2.3.4. Методологические основы обоснования числа пожарно-спасательных депо
Специалисты (градостроители, проектировщики, пожарные) давно размышляли над проблемой обоснования числа и типов пожарных депо, необходимых тому или иному городу, пытаясь создать соответствующие нормативы. В 1925 г. известный специалист брандмайор Казанский опубликовал в журнале “Пожарное дело” статью о существовавших в России принципах размещения пожарных частей в городах. Пожарные депо должны были быть расположены в городе таким образом, чтобы обслуживаемые ими районы имели форму круга с радиусом, равным 1 версте (1,07 км). Такое расстояние конный пожарный обоз мог проехать за 4 мин, а общее нормативное время от момента возникновения пожара до момента прибытия к месту вызова не должно было превышать 10 мин.
Подобные правила относительно времени прибытия первых подразделений пожарной охраны к месту вызова сейчас действуют в Лондоне, Париже, Берлине и некоторых других городах мира, хотя выполнить этот норматив удается далеко не всегда по ряду причин.
В начале 1926 г. российская пожарная охрана уже располагала пожарными автомобилями, для которых радиус выезда был увеличен до 2,5 верст (при том же нормативном значении времени прибытия и с учетом средней скорости движения пожарного автомобиля, равной 30 верст/ч). Наконец, в 1930 г. ВСНХ РСФСР совместно с НКВД РСФСР и НКПС установили районы выезда для городских пожарных команд с радиусом 1,5 км при наличии конных обозов и до 3 км при наличии пожарных автомобилей. Последний норматив в качестве единственного параметра для обоснования числа пожарных депо в городах действовал вплоть до 1990 г.
В конце 80-х гг. на основе элементарных геометрических и физических представлений, учитывающих топографию города и оперативную обстановку в нем, удалось разработать рациональный инженерный подход к определению числа пожарных депо, необходимых городу. Этот подход целесообразно использовать для определения количества пожарно-спасательных депо гарнизона МПСС, необходимых городу. Исходным параметром в этом подходе является среднее время следования первого подразделения к месту вызова. За условную форму зоны обслуживания одного пожарного депо был принят не круг, а правильный шестиугольник. Площадь S0 такого шестиугольника равна , где
R0 - радиус описанной окружности (радиус обслуживания депо). Тогда, зная площадь территории города S и число пожарных депо в нем Nд = Nкар (Nкар - число дежурных караулов, дислоцированных в N депо), найдем
, (2.3.1)
где S0 - средняя площадь обслуживания одного депо; Nср.зан.кар - среднее число одновременно занятых в городе в любой момент времени дежурных караулов (оно примерно равно среднему числу одновременно обслуживаемых в любой момент времени вызовов).
Из уравнения (2.3.1) получаем среднее значение радиуса обслуживания одного депо для данного города:
, (2.3.2)
где вместо Nср.зан.кар принято значение , т. е. именно среднее число одновременных выездов, так как в подавляющем большинстве случаев один вызов обслуживается одним дежурным караулом.
С другой стороны,
, (2.3.3)
где - средняя скорость движения пожарных автомобилей, доставляющих пожарно-спасательное и техническое оборудование к месту ЧС в данном городе; Кн - безразмерный коэффициент непрямолинейности уличной сети. В градостроительной практике под этим коэффициентом понимают отношение пути из одной точки города в другую по реальной уличной сети к длине отрезка “воздушной” прямой, соединяющей эти точки. Максимальное значение Кн равно (по мнению градостроителей), минимальное - единице.
Объединяя выражения (2.3.2) и (2.3.3), поскольку их левые части равны, находим среднее значение для города в целом:
. (2.3.4)
Эта формула позволяет расчетным путем дать оценку среднего значения времени следования первых подразделений к месту вызова, если известны значения входящих в нее параметров.
Из выражения (2.3.4) находим основную расчетную формулу для определения числа депо, нужных данному городу:
. (2.3.5)
Поскольку при получении данной формулы сделан ряд довольно жестких исходных предположений (форма района выезда, обслуживание одного вызова одним дежурным караулом и некоторые другие), то, отказавшись от них, получим формулу более общего вида:
, (2.3.6)
где и - безразмерные эмпирические коэффициенты, учитывающие специфику конкретного города, значения которых обычно уточняются с помощью имитационной модели. Чаще всего значения лежат в интервале от 0,3 до 0,5, а - в интервале от 1 до 1,5. На практике можно брать усредненные значения = 0,4 и = 1,3.
Формула (2.3.6) прошла многократную практическую проверку, подтвердившую ее адекватность реальному процессу функционирования пожарной охраны городов. Она учитывает и особенности городской среды (параметры , S, Kн), и сложившуюся в городе оперативную обстановку (параметры ). Особенно чувствительна эта формула к средней скорости движения автомобилей, которая стремительно снижается в крупных городах из-за быстро растущей интенсивности дорожного движения. Так, в Берлине средняя скорость движения автомобилей в середине 90-х гг. составляла 25 км/ч, в Париже - 17 км/ч, в Риме - 14 км/ч.
Заметим, что второе слагаемое имеет смысл учитывать только в самых крупных городах. Во всех остальных случаях число выездов в час намного меньше единицы ( ), вторым слагаемым можно пренебречь и формула (2.3.6) превращается в формулу
. (2.3.7)
Использовать эти удобные формулы нужно достаточно гибко, так как, например, в черту города иногда включены большие незастроенные площади, что сильно увеличивает общую площадь S территории города и может привести к неоправданному завышению числа пожарных депо в городе.
В качестве примера использования формулы (2.3.6) приведем расчеты числа депо в зависимости от среднего времени следования первых пожарных подразделений к месту вызова, сделанные для Москвы (табл. 2.3.1). Эти расчеты достаточно хорошо отражают реальное положение дел.
Исходные данные для Москвы были приняты следующие: S = 983 км2; Кн = 1,38; = 25 км/ч; = 10 в./ч; = 37,5 мин. Из табл. 2.3.1 видно, что для сокращения времени следования на 1 мин. нужно построить в городе несколько депо. Например, чтобы при заданных условиях в Москве вместо 7 мин. (в среднем) прибывать к месту вызова в среднем за 6 мин. нужно вместо 61 депо иметь 79, т. е. на 18 депо больше. Естественно, такого же результата можно добиться за счет увеличения скорости движения пожарных автомобилей.
Таблица 2.3.1
- Содержание
- Управление стратегическими рисками чрезвычайных ситуаций в системе обеспечения национальной безопасности россии
- Стратегические показатели состояния России
- I. Го, рсчс и безопасность россии
- 1.1. Чрезвычайные ситуации – угроза безопасности россии. Классификация чрезвычайных ситуаций. Статистика чрезвычайных ситуаций: анализ, уроки, выводы
- Введение
- Стратегические показатели состояния России
- Термины и определения. Классификация чрезвычайных ситуаций
- Классификация чс
- 1.1.2. Современные тенденции динамики чрезвычайных ситуаций
- Промышленная опасность
- Природная опасность
- О мониторинге чс
- 1.1.3. Основные направления и содержание государственной политики в области предотвращения бедствий и катастроф и смягчения их последствий
- Основные перспективные задачи управления комплексными стратегическими рисками
- 1.1.4. Оценка эффективности государственной политики в области предупреждения и ликвидации чс - как основа обеспечения обратной связи и мониторинга при ее разработке и реализации
- Заключение
- 1.2. Концепция национальной безопасности и военная доктрина российской федерации
- Введение
- 1.2.1. Основы обеспечения национальной безопасности. Роль и место гражданской защиты в системе национальной безопасности российской федерации
- 1.2.2. Основные положения концепции национальной безопасности российской федерации
- 1.2.3. Основные положения военной доктрины российской федерации
- Заключение
- 1.3. Исторические аспекты развития системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
- 1.4. Рсчс и гражданская оборона на региональном и территориальном уровнях
- 1.4.1. Работа по созданию и совершенствованию территориальной подсистемы рсчс
- 1.4.1.1. Совершенствование анализа риска возникновения источников техногенных чс и прогнозирования их последствий
- 1.1.4.2. Организация и состояние прогнозирования природных чрезвычайных ситуаций
- 1.4.2. Система гражданской обороны российской федерации на территориальном уровне
- 1.5. Устойчивое развитие: безопасность общества и государства
- Введение
- 1.5.1. Безопасность и устойчивое развитие – новые парадигмы сохранения цивилизации
- 1.5.2. Теория безопасности жизнедеятельности человека - основа новых мировоззренческих подходов к организации жизни общества и стратегии развития
- Способы управления рисками различных видов катастроф
- 1.5.3. Россия на пути к устойчивому развитию: состояние природной и техногенной безопасности, способы ее обеспечения
- Меры по снижению рисков и смягчению последствий чс по этапам ее развития
- Заключение
- 1.6. Обстановка с пожарами в мире и стране, ее прогнозы на XXI век
- Введение
- 1.6.1. Зачем нужна пожарная статистика
- 1.6.2. Что такое пожарная статистика
- 1.6.3. Кто занимается пожарной статистикой
- 1.6.4. Источники информации
- 1.6.5. Обстановка с пожарами в мире
- Страны мира, имеющие больше всего зарегистрированных пожаров
- Ориентировочная ежегодная стоимость пожаров в сша
- Заключение
- II. Планирование мероприятий рсчс и го и управление ими в субъектах рф
- 2.1. Основы управления мероприятиями рсчс и го
- Введение
- 2.1.1. Сущность и основные положения управления рсчс и го
- 2.1.1. Система управления рсчс и го, режимы и методы работы
- 2.1.3. Роль нормативно-правовой базы в повышении эффективности управления мероприятиями по защите от чрезвычайных ситуаций
- Заключение
- 2.2. Основы планирования мероприятий рсчс и го
- Введение
- 2.2.1. Структура и содержание плана действий по предупреждению и ликвидации чс
- 2.2.1.1. Краткая географическая и социально-экономическая характеристика субъекта Российской Федерации и оценка возможной обстановки на его территории
- 2.2.1.2. Мероприятия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий
- Приложения
- 2.2.2. Порядок разработки, корректировки и уточнения плана
- Особенности планирования мероприятий гражданской обороны
- Заключение
- 2.3. Основы организационного проектирования многофункциональной пожарно-спасательной службы
- Введение
- 2.3.1. Сущность организационного проектирования систем
- 2.3.2. Основные принципы и этапы организационного проектирования многофункциональной пожарно-спасательной службы
- 2.3.3. Методологические основы проектирования многофункциональной пожарно-спасательной службы
- 2.3.4. Методологические основы обоснования числа пожарно-спасательных депо
- Пример расчета числа пожарных депо (для Москвы)
- 2.3.5. Методологические основы нормирования числа пожарных и аварийно-спасательных автомобилей
- 2.3.6. Практические рекомендации по нормированию числа депо и автомобилей многофункциональной пожарно-спасательной службы
- Аварийно-спасательный автомобиль быстрого реагирования
- Вариант нормирования автомобилей1 и депо гпс по типам автомобилей, видам депо и их количеству
- 2.4. Организация связи и оповещения в го и рсчс
- 2.4.1. Организация связи
- 2.4.2. Организация оповещения
- 2.5. Морально-психологическое обеспечение: сущность и содержание
- Введение
- 2.5.1. Характеристика морально-психологического обеспечения
- 2.5.2 Методы и формы морально-психологического обеспечения
- Заключение
- III. Роль рсчс в предупреждении чрезвычайных ситуаций
- 3.1.Основы государственной политики по обеспечению безопасности в техносфере
- 3.1.1. Научные проблемы безопасности техногенной сферы
- 3.1.1.1. Основные аспекты безопасности техногенной сферы
- 3.1.1.2. Угрозы техногенной безопасности и разработка мер по их устранению
- Вероятность крупных аварий (1 год)
- 3.1.1.3. Угрозы технологической безопасности
- 3.1.1.4. Цели стратегии технологической безопасности, механизмы и направления парирования опасностей
- 3.1.1.5. Объекты системы технологической безопасности
- 1.2. Научные проблемы и перспективы развития производственного комплекса техносферы
- 3.1.2.1. Приоритетность научного и технического развития машиностроительного комплекса
- 3.1.2.2. Основы развития машиностроительного комплекса
- 3.1.2.3. Научно-технические разработки проблем машиностроения
- 3.1.2.4. Задачи Российской академии наук по решению научных проблем машиностроения
- 3.1.2.5. Организационные и финансовые основы развития машиностроительного комплекса
- 3.2. Организация мониторинга, прогнозирования чрезвычайных ситуаций и их последствий
- Введение
- 3.2.1. Организация наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов
- 3.2.2. Система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций
- Заключение
- Приказ №483
- Министерство российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
- Положение
- I. Общие положения
- II. Основные задачи Центра
- III. Основные функции Центра
- IV. Полномочия Центра
- 3.3. Новые информационные технологии в управлении
- Введение
- 3.3.1. Информационные технологии и их применение при принятии управленческих решений в мчс россии
- 3.3.1.1. Информационные технологии, применяемые в мчс России
- 3.1.2. Планируемое состояние аиус рсчс к 2005 году
- 3.1.2.2. Создание Ситуационного центра мчс России
- Содержание первого этапа
- Содержание второго этапа
- 3.4. Органы надзора и контроля, специально уполномоченные в области промышленной безопасности и защиты населения
- Введение
- Динамика аварийности на предприятиях, подконтрольных Федеральному горному и промышленному надзору России
- 3.4.1. Задачи, структура специально уполномоченного органа в области промышленной безопасности
- 3.4.1.1. Задачи, структура специально уполномоченного органа
- 3.4.1.2. Основные направления обеспечения промышленной безопасности
- 3.4.1.3. Задачи Госгортехнадзора России
- 3.4.1.4. Государственный пожарный надзор
- 3.4.2. Организация взаимодействия органов управления гочс с надзорными и контрольными органами в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий
- Министерство российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий федеральный горный и промышленный надзор россии приказ
- Приказываем:
- Положение о Федеральном горном и промышленном надзоре России1
- Кодекс российской федерации об административных правонарушениях
- 3.5. Теория и практика анализа и управления риском чрезвычайных ситуаций в контексте устойчивого развития россии
- Введение
- 3.5.1. Научные основы устойчивого развития современной цивилизации
- 3.5.2 Методологические основы анализа и управления риском чрезвычайных ситуаций
- Структура техногенных чс на территории России
- Структура природных чс на территории России
- Частоты опасных событий
- Подходы к прогнозированию чрезвычайных ситуаций
- 3.5.3. Оценка и прогноз стратегических рисков современной россии
- Стратегические показатели состояния России
- Формализация катастроф и кризисов
- Сферы жизнедеятельности и показатели риска
- Перечень стратегических рисков в политической сфере
- Перечень стратегических рисков в экономической сфере
- Перечень стратегических рисков в социальной сфере
- Перечень стратегических рисков в научно-технической сфере
- Перечень стратегических рисков в природной и техногенной сферах
- Значимость сфер жизнедеятельности государства
- Перечень наиболее значимых стратегических рисков
- Заключение
- 3.6. Основы устойчивости функционирования объектов экономики и территорий
- Введение
- 3.6.1. Общие требования по повышению устойчивости отраслевых и территориальных звеньев экономики
- 3.6.2. Защита населения и обесепчение жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях
- 3.6.3. Рациональное размещение производительных сил
- 3.6.4. Подготовка отраслей экономики к работе в чрезвычайных ситуациях
- 3.6.5. Подготовка к выполнению работ по восстановлению экономики в чрезвычайных ситуациях
- 3.6.6. Подготовка системы управления экономикой для решения задач в чрезвычайных ситуациях
- 3.7. Риск, прогноз, нелинейная динамика
- Введение
- 3.7.1. Предсказуемость и анализ сложных систем
- 3.7.1.1. Динамический хаос и фундаментальные ограничения в области прогноза
- 3.7.1.2. Управление рисками и прогноз редких катастрофических событий
- 3.7.1.3. Парадигма сложности и теория самоорганизованной критичности
- 3.7.1.4. Почему нам удается предсказывать?
- 3.7.2. Прогноз и динамика сложных социально‑технологических систем
- 3.7.2.1. Моделирование развития высшей школы
- 3.3.2.2. На пути к "социологии быстрого реагирования"
- 3.7.2.4. Теоретическая история или поиск альтернатив
- IV. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
- 4.1. Федеральный закон «о защите населения и территорий от чс природного и техногенного характера». Основы государственной политики рф в области защиты населения и территорий от чс»
- Введение
- Число крупных катастроф (чс) на территории рф в 1992-2000 г.Г.
- 4.1.1. Содержание основных положений фз «о защите населения и территорий от чс природного и техногенного характера»
- Глава I посвящена общим положениям, где в 7 статьях изложены:
- Глава II рассматривает полномочия различных органов власти в области защиты населения и территорий от чс.
- Глава IX посвящена заключительным положениям, где указывается, что:
- 4.1.2. Взгляды политического руководства на защиту населения и территорий от чс
- 4.1.2.1. Состояние нормативно-правовой базы в сфере гражданской защиты
- 4.2. Подготовка руководящего состава органов управления, сил и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях
- Введение
- 4.2.1. Основные направления подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящего состава органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям
- 4.2.2. Подготовка поисково-спасательных формирований и войск гражданской обороны
- 4.2.2.1. Профессиональная подготовка спасателей поисково-спасательных формирований мчс России
- 4.2.2.2. Профессиональная подготовка военнослужащих войск гражданской обороны
- 4.2.3. Организация подготовки населения в области го и защиты от чрезвычайных ситуаций
- Заключение
- 4.3. Инженерная защита населения и территорий
- Введение
- 4.3.1. Инженерные мероприятия по защите населения и территорий
- 3.4.2. Особенности инженерной защиты населения при угрозе чс
- Защита населения в районах размещения объектов атомной энергетики
- Защита населения в районах размещения химически-опасных объектов
- Защита населения в зонах возможного катастрофического затопления Особенности инженерной защиты населения в зонах возможного катастрофического затопления рассмотрена на рис. 4.3.2.
- Заключение
- 4.4. Основы радиационной, химической и биологической защиты в чрезвычайных ситуациях
- Введение
- 4.4.1. Цель, задачи, и содержание, радиационной, химической и биологической защиты
- 4.4.2. Организация рхб защиты в чс
- Раздел I. Краткая физико-географическая и социально-экономическая характеристика субъекта рф и оценка возможной обстановки на его территории.
- Раздел II. Мероприятия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий. В разделе, наряду с другими данными, по рхз указывают:
- 4.5. Медицинская защита населения и личного состава сил го и рсчс
- Введение
- 4.6.1. Характеристика медицинских сил го и рсчс
- 4.5.1.1. Организационная структура и основные задачи федеральной медицинской службы го
- 4.5.1.2. Силы и средства всероссийской службы медицины катастроф
- 4.5.2. Медицинская защита населения и личного состава сил рсчс
- 4.5.3. Организация санитарно-противоэпидемических мероприятий в зонах чс
- Заключение
- 4.6. Организация и проведение эвакомероприятий
- Литература