2.4.1. Организация связи
В становлении и развитии системы связи, как основы системы управления МЧС России, важную роль сыграла Концепция развития системы связи МЧС России, которая была рассмотрена и утверждена решением коллегии Министерства в октябре 1996 года. В ней впервые были сформулированы основные направления и принципы развития системы связи.
В соответствии с Концепцией были проведены работы по:
модернизации центральных узлов связи и вводу в действие федеральной автоматизированной системы оповещения;
созданию и модернизации узлов связи региональных центров и вводу в действие региональных систем оповещения;
развитию действующих сетей связи (проводных, радио, спутниковых) как с точки зрения совершенствования их материально-технической базы, так и организации их работы;
созданию новых сетей связи, разработке и внедрению новых средств и комплексов связи, расширяющих возможности управления и информационного обмена.
В результате на сегодняшний день в соответствии со структурой системы управления Министерства и административно-территориальным делением Российской Федерации создана и в постоянном режиме действует система связи МЧС России (рис.2.4.1).
Система связи МЧС России представляет собой многофункциональную систему обмена различными видами информации в открытом и засекреченном режимах.
Основа системы – комплекс взаимоувязанных стационарных и подвижных узлов связи, а также сетей связи различного назначения, в том числе:
1. Сети командно-оперативной связи.
2. Сети связи общего пользования (обеспечивают телефонную и различные виды документальной связи).
3. Сети обмена данными.
4. Системы автоматизированного оповещения.
5. АСУ связью.
При этом следует подчеркнуть, что наряду с развитием и совершенствованием системы связи выполнялась главная задача – организация устойчивой работы действующей связи и обеспечение управления системой МЧС России в повседневной деятельности и в условиях чрезвычайных ситуаций.
В целом система связи МЧС России выполняет возложенные на нее задачи и отвечает своему предназначению. Таким образом, 4 года, прошедшие после принятия концепции развития системы связи, подтвердили правильность принятых решений. Вместе с тем, сегодняшнее состояние системы связи не в полной мере отвечает потребностям управления и не может нас удовлетворить по ряду причин. Основными из них являются:
Во-первых - за этот период произошли значительные изменения во Взаимоувязанной сети связи России. С 1997 года в стране начато осуществление мероприятий, определенных Основными положениями развития Взаимоувязанной сети связи РФ. Их реализация привела к радикальному изменению сети связи общего пользования на основе замены аналогового оборудования на цифровое. Это вызвало, в свою очередь, ряд противоречий, которые проявились в двух основных направлениях:
преобразование операторов федеральной сети связи в акционерные общества и появление новых услуг связи, таких как сотовая радиотелефонная, пейджинговая связь, электронная почта, Интернет, привело к значительному увеличению затрат на связь в общем объеме финансирования министерства;
аналоговое оборудование узлов связи органов управления МЧС России и оборудование систем оповещения ГО устарело и не готово к сопряжению с цифровой аппаратурой сети Федеральной электросвязи.
Во-вторых - состояние материально-технической базы связи. Укомплектованность органов управления и войск ГО средствами связи составляет около 75% от табельной потребности, при ежегодном восполнении ресурсов не более чем на 1%, при этом более одной трети этой техники относится к устаревшей и подлежащей замене на современные образцы. Укомплектованность ПСС находится на уровне 70%, что недостаточно для качественного решения возложенных на них задач.
Данные факторы обусловливают необходимость доведения системы связи до уровня, способного обеспечить более эффективное решение задач, стоящих перед войсками и силами МЧС России.
В связи с этим в ноябре 2000 года на совместном заседании коллегии МЧС России и военного совета войск гражданской обороны была рассмотрена и принята Концепция развития системы связи МЧС России на период до 2010 года, введенная в действие приказом МЧС России от 9.12.2000 № 609.
В Концепции сделан анализ сегодняшнего состояния связи и намечены пути ее дальнейшего развития и совершенствования на основе комплексного подхода.
Направления, по которым предполагается вести дальнейшее развитие и совершенствование связи, приведены в Концепции. Основными из них являются:
1. Формирование ведомственной территориально распределенной сети связи с интеграцией услуг МЧС России. Это направление предусматривает:
повышение эффективности использования существующих аналоговых каналов связи за счет использования унифицированного сетевого телекоммуникационного оборудования, обеспечивающего одновременно по одному каналу различных видов связи – голос, факс, передача данных, видео;
постепенное увеличение доли цифровых потоков на магистральных участках сети, а также организация цифровых каналов с использованием волоконно-оптических и проводных линий связи.
2. Создание автоматизированной системы управления связью на основе внедрения автоматизированных средств мониторинга и контроля параметров каналов и линий связи, контроля прохождения сигналов и особо важной информации на узлах связи МЧС России.
3. В рамках формирования сети связи с интеграцией услуг осуществить совершенствование т.н. вторичных сетей связи – сетей телефонной и документальной связи. Это означает:
внедрение цифровых АТС и систем передачи, на этой базе создание выделенной ведомственной автоматической телефонной сети связи с единой нумерацией, автоматизация процессов коммутации каналов и внедрение режимов пакетной коммутации;
постепенная интеграция сетей передачи данных, факсимильной, телеграфной и видеоинформации в выделенную сеть документальной связи с использованием единых протоколов, обеспечивающих повышение пропускной способности сети.
4. Развитие систем спутниковой и радиосвязи предусматривает:
планомерное оснащение узлов связи оборудованием спутниковой связи и на этой базе формирование ведомственных сетей спутниковой связи на основе согласованного использования (аренды) ресурса действующих спутниковых систем, в первую очередь с районами чрезвычайных ситуаций – в мирное время и с районами отмобилизования – в особый период (рис. 2.4.2).
постепенное внедрение аппаратуры цифровой радиосвязи на магистральных и региональных участках сети связи МЧС России, а также из районов проведения гуманитарных операций и чрезвычайных ситуаций, формирование на этой базе сетей передачи данных и видеоизображений;
развитие сетей радиоподвижной связи (одно- и двухчастотного симплекса), а также развертывание транкинговых сетей радиосвязи с едиными стандартами и протоколами для обеспечения мобильной радиосвязью спасательных служб с последующим объединением их через цифровые магистральные каналы ведомственной сети связи МЧС России. Формирование систем определения мест нахождения подвижных объектов (рис. 2.4.3).
5. Реконструкция систем оповещения гражданской обороны предполагает разработку и внедрение комплекса технических средств оповещения (КТСО) нового поколения и на этой основе организация реконструкции систем оповещения в федеральном, региональном и территориальном звене управления МЧС России. Работы будут осуществляться в рамках Программы реконструкции, утвержденной приказом МЧС России от 10 октября 2000 года № 508.
6. Формирование защищенных систем связи МЧС России будет осуществляться на основе использования современных аппаратно-программных средств защиты информации (аппаратуры ЗАС) и организации защищенного информационного обмена в режиме телефонном и электронной почты, в том числе при использовании ресурсов информационно-телекоммуникационной системы органов государственной власти (ИТКС), создаваемой ФАПСИ.
7. Развитие системы технического обеспечения связи предполагает создание на базе ПУ РЦ, ЦКП и ЦУС ремонтных мастерских для проведения текущего и восстановительного ремонта техники и оборудования связи, дооснащение соединений (частей) ГО, ПСС современными техническими средствами радиосвязи.
Для реализации Концепции необходимо решить ряд задач:
повысить эффективность функционирования, упреждающую готовность к применению и надежность существующей системы связи;
провести модернизацию действующих центральных и региональных узлов связи, поэтапную замену выработавших свой ресурс средств связи на перспективные средства и комплексы с едиными стандартами и протоколами;
обеспечить единую научно-техническую политику в области связи, обязательную для исполнения всеми структурными подразделениями МЧС России;
создать необходимую правовую базу функционирования ведомственной системы связи министерства;
подготовить кадры, способные по уровню профессионализма реализовать концепцию;
обеспечить уровень финансового и материально-технического обеспечения, соответствующий решаемым задачам.
Необходимо подчеркнуть, что работы по всем перечисленным направлениям развития ведутся, выполнены достаточно серьезные заделы по ряду перспективных направлений. Так, например, без каких-либо финансовых затрат все основные объекты МЧС России в г. Москве и в области присоединены к Московской волоконно-оптической сети (МВОС) для чего были организованы соответствующие линии привязки. В результате создана база для реализации мероприятий, намеченных Концепцией.
Кроме того, смонтировано и запущено несколько цифровых телефонных станций, введена в действие выделенная телефонная сеть оперативной связи в интересах руководства и оперативных служб. Решен с МПС России вопрос об использовании высокоскоростных цифровых каналов связи Федерального железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Развитие и совершенствование связи в рамках данной Концепции позволит обеспечить выполнение предъявляемых к ней требований в полном объеме, что в конечном итоге повысит эффективность функционирования системы управления МЧС России.
- Содержание
- Управление стратегическими рисками чрезвычайных ситуаций в системе обеспечения национальной безопасности россии
- Стратегические показатели состояния России
- I. Го, рсчс и безопасность россии
- 1.1. Чрезвычайные ситуации – угроза безопасности россии. Классификация чрезвычайных ситуаций. Статистика чрезвычайных ситуаций: анализ, уроки, выводы
- Введение
- Стратегические показатели состояния России
- Термины и определения. Классификация чрезвычайных ситуаций
- Классификация чс
- 1.1.2. Современные тенденции динамики чрезвычайных ситуаций
- Промышленная опасность
- Природная опасность
- О мониторинге чс
- 1.1.3. Основные направления и содержание государственной политики в области предотвращения бедствий и катастроф и смягчения их последствий
- Основные перспективные задачи управления комплексными стратегическими рисками
- 1.1.4. Оценка эффективности государственной политики в области предупреждения и ликвидации чс - как основа обеспечения обратной связи и мониторинга при ее разработке и реализации
- Заключение
- 1.2. Концепция национальной безопасности и военная доктрина российской федерации
- Введение
- 1.2.1. Основы обеспечения национальной безопасности. Роль и место гражданской защиты в системе национальной безопасности российской федерации
- 1.2.2. Основные положения концепции национальной безопасности российской федерации
- 1.2.3. Основные положения военной доктрины российской федерации
- Заключение
- 1.3. Исторические аспекты развития системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
- 1.4. Рсчс и гражданская оборона на региональном и территориальном уровнях
- 1.4.1. Работа по созданию и совершенствованию территориальной подсистемы рсчс
- 1.4.1.1. Совершенствование анализа риска возникновения источников техногенных чс и прогнозирования их последствий
- 1.1.4.2. Организация и состояние прогнозирования природных чрезвычайных ситуаций
- 1.4.2. Система гражданской обороны российской федерации на территориальном уровне
- 1.5. Устойчивое развитие: безопасность общества и государства
- Введение
- 1.5.1. Безопасность и устойчивое развитие – новые парадигмы сохранения цивилизации
- 1.5.2. Теория безопасности жизнедеятельности человека - основа новых мировоззренческих подходов к организации жизни общества и стратегии развития
- Способы управления рисками различных видов катастроф
- 1.5.3. Россия на пути к устойчивому развитию: состояние природной и техногенной безопасности, способы ее обеспечения
- Меры по снижению рисков и смягчению последствий чс по этапам ее развития
- Заключение
- 1.6. Обстановка с пожарами в мире и стране, ее прогнозы на XXI век
- Введение
- 1.6.1. Зачем нужна пожарная статистика
- 1.6.2. Что такое пожарная статистика
- 1.6.3. Кто занимается пожарной статистикой
- 1.6.4. Источники информации
- 1.6.5. Обстановка с пожарами в мире
- Страны мира, имеющие больше всего зарегистрированных пожаров
- Ориентировочная ежегодная стоимость пожаров в сша
- Заключение
- II. Планирование мероприятий рсчс и го и управление ими в субъектах рф
- 2.1. Основы управления мероприятиями рсчс и го
- Введение
- 2.1.1. Сущность и основные положения управления рсчс и го
- 2.1.1. Система управления рсчс и го, режимы и методы работы
- 2.1.3. Роль нормативно-правовой базы в повышении эффективности управления мероприятиями по защите от чрезвычайных ситуаций
- Заключение
- 2.2. Основы планирования мероприятий рсчс и го
- Введение
- 2.2.1. Структура и содержание плана действий по предупреждению и ликвидации чс
- 2.2.1.1. Краткая географическая и социально-экономическая характеристика субъекта Российской Федерации и оценка возможной обстановки на его территории
- 2.2.1.2. Мероприятия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий
- Приложения
- 2.2.2. Порядок разработки, корректировки и уточнения плана
- Особенности планирования мероприятий гражданской обороны
- Заключение
- 2.3. Основы организационного проектирования многофункциональной пожарно-спасательной службы
- Введение
- 2.3.1. Сущность организационного проектирования систем
- 2.3.2. Основные принципы и этапы организационного проектирования многофункциональной пожарно-спасательной службы
- 2.3.3. Методологические основы проектирования многофункциональной пожарно-спасательной службы
- 2.3.4. Методологические основы обоснования числа пожарно-спасательных депо
- Пример расчета числа пожарных депо (для Москвы)
- 2.3.5. Методологические основы нормирования числа пожарных и аварийно-спасательных автомобилей
- 2.3.6. Практические рекомендации по нормированию числа депо и автомобилей многофункциональной пожарно-спасательной службы
- Аварийно-спасательный автомобиль быстрого реагирования
- Вариант нормирования автомобилей1 и депо гпс по типам автомобилей, видам депо и их количеству
- 2.4. Организация связи и оповещения в го и рсчс
- 2.4.1. Организация связи
- 2.4.2. Организация оповещения
- 2.5. Морально-психологическое обеспечение: сущность и содержание
- Введение
- 2.5.1. Характеристика морально-психологического обеспечения
- 2.5.2 Методы и формы морально-психологического обеспечения
- Заключение
- III. Роль рсчс в предупреждении чрезвычайных ситуаций
- 3.1.Основы государственной политики по обеспечению безопасности в техносфере
- 3.1.1. Научные проблемы безопасности техногенной сферы
- 3.1.1.1. Основные аспекты безопасности техногенной сферы
- 3.1.1.2. Угрозы техногенной безопасности и разработка мер по их устранению
- Вероятность крупных аварий (1 год)
- 3.1.1.3. Угрозы технологической безопасности
- 3.1.1.4. Цели стратегии технологической безопасности, механизмы и направления парирования опасностей
- 3.1.1.5. Объекты системы технологической безопасности
- 1.2. Научные проблемы и перспективы развития производственного комплекса техносферы
- 3.1.2.1. Приоритетность научного и технического развития машиностроительного комплекса
- 3.1.2.2. Основы развития машиностроительного комплекса
- 3.1.2.3. Научно-технические разработки проблем машиностроения
- 3.1.2.4. Задачи Российской академии наук по решению научных проблем машиностроения
- 3.1.2.5. Организационные и финансовые основы развития машиностроительного комплекса
- 3.2. Организация мониторинга, прогнозирования чрезвычайных ситуаций и их последствий
- Введение
- 3.2.1. Организация наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов
- 3.2.2. Система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций
- Заключение
- Приказ №483
- Министерство российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
- Положение
- I. Общие положения
- II. Основные задачи Центра
- III. Основные функции Центра
- IV. Полномочия Центра
- 3.3. Новые информационные технологии в управлении
- Введение
- 3.3.1. Информационные технологии и их применение при принятии управленческих решений в мчс россии
- 3.3.1.1. Информационные технологии, применяемые в мчс России
- 3.1.2. Планируемое состояние аиус рсчс к 2005 году
- 3.1.2.2. Создание Ситуационного центра мчс России
- Содержание первого этапа
- Содержание второго этапа
- 3.4. Органы надзора и контроля, специально уполномоченные в области промышленной безопасности и защиты населения
- Введение
- Динамика аварийности на предприятиях, подконтрольных Федеральному горному и промышленному надзору России
- 3.4.1. Задачи, структура специально уполномоченного органа в области промышленной безопасности
- 3.4.1.1. Задачи, структура специально уполномоченного органа
- 3.4.1.2. Основные направления обеспечения промышленной безопасности
- 3.4.1.3. Задачи Госгортехнадзора России
- 3.4.1.4. Государственный пожарный надзор
- 3.4.2. Организация взаимодействия органов управления гочс с надзорными и контрольными органами в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий
- Министерство российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий федеральный горный и промышленный надзор россии приказ
- Приказываем:
- Положение о Федеральном горном и промышленном надзоре России1
- Кодекс российской федерации об административных правонарушениях
- 3.5. Теория и практика анализа и управления риском чрезвычайных ситуаций в контексте устойчивого развития россии
- Введение
- 3.5.1. Научные основы устойчивого развития современной цивилизации
- 3.5.2 Методологические основы анализа и управления риском чрезвычайных ситуаций
- Структура техногенных чс на территории России
- Структура природных чс на территории России
- Частоты опасных событий
- Подходы к прогнозированию чрезвычайных ситуаций
- 3.5.3. Оценка и прогноз стратегических рисков современной россии
- Стратегические показатели состояния России
- Формализация катастроф и кризисов
- Сферы жизнедеятельности и показатели риска
- Перечень стратегических рисков в политической сфере
- Перечень стратегических рисков в экономической сфере
- Перечень стратегических рисков в социальной сфере
- Перечень стратегических рисков в научно-технической сфере
- Перечень стратегических рисков в природной и техногенной сферах
- Значимость сфер жизнедеятельности государства
- Перечень наиболее значимых стратегических рисков
- Заключение
- 3.6. Основы устойчивости функционирования объектов экономики и территорий
- Введение
- 3.6.1. Общие требования по повышению устойчивости отраслевых и территориальных звеньев экономики
- 3.6.2. Защита населения и обесепчение жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях
- 3.6.3. Рациональное размещение производительных сил
- 3.6.4. Подготовка отраслей экономики к работе в чрезвычайных ситуациях
- 3.6.5. Подготовка к выполнению работ по восстановлению экономики в чрезвычайных ситуациях
- 3.6.6. Подготовка системы управления экономикой для решения задач в чрезвычайных ситуациях
- 3.7. Риск, прогноз, нелинейная динамика
- Введение
- 3.7.1. Предсказуемость и анализ сложных систем
- 3.7.1.1. Динамический хаос и фундаментальные ограничения в области прогноза
- 3.7.1.2. Управление рисками и прогноз редких катастрофических событий
- 3.7.1.3. Парадигма сложности и теория самоорганизованной критичности
- 3.7.1.4. Почему нам удается предсказывать?
- 3.7.2. Прогноз и динамика сложных социально‑технологических систем
- 3.7.2.1. Моделирование развития высшей школы
- 3.3.2.2. На пути к "социологии быстрого реагирования"
- 3.7.2.4. Теоретическая история или поиск альтернатив
- IV. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
- 4.1. Федеральный закон «о защите населения и территорий от чс природного и техногенного характера». Основы государственной политики рф в области защиты населения и территорий от чс»
- Введение
- Число крупных катастроф (чс) на территории рф в 1992-2000 г.Г.
- 4.1.1. Содержание основных положений фз «о защите населения и территорий от чс природного и техногенного характера»
- Глава I посвящена общим положениям, где в 7 статьях изложены:
- Глава II рассматривает полномочия различных органов власти в области защиты населения и территорий от чс.
- Глава IX посвящена заключительным положениям, где указывается, что:
- 4.1.2. Взгляды политического руководства на защиту населения и территорий от чс
- 4.1.2.1. Состояние нормативно-правовой базы в сфере гражданской защиты
- 4.2. Подготовка руководящего состава органов управления, сил и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях
- Введение
- 4.2.1. Основные направления подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящего состава органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям
- 4.2.2. Подготовка поисково-спасательных формирований и войск гражданской обороны
- 4.2.2.1. Профессиональная подготовка спасателей поисково-спасательных формирований мчс России
- 4.2.2.2. Профессиональная подготовка военнослужащих войск гражданской обороны
- 4.2.3. Организация подготовки населения в области го и защиты от чрезвычайных ситуаций
- Заключение
- 4.3. Инженерная защита населения и территорий
- Введение
- 4.3.1. Инженерные мероприятия по защите населения и территорий
- 3.4.2. Особенности инженерной защиты населения при угрозе чс
- Защита населения в районах размещения объектов атомной энергетики
- Защита населения в районах размещения химически-опасных объектов
- Защита населения в зонах возможного катастрофического затопления Особенности инженерной защиты населения в зонах возможного катастрофического затопления рассмотрена на рис. 4.3.2.
- Заключение
- 4.4. Основы радиационной, химической и биологической защиты в чрезвычайных ситуациях
- Введение
- 4.4.1. Цель, задачи, и содержание, радиационной, химической и биологической защиты
- 4.4.2. Организация рхб защиты в чс
- Раздел I. Краткая физико-географическая и социально-экономическая характеристика субъекта рф и оценка возможной обстановки на его территории.
- Раздел II. Мероприятия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий. В разделе, наряду с другими данными, по рхз указывают:
- 4.5. Медицинская защита населения и личного состава сил го и рсчс
- Введение
- 4.6.1. Характеристика медицинских сил го и рсчс
- 4.5.1.1. Организационная структура и основные задачи федеральной медицинской службы го
- 4.5.1.2. Силы и средства всероссийской службы медицины катастроф
- 4.5.2. Медицинская защита населения и личного состава сил рсчс
- 4.5.3. Организация санитарно-противоэпидемических мероприятий в зонах чс
- Заключение
- 4.6. Организация и проведение эвакомероприятий
- Литература