1.5.3. Россия на пути к устойчивому развитию: состояние природной и техногенной безопасности, способы ее обеспечения
Осуществление государственной политики в области снижения рисков и смягчения последствий ЧС требует определения рациональных пропорций при выделении средств на эти цели. Очевидно, что доля выделяемых средств на защиту должна соответствовать не только численности населения на рассматриваемых территориях или их площади, но и степени опасности для жизнедеятельности. Регионы и субъекты РФ в силу их специфического географического положения, плотности населения, природных условий, уровня экономического развития, состояния промышленных объектов и инфраструктуры различаются с точки зрения опасности возникновения ЧС природного и техногенного характера. Различная опасность регионов для жизнедеятельности населения проявляется в различных частотах ЧС, числе пострадавших и погибших, размере материального ущерба и др.
В качестве показателей опасности для жизнедеятельности населения регионов могут быть использованы абсолютные и относительные показатели. К абсолютным показателям опасности относятся:
количество ЧС природного и техногенного характера в год;
социальные потери - количество пострадавших и погибших в ЧС в год;
количество людей с нарушенными условиями жизнедеятельности (отражает снижение качества жизни в результате ЧС);
материальный ущерб от ЧС в год (отражает возможности регионов по ликвидации последствии ЧС и поддержанию качества жизни населения).
Показателями потенциальной опасности территорий являются:
число различных видов потенциально опасных объектов;
площади зон, в которых возможно действие поражающих и вредных факторов ЧС;
численность населения, проживающего в указанных зонах и др.
Могут использоваться объединенные показатели потенциальной опасности для жизнедеятельности, например, средняя плотность населения в зонах возможного поражения.
Анализ показывает, что значительная часть населения Российской Федерации проживает в зонах возможного действия поражающих и вредных факторов ЧС. При площади территории России 13580 тыс. кв. км зоны возможного действия поражающих и вредных факторов ЧС составляют 32% ее территории. При средней плотности населения в 8 чел/км2 средняя плотность населения в зонах возможного действия поражающих факторов ЧС почти в 2 раза выше (14 чел/км2). Наибольшая плотность населения в зонах возможного поражения при ЧС наблюдается в Центральном, Уральско-Приволжском и Северо-Западном регионах.
Для выделения более опасных территорий для жизнедеятельности населения больше подходят относительные показатели:
средний индивидуальный риск преждевременной смерти в год при ЧС природного и техногенного характера;
сокращение средней ожидаемой продолжительности предстоящей жизни (СОППЖ) в результате ЧС;
доля материального ущерба от ЧС по отношению к бюджету соответствующего региона;
доля потенциально опасной территории, на которой возможно действие поражающих и вредных факторов ЧС, от общей площади рассматриваемой территории;
доля населения территории, проживающего в зонах возможного действия поражающих и вредных факторов и др.
Выбор конкретного показателя или совокупности показателей зависит от цели оценки. Средний индивидуальный риск преждевременной смерти в год в ЧС природного и техногенного характера для населения территории является наиболее важным показателем риска для жизни и здоровья людей. Общим показателем, учитывающим не только погибших, но и пострадавших в результате ЧС, является СОППЖ.
Оценку социально-экономического риска от ЧС по факторам потенциальной опасности дает математическое ожидание экономического ущерба.
Так, в 2000 г. материальный ущерб от ЧС природного и техногенного характера составил 24,7 млрд. руб. или 167 руб. на человека. Учитывая, что всего произошло 888 ЧС, то средний ущерб от одной ЧС составил 27,8 млн. руб.
Используются также такие показатели, как количество ЧС природного и техногенного характера в расчете на определенную численность населения, например, 100 тыс. чел., количество ЧС в расчете на единицу площади рассматриваемой территории, среднегодовая численность населения, пострадавшего при ЧС, показатель экологической обстановки (балл антропогенной нагрузки на природную среду) и др.
К использованию в качестве показателя опасности числа потенциально опасных объектов следует относиться осторожно, так как многое зависит от состояния их безопасности. Эти обстоятельства, а также частота природных ЧС (землетрясения, наводнения и др.) могут быть учтены при использовании вероятностных и экспертных методов.
Определение результирующего показателя потенциальной опасности по ряду источников опасности (техногенных и природных) связано со значительными трудностями, так как эти источники имеют различную частоту проявления и последствия (причем для техногенных источников частота зависит от состояния безопасности соответствующих объектов). Поэтому для сравнительной оценки регионов по опасности вместо ряда показателей необходим один комплексный показатель опасности. В качестве такого показателя может быть использована линейная комбинация показателей, характеризующих регионы по различным параметрам опасности.
Трудности, связанные с неопределенностью исходных данных, адекватностью расчетных моделей, определением интегральных рисков от многих опасностей могут быть преодолены при использовании методов определения относительных характеристик, в частности, экспертных методов.
Количественную оценку качественного признака, характеризующего опасность территории, можно получить на основе сравнения территорий друг с другом. Получаемые при этом оценки, являются относительными, поскольку зависят от того, какие территории сравниваются. Относительные веса по опасности территорий при их небольшом числе могут быть установлены экспертом интуитивно - такими, какими они ему представляются. При этом его суждения опираются на профессиональную подготовку и не являются результатом каких-либо рассуждении или вычислений. При большом числе территорий определение относительных весов должно опираться на формализованную процедуру.
При выставлении оценок эксперты учитывают: частоту и силу экстремальных природных явлений; площади зон действия их поражающих факторов; защищенность объектов инфраструктуры; их стойкость к воздействию поражающих факторов (в частности, сейсмостойкость); долю населения, проживающую в зонах действия поражающих факторов: готовность сил и средств к аварийно-спасательным работам и ликвидации последствий стихийных бедствий и другие факторы.
При определении степеней опасности территорий, обусловленной чрезвычайными ситуациями техногенного характера, учитываются: аварийность на промышленных объектах, в жилищно-коммунальной сфере и на транспорте; число потенциально опасных объектов, их техническое состояние, потенциал опасности (запасенная энергия или количество опасных веществ): частота аварийных ситуаций; плотность населения; доля населения, проживающая в зонах возможного действия аварийных факторов и др.
На основе экспертного оценивания, осуществленного специалистами МЧС России в 2000 году, проведено зонирование территории России по уровням природной и техногенной опасности для жизнедеятельности с помощью полученных степеней опасности территорий. Исходили из того, что как безопасность, так и уровни риска - понятия относительные. Критерии безопасности (приемлемые уровни) устанавливаются с учетом социальных и экономических факторов. При их достижении и наличии экономических возможностей устанавливаются более жесткие уровни. Так, в высокоразвитых странах (Швеция, Нидерланды) приемлемый уровень риска существенно ниже, чем в других странах. Поэтому зонирование территории страны по степени опасности от ЧС природного и техногенного характера, удовлетворяющее принципу приемлемости риска, возможно по относительным показателям опасности, например, по трем категориям с равным числом территорий:
I - субъекты Российской Федерации, территории которых имеют повышенную опасность, для которых необходимы меры защиты населения на федеральном уровне;
II - субъекты Российской Федерации, территории которых имеют умеренную опасность, для которых необходимы меры защиты на региональном уровне;
III - относительно безопасные для жизнедеятельности территории субъектов Российской Федерации, для которых меры защиты предпринимаются лишь за счет средств местных бюджетов.
Анализ показывает, что чаще всего, более опасными оказываются крупные промышленные центры. Учитывая, что в промышленных центрах проживает и большая часть населения, эти территории требуют выделения большей доли ресурсов на проведение мероприятий по защите населения. Так, всего 4 субъекта Центрального региона, согласно разработанной методике, требуют 83,5% всех средств, а на остальные 15 территорий остается всего 16,5%.
Установлено, что наиболее опасными для жизнедеятельности населения регионами по интегральному риску являются Северо-Кавказский, Центральный и Дальневосточный. Повышенная опасность Северо-Кавказского региона объясняется наличием как природной, так и техногенной опасности; Центрального - повышенной техногенной опасностью, Дальневосточного - повышенной природной опасностью. Наиболее опасными для жизнедеятельности субъектами Российской Федерации являются: Чеченская Республика, г. Москва, Приморский край. Хабаровский край. Сахалинская. Камчатская, Московская, Кемеровская, Свердловская и Ростовская области.
Проведенный анализ данных показывает, что индивидуальные риски смерти людей в ЧС природного и техногенного характера сильно различаются в пределах страны (коэффициент вариации составляет 0,28). Поэтому, одной из целей государственной политики в области природной и техногенной безопасности является ее выравнивание по территории страны за счет целевого финансирования территорий, наиболее опасных для жизнедеятельности.
Этот путь является рациональным и при решении задачи общего повышения уровня безопасности в стране, так как эффективность затрат на защиту зависит от достигнутого уровня безопасности. При этом дальнейшее повышение безопасности требует больших затрат. Поэтому эти затраты более эффективны в менее безопасных регионах страны.
Обеспечение безопасности жизнедеятельности людей и организаций является важнейшей государственной задачей. Данное положение вытекает из естественного права на жизнь и здоровье. Конституция нашей страны провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Фактически действующее право (позитивное право) закрепляет в законах основные права человека (например, право на все то, что необходимо для сохранения и продолжения жизни) и вытекающие из них права. Право человека на жизнь и здоровье охраняется законом. Потому обязанности по реализации данного права возлагаются на государство, которое определяет соответствующие обязанности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан, а также их права.
Проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности обусловлена событиями и действиями, в результате которых нарушается право людей на жизнь, соответствующее качество жизни и полноценное функционирование в обществе. При этом происходит гибель физических лиц, утрачивается их способность выполнять определенные функции, снижается продолжительность жизни.
Статистические данные о реализации права граждан России на жизнь и качество жизни в отдельных сферах жизнедеятельности показывают, что проблема обеспечения безопасности существует. Так, за последние десять лет уровень общей смертности в стране увеличился. Средняя продолжительность жизни в России в настоящее время составляет у мужчин 58 лет, а у женщин - 72 года.
Обеспечение безопасности жизнедеятельности осуществляется в рамках общей системы безопасности Российской Федерации. Ее структура представляет собой совокупность органов законодательной, исполнительной и судебной власти, прокуратуры, государственных, общественных и иных объединений, организаций и граждан, занятых вопросами безопасности.
Для обеспечения безопасности жизнедеятельности проводятся мероприятия по защите населения. Защита состоит в снижении уровня опасных факторов, действующих на людей, объекты техносферы, окружающую среду, а применительно к потенциально опасным объектам, в случае их аварий - на персонал, население и окружающую среду. Состояние безопасности достигается при условии снижения воздействий до допустимых уровней. К защите часто относят также мероприятия по ослаблению последствий аварий.
Защита классифицируется по многим признакам: цели, месту, опасным факторам, объекту, принципу действия. Классификация видов защиты приведена на рис. 1.5.11.
По цели меры защиты делятся на меры снижения риска возникновения ЧС (ослаблению опасных факторов) и меры по смягчению последствий произошедших ЧС.
По времени проведения различают превентивные меры защиты и меры по смягчению последствий уже произошедших ЧС - реагированию. Меры защиты на определенной территории во временной шкале планируются, исходя из основных этапов развития любой ЧС (табл. 1.5.2).
Таблица 1.5.2
- Содержание
- Управление стратегическими рисками чрезвычайных ситуаций в системе обеспечения национальной безопасности россии
- Стратегические показатели состояния России
- I. Го, рсчс и безопасность россии
- 1.1. Чрезвычайные ситуации – угроза безопасности россии. Классификация чрезвычайных ситуаций. Статистика чрезвычайных ситуаций: анализ, уроки, выводы
- Введение
- Стратегические показатели состояния России
- Термины и определения. Классификация чрезвычайных ситуаций
- Классификация чс
- 1.1.2. Современные тенденции динамики чрезвычайных ситуаций
- Промышленная опасность
- Природная опасность
- О мониторинге чс
- 1.1.3. Основные направления и содержание государственной политики в области предотвращения бедствий и катастроф и смягчения их последствий
- Основные перспективные задачи управления комплексными стратегическими рисками
- 1.1.4. Оценка эффективности государственной политики в области предупреждения и ликвидации чс - как основа обеспечения обратной связи и мониторинга при ее разработке и реализации
- Заключение
- 1.2. Концепция национальной безопасности и военная доктрина российской федерации
- Введение
- 1.2.1. Основы обеспечения национальной безопасности. Роль и место гражданской защиты в системе национальной безопасности российской федерации
- 1.2.2. Основные положения концепции национальной безопасности российской федерации
- 1.2.3. Основные положения военной доктрины российской федерации
- Заключение
- 1.3. Исторические аспекты развития системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
- 1.4. Рсчс и гражданская оборона на региональном и территориальном уровнях
- 1.4.1. Работа по созданию и совершенствованию территориальной подсистемы рсчс
- 1.4.1.1. Совершенствование анализа риска возникновения источников техногенных чс и прогнозирования их последствий
- 1.1.4.2. Организация и состояние прогнозирования природных чрезвычайных ситуаций
- 1.4.2. Система гражданской обороны российской федерации на территориальном уровне
- 1.5. Устойчивое развитие: безопасность общества и государства
- Введение
- 1.5.1. Безопасность и устойчивое развитие – новые парадигмы сохранения цивилизации
- 1.5.2. Теория безопасности жизнедеятельности человека - основа новых мировоззренческих подходов к организации жизни общества и стратегии развития
- Способы управления рисками различных видов катастроф
- 1.5.3. Россия на пути к устойчивому развитию: состояние природной и техногенной безопасности, способы ее обеспечения
- Меры по снижению рисков и смягчению последствий чс по этапам ее развития
- Заключение
- 1.6. Обстановка с пожарами в мире и стране, ее прогнозы на XXI век
- Введение
- 1.6.1. Зачем нужна пожарная статистика
- 1.6.2. Что такое пожарная статистика
- 1.6.3. Кто занимается пожарной статистикой
- 1.6.4. Источники информации
- 1.6.5. Обстановка с пожарами в мире
- Страны мира, имеющие больше всего зарегистрированных пожаров
- Ориентировочная ежегодная стоимость пожаров в сша
- Заключение
- II. Планирование мероприятий рсчс и го и управление ими в субъектах рф
- 2.1. Основы управления мероприятиями рсчс и го
- Введение
- 2.1.1. Сущность и основные положения управления рсчс и го
- 2.1.1. Система управления рсчс и го, режимы и методы работы
- 2.1.3. Роль нормативно-правовой базы в повышении эффективности управления мероприятиями по защите от чрезвычайных ситуаций
- Заключение
- 2.2. Основы планирования мероприятий рсчс и го
- Введение
- 2.2.1. Структура и содержание плана действий по предупреждению и ликвидации чс
- 2.2.1.1. Краткая географическая и социально-экономическая характеристика субъекта Российской Федерации и оценка возможной обстановки на его территории
- 2.2.1.2. Мероприятия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий
- Приложения
- 2.2.2. Порядок разработки, корректировки и уточнения плана
- Особенности планирования мероприятий гражданской обороны
- Заключение
- 2.3. Основы организационного проектирования многофункциональной пожарно-спасательной службы
- Введение
- 2.3.1. Сущность организационного проектирования систем
- 2.3.2. Основные принципы и этапы организационного проектирования многофункциональной пожарно-спасательной службы
- 2.3.3. Методологические основы проектирования многофункциональной пожарно-спасательной службы
- 2.3.4. Методологические основы обоснования числа пожарно-спасательных депо
- Пример расчета числа пожарных депо (для Москвы)
- 2.3.5. Методологические основы нормирования числа пожарных и аварийно-спасательных автомобилей
- 2.3.6. Практические рекомендации по нормированию числа депо и автомобилей многофункциональной пожарно-спасательной службы
- Аварийно-спасательный автомобиль быстрого реагирования
- Вариант нормирования автомобилей1 и депо гпс по типам автомобилей, видам депо и их количеству
- 2.4. Организация связи и оповещения в го и рсчс
- 2.4.1. Организация связи
- 2.4.2. Организация оповещения
- 2.5. Морально-психологическое обеспечение: сущность и содержание
- Введение
- 2.5.1. Характеристика морально-психологического обеспечения
- 2.5.2 Методы и формы морально-психологического обеспечения
- Заключение
- III. Роль рсчс в предупреждении чрезвычайных ситуаций
- 3.1.Основы государственной политики по обеспечению безопасности в техносфере
- 3.1.1. Научные проблемы безопасности техногенной сферы
- 3.1.1.1. Основные аспекты безопасности техногенной сферы
- 3.1.1.2. Угрозы техногенной безопасности и разработка мер по их устранению
- Вероятность крупных аварий (1 год)
- 3.1.1.3. Угрозы технологической безопасности
- 3.1.1.4. Цели стратегии технологической безопасности, механизмы и направления парирования опасностей
- 3.1.1.5. Объекты системы технологической безопасности
- 1.2. Научные проблемы и перспективы развития производственного комплекса техносферы
- 3.1.2.1. Приоритетность научного и технического развития машиностроительного комплекса
- 3.1.2.2. Основы развития машиностроительного комплекса
- 3.1.2.3. Научно-технические разработки проблем машиностроения
- 3.1.2.4. Задачи Российской академии наук по решению научных проблем машиностроения
- 3.1.2.5. Организационные и финансовые основы развития машиностроительного комплекса
- 3.2. Организация мониторинга, прогнозирования чрезвычайных ситуаций и их последствий
- Введение
- 3.2.1. Организация наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов
- 3.2.2. Система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций
- Заключение
- Приказ №483
- Министерство российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
- Положение
- I. Общие положения
- II. Основные задачи Центра
- III. Основные функции Центра
- IV. Полномочия Центра
- 3.3. Новые информационные технологии в управлении
- Введение
- 3.3.1. Информационные технологии и их применение при принятии управленческих решений в мчс россии
- 3.3.1.1. Информационные технологии, применяемые в мчс России
- 3.1.2. Планируемое состояние аиус рсчс к 2005 году
- 3.1.2.2. Создание Ситуационного центра мчс России
- Содержание первого этапа
- Содержание второго этапа
- 3.4. Органы надзора и контроля, специально уполномоченные в области промышленной безопасности и защиты населения
- Введение
- Динамика аварийности на предприятиях, подконтрольных Федеральному горному и промышленному надзору России
- 3.4.1. Задачи, структура специально уполномоченного органа в области промышленной безопасности
- 3.4.1.1. Задачи, структура специально уполномоченного органа
- 3.4.1.2. Основные направления обеспечения промышленной безопасности
- 3.4.1.3. Задачи Госгортехнадзора России
- 3.4.1.4. Государственный пожарный надзор
- 3.4.2. Организация взаимодействия органов управления гочс с надзорными и контрольными органами в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий
- Министерство российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий федеральный горный и промышленный надзор россии приказ
- Приказываем:
- Положение о Федеральном горном и промышленном надзоре России1
- Кодекс российской федерации об административных правонарушениях
- 3.5. Теория и практика анализа и управления риском чрезвычайных ситуаций в контексте устойчивого развития россии
- Введение
- 3.5.1. Научные основы устойчивого развития современной цивилизации
- 3.5.2 Методологические основы анализа и управления риском чрезвычайных ситуаций
- Структура техногенных чс на территории России
- Структура природных чс на территории России
- Частоты опасных событий
- Подходы к прогнозированию чрезвычайных ситуаций
- 3.5.3. Оценка и прогноз стратегических рисков современной россии
- Стратегические показатели состояния России
- Формализация катастроф и кризисов
- Сферы жизнедеятельности и показатели риска
- Перечень стратегических рисков в политической сфере
- Перечень стратегических рисков в экономической сфере
- Перечень стратегических рисков в социальной сфере
- Перечень стратегических рисков в научно-технической сфере
- Перечень стратегических рисков в природной и техногенной сферах
- Значимость сфер жизнедеятельности государства
- Перечень наиболее значимых стратегических рисков
- Заключение
- 3.6. Основы устойчивости функционирования объектов экономики и территорий
- Введение
- 3.6.1. Общие требования по повышению устойчивости отраслевых и территориальных звеньев экономики
- 3.6.2. Защита населения и обесепчение жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях
- 3.6.3. Рациональное размещение производительных сил
- 3.6.4. Подготовка отраслей экономики к работе в чрезвычайных ситуациях
- 3.6.5. Подготовка к выполнению работ по восстановлению экономики в чрезвычайных ситуациях
- 3.6.6. Подготовка системы управления экономикой для решения задач в чрезвычайных ситуациях
- 3.7. Риск, прогноз, нелинейная динамика
- Введение
- 3.7.1. Предсказуемость и анализ сложных систем
- 3.7.1.1. Динамический хаос и фундаментальные ограничения в области прогноза
- 3.7.1.2. Управление рисками и прогноз редких катастрофических событий
- 3.7.1.3. Парадигма сложности и теория самоорганизованной критичности
- 3.7.1.4. Почему нам удается предсказывать?
- 3.7.2. Прогноз и динамика сложных социально‑технологических систем
- 3.7.2.1. Моделирование развития высшей школы
- 3.3.2.2. На пути к "социологии быстрого реагирования"
- 3.7.2.4. Теоретическая история или поиск альтернатив
- IV. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
- 4.1. Федеральный закон «о защите населения и территорий от чс природного и техногенного характера». Основы государственной политики рф в области защиты населения и территорий от чс»
- Введение
- Число крупных катастроф (чс) на территории рф в 1992-2000 г.Г.
- 4.1.1. Содержание основных положений фз «о защите населения и территорий от чс природного и техногенного характера»
- Глава I посвящена общим положениям, где в 7 статьях изложены:
- Глава II рассматривает полномочия различных органов власти в области защиты населения и территорий от чс.
- Глава IX посвящена заключительным положениям, где указывается, что:
- 4.1.2. Взгляды политического руководства на защиту населения и территорий от чс
- 4.1.2.1. Состояние нормативно-правовой базы в сфере гражданской защиты
- 4.2. Подготовка руководящего состава органов управления, сил и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях
- Введение
- 4.2.1. Основные направления подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящего состава органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям
- 4.2.2. Подготовка поисково-спасательных формирований и войск гражданской обороны
- 4.2.2.1. Профессиональная подготовка спасателей поисково-спасательных формирований мчс России
- 4.2.2.2. Профессиональная подготовка военнослужащих войск гражданской обороны
- 4.2.3. Организация подготовки населения в области го и защиты от чрезвычайных ситуаций
- Заключение
- 4.3. Инженерная защита населения и территорий
- Введение
- 4.3.1. Инженерные мероприятия по защите населения и территорий
- 3.4.2. Особенности инженерной защиты населения при угрозе чс
- Защита населения в районах размещения объектов атомной энергетики
- Защита населения в районах размещения химически-опасных объектов
- Защита населения в зонах возможного катастрофического затопления Особенности инженерной защиты населения в зонах возможного катастрофического затопления рассмотрена на рис. 4.3.2.
- Заключение
- 4.4. Основы радиационной, химической и биологической защиты в чрезвычайных ситуациях
- Введение
- 4.4.1. Цель, задачи, и содержание, радиационной, химической и биологической защиты
- 4.4.2. Организация рхб защиты в чс
- Раздел I. Краткая физико-географическая и социально-экономическая характеристика субъекта рф и оценка возможной обстановки на его территории.
- Раздел II. Мероприятия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий. В разделе, наряду с другими данными, по рхз указывают:
- 4.5. Медицинская защита населения и личного состава сил го и рсчс
- Введение
- 4.6.1. Характеристика медицинских сил го и рсчс
- 4.5.1.1. Организационная структура и основные задачи федеральной медицинской службы го
- 4.5.1.2. Силы и средства всероссийской службы медицины катастроф
- 4.5.2. Медицинская защита населения и личного состава сил рсчс
- 4.5.3. Организация санитарно-противоэпидемических мероприятий в зонах чс
- Заключение
- 4.6. Организация и проведение эвакомероприятий
- Литература