logo
ТОМ 1

Управление стратегическими рисками чрезвычайных ситуаций в системе обеспечения национальной безопасности россии

Воробьев Ю.Л.

Уважаемые коллеги!

Важнейшими целями развития цивилизации на различных этапах ее существования было достижение все более высокого уровня жизни, обеспечения благополучия и безопасности. Эти приоритеты сохраняются и сейчас, в начале XXI века, однако значение безопасности, ее вес в общей характеристике качества жизни в наше время значительно возросли. Можно уверенно утверждать, что обеспечение всесторонней безопасности личности, общества, государства и мирового сообщества стало важнейшим приоритетом ближайших десятилетий, превратилось в одну из главных целей стратегии существования цивилизации в современных и прогнозируемых условиях.

Научно-технический и социально-экономический прогресс последних столетий радикально изменил мир, существенно улучшив условия труда, качество жизни, образования, культуры. Вместе с тем технологический прогресс проявил свою негативную сторону, связанную с истощением ресурсных возможностей Земли и экстенсивным характером их эксплуатации, рядом кризисных явлений в социальной, экономической, политической сферах, а также появлением новых техногенных угроз. Существенно усилилась взаимозависимость природной и техногенной сфер.

На фоне перечисленных процессов в последние годы проявляется еще один феномен мирового уровня. Растущая взаимозависимость стран и народов стала одним из важнейших явлений в жизни человечества. Процессы глобализации наблюдаются во всех сферах жизнедеятельности. Различные составляющие этих процессов носят как позитивный, так и негативный характер. В негативном плане глобализация наиболее ярко проявилась в виде так называемых глобальных проблем, наиболее значимыми из которых являются природные катастрофы, ухудшение качества природной среды, демографический императив, проблема войны и мира, международный терроризм, техногенная безопасность.

Одной из перспективных идей, которая намечает путь выхода из системного кризиса цивилизации, является идея устойчивого развития, состоящая в согласованном решении проблем окружающей среды и социально-экономического развития в рамках всемирного сотрудничества. Национальные стратегии устойчивого развития в настоящее время разрабатывают большинство стран мира. Всемирная встреча в Йоханнесбурге, прошедшая в 2002 г., ознаменовала начало перехода к практическим мерам. Многочисленные инициативы были продемонстрированы в области решения проблем глобального изменения климата, водных ресурсов, энергетики, сельскохозяйственного производства, защиты от токсичных веществ, сохранения биоразнообразия и т.д. Решения Йоханнесбургской встречи знаменательны прежде всего тем, что вопросы безопасности официально признаны мировым сообществом составляющим компонентом устойчивого развития.

Россия предпринимает значительные усилия для создания экономических, политических, социальных и научных основ устойчивого развития страны и государств-партнеров. В 1996 г. была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, разработана соответствующая государственная стратегия. Первоначально основное внимание было уделено парированию экологических и экономических угроз. В настоящее время российская стратегия перехода к устойчивому развитию предусматривает решение вопросов обеспечения национальной безопасности.

В последние годы ученые и специалисты совета Безопасности РФ, Российской академии наук, МЧС России и ряда других министерств и ведомств Российской Федерации уделяют повышенное внимание разработке новой концептуальной основы государственной политики, направленной на обеспечение устойчивого развития и национальной безопасности страны в новых исторических условиях. Необходимость этого связана с системным характером угроз национальной безопасности. Доказательством данного положения могут служить оценки индикаторов социально-экономического развития страны, выполненные специалистами Института социально-политических исследований РАН.

Сравнение с принятыми в мировой практике предельно допустимыми уровнями показывает, что целый ряд ключевых показателей состояния безопасности России находится в закритической области (табл. 1). В данной ситуации требуется особый подход к принятию решений на государственном уровне. На наш взгляд, такой подход может быть разработан на основе концепции стратегических рисков. Краеугольным камнем этой новой концепции являются теория и система управления риском, которые применительно к сфере национальной безопасности трансформируются, соответственно, в теорию и систему управления стратегическими рисками.

Таблица 1