logo
ТОМ 1

Введение

В Федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» «чрезвычайная ситуация» определяется как «обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей».

Последствия ЧС природного и техногенного характера могут быть весьма значительными и, как показывает анализ, в ряде случаев парализуют нормальное функционирование объектов экономики и существенно нарушают жизнедеятельность населения на обширных территориях. Для наглядной характеристики данного положения достаточно вспомнить аварии на Чернобыльской АЭС, Севезо (Италия), Бхопале (Индия), катастрофические наводнения в Якутии (Ленск) и Южном федеральном округе, крупные землетрясения на Сахалине в Турции и т. д.

В связи с этим важное социальное и экономическое значение имеет планирование и осуществление ряда крупных мероприятий по предупреждению и заблаговременной подготовке к ликвидации возможных последствий, а в идеале их существенного снижения. Данная система мероприятий охватывает все уровни управления страной и все системы и подсистемы народного хозяйства. Это и повышение устойчивости объектов и технических систем, разработка и внедрение современных технологий, создание систем мониторинга и прогнозирования, разработка и реализация федеральных и региональных целевых программ, создание финансовых и материальных ресурсов, подготовка населения и многое, многое другое.

Важное значение отводится в данной проблеме эффективному функционированию РСЧС. Потому что именно эта система и ее органы управления заблаговременно обязаны планировать мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС, направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения, а также проведения АСДНР. Учитывая сложность и объемность всех мероприятий, в лекции основной упор будет сделан на порядке разработки, структуре и содержание плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС.

Федеральный закон «О гражданской обороне» определяет гражданскую оборону, как систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Иными словами, в мирное время гражданская оборона готовится к защите, а в военное время – осуществляет эту защиту. Любая подготовка невозможна без соответствующего планирования системы мероприятий. В связи с тем, что в плане Вашей подготовки предусмотрены занятия по основам перевода ГО с мирного на военное время, на данном этапе мы ограничимся рассмотрением только основных особенностей данного процесса.