4.2.3. Организация подготовки населения в области го и защиты от чрезвычайных ситуаций
В настоящее время в Российской Федерации функционирует единая государственная система подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. (Структура единой государственной системы подготовки населения Российской Федерации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций приведена на рис. 4.2.1).
Организация и обучение населения в области ГО и защиты от ЧС осуществляется в соответствии с требованиями федеральных законов «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», постановлений Правительства РФ от 24.06.1995 г. №738 «О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС», от 2.11.2000 г. №841 « Об утверждении Положения об организации обучения населения в области ГО» и Организационных указаний по обучению населения РФ в области ГО и защиты от ЧС на 2001-2005 годы.
В зависимости от степени участия населения в выполнении задач гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, а следовательно и требований к уровню знаний, умений и навыков его обучение организовано по следующим группам:
должностные лица гражданской обороны и РСЧС;
специалисты гражданской обороны и РСЧС;
работники организаций, входящие в состав гражданских организаций гражданской обороны;
работники организаций, не входящие в состав формирований (работающее население);
население, не занятое в сферах производства и обслуживания (неработающее население);
учащиеся и студенты общего и профессионального образования.
Рассмотрим более подробно порядок обучения перечисленных групп обучаемых в области ГО и защиты от ЧС.
Подготовка должностных лиц и специалистов гражданской обороны и РСЧС осуществляется путем:
переподготовки и повышения квалификации в учебных заведениях МЧС России, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям и на курсах гражданской обороны;
участия в штабных и объектовых тренировках, командно-штабных и комплексных учениях по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций, а также других оперативных мероприятиях;
самостоятельной подготовки.
Организуя подготовку (переподготовку) и повышение квалификации должностных лиц и специалистов, работников гражданской обороны и РСЧС субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций Вы тем самым способствуете реализации центрального звена нашей территориальной политики - повышению роли, ответственности и профессионализма руководителей всех уровней в комплексном решении проблем гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций, снижению потерь и ущерба при их возникновении.
Основной целью подготовки этой группы обучаемых является выработка необходимых навыков, позволяющих квалифицированно планировать мероприятия по гражданской обороне, по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и умело руководить работами по их выполнению, а также привитие практических навыков по руководству действиями личного состава гражданских организаций гражданской обороны.
Главное внимание в ходе обучения необходимо сосредоточить на:
изучении нормативных правовых и планирующих документов; совершенствовании практических навыков в выполнении функциональных обязанностей по организации и проведению мероприятий гражданской обороны, предупреждению чрезвычайных ситуаций, защите населения и территорий;
обеспечении готовности сил и средств гражданской обороны и РСЧС;
организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Обучение этой группы населения проводится:
а) в Академии гражданской защиты по:
учебным программам переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров РСЧС, переработанных в 2000 году и утвержденных МЧС России. Количество учебных часов определено в соответствии с категорией обучаемых;
программам повышения квалификации преподавателей дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", введенной с 1995 года, утвержденной МЧС России и согласованной с Госкомвузом России в объеме 108 учебных часов, а также учебной программы повышения квалификации преподавателей-организаторов ОБЖ в УМЦ ГОЧС, утвержденной в 2002 г.
б) в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям по:
рабочим программам, разработанных в субъектах Российской Федерации (муниципальных образованиях) в соответствии с Примерной программой обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований, утвержденной Министром 9 июля 2001 года, в объеме 108, 72 и 36 часов.
При обучении должностных лиц и специалистов, как показывает опыт, повсеместно широко используется выездной метод обучения.
На наш взгляд, данный метод в современной экономической ситуации оправдан. Резко возрастает наполняемость групп, поскольку на обучение привлекается весь руководящий состав города (района) и организаций, учитываются их особенности, решается финансовая сторона вопроса (привлекаются бюджетные средства муниципальных образований).
Но выездному методу присущи и серьезные издержки. Не высок уровень материально-технического и компьютерного обеспечения учебного процесса, изначально упрощается его практическо-прикладная направленность, сокращаются сроки обучения. Поэтому нельзя безоглядно подменять выездным методом подготовку обучаемых непосредственно в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, на курсах гражданской обороны.
Особо хотелось бы остановиться на проблемах подготовки руководителей гражданской обороны и РСЧС высшего звена.
Постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841 предусматривает в качестве основной формы обучения для начальников гражданской обороны субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления - самостоятельную работу с нормативными документами по вопросам организации, планирования и проведения мероприятий по гражданской обороне, изучение своих функциональных обязанностей по гражданской обороне и личное участие в практических мероприятиях по гражданской обороне (сборах, учениях, тренировках и других плановых мероприятиях по гражданской обороне).
Нам представляется целесообразным, что готовить руководителей гражданской обороны и РСЧС высшего звена необходимо сразу после их избрания (назначения) на руководящую должность, начиная с изучения ими состояния подчиненной системы гражданской обороны и РСЧС, добиться их обязательного участия в ежегодных плановых мероприятиях по гражданской обороне и деятельности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Для качественного решения этой задачи необходимо:
разработать для руководителей высшего звена управления перечень вопросов по овладению необходимым объемом знаний в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, с учетом их компетенции и образовательного уровня;
для вновь избранных (назначенных) на должность руководителей осуществить разработку методических рекомендаций по вводу в должность соответствующего начальника гражданской обороны (председателя КЧС);
предусмотреть обеспечение начальников гражданской обороны всех уровней необходимой литературой, учебно-методическими пособиями и разработками, организовать разъяснение наиболее сложных вопросов;
планировать и оказывать конкретную методическую помощь руководителям субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в планировании и проведении учений, тренировок, других мероприятий гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;
провести эксперимент, там, где это возможно, по организации дистанционного обучения руководителей, должностных лиц и руководителей формирований гражданской обороны сельских районов с использованием аудио, видео и других современных средств массовой информации.
Уже в течении 2-х лет осуществляется повышение квалификации председателей КЧС субъектов Российской Федерации методом сборов в Академии гражданской защиты МЧС России, объемом 72 часа. Отрадно, что на 2003 учебный год заявки на подготовку этой категории руководителей РСЧС уже поступили более чем из 25 субъектов Российской Федерации.
Подготовка работников организаций, входящих в состав гражданских организаций гражданской обороны осуществляется путем:
повышения квалификации руководителей формирований ГО;
проведения занятий с личным составом формирований ГО по месту работы по программам подготовки формирований;
участия в учениях и тренировках по гражданской обороне.
Обучение руководителей формирований ГО осуществляется:
в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований по:
рабочим программам, разработанным в субъектах Российской Федерации (муниципальных образованиях) в соответствии с Примерной программой обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований, утвержденной Министром 9 июля 2001 года, в объеме 36 часов.
в учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций по специальным программам подготовки, согласованными с МЧС России. Количество учебных часов в них должно быть определено в соответствии с профилем подготовки.
При подготовке руководителей формирований ГО особое внимание уделяется на выработку у них умений и навыков по поддержанию подчиненных формирований в готовности к их применению, организацию выполнения поставленных задач и управление формированиями при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Обучение личного состава формирований ГО осуществляется в организациях по месту работы по:
рабочим программам, разработанным в субъектах Российской Федерации (муниципальных образованиях) в соответствии с Примерной программой обучения личного состава гражданских организаций гражданской обороны, утвержденной Министром 9 июля 2001 года, в объеме 14 часов базовой подготовки и 6 часов специальной подготовки.
При подготовке личного состава гражданских организаций гражданской обороны следует добиваться усвоения наиболее эффективных приемов, способов действий с применением техники и оборудования, состоящих на оснащении формирований ГО, при выполнении задач в зонах чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера.
При проведении практических занятий и учений необходимо также обращать внимание на вопросы морально-психологической подготовки личного состава формирований и приобретение обучаемыми практических навыков по ликвидации чрезвычайных ситуаций наиболее характерных для данной организации.
В настоящее время мы столкнулись с серьезной проблемой фактического отсутствия системы подготовки формирований гражданской обороны на малых предприятиях. Разукрупнение, акционирование, передача в частную собственность организаций привели к децентрализации управления. Сами по себе малочисленные предприятия не в состоянии на своей базе создавать формирования гражданской обороны. Создание же таковых на базе нескольких организаций, как правило, приводит к снижению ответственности должностных лиц этих организаций и к нарушению гибкости в управлении формированиями гражданской обороны. Проблематичным остается и вопрос обучения санитарных дружин в организациях. Вам нужно будет самым тщательным образом разобраться с этим вопросом.
Обучение работающего населения осуществляется путем:
проведения занятий по месту работы;
участия в учениях и тренировках по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций;
индивидуального изучения способов защиты от чрезвычайных ситуаций и опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Для проведения занятий в структурных подразделениях организаций и учебных заведениях создаются учебные группы.
К проведению занятий привлекаются должностные лица, инженерно-технические работники организаций, руководители цехов, участков, члены комиссий по чрезвычайным ситуациям, а также другие подготовленные лица.
С руководителями занятий (учебных групп), назначенными приказами начальников гражданской обороны организаций, перед началом нового учебного года проводятся одно-двух дневные сборы на базе учебно-методических центров по гражданской обороне, курсов гражданской обороны, в ходе которых отрабатывается методика проведения занятий и тренировок по тематике обучения.
Обучение осуществляется в организациях по рабочим программам, разработанным в организациях (на объектах экономики) в соответствии с Примерной программой обучения работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденной Министром 9 июля 2001 года, и согласованным с органом управления по делам ГОЧС субъекта РФ (муниципального образования) в объеме 14 часов.
Обучение работников организаций проводится по решению руководителя организации как в рабочее время, так и без отрыва от основной производственной деятельности.
Обучение неработающего населения осуществляется по месту жительства путем:
проведения занятий в учебно-консультационных пунктах (УКП) по типовой программе для УКП, разработанной органом управления по делам ГОЧС и утвержденной начальником гражданской обороны субъекта Российской Федерации из расчета 14 учебных часов;
проведения пропагандистских и агитационных мероприятий (беседы, лекции, вечера вопросов и ответов, консультации, показ учебных фильмов и другие), проводимых по планам должностных лиц гражданской обороны и РСЧС;
чтения памяток, листовок и пособий, прослушивания радиопередач и просмотра телепрограмм по тематике гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;
участия, в установленном порядке, в комплексных учениях по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций.
Обучение учащихся и студентов образовательных учреждений осуществляется в учебное время по программам курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", а также путем участия, в установленном порядке, в проведении "Дня защиты детей", в учениях и тренировках по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций.
На всех уровнях планируются и проводятся полевые лагеря "Юный спасатель" и соревнования учащихся "Школа безопасности".
Обучение осуществляется:
в общеобразовательных учреждениях по программе курса "Основы безопасности жизнедеятельности" для учащихся государственных общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации, введенной с 1999 года для учащихся 5-11 классов, согласованной с МЧС России и рекомендованной Минобразованием России в объеме 336 часов;
в учреждениях начального профессионального образования по программе курса "Основы безопасности жизнедеятельности" для учащихся профессиональных учебных заведений Российской Федерации, введенной с 1999 года, согласованной с МЧС России и рекомендованной Минобразованием России в объеме: двухлетнего срока обучения - 110 часов, трех-четырех летнего срока обучения - 140 часов;
в учреждениях среднего профессионального образования по примерной программе "Безопасность жизнедеятельности" для всех специальностей профессионального образования, введенной с 1997 года, согласованной с МЧС России и утвержденной Минобразованием России в объеме 67 часов;
в учреждениях высшего профессионального образования по:
примерной программе дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" для всех специальностей высшего профессионального образования (Утвержденной Министерством образования Российской Федерации 19 декабря 2000 г. и согласованной с МЧС России 14 декабря 2000 г. и Минтрудом России 3 ноября 2000 г.);
примерной программе дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" для студентов высших учебных заведений Министерства культуры Российской Федерации, введенной 1 сентября 1994 года, согласованной с МЧС России и утвержденной Минкультуры России объемом 60 часов;
программе "Организации медицинского обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях", для студентов высших медицинских учебных заведений, введенной 1 сентября 1992 года и утвержденной Минздравом России в объеме 60 часов.
На сегодняшний день, благодаря работе проведенной МЧС России, региональными центрами и органами управления по делам ГОЧС субъектов Российской Федерации, Минобразованием России принято решение о включении в Федеральный компонент Базисного учебного плана 12-летней школы самостоятельной образовательной области “Основы безопасности жизнедеятельности” и проведении эксперимента по структуре и содержанию этой образовательной области.
В 76 субъектах Российской Федерации курс “Основы безопасности жизнедеятельности” включен в региональные базисные учебные планы, разработаны рабочие региональные программы, в которых учтены особенности территорий (Сведения о включении курса ОБЖ в региональный компонент базисного учебного плана общеобразовательных учреждений в субъектах Российской Федерации отражены на рис. 4.2.2).
Но нельзя останавливаться на достигнутом. Необходимо активнее работать с органами управления образования на местах, с учебно-методическими советами по ОБЖ.
Одним из нерешенных вопросов в обучении студентов является выделение необходимого количества учебных часов на изучаемую дисциплину. Дефицит учебного времени присущ, прежде всего, тем из высших учебных заведений, где общепрофессиональная дисциплина БЖД игнорируется ректорами ВУЗов, что особенно характерно для учебных заведений гуманитарной направленности. Там, если и выделяются учебные часы на дисциплину БЖД, то в основном на вопросы охраны труда и экологии, что свидетельствует, прежде всего, о том, что сотрудники органов управления по делам ГОЧС на местах “не дошли” еще до этих учебных заведений и не установили тесного взаимодействия с ректоратом по вопросам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. Конечно, при тесном контакте придется оказывать посильную помощь в создании учебной материальной базы, повышении квалификации преподавателей. Но без нашего вмешательства изменить негативное отношение к вопросам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в таких Вузах не удастся.
Масштабность и сложность задач по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера предъявляет повышенные требования к пропаганде знаний в области защиты населения. Это очень важный и ответственный участок работы органов управления по делам ГОЧС. Особенно это актуально для неработающего населения, сезонных рабочих и рабочих мелких сельхозпредприятий, число которых в последнее время значительно возросло.
Пропаганда знаний в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций призвана:
доводить до населения в доступной форме требования нормативных документов в этой сфере;
разъяснять необходимость и последовательность выполнения всех мероприятий гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, их высокую эффективность при своевременном и заблаговременном проведении;
осуществлять морально-психологическую подготовку граждан к действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
побуждать людей к прочному освоению способов защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, приемов оказания первой медицинской помощи пострадавшим.
Успех пропаганды знаний в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций во многом зависит от умелой ее организации на местах, широком использовании различных форм и методов ее проведения и активном применении современных и перспективных средств массовой информации и технических средств пропаганды.
В целях совершенствования пропаганды знаний в области ГО и защиты от ЧС, необходимо:
наращивать усилия по дальнейшему повышению доходчивости устной пропаганды, путем проведения лекций, бесед, тематических вечеров, вечеров встреч с ветеранами гражданской обороны, круглых столов, читательских конференций и др.;
расширять печатно-издательскую деятельность, т.е. увеличивать тиражи печатных изданий, вводить новые рубрики на страницах газет и журналов, увеличивать количество подписных изданий, в том числе журналов” Гражданская защита”, “Основы безопасности жизнедеятельности”, “Военные знания” и др., способствовать массовому изданию учебно-методической литературы, пособий, памяток, на всех уровнях;
активнее работать со средствами массовой информации, используя как государственные вещательные кампании, так и коммерческие по принципу взаимной заинтересованности;
широко использовать в своей работе технические средства пропаганды.
Основной причиной неадекватных действий должностных лиц ГО и РСЧС и населения в чрезвычайных ситуациях, приводящих к увеличению количества человеческих жертв и материального ущерба, является их некомпетентность. Совершенствование организации, а также изыскание новых форм и методов их подготовки приобретают сегодня решающее значение и является важным и ответственным участком вашей работы в комплексном решении проблемы защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера с учетом местных условий.
И от вашей инициативы, новаторства и настойчивости зависит положение дел на этом направлении.
- Содержание
- Управление стратегическими рисками чрезвычайных ситуаций в системе обеспечения национальной безопасности россии
- Стратегические показатели состояния России
- I. Го, рсчс и безопасность россии
- 1.1. Чрезвычайные ситуации – угроза безопасности россии. Классификация чрезвычайных ситуаций. Статистика чрезвычайных ситуаций: анализ, уроки, выводы
- Введение
- Стратегические показатели состояния России
- Термины и определения. Классификация чрезвычайных ситуаций
- Классификация чс
- 1.1.2. Современные тенденции динамики чрезвычайных ситуаций
- Промышленная опасность
- Природная опасность
- О мониторинге чс
- 1.1.3. Основные направления и содержание государственной политики в области предотвращения бедствий и катастроф и смягчения их последствий
- Основные перспективные задачи управления комплексными стратегическими рисками
- 1.1.4. Оценка эффективности государственной политики в области предупреждения и ликвидации чс - как основа обеспечения обратной связи и мониторинга при ее разработке и реализации
- Заключение
- 1.2. Концепция национальной безопасности и военная доктрина российской федерации
- Введение
- 1.2.1. Основы обеспечения национальной безопасности. Роль и место гражданской защиты в системе национальной безопасности российской федерации
- 1.2.2. Основные положения концепции национальной безопасности российской федерации
- 1.2.3. Основные положения военной доктрины российской федерации
- Заключение
- 1.3. Исторические аспекты развития системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
- 1.4. Рсчс и гражданская оборона на региональном и территориальном уровнях
- 1.4.1. Работа по созданию и совершенствованию территориальной подсистемы рсчс
- 1.4.1.1. Совершенствование анализа риска возникновения источников техногенных чс и прогнозирования их последствий
- 1.1.4.2. Организация и состояние прогнозирования природных чрезвычайных ситуаций
- 1.4.2. Система гражданской обороны российской федерации на территориальном уровне
- 1.5. Устойчивое развитие: безопасность общества и государства
- Введение
- 1.5.1. Безопасность и устойчивое развитие – новые парадигмы сохранения цивилизации
- 1.5.2. Теория безопасности жизнедеятельности человека - основа новых мировоззренческих подходов к организации жизни общества и стратегии развития
- Способы управления рисками различных видов катастроф
- 1.5.3. Россия на пути к устойчивому развитию: состояние природной и техногенной безопасности, способы ее обеспечения
- Меры по снижению рисков и смягчению последствий чс по этапам ее развития
- Заключение
- 1.6. Обстановка с пожарами в мире и стране, ее прогнозы на XXI век
- Введение
- 1.6.1. Зачем нужна пожарная статистика
- 1.6.2. Что такое пожарная статистика
- 1.6.3. Кто занимается пожарной статистикой
- 1.6.4. Источники информации
- 1.6.5. Обстановка с пожарами в мире
- Страны мира, имеющие больше всего зарегистрированных пожаров
- Ориентировочная ежегодная стоимость пожаров в сша
- Заключение
- II. Планирование мероприятий рсчс и го и управление ими в субъектах рф
- 2.1. Основы управления мероприятиями рсчс и го
- Введение
- 2.1.1. Сущность и основные положения управления рсчс и го
- 2.1.1. Система управления рсчс и го, режимы и методы работы
- 2.1.3. Роль нормативно-правовой базы в повышении эффективности управления мероприятиями по защите от чрезвычайных ситуаций
- Заключение
- 2.2. Основы планирования мероприятий рсчс и го
- Введение
- 2.2.1. Структура и содержание плана действий по предупреждению и ликвидации чс
- 2.2.1.1. Краткая географическая и социально-экономическая характеристика субъекта Российской Федерации и оценка возможной обстановки на его территории
- 2.2.1.2. Мероприятия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий
- Приложения
- 2.2.2. Порядок разработки, корректировки и уточнения плана
- Особенности планирования мероприятий гражданской обороны
- Заключение
- 2.3. Основы организационного проектирования многофункциональной пожарно-спасательной службы
- Введение
- 2.3.1. Сущность организационного проектирования систем
- 2.3.2. Основные принципы и этапы организационного проектирования многофункциональной пожарно-спасательной службы
- 2.3.3. Методологические основы проектирования многофункциональной пожарно-спасательной службы
- 2.3.4. Методологические основы обоснования числа пожарно-спасательных депо
- Пример расчета числа пожарных депо (для Москвы)
- 2.3.5. Методологические основы нормирования числа пожарных и аварийно-спасательных автомобилей
- 2.3.6. Практические рекомендации по нормированию числа депо и автомобилей многофункциональной пожарно-спасательной службы
- Аварийно-спасательный автомобиль быстрого реагирования
- Вариант нормирования автомобилей1 и депо гпс по типам автомобилей, видам депо и их количеству
- 2.4. Организация связи и оповещения в го и рсчс
- 2.4.1. Организация связи
- 2.4.2. Организация оповещения
- 2.5. Морально-психологическое обеспечение: сущность и содержание
- Введение
- 2.5.1. Характеристика морально-психологического обеспечения
- 2.5.2 Методы и формы морально-психологического обеспечения
- Заключение
- III. Роль рсчс в предупреждении чрезвычайных ситуаций
- 3.1.Основы государственной политики по обеспечению безопасности в техносфере
- 3.1.1. Научные проблемы безопасности техногенной сферы
- 3.1.1.1. Основные аспекты безопасности техногенной сферы
- 3.1.1.2. Угрозы техногенной безопасности и разработка мер по их устранению
- Вероятность крупных аварий (1 год)
- 3.1.1.3. Угрозы технологической безопасности
- 3.1.1.4. Цели стратегии технологической безопасности, механизмы и направления парирования опасностей
- 3.1.1.5. Объекты системы технологической безопасности
- 1.2. Научные проблемы и перспективы развития производственного комплекса техносферы
- 3.1.2.1. Приоритетность научного и технического развития машиностроительного комплекса
- 3.1.2.2. Основы развития машиностроительного комплекса
- 3.1.2.3. Научно-технические разработки проблем машиностроения
- 3.1.2.4. Задачи Российской академии наук по решению научных проблем машиностроения
- 3.1.2.5. Организационные и финансовые основы развития машиностроительного комплекса
- 3.2. Организация мониторинга, прогнозирования чрезвычайных ситуаций и их последствий
- Введение
- 3.2.1. Организация наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов
- 3.2.2. Система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций
- Заключение
- Приказ №483
- Министерство российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
- Положение
- I. Общие положения
- II. Основные задачи Центра
- III. Основные функции Центра
- IV. Полномочия Центра
- 3.3. Новые информационные технологии в управлении
- Введение
- 3.3.1. Информационные технологии и их применение при принятии управленческих решений в мчс россии
- 3.3.1.1. Информационные технологии, применяемые в мчс России
- 3.1.2. Планируемое состояние аиус рсчс к 2005 году
- 3.1.2.2. Создание Ситуационного центра мчс России
- Содержание первого этапа
- Содержание второго этапа
- 3.4. Органы надзора и контроля, специально уполномоченные в области промышленной безопасности и защиты населения
- Введение
- Динамика аварийности на предприятиях, подконтрольных Федеральному горному и промышленному надзору России
- 3.4.1. Задачи, структура специально уполномоченного органа в области промышленной безопасности
- 3.4.1.1. Задачи, структура специально уполномоченного органа
- 3.4.1.2. Основные направления обеспечения промышленной безопасности
- 3.4.1.3. Задачи Госгортехнадзора России
- 3.4.1.4. Государственный пожарный надзор
- 3.4.2. Организация взаимодействия органов управления гочс с надзорными и контрольными органами в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий
- Министерство российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий федеральный горный и промышленный надзор россии приказ
- Приказываем:
- Положение о Федеральном горном и промышленном надзоре России1
- Кодекс российской федерации об административных правонарушениях
- 3.5. Теория и практика анализа и управления риском чрезвычайных ситуаций в контексте устойчивого развития россии
- Введение
- 3.5.1. Научные основы устойчивого развития современной цивилизации
- 3.5.2 Методологические основы анализа и управления риском чрезвычайных ситуаций
- Структура техногенных чс на территории России
- Структура природных чс на территории России
- Частоты опасных событий
- Подходы к прогнозированию чрезвычайных ситуаций
- 3.5.3. Оценка и прогноз стратегических рисков современной россии
- Стратегические показатели состояния России
- Формализация катастроф и кризисов
- Сферы жизнедеятельности и показатели риска
- Перечень стратегических рисков в политической сфере
- Перечень стратегических рисков в экономической сфере
- Перечень стратегических рисков в социальной сфере
- Перечень стратегических рисков в научно-технической сфере
- Перечень стратегических рисков в природной и техногенной сферах
- Значимость сфер жизнедеятельности государства
- Перечень наиболее значимых стратегических рисков
- Заключение
- 3.6. Основы устойчивости функционирования объектов экономики и территорий
- Введение
- 3.6.1. Общие требования по повышению устойчивости отраслевых и территориальных звеньев экономики
- 3.6.2. Защита населения и обесепчение жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях
- 3.6.3. Рациональное размещение производительных сил
- 3.6.4. Подготовка отраслей экономики к работе в чрезвычайных ситуациях
- 3.6.5. Подготовка к выполнению работ по восстановлению экономики в чрезвычайных ситуациях
- 3.6.6. Подготовка системы управления экономикой для решения задач в чрезвычайных ситуациях
- 3.7. Риск, прогноз, нелинейная динамика
- Введение
- 3.7.1. Предсказуемость и анализ сложных систем
- 3.7.1.1. Динамический хаос и фундаментальные ограничения в области прогноза
- 3.7.1.2. Управление рисками и прогноз редких катастрофических событий
- 3.7.1.3. Парадигма сложности и теория самоорганизованной критичности
- 3.7.1.4. Почему нам удается предсказывать?
- 3.7.2. Прогноз и динамика сложных социально‑технологических систем
- 3.7.2.1. Моделирование развития высшей школы
- 3.3.2.2. На пути к "социологии быстрого реагирования"
- 3.7.2.4. Теоретическая история или поиск альтернатив
- IV. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
- 4.1. Федеральный закон «о защите населения и территорий от чс природного и техногенного характера». Основы государственной политики рф в области защиты населения и территорий от чс»
- Введение
- Число крупных катастроф (чс) на территории рф в 1992-2000 г.Г.
- 4.1.1. Содержание основных положений фз «о защите населения и территорий от чс природного и техногенного характера»
- Глава I посвящена общим положениям, где в 7 статьях изложены:
- Глава II рассматривает полномочия различных органов власти в области защиты населения и территорий от чс.
- Глава IX посвящена заключительным положениям, где указывается, что:
- 4.1.2. Взгляды политического руководства на защиту населения и территорий от чс
- 4.1.2.1. Состояние нормативно-правовой базы в сфере гражданской защиты
- 4.2. Подготовка руководящего состава органов управления, сил и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях
- Введение
- 4.2.1. Основные направления подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящего состава органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям
- 4.2.2. Подготовка поисково-спасательных формирований и войск гражданской обороны
- 4.2.2.1. Профессиональная подготовка спасателей поисково-спасательных формирований мчс России
- 4.2.2.2. Профессиональная подготовка военнослужащих войск гражданской обороны
- 4.2.3. Организация подготовки населения в области го и защиты от чрезвычайных ситуаций
- Заключение
- 4.3. Инженерная защита населения и территорий
- Введение
- 4.3.1. Инженерные мероприятия по защите населения и территорий
- 3.4.2. Особенности инженерной защиты населения при угрозе чс
- Защита населения в районах размещения объектов атомной энергетики
- Защита населения в районах размещения химически-опасных объектов
- Защита населения в зонах возможного катастрофического затопления Особенности инженерной защиты населения в зонах возможного катастрофического затопления рассмотрена на рис. 4.3.2.
- Заключение
- 4.4. Основы радиационной, химической и биологической защиты в чрезвычайных ситуациях
- Введение
- 4.4.1. Цель, задачи, и содержание, радиационной, химической и биологической защиты
- 4.4.2. Организация рхб защиты в чс
- Раздел I. Краткая физико-географическая и социально-экономическая характеристика субъекта рф и оценка возможной обстановки на его территории.
- Раздел II. Мероприятия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий. В разделе, наряду с другими данными, по рхз указывают:
- 4.5. Медицинская защита населения и личного состава сил го и рсчс
- Введение
- 4.6.1. Характеристика медицинских сил го и рсчс
- 4.5.1.1. Организационная структура и основные задачи федеральной медицинской службы го
- 4.5.1.2. Силы и средства всероссийской службы медицины катастроф
- 4.5.2. Медицинская защита населения и личного состава сил рсчс
- 4.5.3. Организация санитарно-противоэпидемических мероприятий в зонах чс
- Заключение
- 4.6. Организация и проведение эвакомероприятий
- Литература