logo
ТОМ 1

Способы управления рисками различных видов катастроф

Виды катастроф

Риски

Способы (факторы)

управления

Видовые

Утеря видовых качеств, устойчивое психическое расстройство, физическая и умственная деградация

Ограничение влияния техносферы, видовой образ жизни (питание, дыхание, воспитание и т.д.). Культурное совершенствование (преемственность)

Бытовые

Травмы, болезни

Правила поведения, техники безопасности, санитарной гигиены

Национальные

Национальная обделенность, утеря национальной культуры, демографическая деградация

Сохранение культурных ценностей, территории.

Конституция, власть

Социальные

Бедность (нищета), недовольство. Состояние экономических условий, международные отношения, природная, техногенная, военная опасность

Экономические законы, внутренняя и внешняя политика, природные ресурсы, развитые технологии

Природные

Землетрясения, наводнения, засухи и т.п.

Мониторинг, системы управления кризисами, спасательные службы

Техногенные

Радиационные, химические, биологические и т. д.

Состояние науки, технологическая дисциплина, надзор, управление кризисами, спасательные службы

Экологические

Окружающая среда; физическое, химическое и иное состояние

Программа устойчивого развития, контроль, использование ресурсов. Технологии

Демографические

Перенаселение

Искусственные меры, осуществляемые в рамках государственной политики по регулированию численности, миграция

Военные

Применение оружия массового поражения, вторичные эффекты от применения оружия

Политическая культура, международное сотрудничество и интеграция стран и континентов, гражданская оборона (защита)

Планетарные

Глобальные изменения параметров окружающей среды, генная деградация, воздействие космических объектов

Интеграция мирового сообщества – принятие единых и приемлемых правил игры, видовая защита, космические технологии

Галактические

Орбитальные, астероидные, солнечные

Развитие науки, философской мысли (сферы разума), космизма

Вселенские

Зависимость существования Земли от состояния других планет и галактик

«Интеграция миров»

Для установления причинно-следственных связей между ЧС и социальным развити­ем рассмотрим взаимосвязь ЧС, опасности и уязвимости. Ниже приведены определения безопасности, опасности и чрезвычайной ситуации:

При количественной оценке ЧС необходимо учитывать не только вероятность реализации опасности, но и степень уязвимости общества к угрозам, обусловленным реализацией рассматриваемой опасности. Таким образом, чрезвычайная ситуация возникает в результате реализации опасности, умноженной на уязвимость.

Уязвимость может быть представлена в виде трехэтапной прогрессии:

1. Основные причины: ряд глубинных социально-экономических факторов, которые в совокупности создают и сохраняют уязвимость.

2. Трудности роста: процессы, в результате которых разного рода неблагоприятные факторы трансформируются в условия, связанные с повышенным риском. Эти процессы мо­гут быть вызваны негативным ходом развития или, например, отсутствием необходимых сил и средств для ликвидации ЧС (рост населения, урбанизация, ухудшение состояния природной среды).

3. Условия повышенного риска: уязвимое социальное и природное окружение, в котором население живет в условиях угроз

Уровни риска от того или иного вида опасности определяются следующими компонентами:

Полный ущерб от ЧС в общем случае следует рассматривать в виде суммы отдельных ущербов:

Количественная оценка каждого из видов ущерба представляет трудную задачу. Еще большие трудности встают при суммировании этих видов ущерба, которые требует их выра­жения в единообразных единицах, например в денежной стоимости, и придания им соответствующих весовых множителей. На сегодняшнем уровне знаний все эти трудности не всегда разрешимы.

Численные значения таких показателей риска как вероятность и ущерб определяют­ся, либо на основе статистических данных, либо рассчитываются с помощью имитационных моделей.

Такая постановка проблемы позволяет проводить исследования проблемы защиты населения и территорий от ЧС в рамках подхода, который предоставляет возможность, во-первых, учитывать причинно-следственную связь между ЧС и социально-экономическим развитием и, во-вторых, поставить задачу о снижение риска и смягчения последствий на научную основу.

Перед современным естествознанием стоит актуальная проблема формирования системы знаний о закономерностях в области защищенности человека, населения и окружающей среды от опасностей (т.е. о закономерностях в безопасности). Назрела необходимость создания самостоя­тельной научной дисциплины - теории безопасности, обладающей специфическим, только ей присущим объектом исследования и соответствующей математически формализованной методологией изучения этого объекта.

Известно, что на Земле существуют только такие самоорганизующиеся живые сис­темы, которые обладают свойством максимизировать шансы на продолжение своего вида, т. е. свойством обеспечивать свою безопасность. Это утверждение относится и к человеку как части природы. В отличие от других живых существ, человек в значительной степени стремится обеспечить выживание своего вида сознательно, в соответствии со своими представлениями о собственных интересах и интересах своих потомков.

В ходе эволюции природа нашла много удачных решений по достижению своей главной цели - обеспечению безопасности на различных уровнях организации живою. Сформировавшиеся в ходе эволюции самоорганизующиеся живые системы обеспечивают свою безопасность по иерархическому принципу. Это означает, что безопасность обеспечи­вается через гибель индивидов и рождение новых особей. Тем самым осуществляется приспособление к изменяющимся условиям существования вида. Гибель индивидуальных орга­низмов неизбежна, но их взаимодействие внутри вида обеспечивает выживание популяции.

Одним из основных движущих мотивов развития человеческого общества является осознанная обществом необходимость заботиться о продолжении человеческого рода и его будущем. При этом общество стремится обеспечить некоторый средний уровень безопасности для его членов, который может отличаться от уровня безопасности, соответствующего индивидуальным представлениям некоторых членов общества. Существенно отличаются также индивидуальные способности людей оценивать опасность и осознавать обоснованность предлагаемых обществом критериев и мероприятий по обеспечению безопасности.

Поскольку цивилизованное общество осознанно тратит на цели обеспечения безопасности все более значительную часть своих ресурсов, желательно достижение согласия среди его членов для оптимального распределения этих, хотя и больших, но все-таки ограниченных средств. Проблема создания научно-методологической основы для "правильного" управления безопасностью возникает только в контексте имеющихся у общества ресурсов для достижения целей безопасности. Поэтому в очередной раз подчеркнем, что в настоящее время назрела необходимость создания теории безопасности как отдельной научной дисциплины. Потребность в научном подходе к обеспечению безопасности особенно возросла сегодня вследствие острого ухудшения экологической ситуации не только на региональном, но и глобальном уровне. Начались дискуссии о выборе дальнейших путей развития общества и об оценке имеющихся у общества ресурсов.

Явления расширяющейся деградации природных экосистем, сокращение биоразнообразия, угроза серьезных глобальных изменении в окружающей среде (например, измене­ние климата вследствие "парникового" эффекта), катастрофические аварии на промышлен­ных объектах резко обострили обеспокоенность общества негативным воздействием хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды и здоровье населения.

Следствием этого является социальный заказ на концепцию, методологию и методы, позволяющие на научной основе принимать решения, реализация которых повышала бы безопасность общества в ходе экономического развития и снижала бы ухудшение качества окружающей среды, деградацию всей социально-экономической общественной системы, обеспечивала бы условия для устойчивого развития. К сожалению, как фундаментальная, так и прикладная наука оказались не в состоянии своевременно обосновать необходимую для этого концепцию, разработать соответствующую методологию и внедрить методы для их реализации. Конечно, здесь имеются объективные трудности. Концепция и методология обеспечения безопасности должны учитывать широкий спектр экономических, социальных, технологических, экологических и других факторов. Наша база знаний по этим факторам неполна, что всегда ведет к неопределенностям. Значительные неопределенности имеются и в идентификации опасностей, в количественной оценке возможного ущерба от этих опасностей. Как следствие, решения в области обеспечения безопасности до последнего времени обосновывались не на научной концепции и методологии, а, в лучшем случае, лишь на мнении экспертов и практиков, на простом применении имеющихся знаний для расстановки приоритетов среди стоящих проблем и последовательном их решении.

Именно теория безопасности должна стать инструментом для количественного обоснования оптимального распределения материальных и иных ресурсов общества на раз­личные виды деятельности, направленных на достижение определенных целей развития. Наибольшие трудности для теории связаны с нелинейными процессами взаимодействия внутри человеческого общества и его взаимоотношений с окружающей средой. Естественной основой для описания таких взаимодействий является учение о ноосфере, разработанное В.И. Вернадским.

Объектом исследования в теории безопасности, как научной дисциплине, являются системные взаимоотношения между человеком и окружающей его средой - состояния защищенности человека от опасностей, возникающих при их взаимодействии. В качестве методологии предлагается использовать методы системного анализа, позволяющие учесть различные философские, экономические, социологические, экологические и другие аспекты.

Центральным разделом теории должно стать обоснование критерия безопасности. Наиболее широко используемый сейчас критерий - это ожидаемая продолжительность жизни, определяемая как функционал от распределения частоты смертности по возрасту. Этот кри­терий учитывает условия жизни, включая безопасность, за длительный отрезок времени.

Сложнее учесть ожидаемые условия жизни для последующих поколений и их демографические характеристики. Принципиально важным моментом теории безопасности является ве­совая значимость последующих поколений. Важно научиться учитывать, как изменения в окружающей среде, происходящие в настоящее время, повлияют на продолжительность жизни последующих поколений людей. В качестве объектов защиты выступают также объекты окружающей среды, представители флоры и фауны, природные и искусственные образования.

Проблема безопасности оказывается многомерной. Во-первых, это различные источники опасности со своими распределениями вероятности реализации и размерами возможно­го ущерба. Во-вторых, это различные объекты защиты со своими функциями уязвимости по отношению к данному виду воздействия. В-третьих, это различные меры предотвращения неблагоприятных событий, методы их локализации, смягчения, ликвидации и т. п. Проблема существенно усложнена тем, что человек одновременно является субъектом, создающим опасности, объектом воздействия источников опасности и субъектом, противодействующим опасностям.

Проблема обеспечения безопасности человека, общества и природной среды представляет собой сложную социальную проблему. Соответственно, она требует для своего корректного решения не только идентификации и определения количественных характеристик возможных видов опасности, формирования целей и соответствующих им критериев безопасности, но и учета всей совокупности социальных законов общественного развития и законов, управляющих действием общества в условиях различных видов опасности и изменения предпочтений во времени.

Действительно, в рамках концепции "приемлемого риска", например, неявно принимается, что человек как "потребитель" безопасности всегда стремится к достижению максимально возможного уровня безопасности, т.е. к максимизации средней ожидаемой продолжительности предстоящей жизни (СОППЖ). Очевидно, что продление СОППЖ однозначно указывает на повышение уровня безопасности в обществе. Однако, более долгая и здоровая жизнь представляет лишь только возрастание потенциальных возможностей для осуществления поставленных общественных или индивидуальных целей, а также больше возможностей для развития способностей каждого члена общества. Реализация же этих возможностей определяется, с одной стороны, уровнем развития общественного производства и производ­ственных отношений, и, соответственно, степенью удовлетворения потребностей населения в природных, материальных и духовных благах на данной ступени экономического развития, с другой - степенью развития самих потребностей людей. Другими словами, СОППЖ будет представлять собой достаточно адекватную меру для измерения уровня безопасности, только в том случае, если более долгая жизнь сопровождается ростом благосостояния общества, т.е. ростом объемов реальных доходов на душу населения, уровнем образования общества и удовлетворением других потребностей, характеризующих качество жизни. Таким образом, конкретные уровни СОППЖ будут обеспечивать необходимые представления о состояние защищенности личности, общества, если рассматриваемая цель в проблеме обеспечения безопасности (состояние здоровья и качество природной среды) используется в рамках более общей, стратегической цели развития общества, включающей и повышение качества жизни населения.

Исследования, направленные на формирование надежных и эффективных показате­лей уровня безопасности населения и окружающей среды должны принимать во внимание их зависимость от всей совокупности целей и соответствующих им критериев, определяю­щих общую стратегию общественного развития. Разумным способом изучения указанной зависимости является структуризация целей развития общества, построение их иерархии и определение роли, которую принимают на себя цели, характеризующие безопасность.

На (рис. 1.5.9) представлен вариант иерархии целей обеспечения устойчивого развития, принимающий во внимание цели обеспечения безопасности человека и окружающей его среды, сформулированные в рамках предлагаемой здесь концепции безопасности.

Цель верхнего уровня - "устойчивое развитие" является исходной.

Однако невозможно непосредственно измерить устойчивость развития и эта цель лишь очерчивает область заинтересованности. Вследствие этого главная цель "устойчивое развитие" разделяется на две подцели: "повышение качества жизни" и "обеспечение безопасности". Далее каждая из этих двух целей подразделяются на цели еще более низкого уровня, образуя две ветви в иерархии целей. Цель "обеспечение безопасности" подразделяется на подцели - "здоровье населения", "качество природной среды", а цель "повышение качества" жизни на подцели - "экономика", "образование", "права человека".

Для целей, находящихся на нижних уровнях иерархии, гораздо легче сформулировать соответствующие им критерии, необходимые для оценки степени, с которой эти цели достигаются. Эти критерии целей нижнего уровня и должны рассматриваться как сред­ство формирования критериев целей высшего уровня иерархии.

В качестве критериев достижения целей "здоровье" и "качество природной среды" выступают, соответственно, СОППЖ и степень близости состояния экосистем к границе их устойчивости (к точке бифуркации).

Что же касается формализации таких целей нижнего уровня в иерархии целей как "образование", "экономика" и "права человека", характеризующих цель более высокого уровня - "качество жизни", то для их количественной оценки пользуются следующими критериями:

Набор приведенных критериев является достаточно полным с той точки зрения, что они дают полное представление о степени достижения основной цели - обеспечение стабильного развития.

Следующий этап после структуризации целей - построение математической модели изучаемой системы в интересах управления риском (рис. 1.5.10).

В процессе достижения такой подцели стабильного развития, как качество жизни, рассматриваются различные решения, обеспечивающие требующийся рост общественного продукта. Этот рост, конечно, одновременно приведет и к увеличению СОППЖ в обществе, т.е. к повышению уровня его безопасности. Однако развитие техники, направленное на по­вышение качества жизни, соответственно ведет и к появлению тех или иных опасностей, как для здоровья человека, так и для состояния окружающей среды, т.е. к сокращению СОППЖ и снижению уровня безопасности в обществе. Сопоставление этих показателей (одновре­менною увеличения и сокращения СОППЖ в результате внедрения той или иной техно­логии или тою или иною вида деятельности, предназначенной для достижения одной из подцелей стабильною развития - повышения качества жизни) и позволяет определить сте­пень достижения второй подцели стабильного развития - обеспечение безопасности человека и окружающей среды. Для такого сопоставления необходимо дополнить выше рассмотрен­ную модель, описывающую методы повышения качества жизни, моделью, описывающей методы обеспечения безопасности человека и окружающей среды в том или ином регионе.

В качестве региона рассматривается как территория отдельного промышленного района страны, так и территория страны в целом. Однако при этом важно, чтобы экономическое развитие рассматриваемого региона можно было бы характеризовать собственным региональным общественным (валовым) продуктом (например, если речь идет о стране в це­лом, то валовом национальным продуктом), одна часть которого расходуется на внутреннее потребление в регионе, а другая - на его дальнейшее экономическое развитие. Основу модели для решения проблемы обеспечения безопасности населения в регионе составляют следующие три блока (или подсистемы):

1. Блок "опасность": естественная (природная) и искусственная (техногенная) среды обитания человека (т.е. биосфера и техносфера), обеспечивающие жизнедеятельность населения peгиона и одновременно содержащие потенциальные опасности для здоровья человека.

2. Блок "защита": системы безопасности (социальные и технические), уменьшающие неблагоприятное воздействие на человека, соответственно, природных и техногенных факторов. Эффективность этих систем и определяет степень безопасности человека.

3. Блок "безопасность": экономика того или иного региона страны или страны в це­лом, уровень развития которой и определяет эффективность систем безопасности и, соответственно, уровни техногенного и социально-экономического рисков в данном регионе.

Предполагается, что уровни каждого типа риска определяются теми экономически­ми затратами, которые направлены в соответствующие системы безопасности. Для дальней­шего рассмотрения введем термины: полные материальные ресурсы рассматриваемого ре­гиона; затраты на технические системы обеспечения безопасности, используемые на промышленных объектах региона; затраты на социальные системы безопасности.

Развитие производства, направленное на повышение материального уровня жизни населения, одновременно ведет и к появлению тех или иных видов опасностей, как для здоровья населения, так и для состояния окружающей человека среды. На устранения этих видов опасности техногенного происхождения необходимо расходовать определенную долю материальных ресурсов общества, которые всегда ограничены. Следовательно, затраты на создание и эксплуатацию технических систем, повышающих безопасность промышленности, отвлекают средства из тех областей, в которых производятся товары, повышающие материальный уровень жизни населения и качество жизни. Чем больше тратится средств на технические системы безопасности, тем меньше остается их на борьбу с болезнями, на производство товаров и услуг, которые делают жизнь более полной. В настоящее время, когда затраты на обеспечение безопасности промышленности составляют значительную долю материальных ресурсов общества, важное значение приобретает проблема оптимизации этих затрат.

Что же касается другого аспекта поставленного выше вопроса, а именно вопроса о влиянии субъективных суждений на выбор шкалы для измерения безопасности, то и в ответе на эту часть вопроса требуется использовать дополнительные условия.

Так, например, неверно полагать, что длительность периода жизни (по крайней мере, пока человек обладает хорошим здоровьем), т.е. СОППЖ, всегда находится на верхней ступени шкалы ценностей. Здесь зачастую первенствуют ценности социального порядка, удобство и комфорт в повседневной жизни. Поэтому при оценке уровня безопасности в единицах длительности СОППЖ, должны быть приняты во внимание и эти факторы социального порядка.

Соответственно, на практике при решении этой проблемы важными вопросами, воз­никающими в процессе формирования политики обеспечения безопасности, являются: какие субъективные суждения о ценностях следует использовать для этого, и в достаточной ли степени конкретные значения СОППЖ обеспечивают необходимое представление о степени защищенности личности, общества в целом от чрезмерной опасности?

Таким образом, в рамках рассмотренные выше иерархии целей, исследуемые при обеспечении устойчивого развития общества, подцели «безопасность», отводится роль «индикатора» устойчивого развития социальной системы, а процессу обеспечения безопасности – роль одного из механизмов управления социальной системой, нацеленной на удовлетворение материальных и духовных потребностей населения при соблюдении требования обеспечения безопасности человека и окружающей его среды.

В настоящее время, ведущими учеными в области управления рисками, проводится цикл работ по созданию системы научного мониторинга, позволяющего прогнозировать воз­можности проявления кризисных явлений и катастроф, осуществлять мониторинг их состояния, определять мероприятия по предотвращению или борьбе с ними.