварийно-спасательных автомобилей
- 2.3.6. Практические рекомендации по нормированию числа депо и автомобилей многофункциональной пожарно-спасательной службы
- Аварийно-спасательный автомобиль быстрого реагирования
- Вариант нормирования автомобилей1 и депо гпс по типам автомобилей, видам депо и их количеству
- 2.4. Организация связи и оповещения в го и рсчс
- 2.4.1. Организация связи
- 2.4.2. Организация оповещения
- 2.5. Морально-психологическое обеспечение: сущность и содержание
- Введение
- 2.5.1. Характеристика морально-психологического обеспечения
- 2.5.2 Методы и формы морально-психологического обеспечения
- Заключение
- III. Роль рсчс в предупреждении чрезвычайных ситуаций
- 3.1.Основы государственной политики по обеспечению безопасности в техносфере
- 3.1.1. Научные проблемы безопасности техногенной сферы
- 3.1.1.1. Основные аспекты безопасности техногенной сферы
- 3.1.1.2. Угрозы техногенной безопасности и разработка мер по их устранению
- Вероятность крупных аварий (1 год)
- 3.1.1.3. Угрозы технологической безопасности
- 3.1.1.4. Цели стратегии технологической безопасности, механизмы и направления парирования опасностей
- 3.1.1.5. Объекты системы технологической безопасности
- 1.2. Научные проблемы и перспективы развития производственного комплекса техносферы
- 3.1.2.1. Приоритетность научного и технического развития машиностроительного комплекса
- 3.1.2.2. Основы развития машиностроительного комплекса
- 3.1.2.3. Научно-технические разработки проблем машиностроения
- 3.1.2.4. Задачи Российской академии наук по решению научных проблем машиностроения
- 3.1.2.5. Организационные и финансовые основы развития машиностроительного комплекса
- 3.2. Организация мониторинга, прогнозирования чрезвычайных ситуаций и их последствий
- Введение
- 3.2.1. Организация наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов
- 3.2.2. Система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций
- Заключение
- Приказ №483
- Министерство российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
- Положение
- I. Общие положения
- II. Основные задачи Центра
- III. Основные функции Центра
- IV. Полномочия Центра
- 3.3. Новые информационные технологии в управлении
- Введение
- 3.3.1. Информационные технологии и их применение при принятии управленческих решений в мчс россии
- 3.3.1.1. Информационные технологии, применяемые в мчс России
- 3.1.2. Планируемое состояние аиус рсчс к 2005 году
- 3.1.2.2. Создание Ситуационного центра мчс России
- Содержание первого этапа
- Содержание второго этапа
- 3.4. Органы надзора и контроля, специально уполномоченные в области промышленной безопасности и защиты населения
- Введение
- Динамика аварийности на предприятиях, подконтрольных Федеральному горному и промышленному надзору России
- 3.4.1. Задачи, структура специально уполномоченного органа в области промышленной безопасности
- 3.4.1.1. Задачи, структура специально уполномоченного органа
- 3.4.1.2. Основные направления обеспечения промышленной безопасности
- 3.4.1.3. Задачи Госгортехнадзора России
- 3.4.1.4. Государственный пожарный надзор
- 3.4.2. Организация взаимодействия органов управления гочс с надзорными и контрольными органами в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий
- Министерство российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий федеральный горный и промышленный надзор россии приказ
- Приказываем:
- Положение о Федеральном горном и промышленном надзоре России1
- Кодекс российской федерации об административных правонарушениях
- 3.5. Теория и практика анализа и управления риском чрезвычайных ситуаций в контексте устойчивого развития россии
- Введение
- 3.5.1. Научные основы устойчивого развития современной цивилизации
- 3.5.2 Методологические основы анализа и управления риском чрезвычайных ситуаций
- Структура техногенных чс на территории России
- Структура природных чс на территории России
- Частоты опасных событий
- Подходы к прогнозированию чрезвычайных ситуаций
- 3.5.3. Оценка и прогноз стратегических рисков современной россии
- Стратегические показатели состояния России
- Формализация катастроф и кризисов
- Сферы жизнедеятельности и показатели риска
- Перечень стратегических рисков в политической сфере
- Перечень стратегических рисков в экономической сфере
- Перечень стратегических рисков в социальной сфере
- Перечень стратегических рисков в научно-технической сфере
- Перечень стратегических рисков в природной и техногенной сферах
- Значимость сфер жизнедеятельности государства
- Перечень наиболее значимых стратегических рисков
- Заключение
- 3.6. Основы устойчивости функционирования объектов экономики и территорий
- Введение
- 3.6.1. Общие требования по повышению устойчивости отраслевых и территориальных звеньев экономики
- 3.6.2. Защита населения и обесепчение жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях
- 3.6.3. Рациональное размещение производительных сил
- 3.6.4. Подготовка отраслей экономики к работе в чрезвычайных ситуациях
- 3.6.5. Подготовка к выполнению работ по восстановлению экономики в чрезвычайных ситуациях
- 3.6.6. Подготовка системы управления экономикой для решения задач в чрезвычайных ситуациях
- 3.7. Риск, прогноз, нелинейная динамика
- Введение
- 3.7.1. Предсказуемость и анализ сложных систем
- 3.7.1.1. Динамический хаос и фундаментальные ограничения в области прогноза
- 3.7.1.2. Управление рисками и прогноз редких катастрофических событий
- 3.7.1.3. Парадигма сложности и теория самоорганизованной критичности
- 3.7.1.4. Почему нам удается предсказывать?
- 3.7.2. Прогноз и динамика сложных социально‑технологических систем
- 3.7.2.1. Моделирование развития высшей школы
- 3.3.2.2. На пути к "социологии быстрого реагирования"
- 3.7.2.4. Теоретическая история или поиск альтернатив
- IV. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
- 4.1. Федеральный закон «о защите населения и территорий от чс природного и техногенного характера». Основы государственной политики рф в области защиты населения и территорий от чс»
- Введение
- Число крупных катастроф (чс) на территории рф в 1992-2000 г.Г.
- 4.1.1. Содержание основных положений фз «о защите населения и территорий от чс природного и техногенного характера»
- Глава I посвящена общим положениям, где в 7 статьях изложены:
- Глава II рассматривает полномочия различных органов власти в области защиты населения и территорий от чс.
- Глава IX посвящена заключительным положениям, где указывается, что:
- 4.1.2. Взгляды политического руководства на защиту населения и территорий от чс
- 4.1.2.1. Состояние нормативно-правовой базы в сфере гражданской защиты
- 4.2. Подготовка руководящего состава органов управления, сил и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях
- Введение
- 4.2.1. Основные направления подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящего состава органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям
- 4.2.2. Подготовка поисково-спасательных формирований и войск гражданской обороны
- 4.2.2.1. Профессиональная подготовка спасателей поисково-спасательных формирований мчс России
- 4.2.2.2. Профессиональная подготовка военнослужащих войск гражданской обороны
- 4.2.3. Организация подготовки населения в области го и защиты от чрезвычайных ситуаций
- Заключение
- 4.3. Инженерная защита населения и территорий
- Введение
- 4.3.1. Инженерные мероприятия по защите населения и территорий
- 3.4.2. Особенности инженерной защиты населения при угрозе чс
- Защита населения в районах размещения объектов атомной энергетики
- Защита населения в районах размещения химически-опасных объектов
- Защита населения в зонах возможного катастрофического затопления Особенности инженерной защиты населения в зонах возможного катастрофического затопления рассмотрена на рис. 4.3.2.
- Заключение
- 4.4. Основы радиационной, химической и биологической защиты в чрезвычайных ситуациях
- Введение
- 4.4.1. Цель, задачи, и содержание, радиационной, химической и биологической защиты
- 4.4.2. Организация рхб защиты в чс
- Раздел I. Краткая физико-географическая и социально-экономическая характеристика субъекта рф и оценка возможной обстановки на его территории.
- Раздел II. Мероприятия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий. В разделе, наряду с другими данными, по рхз указывают:
- 4.5. Медицинская защита населения и личного состава сил го и рсчс
- Введение
- 4.6.1. Характеристика медицинских сил го и рсчс
- 4.5.1.1. Организационная структура и основные задачи федеральной медицинской службы го
- 4.5.1.2. Силы и средства всероссийской службы медицины катастроф
- 4.5.2. Медицинская защита населения и личного состава сил рсчс
- 4.5.3. Организация санитарно-противоэпидемических мероприятий в зонах чс
- Заключение
- 4.6. Организация и проведение эвакомероприятий
- Литература