Способы управления рисками различных видов катастроф
Виды катастроф | Риски | Способы (факторы) управления |
Видовые | Утеря видовых качеств, устойчивое психическое расстройство, физическая и умственная деградация | Ограничение влияния техносферы, видовой образ жизни (питание, дыхание, воспитание и т.д.). Культурное совершенствование (преемственность) |
Бытовые | Травмы, болезни | Правила поведения, техники безопасности, санитарной гигиены |
Национальные | Национальная обделенность, утеря национальной культуры, демографическая деградация | Сохранение культурных ценностей, территории. Конституция, власть |
Социальные | Бедность (нищета), недовольство. Состояние экономических условий, международные отношения, природная, техногенная, военная опасность | Экономические законы, внутренняя и внешняя политика, природные ресурсы, развитые технологии |
Природные | Землетрясения, наводнения, засухи и т.п.
| Мониторинг, системы управления кризисами, спасательные службы |
Техногенные | Радиационные, химические, биологические и т. д. | Состояние науки, технологическая дисциплина, надзор, управление кризисами, спасательные службы |
Экологические | Окружающая среда; физическое, химическое и иное состояние | Программа устойчивого развития, контроль, использование ресурсов. Технологии |
Демографические | Перенаселение | Искусственные меры, осуществляемые в рамках государственной политики по регулированию численности, миграция |
Военные
| Применение оружия массового поражения, вторичные эффекты от применения оружия | Политическая культура, международное сотрудничество и интеграция стран и континентов, гражданская оборона (защита) |
Планетарные | Глобальные изменения параметров окружающей среды, генная деградация, воздействие космических объектов | Интеграция мирового сообщества – принятие единых и приемлемых правил игры, видовая защита, космические технологии |
Галактические | Орбитальные, астероидные, солнечные | Развитие науки, философской мысли (сферы разума), космизма |
Вселенские | Зависимость существования Земли от состояния других планет и галактик | «Интеграция миров» |
Для установления причинно-следственных связей между ЧС и социальным развитием рассмотрим взаимосвязь ЧС, опасности и уязвимости. Ниже приведены определения безопасности, опасности и чрезвычайной ситуации:
Безопасность человека, общества, окружающей человека природной среды в условиях возможных ЧС – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, защищенности окружающей природной среды от угроз, присущих той или иной ЧС природного и техногенного характера.
Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате опасного природного явления, аварии, катастрофы, широко распространенного заболевания людей, сельскохозяйственных животных или растений, а также в результате применения современных средств поражения, которые могут привести или привели к нарушению нормальных условий жизни и деятельности людей, к ущербу их здоровью и человеческим жертвам, ущербу имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде, значительным материальным потерям и нарушению условий жизнедеятельности людей.
Опасность – возможность реализации в окружающей человека среде (природной и социальной) при некоторых условиях (случайного или детерминированного характера) нежелательных событий (военного, технического, природного, экономического или социального характера - аварий, стихийных бедствий, эпизоотий, эпифитотий, эпидемий, экономических или социальных конфликтов и т.д.), и, как следствие, возникновение в окружающей среде тех или иных угроз, способных привести к нежелательным последствиям - ущербу для личности, общества, природной среды. Опасность характеризует только потенциальные возможности к возникновению ЧС.
При количественной оценке ЧС необходимо учитывать не только вероятность реализации опасности, но и степень уязвимости общества к угрозам, обусловленным реализацией рассматриваемой опасности. Таким образом, чрезвычайная ситуация возникает в результате реализации опасности, умноженной на уязвимость.
Уязвимость может быть представлена в виде трехэтапной прогрессии:
1. Основные причины: ряд глубинных социально-экономических факторов, которые в совокупности создают и сохраняют уязвимость.
2. Трудности роста: процессы, в результате которых разного рода неблагоприятные факторы трансформируются в условия, связанные с повышенным риском. Эти процессы могут быть вызваны негативным ходом развития или, например, отсутствием необходимых сил и средств для ликвидации ЧС (рост населения, урбанизация, ухудшение состояния природной среды).
3. Условия повышенного риска: уязвимое социальное и природное окружение, в котором население живет в условиях угроз
Уровни риска от того или иного вида опасности определяются следующими компонентами:
частотой или вероятностью реализации опасности или частотой ее реализации за определенный период времени;
величиной ущерба для личности, общества, государства, экономики и природной среды, обусловленного возможным воздействием на них негативных факторов, возникающих при реализации опасности.
Полный ущерб от ЧС в общем случае следует рассматривать в виде суммы отдельных ущербов:
ущерба от сокращения продолжительности жизни вследствие ухудшения состояния здоровья для некоторой части населения и определенное количество смертей из-за непосредственного воздействия поражающих факторов, присущих данной ЧС (социальный ущерб);
ущерба от потери объектов экономики, расположенных на территории, подвергнутой воздействию поражающих факторов, присущих ЧС, от потери других видов личной и общественной собственности, утраты определенного количества земельных площадей вследствие их загрязнения (социально-экономический ущерб);
ущерба от ухудшения состояния природной среды и утраты определенного количества представителей растительного и животного мира на территории рассматриваемой ЧС (экологический ущерб);
ущерба от возможного шока в обществе вследствие ЧС и соответствующего нарушения присущих обществу устоев социальной и политической жизни (социально-политический ущерб).
Количественная оценка каждого из видов ущерба представляет трудную задачу. Еще большие трудности встают при суммировании этих видов ущерба, которые требует их выражения в единообразных единицах, например в денежной стоимости, и придания им соответствующих весовых множителей. На сегодняшнем уровне знаний все эти трудности не всегда разрешимы.
Численные значения таких показателей риска как вероятность и ущерб определяются, либо на основе статистических данных, либо рассчитываются с помощью имитационных моделей.
Такая постановка проблемы позволяет проводить исследования проблемы защиты населения и территорий от ЧС в рамках подхода, который предоставляет возможность, во-первых, учитывать причинно-следственную связь между ЧС и социально-экономическим развитием и, во-вторых, поставить задачу о снижение риска и смягчения последствий на научную основу.
Перед современным естествознанием стоит актуальная проблема формирования системы знаний о закономерностях в области защищенности человека, населения и окружающей среды от опасностей (т.е. о закономерностях в безопасности). Назрела необходимость создания самостоятельной научной дисциплины - теории безопасности, обладающей специфическим, только ей присущим объектом исследования и соответствующей математически формализованной методологией изучения этого объекта.
Известно, что на Земле существуют только такие самоорганизующиеся живые системы, которые обладают свойством максимизировать шансы на продолжение своего вида, т. е. свойством обеспечивать свою безопасность. Это утверждение относится и к человеку как части природы. В отличие от других живых существ, человек в значительной степени стремится обеспечить выживание своего вида сознательно, в соответствии со своими представлениями о собственных интересах и интересах своих потомков.
В ходе эволюции природа нашла много удачных решений по достижению своей главной цели - обеспечению безопасности на различных уровнях организации живою. Сформировавшиеся в ходе эволюции самоорганизующиеся живые системы обеспечивают свою безопасность по иерархическому принципу. Это означает, что безопасность обеспечивается через гибель индивидов и рождение новых особей. Тем самым осуществляется приспособление к изменяющимся условиям существования вида. Гибель индивидуальных организмов неизбежна, но их взаимодействие внутри вида обеспечивает выживание популяции.
Одним из основных движущих мотивов развития человеческого общества является осознанная обществом необходимость заботиться о продолжении человеческого рода и его будущем. При этом общество стремится обеспечить некоторый средний уровень безопасности для его членов, который может отличаться от уровня безопасности, соответствующего индивидуальным представлениям некоторых членов общества. Существенно отличаются также индивидуальные способности людей оценивать опасность и осознавать обоснованность предлагаемых обществом критериев и мероприятий по обеспечению безопасности.
Поскольку цивилизованное общество осознанно тратит на цели обеспечения безопасности все более значительную часть своих ресурсов, желательно достижение согласия среди его членов для оптимального распределения этих, хотя и больших, но все-таки ограниченных средств. Проблема создания научно-методологической основы для "правильного" управления безопасностью возникает только в контексте имеющихся у общества ресурсов для достижения целей безопасности. Поэтому в очередной раз подчеркнем, что в настоящее время назрела необходимость создания теории безопасности как отдельной научной дисциплины. Потребность в научном подходе к обеспечению безопасности особенно возросла сегодня вследствие острого ухудшения экологической ситуации не только на региональном, но и глобальном уровне. Начались дискуссии о выборе дальнейших путей развития общества и об оценке имеющихся у общества ресурсов.
Явления расширяющейся деградации природных экосистем, сокращение биоразнообразия, угроза серьезных глобальных изменении в окружающей среде (например, изменение климата вследствие "парникового" эффекта), катастрофические аварии на промышленных объектах резко обострили обеспокоенность общества негативным воздействием хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды и здоровье населения.
Следствием этого является социальный заказ на концепцию, методологию и методы, позволяющие на научной основе принимать решения, реализация которых повышала бы безопасность общества в ходе экономического развития и снижала бы ухудшение качества окружающей среды, деградацию всей социально-экономической общественной системы, обеспечивала бы условия для устойчивого развития. К сожалению, как фундаментальная, так и прикладная наука оказались не в состоянии своевременно обосновать необходимую для этого концепцию, разработать соответствующую методологию и внедрить методы для их реализации. Конечно, здесь имеются объективные трудности. Концепция и методология обеспечения безопасности должны учитывать широкий спектр экономических, социальных, технологических, экологических и других факторов. Наша база знаний по этим факторам неполна, что всегда ведет к неопределенностям. Значительные неопределенности имеются и в идентификации опасностей, в количественной оценке возможного ущерба от этих опасностей. Как следствие, решения в области обеспечения безопасности до последнего времени обосновывались не на научной концепции и методологии, а, в лучшем случае, лишь на мнении экспертов и практиков, на простом применении имеющихся знаний для расстановки приоритетов среди стоящих проблем и последовательном их решении.
Именно теория безопасности должна стать инструментом для количественного обоснования оптимального распределения материальных и иных ресурсов общества на различные виды деятельности, направленных на достижение определенных целей развития. Наибольшие трудности для теории связаны с нелинейными процессами взаимодействия внутри человеческого общества и его взаимоотношений с окружающей средой. Естественной основой для описания таких взаимодействий является учение о ноосфере, разработанное В.И. Вернадским.
Объектом исследования в теории безопасности, как научной дисциплине, являются системные взаимоотношения между человеком и окружающей его средой - состояния защищенности человека от опасностей, возникающих при их взаимодействии. В качестве методологии предлагается использовать методы системного анализа, позволяющие учесть различные философские, экономические, социологические, экологические и другие аспекты.
Центральным разделом теории должно стать обоснование критерия безопасности. Наиболее широко используемый сейчас критерий - это ожидаемая продолжительность жизни, определяемая как функционал от распределения частоты смертности по возрасту. Этот критерий учитывает условия жизни, включая безопасность, за длительный отрезок времени.
Сложнее учесть ожидаемые условия жизни для последующих поколений и их демографические характеристики. Принципиально важным моментом теории безопасности является весовая значимость последующих поколений. Важно научиться учитывать, как изменения в окружающей среде, происходящие в настоящее время, повлияют на продолжительность жизни последующих поколений людей. В качестве объектов защиты выступают также объекты окружающей среды, представители флоры и фауны, природные и искусственные образования.
Проблема безопасности оказывается многомерной. Во-первых, это различные источники опасности со своими распределениями вероятности реализации и размерами возможного ущерба. Во-вторых, это различные объекты защиты со своими функциями уязвимости по отношению к данному виду воздействия. В-третьих, это различные меры предотвращения неблагоприятных событий, методы их локализации, смягчения, ликвидации и т. п. Проблема существенно усложнена тем, что человек одновременно является субъектом, создающим опасности, объектом воздействия источников опасности и субъектом, противодействующим опасностям.
Проблема обеспечения безопасности человека, общества и природной среды представляет собой сложную социальную проблему. Соответственно, она требует для своего корректного решения не только идентификации и определения количественных характеристик возможных видов опасности, формирования целей и соответствующих им критериев безопасности, но и учета всей совокупности социальных законов общественного развития и законов, управляющих действием общества в условиях различных видов опасности и изменения предпочтений во времени.
Действительно, в рамках концепции "приемлемого риска", например, неявно принимается, что человек как "потребитель" безопасности всегда стремится к достижению максимально возможного уровня безопасности, т.е. к максимизации средней ожидаемой продолжительности предстоящей жизни (СОППЖ). Очевидно, что продление СОППЖ однозначно указывает на повышение уровня безопасности в обществе. Однако, более долгая и здоровая жизнь представляет лишь только возрастание потенциальных возможностей для осуществления поставленных общественных или индивидуальных целей, а также больше возможностей для развития способностей каждого члена общества. Реализация же этих возможностей определяется, с одной стороны, уровнем развития общественного производства и производственных отношений, и, соответственно, степенью удовлетворения потребностей населения в природных, материальных и духовных благах на данной ступени экономического развития, с другой - степенью развития самих потребностей людей. Другими словами, СОППЖ будет представлять собой достаточно адекватную меру для измерения уровня безопасности, только в том случае, если более долгая жизнь сопровождается ростом благосостояния общества, т.е. ростом объемов реальных доходов на душу населения, уровнем образования общества и удовлетворением других потребностей, характеризующих качество жизни. Таким образом, конкретные уровни СОППЖ будут обеспечивать необходимые представления о состояние защищенности личности, общества, если рассматриваемая цель в проблеме обеспечения безопасности (состояние здоровья и качество природной среды) используется в рамках более общей, стратегической цели развития общества, включающей и повышение качества жизни населения.
Исследования, направленные на формирование надежных и эффективных показателей уровня безопасности населения и окружающей среды должны принимать во внимание их зависимость от всей совокупности целей и соответствующих им критериев, определяющих общую стратегию общественного развития. Разумным способом изучения указанной зависимости является структуризация целей развития общества, построение их иерархии и определение роли, которую принимают на себя цели, характеризующие безопасность.
На (рис. 1.5.9) представлен вариант иерархии целей обеспечения устойчивого развития, принимающий во внимание цели обеспечения безопасности человека и окружающей его среды, сформулированные в рамках предлагаемой здесь концепции безопасности.
Цель верхнего уровня - "устойчивое развитие" является исходной.
Однако невозможно непосредственно измерить устойчивость развития и эта цель лишь очерчивает область заинтересованности. Вследствие этого главная цель "устойчивое развитие" разделяется на две подцели: "повышение качества жизни" и "обеспечение безопасности". Далее каждая из этих двух целей подразделяются на цели еще более низкого уровня, образуя две ветви в иерархии целей. Цель "обеспечение безопасности" подразделяется на подцели - "здоровье населения", "качество природной среды", а цель "повышение качества" жизни на подцели - "экономика", "образование", "права человека".
Для целей, находящихся на нижних уровнях иерархии, гораздо легче сформулировать соответствующие им критерии, необходимые для оценки степени, с которой эти цели достигаются. Эти критерии целей нижнего уровня и должны рассматриваться как средство формирования критериев целей высшего уровня иерархии.
В качестве критериев достижения целей "здоровье" и "качество природной среды" выступают, соответственно, СОППЖ и степень близости состояния экосистем к границе их устойчивости (к точке бифуркации).
Что же касается формализации таких целей нижнего уровня в иерархии целей как "образование", "экономика" и "права человека", характеризующих цель более высокого уровня - "качество жизни", то для их количественной оценки пользуются следующими критериями:
для цели «экономика» - среднегодовой доход на душу населения;
для цели «образование» - среднее число лет, отводимое на приобретение образования среднестатистическим человеком из живущего поколения, которое фактически определяет уровень грамотности взрослого населения в рассматриваемый период;
для цели "права человека" - индекс прав человека, который рассчитывается по специальной методике и выражается в относительных единицах в диапазоне 0-1 (0 - полное отсутствие гражданских прав у членов общества, 1 - их полное удовлетворение).
Набор приведенных критериев является достаточно полным с той точки зрения, что они дают полное представление о степени достижения основной цели - обеспечение стабильного развития.
Следующий этап после структуризации целей - построение математической модели изучаемой системы в интересах управления риском (рис. 1.5.10).
В процессе достижения такой подцели стабильного развития, как качество жизни, рассматриваются различные решения, обеспечивающие требующийся рост общественного продукта. Этот рост, конечно, одновременно приведет и к увеличению СОППЖ в обществе, т.е. к повышению уровня его безопасности. Однако развитие техники, направленное на повышение качества жизни, соответственно ведет и к появлению тех или иных опасностей, как для здоровья человека, так и для состояния окружающей среды, т.е. к сокращению СОППЖ и снижению уровня безопасности в обществе. Сопоставление этих показателей (одновременною увеличения и сокращения СОППЖ в результате внедрения той или иной технологии или тою или иною вида деятельности, предназначенной для достижения одной из подцелей стабильною развития - повышения качества жизни) и позволяет определить степень достижения второй подцели стабильного развития - обеспечение безопасности человека и окружающей среды. Для такого сопоставления необходимо дополнить выше рассмотренную модель, описывающую методы повышения качества жизни, моделью, описывающей методы обеспечения безопасности человека и окружающей среды в том или ином регионе.
В качестве региона рассматривается как территория отдельного промышленного района страны, так и территория страны в целом. Однако при этом важно, чтобы экономическое развитие рассматриваемого региона можно было бы характеризовать собственным региональным общественным (валовым) продуктом (например, если речь идет о стране в целом, то валовом национальным продуктом), одна часть которого расходуется на внутреннее потребление в регионе, а другая - на его дальнейшее экономическое развитие. Основу модели для решения проблемы обеспечения безопасности населения в регионе составляют следующие три блока (или подсистемы):
1. Блок "опасность": естественная (природная) и искусственная (техногенная) среды обитания человека (т.е. биосфера и техносфера), обеспечивающие жизнедеятельность населения peгиона и одновременно содержащие потенциальные опасности для здоровья человека.
2. Блок "защита": системы безопасности (социальные и технические), уменьшающие неблагоприятное воздействие на человека, соответственно, природных и техногенных факторов. Эффективность этих систем и определяет степень безопасности человека.
3. Блок "безопасность": экономика того или иного региона страны или страны в целом, уровень развития которой и определяет эффективность систем безопасности и, соответственно, уровни техногенного и социально-экономического рисков в данном регионе.
Предполагается, что уровни каждого типа риска определяются теми экономическими затратами, которые направлены в соответствующие системы безопасности. Для дальнейшего рассмотрения введем термины: полные материальные ресурсы рассматриваемого региона; затраты на технические системы обеспечения безопасности, используемые на промышленных объектах региона; затраты на социальные системы безопасности.
Развитие производства, направленное на повышение материального уровня жизни населения, одновременно ведет и к появлению тех или иных видов опасностей, как для здоровья населения, так и для состояния окружающей человека среды. На устранения этих видов опасности техногенного происхождения необходимо расходовать определенную долю материальных ресурсов общества, которые всегда ограничены. Следовательно, затраты на создание и эксплуатацию технических систем, повышающих безопасность промышленности, отвлекают средства из тех областей, в которых производятся товары, повышающие материальный уровень жизни населения и качество жизни. Чем больше тратится средств на технические системы безопасности, тем меньше остается их на борьбу с болезнями, на производство товаров и услуг, которые делают жизнь более полной. В настоящее время, когда затраты на обеспечение безопасности промышленности составляют значительную долю материальных ресурсов общества, важное значение приобретает проблема оптимизации этих затрат.
Что же касается другого аспекта поставленного выше вопроса, а именно вопроса о влиянии субъективных суждений на выбор шкалы для измерения безопасности, то и в ответе на эту часть вопроса требуется использовать дополнительные условия.
Так, например, неверно полагать, что длительность периода жизни (по крайней мере, пока человек обладает хорошим здоровьем), т.е. СОППЖ, всегда находится на верхней ступени шкалы ценностей. Здесь зачастую первенствуют ценности социального порядка, удобство и комфорт в повседневной жизни. Поэтому при оценке уровня безопасности в единицах длительности СОППЖ, должны быть приняты во внимание и эти факторы социального порядка.
Соответственно, на практике при решении этой проблемы важными вопросами, возникающими в процессе формирования политики обеспечения безопасности, являются: какие субъективные суждения о ценностях следует использовать для этого, и в достаточной ли степени конкретные значения СОППЖ обеспечивают необходимое представление о степени защищенности личности, общества в целом от чрезмерной опасности?
Таким образом, в рамках рассмотренные выше иерархии целей, исследуемые при обеспечении устойчивого развития общества, подцели «безопасность», отводится роль «индикатора» устойчивого развития социальной системы, а процессу обеспечения безопасности – роль одного из механизмов управления социальной системой, нацеленной на удовлетворение материальных и духовных потребностей населения при соблюдении требования обеспечения безопасности человека и окружающей его среды.
В настоящее время, ведущими учеными в области управления рисками, проводится цикл работ по созданию системы научного мониторинга, позволяющего прогнозировать возможности проявления кризисных явлений и катастроф, осуществлять мониторинг их состояния, определять мероприятия по предотвращению или борьбе с ними.
- Содержание
- Управление стратегическими рисками чрезвычайных ситуаций в системе обеспечения национальной безопасности россии
- Стратегические показатели состояния России
- I. Го, рсчс и безопасность россии
- 1.1. Чрезвычайные ситуации – угроза безопасности россии. Классификация чрезвычайных ситуаций. Статистика чрезвычайных ситуаций: анализ, уроки, выводы
- Введение
- Стратегические показатели состояния России
- Термины и определения. Классификация чрезвычайных ситуаций
- Классификация чс
- 1.1.2. Современные тенденции динамики чрезвычайных ситуаций
- Промышленная опасность
- Природная опасность
- О мониторинге чс
- 1.1.3. Основные направления и содержание государственной политики в области предотвращения бедствий и катастроф и смягчения их последствий
- Основные перспективные задачи управления комплексными стратегическими рисками
- 1.1.4. Оценка эффективности государственной политики в области предупреждения и ликвидации чс - как основа обеспечения обратной связи и мониторинга при ее разработке и реализации
- Заключение
- 1.2. Концепция национальной безопасности и военная доктрина российской федерации
- Введение
- 1.2.1. Основы обеспечения национальной безопасности. Роль и место гражданской защиты в системе национальной безопасности российской федерации
- 1.2.2. Основные положения концепции национальной безопасности российской федерации
- 1.2.3. Основные положения военной доктрины российской федерации
- Заключение
- 1.3. Исторические аспекты развития системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
- 1.4. Рсчс и гражданская оборона на региональном и территориальном уровнях
- 1.4.1. Работа по созданию и совершенствованию территориальной подсистемы рсчс
- 1.4.1.1. Совершенствование анализа риска возникновения источников техногенных чс и прогнозирования их последствий
- 1.1.4.2. Организация и состояние прогнозирования природных чрезвычайных ситуаций
- 1.4.2. Система гражданской обороны российской федерации на территориальном уровне
- 1.5. Устойчивое развитие: безопасность общества и государства
- Введение
- 1.5.1. Безопасность и устойчивое развитие – новые парадигмы сохранения цивилизации
- 1.5.2. Теория безопасности жизнедеятельности человека - основа новых мировоззренческих подходов к организации жизни общества и стратегии развития
- Способы управления рисками различных видов катастроф
- 1.5.3. Россия на пути к устойчивому развитию: состояние природной и техногенной безопасности, способы ее обеспечения
- Меры по снижению рисков и смягчению последствий чс по этапам ее развития
- Заключение
- 1.6. Обстановка с пожарами в мире и стране, ее прогнозы на XXI век
- Введение
- 1.6.1. Зачем нужна пожарная статистика
- 1.6.2. Что такое пожарная статистика
- 1.6.3. Кто занимается пожарной статистикой
- 1.6.4. Источники информации
- 1.6.5. Обстановка с пожарами в мире
- Страны мира, имеющие больше всего зарегистрированных пожаров
- Ориентировочная ежегодная стоимость пожаров в сша
- Заключение
- II. Планирование мероприятий рсчс и го и управление ими в субъектах рф
- 2.1. Основы управления мероприятиями рсчс и го
- Введение
- 2.1.1. Сущность и основные положения управления рсчс и го
- 2.1.1. Система управления рсчс и го, режимы и методы работы
- 2.1.3. Роль нормативно-правовой базы в повышении эффективности управления мероприятиями по защите от чрезвычайных ситуаций
- Заключение
- 2.2. Основы планирования мероприятий рсчс и го
- Введение
- 2.2.1. Структура и содержание плана действий по предупреждению и ликвидации чс
- 2.2.1.1. Краткая географическая и социально-экономическая характеристика субъекта Российской Федерации и оценка возможной обстановки на его территории
- 2.2.1.2. Мероприятия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий
- Приложения
- 2.2.2. Порядок разработки, корректировки и уточнения плана
- Особенности планирования мероприятий гражданской обороны
- Заключение
- 2.3. Основы организационного проектирования многофункциональной пожарно-спасательной службы
- Введение
- 2.3.1. Сущность организационного проектирования систем
- 2.3.2. Основные принципы и этапы организационного проектирования многофункциональной пожарно-спасательной службы
- 2.3.3. Методологические основы проектирования многофункциональной пожарно-спасательной службы
- 2.3.4. Методологические основы обоснования числа пожарно-спасательных депо
- Пример расчета числа пожарных депо (для Москвы)
- 2.3.5. Методологические основы нормирования числа пожарных и аварийно-спасательных автомобилей
- 2.3.6. Практические рекомендации по нормированию числа депо и автомобилей многофункциональной пожарно-спасательной службы
- Аварийно-спасательный автомобиль быстрого реагирования
- Вариант нормирования автомобилей1 и депо гпс по типам автомобилей, видам депо и их количеству
- 2.4. Организация связи и оповещения в го и рсчс
- 2.4.1. Организация связи
- 2.4.2. Организация оповещения
- 2.5. Морально-психологическое обеспечение: сущность и содержание
- Введение
- 2.5.1. Характеристика морально-психологического обеспечения
- 2.5.2 Методы и формы морально-психологического обеспечения
- Заключение
- III. Роль рсчс в предупреждении чрезвычайных ситуаций
- 3.1.Основы государственной политики по обеспечению безопасности в техносфере
- 3.1.1. Научные проблемы безопасности техногенной сферы
- 3.1.1.1. Основные аспекты безопасности техногенной сферы
- 3.1.1.2. Угрозы техногенной безопасности и разработка мер по их устранению
- Вероятность крупных аварий (1 год)
- 3.1.1.3. Угрозы технологической безопасности
- 3.1.1.4. Цели стратегии технологической безопасности, механизмы и направления парирования опасностей
- 3.1.1.5. Объекты системы технологической безопасности
- 1.2. Научные проблемы и перспективы развития производственного комплекса техносферы
- 3.1.2.1. Приоритетность научного и технического развития машиностроительного комплекса
- 3.1.2.2. Основы развития машиностроительного комплекса
- 3.1.2.3. Научно-технические разработки проблем машиностроения
- 3.1.2.4. Задачи Российской академии наук по решению научных проблем машиностроения
- 3.1.2.5. Организационные и финансовые основы развития машиностроительного комплекса
- 3.2. Организация мониторинга, прогнозирования чрезвычайных ситуаций и их последствий
- Введение
- 3.2.1. Организация наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов
- 3.2.2. Система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций
- Заключение
- Приказ №483
- Министерство российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
- Положение
- I. Общие положения
- II. Основные задачи Центра
- III. Основные функции Центра
- IV. Полномочия Центра
- 3.3. Новые информационные технологии в управлении
- Введение
- 3.3.1. Информационные технологии и их применение при принятии управленческих решений в мчс россии
- 3.3.1.1. Информационные технологии, применяемые в мчс России
- 3.1.2. Планируемое состояние аиус рсчс к 2005 году
- 3.1.2.2. Создание Ситуационного центра мчс России
- Содержание первого этапа
- Содержание второго этапа
- 3.4. Органы надзора и контроля, специально уполномоченные в области промышленной безопасности и защиты населения
- Введение
- Динамика аварийности на предприятиях, подконтрольных Федеральному горному и промышленному надзору России
- 3.4.1. Задачи, структура специально уполномоченного органа в области промышленной безопасности
- 3.4.1.1. Задачи, структура специально уполномоченного органа
- 3.4.1.2. Основные направления обеспечения промышленной безопасности
- 3.4.1.3. Задачи Госгортехнадзора России
- 3.4.1.4. Государственный пожарный надзор
- 3.4.2. Организация взаимодействия органов управления гочс с надзорными и контрольными органами в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий
- Министерство российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий федеральный горный и промышленный надзор россии приказ
- Приказываем:
- Положение о Федеральном горном и промышленном надзоре России1
- Кодекс российской федерации об административных правонарушениях
- 3.5. Теория и практика анализа и управления риском чрезвычайных ситуаций в контексте устойчивого развития россии
- Введение
- 3.5.1. Научные основы устойчивого развития современной цивилизации
- 3.5.2 Методологические основы анализа и управления риском чрезвычайных ситуаций
- Структура техногенных чс на территории России
- Структура природных чс на территории России
- Частоты опасных событий
- Подходы к прогнозированию чрезвычайных ситуаций
- 3.5.3. Оценка и прогноз стратегических рисков современной россии
- Стратегические показатели состояния России
- Формализация катастроф и кризисов
- Сферы жизнедеятельности и показатели риска
- Перечень стратегических рисков в политической сфере
- Перечень стратегических рисков в экономической сфере
- Перечень стратегических рисков в социальной сфере
- Перечень стратегических рисков в научно-технической сфере
- Перечень стратегических рисков в природной и техногенной сферах
- Значимость сфер жизнедеятельности государства
- Перечень наиболее значимых стратегических рисков
- Заключение
- 3.6. Основы устойчивости функционирования объектов экономики и территорий
- Введение
- 3.6.1. Общие требования по повышению устойчивости отраслевых и территориальных звеньев экономики
- 3.6.2. Защита населения и обесепчение жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях
- 3.6.3. Рациональное размещение производительных сил
- 3.6.4. Подготовка отраслей экономики к работе в чрезвычайных ситуациях
- 3.6.5. Подготовка к выполнению работ по восстановлению экономики в чрезвычайных ситуациях
- 3.6.6. Подготовка системы управления экономикой для решения задач в чрезвычайных ситуациях
- 3.7. Риск, прогноз, нелинейная динамика
- Введение
- 3.7.1. Предсказуемость и анализ сложных систем
- 3.7.1.1. Динамический хаос и фундаментальные ограничения в области прогноза
- 3.7.1.2. Управление рисками и прогноз редких катастрофических событий
- 3.7.1.3. Парадигма сложности и теория самоорганизованной критичности
- 3.7.1.4. Почему нам удается предсказывать?
- 3.7.2. Прогноз и динамика сложных социально‑технологических систем
- 3.7.2.1. Моделирование развития высшей школы
- 3.3.2.2. На пути к "социологии быстрого реагирования"
- 3.7.2.4. Теоретическая история или поиск альтернатив
- IV. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
- 4.1. Федеральный закон «о защите населения и территорий от чс природного и техногенного характера». Основы государственной политики рф в области защиты населения и территорий от чс»
- Введение
- Число крупных катастроф (чс) на территории рф в 1992-2000 г.Г.
- 4.1.1. Содержание основных положений фз «о защите населения и территорий от чс природного и техногенного характера»
- Глава I посвящена общим положениям, где в 7 статьях изложены:
- Глава II рассматривает полномочия различных органов власти в области защиты населения и территорий от чс.
- Глава IX посвящена заключительным положениям, где указывается, что:
- 4.1.2. Взгляды политического руководства на защиту населения и территорий от чс
- 4.1.2.1. Состояние нормативно-правовой базы в сфере гражданской защиты
- 4.2. Подготовка руководящего состава органов управления, сил и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях
- Введение
- 4.2.1. Основные направления подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящего состава органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям
- 4.2.2. Подготовка поисково-спасательных формирований и войск гражданской обороны
- 4.2.2.1. Профессиональная подготовка спасателей поисково-спасательных формирований мчс России
- 4.2.2.2. Профессиональная подготовка военнослужащих войск гражданской обороны
- 4.2.3. Организация подготовки населения в области го и защиты от чрезвычайных ситуаций
- Заключение
- 4.3. Инженерная защита населения и территорий
- Введение
- 4.3.1. Инженерные мероприятия по защите населения и территорий
- 3.4.2. Особенности инженерной защиты населения при угрозе чс
- Защита населения в районах размещения объектов атомной энергетики
- Защита населения в районах размещения химически-опасных объектов
- Защита населения в зонах возможного катастрофического затопления Особенности инженерной защиты населения в зонах возможного катастрофического затопления рассмотрена на рис. 4.3.2.
- Заключение
- 4.4. Основы радиационной, химической и биологической защиты в чрезвычайных ситуациях
- Введение
- 4.4.1. Цель, задачи, и содержание, радиационной, химической и биологической защиты
- 4.4.2. Организация рхб защиты в чс
- Раздел I. Краткая физико-географическая и социально-экономическая характеристика субъекта рф и оценка возможной обстановки на его территории.
- Раздел II. Мероприятия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий. В разделе, наряду с другими данными, по рхз указывают:
- 4.5. Медицинская защита населения и личного состава сил го и рсчс
- Введение
- 4.6.1. Характеристика медицинских сил го и рсчс
- 4.5.1.1. Организационная структура и основные задачи федеральной медицинской службы го
- 4.5.1.2. Силы и средства всероссийской службы медицины катастроф
- 4.5.2. Медицинская защита населения и личного состава сил рсчс
- 4.5.3. Организация санитарно-противоэпидемических мероприятий в зонах чс
- Заключение
- 4.6. Организация и проведение эвакомероприятий
- Литература