logo
ТОМ 1

4.2.1. Основные направления подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящего состава органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям

В МЧС России разработана и утверждена приказом от 20.02.2001г. № 77. Концепция кадровой политики Министерства.

В соответствии с требованиями Концепции достижение цели кадровой политики Министерства обеспечивается выполнением ряда задач, одной из которых является задача подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

Решение этой задачи предполагает:

  1. Создание и развитие многоуровневой системы подготовки кадров.

  2. Использование современных методик организации учебного процесса и введение эффективного контроля за уровнем знаний обучаемых.

  3. Осуществление комплектования образовательных учреждений слушателями для органов управления по делам ГОЧС, войск гражданской обороны, поисково-спасательных формирований и организаций МЧС России по региональному принципу.

  4. Повышение эффективности довузовской подготовки молодежи, являющейся важным резервом повышения качества подготовки специалистов. С этой целью необходимо продолжать практику создания кадетских корпусов и кадетских школ (классов), принять меры по организации профессиональной подготовки по специальности “спасатель” в образовательных учреждениях начального профессионального образования на региональном уровне.

  5. Совершенствование технологий обучения, предполагающих максимально возможное приближение образовательного процесса к практической деятельности органов управления по делам ГОЧС и войск гражданской обороны.

  6. Повышение эффективности усвоения знаний всеми категориями обучаемых на основе широкого применения комплексных занятий и практических тренировок, внедрения компьютерной техники и технических средств обучения, развития учебно-материальной базы с привлечением средств местных бюджетов.

  7. Усиление работы по подготовке научных и научно-педагогических кадров. При необходимости открытие новых направлений (специальностей) при диссертационных советах, осуществляющих подготовку научно-педагогических кадров. Обеспечение приоритетности диссертационных исследований, направленных на научный анализ актуальных проблем практической деятельности МЧС России.

Итогом реализации Концепции кадровой политики МЧС России будет являться наличие в органах управления, войсках гражданской обороны, поисково-спасательных формированиях и организациях МЧС России высоко подготовленного кадрового потенциала, отвечающего установленным требованиям и обеспечивающего гарантированное выполнение задач, поставленных перед Министерством.

Главная цель создания единой системы подготовки кадров МЧС России состоит в том, чтобы обеспечить гарантированное комплектование органов управления, войск гражданской обороны и поисково-спасательных формирований специалистами, отвечающими установленным квалификационным требованиям, в условиях комплектования органов управления и войск гражданской обороны на контрактной основе и ограниченности финансовых средств.

В соответствии с концепцией развития МЧС России единая система подготовки кадров имеет непрерывный, многоуровневый, комплексный и многоплановый характер.

Многоуровневый характер единой системы подготовки кадров предусматривает подготовку специалистов по вертикали от высшего до объектового уровня.

Многоплановый характер единой системы подготовки кадров предусматривает обучение специалистов по всем направлениям функционирования системы.

Непрерывный характер единой системы подготовки кадров предполагает постоянную подготовку каждого специалиста в период всей его активной служебной деятельности.

Комплексный характер единой системы подготовки кадров предусматривает многообразную и всестороннюю подготовку кадров не только для МЧС России, но и всех специалистов единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Система подготовки кадров МЧС России является составной частью системы профессионального образования Российской Федерации и представляет собой совокупность:

Она предусматривает подготовку кадров по следующим уровням образования:

Подготовка кадров МЧС России проводится в соответствии с федеральными законами “Об образовании”, “О высшем и послевузовском образовании”, “Об основах государственной службы в Российской Федерации”, “О воинской обязанности и военной службе”, другими нормативными правовыми документами и осуществляется в следующих образовательных учреждениях:

Образовательные учреждения осуществляют подготовку, переподготовку и повышение квалификации военнослужащих и лиц гражданского персонала, подготовку научно-педагогических и научных кадров, проводят фундаментальные и прикладные научные исследования.

Управление системой подготовки кадров осуществляется заместителем Министра через Департамент кадров и профессиональной подготовки МЧС России, который осуществляет функции по руководству образовательными учреждениями, контролю над соблюдением в них законодательства Российской Федерации, другие функции в соответствии с нормативными и правовыми актами.

В соответствии с системой подготовки кадров МЧС России подготовка офицерских кадров осуществляется:

1. По программам высшего профессионального образования:

2. По программам послевузовского профессионального образования (адъюнктура):

3. По программам дополнительного образования (профессиональная переподготовка и повышение квалификации офицеров органов управления и войск гражданской обороны):

Повышение квалификации офицеров организуется и проводится в соответствии с имеющимися потребностями, но не реже:

Переподготовка офицеров организуется при назначении на должность другого профиля.

Повышение квалификации и переподготовка офицеров:

Наряду с этим, подготовка офицеров центрального аппарата МЧС России, органов управления по делам ГОЧС при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется в системе профессиональной подготовки и самостоятельно.

Подготовка лиц гражданского персонала МЧС России осуществляется:

а) Государственных служащих МЧС России:

По программам высшего профессионального образования на базе не ниже среднего (полного) общего, по специальности “Защита в чрезвычайных ситуациях” по очной форме обучения в Академии гражданской защиты (срок обучения – 5 лет), по специальностям направлений деятельности МЧС России в других образовательных учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации (срок обучения 5 лет).

По программам послевузовского профессионального образования (аспирантура):

По программам дополнительного образования (профессиональная переподготовка и повышение квалификации) на базе высшего профессионального образования (только для государственных служащих МЧС России центрального аппарата):

Повышение квалификации государственных служащих организуется в соответствии с имеющимися потребностями, но не реже:

Переподготовка государственных служащих организуется при назначении на должность другого профиля.

Повышение квалификации и переподготовка государственных служащих проводится:

в Российской Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, Академии гражданской защиты, Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, Институте повышения квалификации и других образовательных учреждениях Российской Федерации.

б) Служащих МЧС России:

По программам начального и среднего профессионального образования на базе основного общего и среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования.

По программам высшего профессионального образования на базе среднего (полного) общего и среднего профессионального образования в Академии гражданской защиты и других образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

По программам дополнительного образования:

Профессиональная подготовка служащих, не имеющих основного общего образования осуществляется в образовательных учреждениях начального профессионального образования и других образовательных учреждениях (учебных центрах, комбинатах, учебно-производственных мастерских), а также в порядке индивидуальной подготовки специалистов.

Единая система подготовки кадров МЧС России направлена на создание современной школы профессионального образования на основе максимально возможного использования научно-педагогического потенциала, научной и материально-технической базы образовательных учреждений. Реализация закрепленных в ней основных положений потребует активного участия в этой работе департаментов и управлений центрального аппарата МЧС России, руководящего состава региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, командиров соединений и воинских частей войск ГО, организаций МЧС России, а также профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений.

Вместе с тем система подготовки кадров, как и любая другая система, требует постоянного развития и совершенствования.

Необходимость преобразований в системе подготовки кадров МЧС России диктуется, прежде всего, изменением задач, структуры и численности МЧС России. Соответственно меняются количественные и качественные параметры кадрового заказа на подготовку специалистов, в том числе требования к номенклатуре специальностей и уровням образования.

Состояние экономики страны и недостаточный уровень бюджетных ассигнований требуют минимизации затрат на содержание системы образования, повышения эффективности использования выделяемых средств и привлечения дополнительных внебюджетных источников финансирования.

Существующая сеть образовательных учреждений является избыточной, с дублированием в них специальностей подготовки. Система подготовки научно-педагогических и научных кадров не в полной мере отвечает требованиям времени, а следовательно, не обеспечивает наращивание научно-педагогического потенциала.

Не обеспечена предусмотренная законодательством периодичность повышения квалификации преподавателей образовательных учреждений.

Организация и методы обучения недостаточно ориентированы на развитие самостоятельности и творческого мышления слушателей и курсантов, устаревает и не обновляется учебно-материальная база, медленно внедряются в образовательный процесс новые информационные технологии.

Отдельного внимания заслуживают проблемы повышения качества отбора кандидатов на учебу, совершенствования системы довузовской подготовки молодежи. От их решения во многом зависит эффективность функционирования системы образования и качество подготовки специалистов в образовательных учреждениях.

Сложившаяся структура управления образованием является неэффективной, разобщенной и без четкого распределения ответственности всех сторон, участвующих в подготовке кадров.

Для решения перечисленных проблем в системе МЧС России спланированы следующие мероприятия: