2.2.2. Порядок разработки, корректировки и уточнения плана
Следует отметить, что типовой порядок организации планирования мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС на всех уровнях осуществляется с учетом оценки состояния безопасности территории.
Разработку плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС условно можно разделить на три этапа:
организационно-подготовительный;
практической разработки плана;
согласования и утверждения.
Организационно-подготовительный этап включает:
1. Определение органов исполнительной власти субъектов РФ, исполнительной власти на местах, учреждений и организаций, которые необходимо задействовать в планировании и практическом осуществлении мероприятий по защите населения и территорий. Определение состава исполнителей.
В состав исполнителей, как правило, входят:
основные структурные подразделения министерств (комитетов, главных управлений, отделов) по делам ГОЧС и ГО субъекта РФ, области, города, района и т.д.;
представители соответствующих служб ГО;
представители плановых, транспортных, промышленных отделов (управлений) администраций соответствующего уровня управления;
специалисты научно-исследовательских организаций;
члены комиссии по чрезвычайным ситуациям области.
2. Изучение и анализ законодательной и нормативно-правовой базы по организации и осуществлению мероприятий в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. Изучение и анализ исполнителями соответствующих документов по планированию и разработке плана:
законов РФ, указов президента и постановлений правительства;
приказов (распоряжений) и рекомендаций МЧС России;
законодательных и нормативно-правовых актов субъекта РФ, указаний и распоряжений губернаторов, глав городов (районов на местах) на местах;
приказов, указаний и распоряжений командующих Военных округов по вопросам выделения сил и средств для ликвидации ЧС в границах военного округа;
соответствующих положений руководств, наставлений и других документов.
Изучение вышеперечисленных документов осуществляется под руководством должностного лица, определенного ответственным за разработку Плана.
3. Сбор и обобщение необходимых данных, где предусматривается:
а) выявление объектов и территорий, представляющих существенную опасность для населения. Составление перечня и размещения на территории области потенциально опасных объектов (атомных станций; предприятий, использующих в производстве АХОВ; баз хранения и утилизации (уничтожения) ОВ, АХОВ, предприятий (учреждений), работающих (хранящих) с биологически активными веществами; взрывоопасных и пожароопасных объектов, а также гидроузлов, водохранилищ и других объектов) с необходимыми их характеристиками;
б) проведение глубокого и всестороннего анализа по многолетним статистическим наблюдениям характера и видов аварий, катастроф и стихийных бедствий (техногенного, природного и экологического характера), которые имели место на территории субъекта (города, района, объекта), величин ущерба, сроков, привлекаемых сил и средств для ликвидации их последствий;
в) получение данных от органов военного командования о силах и средствах, выделяемых для ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий по планам взаимодействия;
г) получение исходных данных для планирования от вышестоящих, подчиненных и соседних органов управлений ГОЧС;
д) получение сведений о количестве населенных пунктов и численности населения, которые могут оказаться в зонах ЧС (заражения радиоактивными, химическими и биологическими веществами, а также в зонах пожаров, затоплений, селевых потоков, лавин, цунами и в других опасных районах;
е) уточнение данных о войсках и формированиях ГО, поисковых, поисково-спасательных и других формирований, привлекаемых для ликвидации последствий ЧС, их количество, численность личного состава, техники, обеззараживающих веществ, возможности по защите населения и ведению АСДНР.
С учетом специфики местных условий могут подготавливаться и другие данные.
4. Органом управление ГОЧС подготавливается проект приказа НГО субъекта РФ (города, района, объекта) по разработке плана действий, где указывается:
состав ответственных исполнителей;
задачи руководящему составу по представлению исходных данных и отработке необходимых документов;
порядок организации взаимодействия с органами военного командования и другими органами управления по сбору и обработке исходных данных;
сроки разработки документов плана исполнителями и представления их на утверждение.
5. Составляется календарный план по разработке документов Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС.
В календарном плане по каждому этапу определяется:
наименование мероприятий;
объем выполняемых мероприятий;
сроки исполнения;
ответственные исполнители;
отметка о выполнении.
Подписывается календарный план председателем комиссии по чрезвычайным ситуациям и утверждается начальником ГО.
Этап практической разработки и оформления документов плана предусматривает:
1. Практическую разработку и оформление документов плана действий.
2. Проведение предварительного согласования со всеми заинтересованными структурами управления, в том числе с органами управлениями по делам ГОЧС соседних субъектов РФ, с региональным центром, органами военного командования, между управлениями городов и отделами сельских районов.
Практическая разработка разделов плана действий заключается в прогнозировании возможной обстановки, которая может сложиться при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий, оценке разрушений, потерь и выработке решения на ликвидацию последствий.
При прогнозировании последствий ЧС во всех случаях необходимо установить (определить):
зоны радиоактивного, химического, бактериологического заражения зон катастрофического затопления;
численность населения, сельскохозяйственных животных, объектов народного хозяйства, которые могут оказаться в зоне бедствия;
возможный причиненный ущерб (потери населения, сельскохозяйственных животных, продукции, оборудования, материалов и т.п.);
предстоящие мероприятия и объемы по ликвидации последствий ЧС;
силы, средства и порядок выполнения мероприятий при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Исходя из характера и объема предстоящих мероприятий комиссией по чрезвычайным ситуациям, органом управления по делам ГОЧС и службами ГО субъекта РФ (города, района), в части их касающихся, разрабатывается план действий, т.е. осуществляется практическая разработка документов плана.
При разработке плана, чем деятельнее и полнее будут учтены вероятные условия, при которых могут возникать и развиваться стихийные бедствия, производственные аварии и катастрофы, тем реальнее и эффективнее будут разработанные заранее мероприятия. Вместе с тем необходимо помнить, что данные прогнозов являются ориентировочными и должны постоянно корректироваться и уточняться на местах при угрозе и возникновении ЧС.
На завершающей стадии разработки документов плана осуществляется их согласование
Согласование осуществляется как на уровне разработчиков, так и на уровне вышестоящих и взаимодействующих структур управления.
После устранения замечаний и доработки документов План утверждается начальником ГО – Руководителем органа исполнительной власти субъекта РФ (города, района, объекта). Подписывается План председателем комиссии по чрезвычайным ситуациям и начальником органа управления по делам ГОЧС.
План действий субъекта РФ
Подписывается – председателем КЧС субъекта, начальником органа управления по делам ГОЧС субъекта РФ.
Утверждается – главой администрации субъекта (губернатором).
Согласовывается – с начальником РЦ, штабом военного округа ОВК.
Разрабатывается – в 3-х экземплярах.
№ 1 – хранится в главном управлении ГОЧС субъекта.
№ 2 – в МЧС России.
№ 3 – в РЦ.
План действий города
Подписывается – председателем КЧС города, начальником управления ГОЧС города.
Утверждается – мэром города.
Согласовывается – с главным управлением ГОЧС субъекта, ГВК, начальником гарнизона.
Разрабатывается в – 2-х экземплярах.
№ 1 – хранятся в управлении ГОЧС города.
№ 2 – в главном управлении по делам ГОЧС субъекта.
План действий района (городского)
Подписывается – председателем КЧС района, начальником отдела ГОЧС района.
Утверждается – главой администрации района.
Согласовывается – с управлением ГОЧС города, РВК, в/ч расположенной на территории района.
Разрабатывается – в 2-х экземплярах.
№ 1 – хранятся в отделе ГОЧС района.
№ 2 – в управлении по делам ГОЧС города.
План действий района (сельского)
Подписываются – председателем КЧС района, начальником отдела ГОЧС района.
Утверждается – главой администрации района.
Согласовывается – с управлением ГОЧС области, РВК.
Разрабатывается – в 2-х экземплярах.
№ 1 – в отделе ГОЧС района.
№ 2 – в управлении ГОЧС области.
План действий служб ГО субъекта
Подписывается – начальником службы и НШ службы.
Утверждается – главой администрации субъекта.
Согласовывается – с управлением ГОЧС субъекта
Разрабатывается в 1 экземпляре.
План действий объекта экономики и др.
Подписывается – НШ.
Утверждается – руководителем ОЭ.
Согласовывается – с территориальным отделом ГОЧС района (города).
Разрабатывается в 1 экземпляре.
Корректировка плана осуществляется управлением ГОЧС области и соответствующими КЧС в порядке и сроки, установленные старшим начальником, но как правило, 1 раз в год (до 1 февраля). Переработка 1 раз в 5 лет.
Планы действий по предупреждению и ликвидации ЧС уточняются при возникновении угрозы и непосредственно в процессе работ по ликвидации ЧС.
С возникновением стихийных бедствий, природных и техногенных катастроф, при выявлении заражения (загрязнения) окружающей природной среды органы управления РСЧС приводятся в готовность, а также вводятся планы действия (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации ЧС. Уровень задействования органов управления и сил РСЧС зависит от масштаба сложившейся ЧС.
Оперативное планирование аварийно-спасательных и других неотложных работ проводится комиссией по чрезвычайным ситуациям, осуществляющей непосредственное руководство ликвидацией ЧС (для обеспечения ее работы создается оперативный штаб).
- Содержание
- Управление стратегическими рисками чрезвычайных ситуаций в системе обеспечения национальной безопасности россии
- Стратегические показатели состояния России
- I. Го, рсчс и безопасность россии
- 1.1. Чрезвычайные ситуации – угроза безопасности россии. Классификация чрезвычайных ситуаций. Статистика чрезвычайных ситуаций: анализ, уроки, выводы
- Введение
- Стратегические показатели состояния России
- Термины и определения. Классификация чрезвычайных ситуаций
- Классификация чс
- 1.1.2. Современные тенденции динамики чрезвычайных ситуаций
- Промышленная опасность
- Природная опасность
- О мониторинге чс
- 1.1.3. Основные направления и содержание государственной политики в области предотвращения бедствий и катастроф и смягчения их последствий
- Основные перспективные задачи управления комплексными стратегическими рисками
- 1.1.4. Оценка эффективности государственной политики в области предупреждения и ликвидации чс - как основа обеспечения обратной связи и мониторинга при ее разработке и реализации
- Заключение
- 1.2. Концепция национальной безопасности и военная доктрина российской федерации
- Введение
- 1.2.1. Основы обеспечения национальной безопасности. Роль и место гражданской защиты в системе национальной безопасности российской федерации
- 1.2.2. Основные положения концепции национальной безопасности российской федерации
- 1.2.3. Основные положения военной доктрины российской федерации
- Заключение
- 1.3. Исторические аспекты развития системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
- 1.4. Рсчс и гражданская оборона на региональном и территориальном уровнях
- 1.4.1. Работа по созданию и совершенствованию территориальной подсистемы рсчс
- 1.4.1.1. Совершенствование анализа риска возникновения источников техногенных чс и прогнозирования их последствий
- 1.1.4.2. Организация и состояние прогнозирования природных чрезвычайных ситуаций
- 1.4.2. Система гражданской обороны российской федерации на территориальном уровне
- 1.5. Устойчивое развитие: безопасность общества и государства
- Введение
- 1.5.1. Безопасность и устойчивое развитие – новые парадигмы сохранения цивилизации
- 1.5.2. Теория безопасности жизнедеятельности человека - основа новых мировоззренческих подходов к организации жизни общества и стратегии развития
- Способы управления рисками различных видов катастроф
- 1.5.3. Россия на пути к устойчивому развитию: состояние природной и техногенной безопасности, способы ее обеспечения
- Меры по снижению рисков и смягчению последствий чс по этапам ее развития
- Заключение
- 1.6. Обстановка с пожарами в мире и стране, ее прогнозы на XXI век
- Введение
- 1.6.1. Зачем нужна пожарная статистика
- 1.6.2. Что такое пожарная статистика
- 1.6.3. Кто занимается пожарной статистикой
- 1.6.4. Источники информации
- 1.6.5. Обстановка с пожарами в мире
- Страны мира, имеющие больше всего зарегистрированных пожаров
- Ориентировочная ежегодная стоимость пожаров в сша
- Заключение
- II. Планирование мероприятий рсчс и го и управление ими в субъектах рф
- 2.1. Основы управления мероприятиями рсчс и го
- Введение
- 2.1.1. Сущность и основные положения управления рсчс и го
- 2.1.1. Система управления рсчс и го, режимы и методы работы
- 2.1.3. Роль нормативно-правовой базы в повышении эффективности управления мероприятиями по защите от чрезвычайных ситуаций
- Заключение
- 2.2. Основы планирования мероприятий рсчс и го
- Введение
- 2.2.1. Структура и содержание плана действий по предупреждению и ликвидации чс
- 2.2.1.1. Краткая географическая и социально-экономическая характеристика субъекта Российской Федерации и оценка возможной обстановки на его территории
- 2.2.1.2. Мероприятия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий
- Приложения
- 2.2.2. Порядок разработки, корректировки и уточнения плана
- Особенности планирования мероприятий гражданской обороны
- Заключение
- 2.3. Основы организационного проектирования многофункциональной пожарно-спасательной службы
- Введение
- 2.3.1. Сущность организационного проектирования систем
- 2.3.2. Основные принципы и этапы организационного проектирования многофункциональной пожарно-спасательной службы
- 2.3.3. Методологические основы проектирования многофункциональной пожарно-спасательной службы
- 2.3.4. Методологические основы обоснования числа пожарно-спасательных депо
- Пример расчета числа пожарных депо (для Москвы)
- 2.3.5. Методологические основы нормирования числа пожарных и аварийно-спасательных автомобилей
- 2.3.6. Практические рекомендации по нормированию числа депо и автомобилей многофункциональной пожарно-спасательной службы
- Аварийно-спасательный автомобиль быстрого реагирования
- Вариант нормирования автомобилей1 и депо гпс по типам автомобилей, видам депо и их количеству
- 2.4. Организация связи и оповещения в го и рсчс
- 2.4.1. Организация связи
- 2.4.2. Организация оповещения
- 2.5. Морально-психологическое обеспечение: сущность и содержание
- Введение
- 2.5.1. Характеристика морально-психологического обеспечения
- 2.5.2 Методы и формы морально-психологического обеспечения
- Заключение
- III. Роль рсчс в предупреждении чрезвычайных ситуаций
- 3.1.Основы государственной политики по обеспечению безопасности в техносфере
- 3.1.1. Научные проблемы безопасности техногенной сферы
- 3.1.1.1. Основные аспекты безопасности техногенной сферы
- 3.1.1.2. Угрозы техногенной безопасности и разработка мер по их устранению
- Вероятность крупных аварий (1 год)
- 3.1.1.3. Угрозы технологической безопасности
- 3.1.1.4. Цели стратегии технологической безопасности, механизмы и направления парирования опасностей
- 3.1.1.5. Объекты системы технологической безопасности
- 1.2. Научные проблемы и перспективы развития производственного комплекса техносферы
- 3.1.2.1. Приоритетность научного и технического развития машиностроительного комплекса
- 3.1.2.2. Основы развития машиностроительного комплекса
- 3.1.2.3. Научно-технические разработки проблем машиностроения
- 3.1.2.4. Задачи Российской академии наук по решению научных проблем машиностроения
- 3.1.2.5. Организационные и финансовые основы развития машиностроительного комплекса
- 3.2. Организация мониторинга, прогнозирования чрезвычайных ситуаций и их последствий
- Введение
- 3.2.1. Организация наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов
- 3.2.2. Система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций
- Заключение
- Приказ №483
- Министерство российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
- Положение
- I. Общие положения
- II. Основные задачи Центра
- III. Основные функции Центра
- IV. Полномочия Центра
- 3.3. Новые информационные технологии в управлении
- Введение
- 3.3.1. Информационные технологии и их применение при принятии управленческих решений в мчс россии
- 3.3.1.1. Информационные технологии, применяемые в мчс России
- 3.1.2. Планируемое состояние аиус рсчс к 2005 году
- 3.1.2.2. Создание Ситуационного центра мчс России
- Содержание первого этапа
- Содержание второго этапа
- 3.4. Органы надзора и контроля, специально уполномоченные в области промышленной безопасности и защиты населения
- Введение
- Динамика аварийности на предприятиях, подконтрольных Федеральному горному и промышленному надзору России
- 3.4.1. Задачи, структура специально уполномоченного органа в области промышленной безопасности
- 3.4.1.1. Задачи, структура специально уполномоченного органа
- 3.4.1.2. Основные направления обеспечения промышленной безопасности
- 3.4.1.3. Задачи Госгортехнадзора России
- 3.4.1.4. Государственный пожарный надзор
- 3.4.2. Организация взаимодействия органов управления гочс с надзорными и контрольными органами в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий
- Министерство российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий федеральный горный и промышленный надзор россии приказ
- Приказываем:
- Положение о Федеральном горном и промышленном надзоре России1
- Кодекс российской федерации об административных правонарушениях
- 3.5. Теория и практика анализа и управления риском чрезвычайных ситуаций в контексте устойчивого развития россии
- Введение
- 3.5.1. Научные основы устойчивого развития современной цивилизации
- 3.5.2 Методологические основы анализа и управления риском чрезвычайных ситуаций
- Структура техногенных чс на территории России
- Структура природных чс на территории России
- Частоты опасных событий
- Подходы к прогнозированию чрезвычайных ситуаций
- 3.5.3. Оценка и прогноз стратегических рисков современной россии
- Стратегические показатели состояния России
- Формализация катастроф и кризисов
- Сферы жизнедеятельности и показатели риска
- Перечень стратегических рисков в политической сфере
- Перечень стратегических рисков в экономической сфере
- Перечень стратегических рисков в социальной сфере
- Перечень стратегических рисков в научно-технической сфере
- Перечень стратегических рисков в природной и техногенной сферах
- Значимость сфер жизнедеятельности государства
- Перечень наиболее значимых стратегических рисков
- Заключение
- 3.6. Основы устойчивости функционирования объектов экономики и территорий
- Введение
- 3.6.1. Общие требования по повышению устойчивости отраслевых и территориальных звеньев экономики
- 3.6.2. Защита населения и обесепчение жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях
- 3.6.3. Рациональное размещение производительных сил
- 3.6.4. Подготовка отраслей экономики к работе в чрезвычайных ситуациях
- 3.6.5. Подготовка к выполнению работ по восстановлению экономики в чрезвычайных ситуациях
- 3.6.6. Подготовка системы управления экономикой для решения задач в чрезвычайных ситуациях
- 3.7. Риск, прогноз, нелинейная динамика
- Введение
- 3.7.1. Предсказуемость и анализ сложных систем
- 3.7.1.1. Динамический хаос и фундаментальные ограничения в области прогноза
- 3.7.1.2. Управление рисками и прогноз редких катастрофических событий
- 3.7.1.3. Парадигма сложности и теория самоорганизованной критичности
- 3.7.1.4. Почему нам удается предсказывать?
- 3.7.2. Прогноз и динамика сложных социально‑технологических систем
- 3.7.2.1. Моделирование развития высшей школы
- 3.3.2.2. На пути к "социологии быстрого реагирования"
- 3.7.2.4. Теоретическая история или поиск альтернатив
- IV. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
- 4.1. Федеральный закон «о защите населения и территорий от чс природного и техногенного характера». Основы государственной политики рф в области защиты населения и территорий от чс»
- Введение
- Число крупных катастроф (чс) на территории рф в 1992-2000 г.Г.
- 4.1.1. Содержание основных положений фз «о защите населения и территорий от чс природного и техногенного характера»
- Глава I посвящена общим положениям, где в 7 статьях изложены:
- Глава II рассматривает полномочия различных органов власти в области защиты населения и территорий от чс.
- Глава IX посвящена заключительным положениям, где указывается, что:
- 4.1.2. Взгляды политического руководства на защиту населения и территорий от чс
- 4.1.2.1. Состояние нормативно-правовой базы в сфере гражданской защиты
- 4.2. Подготовка руководящего состава органов управления, сил и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях
- Введение
- 4.2.1. Основные направления подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящего состава органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям
- 4.2.2. Подготовка поисково-спасательных формирований и войск гражданской обороны
- 4.2.2.1. Профессиональная подготовка спасателей поисково-спасательных формирований мчс России
- 4.2.2.2. Профессиональная подготовка военнослужащих войск гражданской обороны
- 4.2.3. Организация подготовки населения в области го и защиты от чрезвычайных ситуаций
- Заключение
- 4.3. Инженерная защита населения и территорий
- Введение
- 4.3.1. Инженерные мероприятия по защите населения и территорий
- 3.4.2. Особенности инженерной защиты населения при угрозе чс
- Защита населения в районах размещения объектов атомной энергетики
- Защита населения в районах размещения химически-опасных объектов
- Защита населения в зонах возможного катастрофического затопления Особенности инженерной защиты населения в зонах возможного катастрофического затопления рассмотрена на рис. 4.3.2.
- Заключение
- 4.4. Основы радиационной, химической и биологической защиты в чрезвычайных ситуациях
- Введение
- 4.4.1. Цель, задачи, и содержание, радиационной, химической и биологической защиты
- 4.4.2. Организация рхб защиты в чс
- Раздел I. Краткая физико-географическая и социально-экономическая характеристика субъекта рф и оценка возможной обстановки на его территории.
- Раздел II. Мероприятия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий. В разделе, наряду с другими данными, по рхз указывают:
- 4.5. Медицинская защита населения и личного состава сил го и рсчс
- Введение
- 4.6.1. Характеристика медицинских сил го и рсчс
- 4.5.1.1. Организационная структура и основные задачи федеральной медицинской службы го
- 4.5.1.2. Силы и средства всероссийской службы медицины катастроф
- 4.5.2. Медицинская защита населения и личного состава сил рсчс
- 4.5.3. Организация санитарно-противоэпидемических мероприятий в зонах чс
- Заключение
- 4.6. Организация и проведение эвакомероприятий
- Литература