Введение
Тематика лекции столь широка и многообразна, что ей посвящаются целые книги и учебные дисциплины ВУЗов. В лекции внимание сосредоточено на некоторых ее аспектах, а именно, на особенностях технологий социальной организации и безопасности человека.
На пороге XXI века стала очевидной невозможность защитить человечество от надвигающейся антропоэкологической катастрофы. Сложилась ситуация, когда транслируемый в будущее традиционный тип развития существенно умножал различные опасности, а защита от них становилась все менее эффективной. В развитии цивилизации стали более явственно проявляться черты, которые уже нельзя было считать прогрессивными; появились проблемы, от решения которых зависит выживание человеческой цивилизации. Ход мирового развития явил перед человечеством ряд глобальных проблем, которые в основном возникли как результат неконтролируемого развития. К ним, в первую очередь, следует отнести: демографическую и экологическую проблемы – вернее целый комплекс проблем, связанных с неблагоприятными процессами в динамике народонаселения и кризисом природной среды. Серьезнейшими глобальными проблемами являются проблемы устойчивости мировой экономики, войны и мира, распространения оружия массового поражения, терроризма, межнациональной и религиозной вражды, энергетическая, проблема истощения невозобновляемых ресурсов и другие. К глобальным проблемам несомненно относятся и хорошо нам знакомые проблемы природных катастроф и проблем техногенной безопасности.
Их появление предвидел еще В.И. Вернадский, предупреждавший, в частности, о «геологической силе» общества, которая может иметь разрушительный характер.
Каждая из глобальных проблем таит в себе угрозу сползания к катастрофе. Поэтому от их решения зависит обеспечение всеобщей безопасности и создание возможностей планетарного управления социоприродными системами, т.е. устойчивым развитием цивилизации. Глобальные проблемы взаимосвязаны, а их решение возможно лишь на пути перехода к устойчивому развитию и становлению ноосферы.
Каждая неразрешенная глобальная проблема порождает угрозы в соответствующих областях человеческой жизнедеятельности. Знание этих угроз позволяет принимать превентивные меры по снижению потенциальной опасности. Это может достигаться:
путем решения проблемы в целом,
ослабления негативного влияния отдельных ее составляющих,
предотвращения конкретных бедствий, возникающих как следствие нерешенной проблемы.
Однако для человечества традиционным является пренебрежение предупредительными мерами, предпочтение отдается конъюнктурным потребностям момента (рис. 1.5.1). В результате, даже осознанные мировой общественностью, опасные тенденции оказываются неучтенными, достигают критического состояния и находят выход в различного рода чрезвычайных ситуациях.
Двадцатый век принес не только новые угрозы человечеству, но и позволил наметить некоторые общие пути противостояния им. Главным из них, несомненно, является идея устойчивого развития. Более десяти лет назад Международная комиссия по охране окружающей среды и развитию охарактеризовала ее как путь социального, экономическою и политического прогресса, позволяющий «удовлетворить нужды настоящего, не подрывая способности и будущих поколений удовлетворять их нужды».
Понятие «устойчивое развитие» возникло именно потому, что развитие, особенно промышленное, оказалось неустойчивым. Это было заложено в самом природопользовании еще при неолите, а на стадии индустриальной цивилизации ситуация в этом плане неизмеримо ухудшилась. Вот почему, охарактеризованная выше, качественная модель (названная моделью неустойчивого развития) экономического и демографического роста, которая ведет к разрушению биосферы и, в конечном счете, к гибели человечества, неприемлема.
Термин «устойчивое развитие» получил широкое распространение после публикации доклада, подготовленного для ООН в 1997 г. Международной комиссией по окружающей среде и развитию, возглавлявшейся Гру Харлсм Брунтланд.
Идеи о выживании и непрерывном развитии человечества высказывались ранее российскими учеными К.Э. Циолковским и В.И. Вернадским. Основоположник теоретической космонавтики впервые выдвинул идею непрерывного развития — бессмертия человеческого рода, которое может быть достигнуто благодаря широкому освоению космоса.
Глубокий анализ концепция устойчивого развития получила на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992 г.).
Важный документ, подписанный в Рио-де-Жанейро, "Повестка дня на 21 век". Этот документ содержит более 100 программ в самых различных областях и по существу представляет первый глобальный план действий, направленный на достижение устойчивого развития.
Итоговые документы конференции в Рио-де-Жанейро подписали большинство стран мира, взяв на себя обязательства разработать национальные стратегии устойчивого развития. В 1996 г. была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, создана соответствующая государственная стратегия.
Согласно проекту Государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации устойчивое развитие трактуется как стабильное социально-экономическое развитие, неразрушающее своей природной основы и обеспечивающее непрерывный прогресс общества.
Первоначально, уделив все внимание эколого-экономическому императиву, стратегия проигнорировала вопросы безопасности. О каких стабильности и прогрессе, характерных для устойчивого развития, может идти речь, если не будут преодолены неблагоприятные демографические проявления, достигнут прочный мир, сняты межэтнические противоречия, преодолены межконфессиональные конфликты, поставлен заслон сепаратизму, терроризму, организованной преступности, обеспечена защита наших граждан от природных и техногенных катастроф, решены другие вопросы национальной безопасности. Сейчас, благодаря нашим предложениям, вопросы природной и техногенной безопасности в ней частично отражены. Однако стратегия в действие не введена.
В 2002 году в деле подготовки к переходу к устойчивому развитию был совершен еще один шаг - в августе-сентябре в Йоханнесбурге прошла Всемирная встреча на высшем уровне по устойчивому развитию, организованная ООН. И хотя она не оказалась столь представительной, как конференция в Рио-де-Жанейро, и на ней не было подписано важных общих договоренностей, она ознаменовала начало перехода к практическим мерам. Многие правительства, неправительственные и межправительственные организации и коммерческие структуры выступили с несколькими сотнями добровольных инициатив в области водных ресурсов, энергетики, сельскохозяйственного производства, защиты от токсичных веществ, сохранения биоразнообразия и т.д.
Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию, принятая всеми участниками Всемирной встречи, провозгласила взятие ими коллективной ответственности за упрочение основ устойчивого развития – экономического, социального развития и охраны окружающей среды – на местном, национальном, региональном и глобальном уровне. Декларация подтвердила приверженность решениям конференции в Рио-де-Жанейро и зафиксировала значительный прогресс в достижении глобального согласия и партнерства народов планеты. Декларация призвала быстро увеличить возможности удовлетворения таких основных потребностей как потребности в чистой воде, санитарии, жилье, энергии, охране здоровья, продовольствии и др. Особое и первоочередное внимание страны, принявшие Декларацию, обязались уделять решению проблем, создающих угрозу устойчивому развитию стран и народов, в том числе хроническому голоду, недоеданию, иностранной оккупации, вооруженным конфликтам, распространению наркотиков, организованной преступности, коррупции, стихийным бедствиям, терроризму, расовой, этнической, религиозной ненависти, ксенофобии, инфекционным и хроническим болезням. Таким образом, в поле зрения встречи попали многие из стратегических рисков.
Решения Йоханнесбургской встречи для всех нас знаменательны прежде всего тем, что наконец вопросы безопасности в официальном порядке признаны ООН составляющим компонентом устойчивого развития.
На встрече Россия, в лице Председателя Правительства Российской Федерации М.М. Касьянова, подтвердила тезис, рожденный самой жизнью, о многообразии моделей устойчивого развития, одна из которых реализуется сейчас в России.
Россия, как глобальный экологический донор, играет, и в будущем будет играть важную роль в поддержании глобального экологического равновесия. Это обусловлено тем, что мы располагаем четвертью мировых лесных ресурсов, обеспечивающих глобальную стабилизацию биосферы. В России в сохранности находятся 20% мировых запасов жидкой пресной воды. В нашей стране за десятилетие более чем на треть сокращены выбросы парниковых газов, что составляет 60% общего мирового сокращения.
Россия предпринимает значительные усилия для создания экономических основ самостоятельного устойчивого развития нашей страны и государств-партнеров. Главное здесь – снятие барьеров и устранение дискриминации в торговле. Как член «большой восьмерки» Россия играет важную роль в разрешении глобального долгового кризиса. С 1996 г. она облегчила долговое бремя развивающихся государств на 35 млрд. долларов, что в абсолютном выражении примерно соответствует вкладу всех остальных членов «восьмерки» вместе взятых, а в отношении к ВВП – в десятки раз выше.
В России формируется гражданское общество. Стратегическая цель государства – создание страны, способной дать достойное и безопасное существование своим гражданам, сохранить достойное место в мировом сообществе. Мы стремимся консолидировать государство, бизнес и общество на базе принципа «благосостояние для большинства», создать социальный порядок, основанный на разделении ответственности власти и субъектов экономики, привести социальные обязательства государства в соответствие с возможностями, обеспечить комплексную безопасность населения, общества, государства, хозяйства, природы.
В целом российская стратегия перехода к устойчивому развитию предусматривает наряду с социальными, экономическими и экологическими аспектами и вопросы управления стратегическими рисками в рамках обеспечения национальной безопасности.
- Содержание
- Управление стратегическими рисками чрезвычайных ситуаций в системе обеспечения национальной безопасности россии
- Стратегические показатели состояния России
- I. Го, рсчс и безопасность россии
- 1.1. Чрезвычайные ситуации – угроза безопасности россии. Классификация чрезвычайных ситуаций. Статистика чрезвычайных ситуаций: анализ, уроки, выводы
- Введение
- Стратегические показатели состояния России
- Термины и определения. Классификация чрезвычайных ситуаций
- Классификация чс
- 1.1.2. Современные тенденции динамики чрезвычайных ситуаций
- Промышленная опасность
- Природная опасность
- О мониторинге чс
- 1.1.3. Основные направления и содержание государственной политики в области предотвращения бедствий и катастроф и смягчения их последствий
- Основные перспективные задачи управления комплексными стратегическими рисками
- 1.1.4. Оценка эффективности государственной политики в области предупреждения и ликвидации чс - как основа обеспечения обратной связи и мониторинга при ее разработке и реализации
- Заключение
- 1.2. Концепция национальной безопасности и военная доктрина российской федерации
- Введение
- 1.2.1. Основы обеспечения национальной безопасности. Роль и место гражданской защиты в системе национальной безопасности российской федерации
- 1.2.2. Основные положения концепции национальной безопасности российской федерации
- 1.2.3. Основные положения военной доктрины российской федерации
- Заключение
- 1.3. Исторические аспекты развития системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
- 1.4. Рсчс и гражданская оборона на региональном и территориальном уровнях
- 1.4.1. Работа по созданию и совершенствованию территориальной подсистемы рсчс
- 1.4.1.1. Совершенствование анализа риска возникновения источников техногенных чс и прогнозирования их последствий
- 1.1.4.2. Организация и состояние прогнозирования природных чрезвычайных ситуаций
- 1.4.2. Система гражданской обороны российской федерации на территориальном уровне
- 1.5. Устойчивое развитие: безопасность общества и государства
- Введение
- 1.5.1. Безопасность и устойчивое развитие – новые парадигмы сохранения цивилизации
- 1.5.2. Теория безопасности жизнедеятельности человека - основа новых мировоззренческих подходов к организации жизни общества и стратегии развития
- Способы управления рисками различных видов катастроф
- 1.5.3. Россия на пути к устойчивому развитию: состояние природной и техногенной безопасности, способы ее обеспечения
- Меры по снижению рисков и смягчению последствий чс по этапам ее развития
- Заключение
- 1.6. Обстановка с пожарами в мире и стране, ее прогнозы на XXI век
- Введение
- 1.6.1. Зачем нужна пожарная статистика
- 1.6.2. Что такое пожарная статистика
- 1.6.3. Кто занимается пожарной статистикой
- 1.6.4. Источники информации
- 1.6.5. Обстановка с пожарами в мире
- Страны мира, имеющие больше всего зарегистрированных пожаров
- Ориентировочная ежегодная стоимость пожаров в сша
- Заключение
- II. Планирование мероприятий рсчс и го и управление ими в субъектах рф
- 2.1. Основы управления мероприятиями рсчс и го
- Введение
- 2.1.1. Сущность и основные положения управления рсчс и го
- 2.1.1. Система управления рсчс и го, режимы и методы работы
- 2.1.3. Роль нормативно-правовой базы в повышении эффективности управления мероприятиями по защите от чрезвычайных ситуаций
- Заключение
- 2.2. Основы планирования мероприятий рсчс и го
- Введение
- 2.2.1. Структура и содержание плана действий по предупреждению и ликвидации чс
- 2.2.1.1. Краткая географическая и социально-экономическая характеристика субъекта Российской Федерации и оценка возможной обстановки на его территории
- 2.2.1.2. Мероприятия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий
- Приложения
- 2.2.2. Порядок разработки, корректировки и уточнения плана
- Особенности планирования мероприятий гражданской обороны
- Заключение
- 2.3. Основы организационного проектирования многофункциональной пожарно-спасательной службы
- Введение
- 2.3.1. Сущность организационного проектирования систем
- 2.3.2. Основные принципы и этапы организационного проектирования многофункциональной пожарно-спасательной службы
- 2.3.3. Методологические основы проектирования многофункциональной пожарно-спасательной службы
- 2.3.4. Методологические основы обоснования числа пожарно-спасательных депо
- Пример расчета числа пожарных депо (для Москвы)
- 2.3.5. Методологические основы нормирования числа пожарных и аварийно-спасательных автомобилей
- 2.3.6. Практические рекомендации по нормированию числа депо и автомобилей многофункциональной пожарно-спасательной службы
- Аварийно-спасательный автомобиль быстрого реагирования
- Вариант нормирования автомобилей1 и депо гпс по типам автомобилей, видам депо и их количеству
- 2.4. Организация связи и оповещения в го и рсчс
- 2.4.1. Организация связи
- 2.4.2. Организация оповещения
- 2.5. Морально-психологическое обеспечение: сущность и содержание
- Введение
- 2.5.1. Характеристика морально-психологического обеспечения
- 2.5.2 Методы и формы морально-психологического обеспечения
- Заключение
- III. Роль рсчс в предупреждении чрезвычайных ситуаций
- 3.1.Основы государственной политики по обеспечению безопасности в техносфере
- 3.1.1. Научные проблемы безопасности техногенной сферы
- 3.1.1.1. Основные аспекты безопасности техногенной сферы
- 3.1.1.2. Угрозы техногенной безопасности и разработка мер по их устранению
- Вероятность крупных аварий (1 год)
- 3.1.1.3. Угрозы технологической безопасности
- 3.1.1.4. Цели стратегии технологической безопасности, механизмы и направления парирования опасностей
- 3.1.1.5. Объекты системы технологической безопасности
- 1.2. Научные проблемы и перспективы развития производственного комплекса техносферы
- 3.1.2.1. Приоритетность научного и технического развития машиностроительного комплекса
- 3.1.2.2. Основы развития машиностроительного комплекса
- 3.1.2.3. Научно-технические разработки проблем машиностроения
- 3.1.2.4. Задачи Российской академии наук по решению научных проблем машиностроения
- 3.1.2.5. Организационные и финансовые основы развития машиностроительного комплекса
- 3.2. Организация мониторинга, прогнозирования чрезвычайных ситуаций и их последствий
- Введение
- 3.2.1. Организация наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов
- 3.2.2. Система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций
- Заключение
- Приказ №483
- Министерство российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
- Положение
- I. Общие положения
- II. Основные задачи Центра
- III. Основные функции Центра
- IV. Полномочия Центра
- 3.3. Новые информационные технологии в управлении
- Введение
- 3.3.1. Информационные технологии и их применение при принятии управленческих решений в мчс россии
- 3.3.1.1. Информационные технологии, применяемые в мчс России
- 3.1.2. Планируемое состояние аиус рсчс к 2005 году
- 3.1.2.2. Создание Ситуационного центра мчс России
- Содержание первого этапа
- Содержание второго этапа
- 3.4. Органы надзора и контроля, специально уполномоченные в области промышленной безопасности и защиты населения
- Введение
- Динамика аварийности на предприятиях, подконтрольных Федеральному горному и промышленному надзору России
- 3.4.1. Задачи, структура специально уполномоченного органа в области промышленной безопасности
- 3.4.1.1. Задачи, структура специально уполномоченного органа
- 3.4.1.2. Основные направления обеспечения промышленной безопасности
- 3.4.1.3. Задачи Госгортехнадзора России
- 3.4.1.4. Государственный пожарный надзор
- 3.4.2. Организация взаимодействия органов управления гочс с надзорными и контрольными органами в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий
- Министерство российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий федеральный горный и промышленный надзор россии приказ
- Приказываем:
- Положение о Федеральном горном и промышленном надзоре России1
- Кодекс российской федерации об административных правонарушениях
- 3.5. Теория и практика анализа и управления риском чрезвычайных ситуаций в контексте устойчивого развития россии
- Введение
- 3.5.1. Научные основы устойчивого развития современной цивилизации
- 3.5.2 Методологические основы анализа и управления риском чрезвычайных ситуаций
- Структура техногенных чс на территории России
- Структура природных чс на территории России
- Частоты опасных событий
- Подходы к прогнозированию чрезвычайных ситуаций
- 3.5.3. Оценка и прогноз стратегических рисков современной россии
- Стратегические показатели состояния России
- Формализация катастроф и кризисов
- Сферы жизнедеятельности и показатели риска
- Перечень стратегических рисков в политической сфере
- Перечень стратегических рисков в экономической сфере
- Перечень стратегических рисков в социальной сфере
- Перечень стратегических рисков в научно-технической сфере
- Перечень стратегических рисков в природной и техногенной сферах
- Значимость сфер жизнедеятельности государства
- Перечень наиболее значимых стратегических рисков
- Заключение
- 3.6. Основы устойчивости функционирования объектов экономики и территорий
- Введение
- 3.6.1. Общие требования по повышению устойчивости отраслевых и территориальных звеньев экономики
- 3.6.2. Защита населения и обесепчение жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях
- 3.6.3. Рациональное размещение производительных сил
- 3.6.4. Подготовка отраслей экономики к работе в чрезвычайных ситуациях
- 3.6.5. Подготовка к выполнению работ по восстановлению экономики в чрезвычайных ситуациях
- 3.6.6. Подготовка системы управления экономикой для решения задач в чрезвычайных ситуациях
- 3.7. Риск, прогноз, нелинейная динамика
- Введение
- 3.7.1. Предсказуемость и анализ сложных систем
- 3.7.1.1. Динамический хаос и фундаментальные ограничения в области прогноза
- 3.7.1.2. Управление рисками и прогноз редких катастрофических событий
- 3.7.1.3. Парадигма сложности и теория самоорганизованной критичности
- 3.7.1.4. Почему нам удается предсказывать?
- 3.7.2. Прогноз и динамика сложных социально‑технологических систем
- 3.7.2.1. Моделирование развития высшей школы
- 3.3.2.2. На пути к "социологии быстрого реагирования"
- 3.7.2.4. Теоретическая история или поиск альтернатив
- IV. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
- 4.1. Федеральный закон «о защите населения и территорий от чс природного и техногенного характера». Основы государственной политики рф в области защиты населения и территорий от чс»
- Введение
- Число крупных катастроф (чс) на территории рф в 1992-2000 г.Г.
- 4.1.1. Содержание основных положений фз «о защите населения и территорий от чс природного и техногенного характера»
- Глава I посвящена общим положениям, где в 7 статьях изложены:
- Глава II рассматривает полномочия различных органов власти в области защиты населения и территорий от чс.
- Глава IX посвящена заключительным положениям, где указывается, что:
- 4.1.2. Взгляды политического руководства на защиту населения и территорий от чс
- 4.1.2.1. Состояние нормативно-правовой базы в сфере гражданской защиты
- 4.2. Подготовка руководящего состава органов управления, сил и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях
- Введение
- 4.2.1. Основные направления подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящего состава органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям
- 4.2.2. Подготовка поисково-спасательных формирований и войск гражданской обороны
- 4.2.2.1. Профессиональная подготовка спасателей поисково-спасательных формирований мчс России
- 4.2.2.2. Профессиональная подготовка военнослужащих войск гражданской обороны
- 4.2.3. Организация подготовки населения в области го и защиты от чрезвычайных ситуаций
- Заключение
- 4.3. Инженерная защита населения и территорий
- Введение
- 4.3.1. Инженерные мероприятия по защите населения и территорий
- 3.4.2. Особенности инженерной защиты населения при угрозе чс
- Защита населения в районах размещения объектов атомной энергетики
- Защита населения в районах размещения химически-опасных объектов
- Защита населения в зонах возможного катастрофического затопления Особенности инженерной защиты населения в зонах возможного катастрофического затопления рассмотрена на рис. 4.3.2.
- Заключение
- 4.4. Основы радиационной, химической и биологической защиты в чрезвычайных ситуациях
- Введение
- 4.4.1. Цель, задачи, и содержание, радиационной, химической и биологической защиты
- 4.4.2. Организация рхб защиты в чс
- Раздел I. Краткая физико-географическая и социально-экономическая характеристика субъекта рф и оценка возможной обстановки на его территории.
- Раздел II. Мероприятия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий. В разделе, наряду с другими данными, по рхз указывают:
- 4.5. Медицинская защита населения и личного состава сил го и рсчс
- Введение
- 4.6.1. Характеристика медицинских сил го и рсчс
- 4.5.1.1. Организационная структура и основные задачи федеральной медицинской службы го
- 4.5.1.2. Силы и средства всероссийской службы медицины катастроф
- 4.5.2. Медицинская защита населения и личного состава сил рсчс
- 4.5.3. Организация санитарно-противоэпидемических мероприятий в зонах чс
- Заключение
- 4.6. Организация и проведение эвакомероприятий
- Литература