logo
ТОМ 1

2.2.2. Порядок разработки, корректировки и уточнения плана

Следует отметить, что типовой порядок организации планирования мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС на всех уровнях осуществляется с учетом оценки состояния безопасности территории.

Разработку плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС условно можно разделить на три этапа:

Организационно-подготовительный этап включает:

1. Определение органов исполнительной власти субъектов РФ, исполнительной власти на местах, учреждений и организаций, которые необходимо задействовать в планировании и практическом осуществлении мероприятий по защите населения и территорий. Определение состава исполнителей.

В состав исполнителей, как правило, входят:

2. Изучение и анализ законодательной и нормативно-правовой базы по организации и осуществлению мероприятий в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. Изучение и анализ исполнителями соответствующих документов по планированию и разработке плана:

Изучение вышеперечисленных документов осуществляется под руководством должностного лица, определенного ответственным за разработку Плана.

3. Сбор и обобщение необходимых данных, где предусматривается:

а) выявление объектов и территорий, представляющих существенную опасность для населения. Составление перечня и размещения на территории области потенциально опасных объектов (атомных станций; предприятий, использующих в производстве АХОВ; баз хранения и утилизации (уничтожения) ОВ, АХОВ, предприятий (учреждений), работающих (хранящих) с биологически активными веществами; взрывоопасных и пожароопасных объектов, а также гидроузлов, водохранилищ и других объектов) с необходимыми их характеристиками;

б) проведение глубокого и всестороннего анализа по многолетним статистическим наблюдениям характера и видов аварий, катастроф и стихийных бедствий (техногенного, природного и экологического характера), которые имели место на территории субъекта (города, района, объекта), величин ущерба, сроков, привлекаемых сил и средств для ликвидации их последствий;

в) получение данных от органов военного командования о силах и средствах, выделяемых для ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий по планам взаимодействия;

г) получение исходных данных для планирования от вышестоящих, подчиненных и соседних органов управлений ГОЧС;

д) получение сведений о количестве населенных пунктов и численности населения, которые могут оказаться в зонах ЧС (заражения радиоактивными, химическими и биологическими веществами, а также в зонах пожаров, затоплений, селевых потоков, лавин, цунами и в других опасных районах;

е) уточнение данных о войсках и формированиях ГО, поисковых, поисково-спасательных и других формирований, привлекаемых для ликвидации последствий ЧС, их количество, численность личного состава, техники, обеззараживающих веществ, возможности по защите населения и ведению АСДНР.

С учетом специфики местных условий могут подготавливаться и другие данные.

4. Органом управление ГОЧС подготавливается проект приказа НГО субъекта РФ (города, района, объекта) по разработке плана действий, где указывается:

5. Составляется календарный план по разработке документов Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС.

В календарном плане по каждому этапу определяется:

Подписывается календарный план председателем комиссии по чрезвычайным ситуациям и утверждается начальником ГО.

Этап практической разработки и оформления документов плана предусматривает:

1. Практическую разработку и оформление документов плана действий.

2. Проведение предварительного согласования со всеми заинтересованными структурами управления, в том числе с органами управлениями по делам ГОЧС соседних субъектов РФ, с региональным центром, органами военного командования, между управлениями городов и отделами сельских районов.

Практическая разработка разделов плана действий заключается в прогнозировании возможной обстановки, которая может сложиться при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий, оценке разрушений, потерь и выработке решения на ликвидацию последствий.

При прогнозировании последствий ЧС во всех случаях необходимо установить (определить):

Исходя из характера и объема предстоящих мероприятий комиссией по чрезвычайным ситуациям, органом управления по делам ГОЧС и службами ГО субъекта РФ (города, района), в части их касающихся, разрабатывается план действий, т.е. осуществляется практическая разработка документов плана.

При разработке плана, чем деятельнее и полнее будут учтены вероятные условия, при которых могут возникать и развиваться стихийные бедствия, производственные аварии и катастрофы, тем реальнее и эффективнее будут разработанные заранее мероприятия. Вместе с тем необходимо помнить, что данные прогнозов являются ориентировочными и должны постоянно корректироваться и уточняться на местах при угрозе и возникновении ЧС.

На завершающей стадии разработки документов плана осуществляется их согласование

Согласование осуществляется как на уровне разработчиков, так и на уровне вышестоящих и взаимодействующих структур управления.

После устранения замечаний и доработки документов План утверждается начальником ГО – Руководителем органа исполнительной власти субъекта РФ (города, района, объекта). Подписывается План председателем комиссии по чрезвычайным ситуациям и начальником органа управления по делам ГОЧС.

План действий субъекта РФ

Подписывается – председателем КЧС субъекта, начальником органа управления по делам ГОЧС субъекта РФ.

Утверждается – главой администрации субъекта (губернатором).

Согласовывается – с начальником РЦ, штабом военного округа ОВК.

Разрабатывается – в 3-х экземплярах.

№ 1 – хранится в главном управлении ГОЧС субъекта.

№ 2 – в МЧС России.

№ 3 – в РЦ.

План действий города

Подписывается – председателем КЧС города, начальником управления ГОЧС города.

Утверждается – мэром города.

Согласовывается – с главным управлением ГОЧС субъекта, ГВК, начальником гарнизона.

Разрабатывается в – 2-х экземплярах.

№ 1 – хранятся в управлении ГОЧС города.

№ 2 – в главном управлении по делам ГОЧС субъекта.

План действий района (городского)

Подписывается – председателем КЧС района, начальником отдела ГОЧС района.

Утверждается – главой администрации района.

Согласовывается – с управлением ГОЧС города, РВК, в/ч расположенной на территории района.

Разрабатывается – в 2-х экземплярах.

№ 1 – хранятся в отделе ГОЧС района.

№ 2 – в управлении по делам ГОЧС города.

План действий района (сельского)

Подписываются – председателем КЧС района, начальником отдела ГОЧС района.

Утверждается – главой администрации района.

Согласовывается – с управлением ГОЧС области, РВК.

Разрабатывается – в 2-х экземплярах.

№ 1 – в отделе ГОЧС района.

№ 2 – в управлении ГОЧС области.

План действий служб ГО субъекта

Подписывается – начальником службы и НШ службы.

Утверждается – главой администрации субъекта.

Согласовывается – с управлением ГОЧС субъекта

Разрабатывается в 1 экземпляре.

План действий объекта экономики и др.

Подписывается – НШ.

Утверждается – руководителем ОЭ.

Согласовывается – с территориальным отделом ГОЧС района (города).

Разрабатывается в 1 экземпляре.

Корректировка плана осуществляется управлением ГОЧС области и соответствующими КЧС в порядке и сроки, установленные старшим начальником, но как правило, 1 раз в год (до 1 февраля). Переработка 1 раз в 5 лет.

Планы действий по предупреждению и ликвидации ЧС уточняются при возникновении угрозы и непосредственно в процессе работ по ликвидации ЧС.

С возникновением стихийных бедствий, природных и техногенных катастроф, при выявлении заражения (загрязнения) окружающей природной среды органы управления РСЧС приводятся в готовность, а также вводятся планы действия (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации ЧС. Уровень задействования органов управления и сил РСЧС зависит от масштаба сложившейся ЧС.

Оперативное планирование аварийно-спасательных и других неотложных работ проводится комиссией по чрезвычайным ситуациям, осуществляющей непосредственное руководство ликвидацией ЧС (для обеспечения ее работы создается оперативный штаб).