1.2.3. Основные положения военной доктрины российской федерации
В современной теории принято считать, что доктрина представляет собой определенную «связную концепцию, совокупность принципов» (Философский энциклопедический словарь. – М., 1983, с.174). При этом под военной доктриной понимается «система официальных взглядов и положений, устанавливающая направление военного строительства, подготовки страны и вооруженных сил к возможной войне, способы ее ведения» (БЭС. – М., 1991, т.1, с. 223).
Сегодня трудно ответить на вопрос «когда точно возникли военные доктрины» и когда и кто впервые употребил словосочетание «военная доктрина». Однако можно утверждать, что возникновение военных доктрин было тесно связано со становлением государств и развитием вооруженных сил. Применение вооруженной силы для достижения тех или иных политический целей также стало важным фактором формирования некоторых положений военных доктрин, которые исходя из обобщения военного опыта, стали называть доктринальными.
И, действительно, еще в глубокой древности руководители государств и военачальники вынуждены были решать многие военные вопросы, связанные с численностью, составом своих армий и порядком их комплектования. Необходимо было выбирать цели для военных походов и организовывать охрану границ. Важную роль играли оценки противников и выбор способов борьбы с ними. Реализация принятых решений была связана с привлечением значительных масс людей. Были нужны большие усилия по их вооружению, снабжению и обучению. В ходе последующего развития государств стали появляться нормативные акты, которые определяли правила решения военных вопросов. В этих актах излагался порядок привлечения населения в воинские формирования, их вооружение и подчиненность, а также определялись нормы налогообложения граждан для содержания армии. Совокупность таких актов явилась основой для формирования нормативных установок государства в военной сфере. Они, в конечном итоге, и определяли порядок создания, применения и обеспечения вооруженных сил. В целом эти установки отражали собой уже доктринальный характер.
Наиболее существенную роль на формирование доктринальных установок оказывало последовательное обобщение военного опыта на различных этапах развития общества и выработка на основе его положений и принципов построения и организации военного дела такими полководцами, историками и философами древности, как Сунь-Цзы, Ксенофонт, Полибий, Юлий Цезарь, Псевдо-Маврикий, Владимир Мономах и другими. В своих трудах (Сунь-Цзы. Трактат о военном искусстве. – Древний Китай, 6-5 вв. до н.э.; Ксенофонт. Анабасии. – Древняя Греция, 5-4 вв. до н.э.; Полибий. История (в 40 книгах). – Древняя Греция, 2 в. до н.э.; Юлий Цезарь. Записки о галльской войне. Записки о гражданских войнах. – Древний Рим, 1 в. до н.э.; Псевдо-Маврикий. Стратегикон (в 12 томах). – Византийская империя, 6-7 вв.; Владимир Мономах. Поучение. – Древняя Русь, 11-12 вв.) они создали целый ряд описаний военных походов, трактатов и наставлений. В этих трудах излагались основные положения накопленных военных знаний.
Многие положения из этих трудов и сегодня сохраняют свою актуальность и значимость для военного дела. Особо это заметно при обращении к трудам П.А. Румянцева, А.В. Суворова, К. Клаузевица, Н.В. Медема, Г.А. Леера, Н.П. Михневича, М.В. Фрунзе, А.Е. Снесарева, А.А. Свечина и других полководцев и классиков военной науки.
На новую ступень развития доктринальных поднялось с появлением регулярных армий. В конце 16 в. и начале 17 в. появились первые воинские уставы. В Нидерландах это был устав Морица Оранского, в России – «Бояский приговор о станичной и сторожевой службе» (1571 г.). Чуть позже в России появился более полный «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до военной науки» (1607 г.) Онисима Михайлова. Так как с увеличением размаха военных действий усложнилось руководство войсками, в государствах стали создаваться постоянные органы управления вооруженными силами.
В 18-19 вв. развитие военной науки вышло на новый уровень. Обоснование доктринальных установок по строительству, подготовке вооруженных сил и ведению военных действий стало приобретать форму сознательной и целенаправленной деятельности. По мере исторического развития государств началось создание постоянных массовых армий.
В 19 в. и начале 20 в. шло активное совершенствование оружия и боевой техники, бурно развивались экономика и наука. В этих условиях подготовка к войне потребовала проведения целой системы мероприятий. Постепенно стало приходить понимание необходимости заблаговременной разработки взглядов на проведение этой системы мероприятий. В России, например, существовало мнение, что такие взгляды необходимо формировать на высшем военном и государственном уровне. Так, в 1912 году газета «Русский инвалид» прямо говорила о важности принятых в армии руководящих взглядов и впервые в военной теории система таких взглядов обсуждалась как военная доктрина. Было высказана также необходимость введения и определения содержания понятия «военная доктрина». В ходе дальнейшего развития общества и военной деятельности такие взгляды были поддержаны, а затем официально приняты во многих государствах. Позже они стали доктринальными и составили основу их военных доктрин.
О структуре и возможном содержании военной доктрины. Структура определяется важнейшими сферами военной деятельности государства. С учетом этого она обычно включает несколько разделов, объединяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические положения. Эти группы доктринальных положений справедливо называют основами. Содержание военной доктрины определяется взглядами государства на организацию и ведение военной деятельности. К важнейшим элементам содержания военной доктрины относятся: цели; принципы; направления и задачи такой деятельности. Эти элементы излагаются в каждом структурном разделе доктрины применительно к его направленности и составляют основное содержание военно-политических, военно-стратегических и военно-экономических основ.
Доктринальные положения вырабатываются высшими органами государственной власти на основе конституции, законов и других нормативных правовых актов. Большое значение имеют также нормы международного права и межгосударственные договоры. Они определяют цели и характер совместной деятельности в интересах мирового сообщества.
На структуру и содержание военной доктрины большое влияние оказывает исторический опыт государства. Во многом он отражается в уровне развития науки и техники, состоянии социальной и экономической сферы, сложившейся организации государственного и военного управления. В силу этого доктринальные положения в различных государствах могут иметь специфическое содержание, различную структуру и существовать в разнообразных формах. Они могут называться «национальная военная стратегия», «военная доктрина», «стратегия национальной обороны», «римская хартия» или просто «белая книга». Однако независимо от названия, их содержание будет отражать взгляды государства на организацию и ведение военной деятельности.
Принятые в государстве доктринальные положения не остаются неизменными. Они могут ежегодно перерабатываться, как это делается в США или корректироваться по разделам, как это делается в Великобритании. Уточнение положений военной доктрины может осуществляться и отдельными документами, принятыми на государственном уровне. Такая практика существует тоже в ряде стран. Изменение доктринальных взглядов обусловлено в основном проводимой политикой тем или иным государством, уровнем его экономического развития и достижениями военной науки.
Между наукой и доктриной существует глубокая взаимная связь. Известно, наука занимается исследованием и систематизацией новых знаний. Полученные знания, прежде всего в области обороны и безопасности, используются для развития и совершенствования положений военной доктрины. В свою очередь, содержание принятых доктринальных положений во многом определяет направления научных исследований.
Принятая в государстве военная доктрина выполняет многие функции, среди которых выделяются три основные: нормативная, организационная и информационная.
Первая функция (нормативная) проявляется в том, что основные положения военной доктрины носят нормативно-правовой характер. Их выполнение является обязательным для органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, принимающих участие в обеспечении военной безопасности. Нормативная функция является преимущественно внутренней, так как в основе своей доктринальные положения определяют направления подготовки государства к обороне, цели и задачи применения вооруженных сил. Она также стимулирует развитие науки и техники в интересах обороны, нацеливают экономику на обеспечение ее потребностей.
Вторая функция (организационная) связана с тем, что реализация положений военной доктрины достигается за счет централизации государственного и военного управления. Поскольку организационные мероприятия могут проводиться как внутри страны, так и за ее пределами, то эта функция является и внутренней, и внешней.
Третья функция (информационная) заключается в доведении государством до своих граждан и всего мирового сообщества содержания основных доктринальных положений, и, прежде всего, целей, принципов, направлений и задач по защите национальных интересов и обеспечению военной безопасности
В основе доктринальных положений, как показывает опыт истории, лежат достижения военной теории и практики, сложившееся в обществе мировоззрение и принятые национальные интересы. Исходя из этого, основные положения военной доктрины носят объективный характер и присутствуют в доктринальных документах большинства развитых государств мирового сообщества.
О реализации основных положений. В качестве установок государства на организацию и ведение военной деятельности они реализуются в законах и иных нормативных актах. Конкретизируются они в указах и постановлениях органов государственной власти и управления. Реализация таких положений ведется в уставах, наставлениях, приказах, директивах и других документах. При этом отражение установок доктрины в соответствующих документах государства регламентируется их значением.
Военная доктрина Российской Федерации не смогла появиться на голом месте. Ее появление на свет в какой-то мере предопределили первая доктрина России 1993 года и военная доктрина СССР конца 80-х годов прошлого столетия. В 70-е и начале 80 годов в мире произошли процессы, которые после противостояния двух основных группировок - блока НАТО во главе с США и стран Варшавского договора во главе с СССР - стали приводить к определенной разрядке военно-политической обстановки. Противоборствующие стороны все в большей степени стали понимать неприемлемость мировой ядерной войны. Впервые в официальных взглядах ведущих держав мира появились положения о военных аспектах мирного сосуществования и стратегической стабильности. Предотвращение войны стало одной из доктринальных задач, решаемых политическим и военным руководством Советского Союза.
После распада СССР и образования на его территории ряда независимых государств коренным образом изменился государственно-правовой статус России. Она стала самостоятельным субъектом международных отношений, правопреемницей СССР. Это позволило России занять место постоянного члена Совета Безопасности ООН и получить признание как ведущей мировой ядерной державы. Появились новые подходы к формированию и осуществлению внешней и внутренней политики, к решению вопросов собственности. С созданием в мае 1992 года российских Вооруженных Сил и потребности формирования новых военных взглядов перед новым государством встала задача разработки национальной военной доктрины.
При разработке первой военной доктрины России за основу были взяты положения, отраженные в Концепции национальной безопасности РФ. В ней были изложены официальные взгляды на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Военная доктрина должна была дополнить и развить указанные положения по вопросам обеспечения военной безопасности. Разработка новой военной доктрины была завершена 2 ноября 1993 года. Принятые Указом Президента РФ № 1833 «Основные положения военной доктрины Российской Федерации» впервые базировались на том, что государство будет защищать не идеологию, а свои жизненно важные интересы, учитывая при этом реальные возможности экономики.
Но вот прошло около 7 лет, как снова возникла необходимость уточнения и развития основных положений военной доктрины России. Чем она была вызвана? Очевидно, прежде всего, изменяющейся геополитической и геостратегической обстановкой на западе, на востоке и юге не в пользу российских национальных интересов. С выводом последних группировок войск России из стран Западной и Восточной Европы, вместо ожидаемых адекватных мер по снижению стратегической напряженности на Европейском ТВД от Запада, мы получили такой феномен, как расширение блока НАТО в сторону наших границ. При этом союзники по НАТО перестали церемониться с развязыванием военных действий в целях установления нужных им режимов в суверенных странах (1991г., 1998 г. и по настоящее время - Ирак, 1999 г. - Югославия) и начинали их без санкции Совета Безопасности ООН. С созданием благоприятных условий в европейском доме при помощи введения шенгенских соглашений и единой европейской валюты в то же время мы почувствовали, что в этом доме не хотят видеть нормальных отношений России с ее анклавом – Калининградской областью. На юге России сформировались условия для разжигания как внутренних, так и приграничных конфликтов на этнической почве, получила значительное усиление турецкая экспансия. На востоке сформировались территориальные претензии от государств-соседей и увеличилась незаконная миграция народов китайской и корейской национальности.
Были и другие причины, медленный экономический рост, вступление в силу обязательств России по выплате внешнего долга и, как следствие, пробуксовка из-за недостаточного финансирования военной реформы, проведение которой было объявлено еще в начале 90-х годов. Недостаточно развивался военно-промышленный комплекс, в результате чего Вооруженные Силы РФ не полностью обеспечивались всем необходимым вооружением и материально-техническими средствами.
Военная доктрина - совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности РФ | ||
Военно-политические основы | Военно-стратегические основы | Военно-экономические основы |
Военно-политическая обстановка | Характер войн и вооруженных конфликтов. | Военно-экономическое обеспечение военной безопасности. |
Основные угрозы военной безопасности. | ||
Обеспечение военной безопасности | Основы применения Вооруженных Сил и других войск. | Международное военное (военно-политическое) и военно-техническое сотрудничество. |
Военная организация государства | ||
Руководство военной организацией государства. |
Рис. 1.2.4 Структура военной доктрины России
И вот, Указом №706 от 21 апреля 2000 года была утверждена новая военная доктрина Российской Федерации (первый пункт Указа), а Основные положения военной доктрины от 2 ноября 1993 года по Указу №1833 были признаны утратившими силу (второй пункт Указа). В третьем пункте Указа исполняющий Президента РФ объявил, что он вступает в силу со дня его официального опубликования, т.е. с 21 апреля 2000 года.
Военная доктрина является одним из основных документов, определяющих систему взглядов на обеспечение военной безопасности, основы военно-политического, военно-стратегического и военно-экономического обеспечения военной безопасности России в современном мире в начале XXI века и имеет три раздела рис. 1.2.4.
Первый раздел Доктрины «Военно-политические основы» включает пять подразделов: военно-политическая обстановка, основные угрозы военной безопасности, обеспечение военной безопасности, военная организация, руководство военной организацией.
Оценивая военно-политическую обстановку, в Доктрине указывается, что ее состояние и перспективы развития характеризуются качественным совершенствованием средств, форм и способов вооруженной борьбы, увеличением ее пространственного размаха и тяжести последствий, распространением на новые сферы.
Ее содержание характеризуется следующими основными факторами:
снижением опасности развязывания крупномасштабной войны, в том числе ядерной;
формированием и укреплением региональных центров силы, усилением национального, этнического и религиозного экстремизма и активизацией сепаратизма;
распространением локальных войн и вооруженных конфликтов и усилением региональной гонки вооружений;
распространением ядерного и других видов оружия массового уничтожения, средств его доставки, обострением информационного противоборства.
Отмечается, что дестабилизирующее воздействие на военно-политическую обстановку в мире оказывают:
нарушение отдельными государствами международных договоров и соглашений в области ограничения вооружений и разоружения;
использование субъектами международных отношений информационных и других (в том числе нетрадиционных) средств и технологий в агрессивных (экспансионистских) целях;
деятельность экстремистских националистических, религиозных, сепаратистских, террористических движений, организаций и структур;
расширение масштабов организованной преступности, терроризма, незаконного оборота оружия и наркотиков, транснациональный характер этой деятельности.
В Военной доктрине констатируется, что в современных условиях угроза прямой военной агрессии в традиционных формах против Российской Федерации и ее союзников снизилась благодаря позитивным изменениям международной обстановки, поддержанию на достаточном уровне российского военного потенциала, прежде всего потенциала ядерного сдерживания.
Вместе с тем, сохраняются, а на отдельных направлениях усилились потенциальные внешние и внутренние угрозы военной безопасности Российской Федерации и ее союзникам.
В Доктрине определены следующие основные внешние угрозы военной безопасности:
возможное вмешательство во внутренние дела Российской Федерации;
создание (наращивание) группировок войск (сил) вблизи государственной границы Российской Федерации и границ ее союзников, а также на прилегающих к их территориям морях, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил;
возможный ввод иностранных войск в нарушение Устава ООН на территории сопредельных с Российской Федерацией и дружественных ей государств;
нападения (вооруженные провокации) на военные объекты Российской Федерации, расположенные на территориях иностранных государств, а также на объекты и сооружения на государственной границе Российской Федерации, границах ее союзников и в Мировом океане;
действия, направленные на подрыв глобальной и региональной стабильности, на нарушение функционирования стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, противоракетной обороны, контроля космического пространства и обеспечение их боевой устойчивости, а также действия по поражению объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной и химической промышленности, других потенциально опасных объектов;
действия сил международного терроризма.
Основными видами внутренних угроз в Доктрине названы:
попытки насильственного свержения конституционного строя;
противоправная деятельность экстремистских националистических, религиозных, сепаратистских и террористических движений, организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической обстановки в стране;
действия (планирование и подготовка действий), направленные на дезорганизацию функционирования федеральных органов, объектов жизнеобеспечения, инфраструктуры, военных объектов;
деятельность организованной преступности, сил терроризма, незаконная (контрабандная) деятельность в масштабах, угрожающих военной безопасности Российской Федерации.
Подчеркивается, что для обеспечения военной безопасности Российской Федерации необходимо достижение следующих целей:
предотвращение, локализация и нейтрализация военных угроз в контексте строительства демократического государства;
сохранение статуса ядерной державы для сдерживания (предотвращения) агрессии;
проведение с Республикой Беларусь совместной оборонной политики и координация военного строительства.
Военная доктрина придает приоритетное значение коллективной безопасности в рамках Содружества Независимых Государств.
В Доктрине указывается, что основными принципами обеспечения военной безопасности являются:
сочетание твердого централизованного руководства военной организацией государства с гражданским контролем ее деятельности;
эффективность прогнозирования и классификация угроз при адекватном реагировании на них;
достаточность сил, средств и ресурсов для обеспечения военной безопасности;
соответствие степени готовности военной организации потребностям военной безопасности;
не нанесение ущерба международной и национальной безопасности других стран. Положения Военной доктрины определяют раздельно содержание военной безопасности на мирное и военное время.
В мирное время приоритетное значение в обеспечении военной безопасности придается решению следующих задач:
формированию и проведению единой государственной политики в области военной безопасности;
поддержанию политической стабильности, защите конституционного строя и территориальной неприкосновенности государственных границ;
укреплению союзнических отношений с другими государствами;
постоянному совершенствованию системы обороны, Вооруженных сил, других войск и формирований, их готовности к предотвращению, локализации и нейтрализации угроз;
созданию условий, обеспечивающих своевременный перевод промышленных предприятий на выпуск военной продукции;
защите объектов и интересов России на территориях иностранных государств, в мировом океане и космическом пространстве;
военной поддержке (в случае необходимости) политических акций, а также военно-морскому присутствию;
развитию необходимой военной инфраструктуры;
совершенствованию гражданской и территориальной обороны.
С началом вооруженного конфликта (войны) и в угрожаемый период основными задачами обеспечения военной безопасности являются:
объявление состояния войны и введение военного (чрезвычайного) положения в стране (либо в отдельных местностях);
проведение стратегического (частичного) развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, приведение их в готовность;
организация и скоординированное ведение вооруженной, экономической, информационной, дипломатической и других видов борьбы;
перевод экономики и объектов инфраструктуры на режим работы в условиях военного положения;
организация и осуществление мероприятий территориальной и гражданской обороны.
Для обеспечения военной безопасности России Военной доктриной предусмотрена военная организация, включающая Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, предназначенные для выполнения задач военной безопасности военными методами, а также органы управления ими. Роль и место федеральных структур мы рассматривали в первом вопросе.
Военной доктриной определены следующие принципы построения военной организации Российской Федерации:
постоянное прогнозирование состояния и перспектив развития военно-политической обстановки;
централизация руководства;
единоначалие на правовой основе;
соответствие задачам обеспечения военной безопасности уровня боевой и мобилизационной готовности, а также подготовки органов военного управления и войск (сил), их структур, боевого состава и численности резерва, запасов материальных средств и ресурсов;
единство обучения и воспитания;
обеспечение реализации прав, свобод и социальной защищенности военнослужащих.
В качестве важнейших приоритетов развития военной организации государства Доктриной определены:
создание единой и эффективной системы управления;
постоянное совершенствование сил (в том числе ядерных), обеспечивающих стратегическое сдерживание;
поддержание в необходимой готовности структур для подготовки мобилизационных ресурсов и обеспечения мобилизационного развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск;
оснащение и подготовка соединений и частей общего назначения постоянной готовности для решения задач сдерживания и ведения боевых действий в вооруженных конфликтах и войнах.
Отмечается, что в рамках проведения военной реформы должно осуществляться скоординированное реформирование всех составляющих военной организации государства.
Военной доктриной определены функции органов государственной власти.
Руководство военной организацией государства осуществляет Президент Российской Федерации - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации.
На Правительство Российской Федерации возлагаются обязанности по организации оснащения вооруженных сил и других войск, их всестороннему обеспечению и осуществлению общего руководства оперативным оборудованием территории государства.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют полномочия по обеспечению военной безопасности, возложенные на них федеральным законодательством.
Управление Вооруженными Силами и другими войсками осуществляют руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти. При этом Министерство обороны России координирует работу различных федеральных ведомств по вопросам обороны, разрабатывает концепцию военного строительства, координирует заказы на вооружение и военную технику, готовит предложения по государственному оборонному заказу.
Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации является основным органом оперативного управления Вооруженными Силами по выполнению задач в области обороны, координирующим и организующим их взаимодействие с другими войсками.
Управления главнокомандующих (командующих) видами (родами) Вооруженных Сил осуществляют разработку и реализацию планов строительства и применения видов (родов) войск Вооруженных Сил Российской Федерации, обеспечивают управление силами и их повседневную деятельность.
Управления военных округов (оперативно-стратегические командования) осуществляют управление межвидовыми группировками сил общего назначения в установленных границах ответственности с учетом их задач и единой системы военно-административного деления.
МЧС России координирует работу федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации по развертыванию системы гражданской обороны для защиты населения и экономики страны от современных средств поражения.
Второй раздел доктрины «Военно-стратегические основы» включает два подраздела - характер войн и вооруженных конфликтов и основы применения Вооруженных сил Российской Федерации и других войск.
Говоря о возможном характере войн, Военная доктрина отмечает необходимость Вооруженным Силам быть готовыми к ведению войн и участию в вооруженных конфликтах исключительно в целях предотвращения агрессии, защиты целостности и неприкосновенности своей территории, обеспечения безопасности Российской Федерации, а также ее союзников.
Подчеркивается, что в зависимости от применяемых средств современные войны (вооруженные конфликты) могут быть с применением ядерного и других видов оружия массового уничтожения или только обычных средств поражения рис. 1.2.5.
По масштабам они могут быть локальными, региональными и крупномасштабными.
Локальные войны могут вестись группировками войск, развернутыми в районе конфликта или с усилением их за счет переброски сил с других направлений и проведения частичного стратегического развертывания вооруженных сил. Они могут возникать вследствие эскалации сети вооруженных конфликтов.
Для достижения важных военно-политических целей с участием двух и более государств одного региона могут быть развязаны региональные войны с участием коалиционных группировок сил и применением как обычных, так и ядерных средств поражения.
Крупномасштабная война с применением только обычных средств поражения будет характеризоваться высокой вероятностью перерастания в ядерную войну с катастрофическими последствиями для основ жизнедеятельности, существования человечества и цивилизации в целом. Она ведется сторонами для достижения «радикальных военно-политических целей». В войне различают несколько периодов и, в частности, ей может предшествовать угрожаемый период. Основным содержанием начального периода войны является борьба за овладение стратегической инициативой, сохранение устойчивого государственного и военного управления, завоевание (удержание) господства в воздухе, достижение информационного превосходства. Цели при затяжном характере войны будут достигаться в последующих и завершающем периодах. Основные признаки современных войн и вооруженных конфликтов представлены на рис. 1.2.6.
Вооруженный конфликт | Локальная война | Региональная война | Крупномасштабная война |
Участие населения и нерегулярных вооруженных формирований. | Ограниченные военно-политические цели. | Важные военно- политические цели. | Радикальные военно-политические цели. |
Использование диверсионных и террористических методов. | Военные действия в границах участвующих государств. | Участие государств одного региона.
| Вооруженная борьба во всех сферах.
|
Опасность перерастания в войну.
| Применение усиленных группировок войск (сил). | Применение коалиционных войск (сил). | Применение различных средств и способов воздействия. |
Возможность использования ядерных вооружений. | Катастрофические последствия.
|
Рис. 1.2.6 Основные признаки современных войн и вооруженных конфликтов
В основах применения Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации Военной доктриной определяется, что они могут применяться для:
отражения агрессии против России и ее союзников, нанесения поражения и принуждения агрессора к прекращению военных действий на условиях, отвечающих интересам России;
защиты от антиконституционных действий, угрожающих целостности территории;
выполнения задач в соответствии с международными обязательствами.
Во внутренних вооруженных конфликтах Вооруженные Силы могут применяться для разгрома и ликвидации незаконных вооруженных формирований, урегулирования конфликта на основе конституции и федерального законодательства.
Подчеркивается, что Вооруженные Силы Российской Федерации и другие войска должны быть готовы к отражению нападения и нанесению поражения агрессору, ведению активных оборонительных и наступательных действий в условиях массированного применения противником современных и перспективных боевых средств поражения, в том числе оружия массового уничтожения всех разновидностей.
Основные задачи Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации по обеспечению военной безопасности в Доктрине сформулированы:
а) для мирного времени;
б) для отражения крупномасштабной агрессии;
в) для внутренних вооруженных конфликтов;
г) применительно к операциям по поддержанию и восстановлению мира.
Все задачи выполняются Вооруженными Силами и другими войсками скоординировано в соответствии с их функциями, установленными законодательством.
Основными задачами обеспечения военной безопасности в мирное время являются:
своевременное вскрытие угрожающего развития военно-политической обстановки;
поддержание боевого потенциала, состояния боевой и мобилизационной готовности и подготовки стратегических ядерных сил;
поддержание боевого потенциала, боевой и мобилизационной готовности и подготовки группировок войск (сил) общего назначения мирного времени на уровне, обеспечивающем отражение агрессии локального масштаба;
поддержание готовности органов управления и сил, включая систему гражданской обороны, к стратегическому развертыванию в рамках государственных мероприятий по переводу страны на условия военного времени;
содержание вооружения, военной и специальной техники, запасов материальных средств в готовности к применению;
несение боевого дежурства назначенными силами и средствами.
При отражении вооруженного нападения (крупномасштабной агрессии) основными задачами являются:
полное или частичное стратегическое развертывание;
ведение стратегических операций (боевых действий) по разгрому вторгшихся группировок агрессора;
поддержание готовности и применение установленным порядком потенциала ядерного сдерживания в случаях, предусмотренных Доктриной;
защита населения, объектов экономики и инфраструктуры от воздействия средств поражения противника.
Во внутренних вооруженных конфликтах основными задачи Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск являются:
разгром и ликвидация незаконных вооруженных формирований, их центров и баз подготовки, складов, коммуникаций, восстановление законности и правопорядка разноведомственными группировками сил, создаваемых на временной основе;
поддержание правового режима чрезвычайного положения;
локализация и блокирование районов конфликта;
проведение мероприятий по спасению и жизнеобеспечению пострадавшего населения.
В операциях по поддержанию и восстановлению мира основными задачами являются:
1) разъединение вооруженных группировок;
2) обеспечение условий для доставки гуманитарной помощи.
Решение задач по отражению вооруженного нападения организуется и осуществляется в соответствии с Планом применения Вооруженных Сил Российской Федерации, Мобилизационным планом, указами Президента Российской Федерации по проблемам безопасности, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего и другими нормативными актами и директивными документами.
Как в мирное, так и в военное время осуществляется подготовка страны к территориальной и гражданской обороне, проводится комплекс мероприятий по обеспечению устойчивости функционирования объектов экономики, коммуникаций и транспорта, обеспечению готовности сил к проведению аварийно- спасательных и других неотложных работ в очагах поражения. Наиболее сложные и опасные задачи по разведке очагов поражения, спасение и эвакуация пострадавших, а также ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ осуществляют войска ГО.
Несмотря на определенные различия в характере мероприятий ГО, проводимых в те или иные периоды, в целом они образуют единую целостную систему, так как направлены на достижение единой цели и реализацию единых способов и методов защиты.
Следует отметить, что в значительной мере эффективность гражданской обороны будет зависеть от объема мероприятий, проводимых заблаговременно, в мирное время. Эти объемы зависят от экономических возможностей государства. Безусловно, в интересах ГО было бы идеально, когда заблаговременно в мирное время был бы создан полностью фонд защитных сооружений и средств индивидуальной защиты. Однако даже более благополучные в экономическом отношении страны не могут позволить себе расходы в таких объемах.
Поэтому оптимизация объемов и сроков проведения мероприятий по защите является одной из самых актуальных задач гражданской обороны.
Из всего перечня мер, реализуемых в мирное время, безусловному выполнению в полном объеме подлежат базовые мероприятия, не требующие капитальных затрат (зонирование территорий, планирование, разработка нормативной документации, обучение населения и т.д.).
Из «капиталоемких» мер приоритеты должны иметь меры по созданию систем оповещения и мониторинга, накоплению запасов имущества. Это обуславливается тем, что в угрожаемый период вряд ли удастся их осуществить в короткое время в полном объеме.
Угрожаемый период имеет особое значение для системы гражданской обороны. В условиях, когда государство не сможет осуществить полноценную подготовку гражданской обороны в мирное время, эффективность защиты населения будет в определенной мере зависеть от того, насколько успешно будут проведены мероприятия в угрожаемый период.
При этом кардинальным будет вопрос о продолжительности угрожаемого периода. По данным зарубежной печати для того, чтобы привести вооруженные силы в готовность, передислоцировать войска, провести определенные мобилизационные мероприятия требуется 20-30 суток. Это подтверждает и опыт вооруженных конфликтов в Ираке и Югославии. Очевидно, в целом и можно ориентироваться на такой срок.
Характерной особенностью этого периода является то, что в ходе его могут осуществляться и меры оперативного характера, связанные с непосредственной защитой. Например, распорядительным порядком может проводиться частичная эвакуация населения из зон возможных боевых действий, зон потенциальной опасности. Также может происходить вывоз материальных и культурных ценностей в безопасные районы.
В Военной доктрине подчеркивается, что для обеспечения военной безопасности необходимо выделение соответствующих финансовых и материальных ресурсов.
Главная цель военно-экономического обеспечения - удовлетворение потребностей военной организации государства в финансовых и материальных ресурсах. В тоже время необходима оптимизация расходов материальных ресурсов и денежных средств, направляемых на обеспечение военной безопасности, повышение эффективности их использования на основе взаимосвязанного, скоординированного реформирования всех компонентов военной организации государства.
В Доктрине указано, что для обеспечения военной безопасности особое значение имеют:
функционирование системы мобилизационной подготовки органов государственной власти, а также организаций и предприятий, имеющих мобилизационные задания;
оптимизация и развитие потребных мобилизационных мощностей и объектов;
создание, накопление, сохранение и обновление запасов материальных ресурсов в мобилизационном и государственном резервах;
создание и сохранение страхового фонда конструкторской и технической документации для военного времени;
сохранение и развитие объектов экономики, необходимых для ее устойчивого функционирования и выживания населения в военное время.
- Содержание
- Управление стратегическими рисками чрезвычайных ситуаций в системе обеспечения национальной безопасности россии
- Стратегические показатели состояния России
- I. Го, рсчс и безопасность россии
- 1.1. Чрезвычайные ситуации – угроза безопасности россии. Классификация чрезвычайных ситуаций. Статистика чрезвычайных ситуаций: анализ, уроки, выводы
- Введение
- Стратегические показатели состояния России
- Термины и определения. Классификация чрезвычайных ситуаций
- Классификация чс
- 1.1.2. Современные тенденции динамики чрезвычайных ситуаций
- Промышленная опасность
- Природная опасность
- О мониторинге чс
- 1.1.3. Основные направления и содержание государственной политики в области предотвращения бедствий и катастроф и смягчения их последствий
- Основные перспективные задачи управления комплексными стратегическими рисками
- 1.1.4. Оценка эффективности государственной политики в области предупреждения и ликвидации чс - как основа обеспечения обратной связи и мониторинга при ее разработке и реализации
- Заключение
- 1.2. Концепция национальной безопасности и военная доктрина российской федерации
- Введение
- 1.2.1. Основы обеспечения национальной безопасности. Роль и место гражданской защиты в системе национальной безопасности российской федерации
- 1.2.2. Основные положения концепции национальной безопасности российской федерации
- 1.2.3. Основные положения военной доктрины российской федерации
- Заключение
- 1.3. Исторические аспекты развития системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
- 1.4. Рсчс и гражданская оборона на региональном и территориальном уровнях
- 1.4.1. Работа по созданию и совершенствованию территориальной подсистемы рсчс
- 1.4.1.1. Совершенствование анализа риска возникновения источников техногенных чс и прогнозирования их последствий
- 1.1.4.2. Организация и состояние прогнозирования природных чрезвычайных ситуаций
- 1.4.2. Система гражданской обороны российской федерации на территориальном уровне
- 1.5. Устойчивое развитие: безопасность общества и государства
- Введение
- 1.5.1. Безопасность и устойчивое развитие – новые парадигмы сохранения цивилизации
- 1.5.2. Теория безопасности жизнедеятельности человека - основа новых мировоззренческих подходов к организации жизни общества и стратегии развития
- Способы управления рисками различных видов катастроф
- 1.5.3. Россия на пути к устойчивому развитию: состояние природной и техногенной безопасности, способы ее обеспечения
- Меры по снижению рисков и смягчению последствий чс по этапам ее развития
- Заключение
- 1.6. Обстановка с пожарами в мире и стране, ее прогнозы на XXI век
- Введение
- 1.6.1. Зачем нужна пожарная статистика
- 1.6.2. Что такое пожарная статистика
- 1.6.3. Кто занимается пожарной статистикой
- 1.6.4. Источники информации
- 1.6.5. Обстановка с пожарами в мире
- Страны мира, имеющие больше всего зарегистрированных пожаров
- Ориентировочная ежегодная стоимость пожаров в сша
- Заключение
- II. Планирование мероприятий рсчс и го и управление ими в субъектах рф
- 2.1. Основы управления мероприятиями рсчс и го
- Введение
- 2.1.1. Сущность и основные положения управления рсчс и го
- 2.1.1. Система управления рсчс и го, режимы и методы работы
- 2.1.3. Роль нормативно-правовой базы в повышении эффективности управления мероприятиями по защите от чрезвычайных ситуаций
- Заключение
- 2.2. Основы планирования мероприятий рсчс и го
- Введение
- 2.2.1. Структура и содержание плана действий по предупреждению и ликвидации чс
- 2.2.1.1. Краткая географическая и социально-экономическая характеристика субъекта Российской Федерации и оценка возможной обстановки на его территории
- 2.2.1.2. Мероприятия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий
- Приложения
- 2.2.2. Порядок разработки, корректировки и уточнения плана
- Особенности планирования мероприятий гражданской обороны
- Заключение
- 2.3. Основы организационного проектирования многофункциональной пожарно-спасательной службы
- Введение
- 2.3.1. Сущность организационного проектирования систем
- 2.3.2. Основные принципы и этапы организационного проектирования многофункциональной пожарно-спасательной службы
- 2.3.3. Методологические основы проектирования многофункциональной пожарно-спасательной службы
- 2.3.4. Методологические основы обоснования числа пожарно-спасательных депо
- Пример расчета числа пожарных депо (для Москвы)
- 2.3.5. Методологические основы нормирования числа пожарных и аварийно-спасательных автомобилей
- 2.3.6. Практические рекомендации по нормированию числа депо и автомобилей многофункциональной пожарно-спасательной службы
- Аварийно-спасательный автомобиль быстрого реагирования
- Вариант нормирования автомобилей1 и депо гпс по типам автомобилей, видам депо и их количеству
- 2.4. Организация связи и оповещения в го и рсчс
- 2.4.1. Организация связи
- 2.4.2. Организация оповещения
- 2.5. Морально-психологическое обеспечение: сущность и содержание
- Введение
- 2.5.1. Характеристика морально-психологического обеспечения
- 2.5.2 Методы и формы морально-психологического обеспечения
- Заключение
- III. Роль рсчс в предупреждении чрезвычайных ситуаций
- 3.1.Основы государственной политики по обеспечению безопасности в техносфере
- 3.1.1. Научные проблемы безопасности техногенной сферы
- 3.1.1.1. Основные аспекты безопасности техногенной сферы
- 3.1.1.2. Угрозы техногенной безопасности и разработка мер по их устранению
- Вероятность крупных аварий (1 год)
- 3.1.1.3. Угрозы технологической безопасности
- 3.1.1.4. Цели стратегии технологической безопасности, механизмы и направления парирования опасностей
- 3.1.1.5. Объекты системы технологической безопасности
- 1.2. Научные проблемы и перспективы развития производственного комплекса техносферы
- 3.1.2.1. Приоритетность научного и технического развития машиностроительного комплекса
- 3.1.2.2. Основы развития машиностроительного комплекса
- 3.1.2.3. Научно-технические разработки проблем машиностроения
- 3.1.2.4. Задачи Российской академии наук по решению научных проблем машиностроения
- 3.1.2.5. Организационные и финансовые основы развития машиностроительного комплекса
- 3.2. Организация мониторинга, прогнозирования чрезвычайных ситуаций и их последствий
- Введение
- 3.2.1. Организация наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов
- 3.2.2. Система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций
- Заключение
- Приказ №483
- Министерство российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
- Положение
- I. Общие положения
- II. Основные задачи Центра
- III. Основные функции Центра
- IV. Полномочия Центра
- 3.3. Новые информационные технологии в управлении
- Введение
- 3.3.1. Информационные технологии и их применение при принятии управленческих решений в мчс россии
- 3.3.1.1. Информационные технологии, применяемые в мчс России
- 3.1.2. Планируемое состояние аиус рсчс к 2005 году
- 3.1.2.2. Создание Ситуационного центра мчс России
- Содержание первого этапа
- Содержание второго этапа
- 3.4. Органы надзора и контроля, специально уполномоченные в области промышленной безопасности и защиты населения
- Введение
- Динамика аварийности на предприятиях, подконтрольных Федеральному горному и промышленному надзору России
- 3.4.1. Задачи, структура специально уполномоченного органа в области промышленной безопасности
- 3.4.1.1. Задачи, структура специально уполномоченного органа
- 3.4.1.2. Основные направления обеспечения промышленной безопасности
- 3.4.1.3. Задачи Госгортехнадзора России
- 3.4.1.4. Государственный пожарный надзор
- 3.4.2. Организация взаимодействия органов управления гочс с надзорными и контрольными органами в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий
- Министерство российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий федеральный горный и промышленный надзор россии приказ
- Приказываем:
- Положение о Федеральном горном и промышленном надзоре России1
- Кодекс российской федерации об административных правонарушениях
- 3.5. Теория и практика анализа и управления риском чрезвычайных ситуаций в контексте устойчивого развития россии
- Введение
- 3.5.1. Научные основы устойчивого развития современной цивилизации
- 3.5.2 Методологические основы анализа и управления риском чрезвычайных ситуаций
- Структура техногенных чс на территории России
- Структура природных чс на территории России
- Частоты опасных событий
- Подходы к прогнозированию чрезвычайных ситуаций
- 3.5.3. Оценка и прогноз стратегических рисков современной россии
- Стратегические показатели состояния России
- Формализация катастроф и кризисов
- Сферы жизнедеятельности и показатели риска
- Перечень стратегических рисков в политической сфере
- Перечень стратегических рисков в экономической сфере
- Перечень стратегических рисков в социальной сфере
- Перечень стратегических рисков в научно-технической сфере
- Перечень стратегических рисков в природной и техногенной сферах
- Значимость сфер жизнедеятельности государства
- Перечень наиболее значимых стратегических рисков
- Заключение
- 3.6. Основы устойчивости функционирования объектов экономики и территорий
- Введение
- 3.6.1. Общие требования по повышению устойчивости отраслевых и территориальных звеньев экономики
- 3.6.2. Защита населения и обесепчение жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях
- 3.6.3. Рациональное размещение производительных сил
- 3.6.4. Подготовка отраслей экономики к работе в чрезвычайных ситуациях
- 3.6.5. Подготовка к выполнению работ по восстановлению экономики в чрезвычайных ситуациях
- 3.6.6. Подготовка системы управления экономикой для решения задач в чрезвычайных ситуациях
- 3.7. Риск, прогноз, нелинейная динамика
- Введение
- 3.7.1. Предсказуемость и анализ сложных систем
- 3.7.1.1. Динамический хаос и фундаментальные ограничения в области прогноза
- 3.7.1.2. Управление рисками и прогноз редких катастрофических событий
- 3.7.1.3. Парадигма сложности и теория самоорганизованной критичности
- 3.7.1.4. Почему нам удается предсказывать?
- 3.7.2. Прогноз и динамика сложных социально‑технологических систем
- 3.7.2.1. Моделирование развития высшей школы
- 3.3.2.2. На пути к "социологии быстрого реагирования"
- 3.7.2.4. Теоретическая история или поиск альтернатив
- IV. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
- 4.1. Федеральный закон «о защите населения и территорий от чс природного и техногенного характера». Основы государственной политики рф в области защиты населения и территорий от чс»
- Введение
- Число крупных катастроф (чс) на территории рф в 1992-2000 г.Г.
- 4.1.1. Содержание основных положений фз «о защите населения и территорий от чс природного и техногенного характера»
- Глава I посвящена общим положениям, где в 7 статьях изложены:
- Глава II рассматривает полномочия различных органов власти в области защиты населения и территорий от чс.
- Глава IX посвящена заключительным положениям, где указывается, что:
- 4.1.2. Взгляды политического руководства на защиту населения и территорий от чс
- 4.1.2.1. Состояние нормативно-правовой базы в сфере гражданской защиты
- 4.2. Подготовка руководящего состава органов управления, сил и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях
- Введение
- 4.2.1. Основные направления подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящего состава органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям
- 4.2.2. Подготовка поисково-спасательных формирований и войск гражданской обороны
- 4.2.2.1. Профессиональная подготовка спасателей поисково-спасательных формирований мчс России
- 4.2.2.2. Профессиональная подготовка военнослужащих войск гражданской обороны
- 4.2.3. Организация подготовки населения в области го и защиты от чрезвычайных ситуаций
- Заключение
- 4.3. Инженерная защита населения и территорий
- Введение
- 4.3.1. Инженерные мероприятия по защите населения и территорий
- 3.4.2. Особенности инженерной защиты населения при угрозе чс
- Защита населения в районах размещения объектов атомной энергетики
- Защита населения в районах размещения химически-опасных объектов
- Защита населения в зонах возможного катастрофического затопления Особенности инженерной защиты населения в зонах возможного катастрофического затопления рассмотрена на рис. 4.3.2.
- Заключение
- 4.4. Основы радиационной, химической и биологической защиты в чрезвычайных ситуациях
- Введение
- 4.4.1. Цель, задачи, и содержание, радиационной, химической и биологической защиты
- 4.4.2. Организация рхб защиты в чс
- Раздел I. Краткая физико-географическая и социально-экономическая характеристика субъекта рф и оценка возможной обстановки на его территории.
- Раздел II. Мероприятия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий. В разделе, наряду с другими данными, по рхз указывают:
- 4.5. Медицинская защита населения и личного состава сил го и рсчс
- Введение
- 4.6.1. Характеристика медицинских сил го и рсчс
- 4.5.1.1. Организационная структура и основные задачи федеральной медицинской службы го
- 4.5.1.2. Силы и средства всероссийской службы медицины катастроф
- 4.5.2. Медицинская защита населения и личного состава сил рсчс
- 4.5.3. Организация санитарно-противоэпидемических мероприятий в зонах чс
- Заключение
- 4.6. Организация и проведение эвакомероприятий
- Литература