logo
ТОМ 1

3.1.1.5. Объекты системы технологической безопасности

В соответствии с данными п.п. 3.1.1.4.1-3.1.1.4 объектами системы технологи­ческой безопасности определены:

«Концепция национальной безопасности Российской Федерации» в качестве важнейшего ресурсосберегающего фактора определяет научно-технический и интеллектуальный потенциал страны и систему регулируе­мого на государственном уровне образования, подготовки и переподготов­ки кадров в области безопасности. При этом первоочередной задачей в концепции и стратегии технологической безопасности должно стать изменение или перелом в негативной тенденции ускоренного разрушения этого потенциала. Одним из экономических механизмов такого изменения должно стать государственное регулирование относительных показателей поддержки научно-технической сферы (в области оплаты труда приемле­мым должен быть показатель 1,5-2,0 по сравнению со средней оплатой труда в стране, и не менее 0,2-0,25 по сравнению с максимальной оплатой). В области образовательных технологий должна произойти переоценка значимости специалистов естественнонаучного профиля по отношению к гуманитарно-социальному (в соотношении 0,75 к 0,25, как это имело место в нашей стране на протяжении десятилетий, и как это сохраняется в передовых странах).

Постиндустриальная, высокотехнологическая и интеллектуаль­но развитая эпоха развития нашей страны и других стран в ХХI веке в качестве системообразующего элемента будет использовать принципиально новую и защищенную от уже реализуемых угроз информационную сферу. Получение и защита новых знаний как таковых, компьютерных баз знаний, телекоммуникационных потоков высоких и сверхвысоких частот и плотностей дает новый импульс в развитии методов и средств информа­тизации. Однако, если предыдущие этапы информатизации имели своей целью преимущественно наращивание ее возможностей, то в ближайшей перспективе определяющей должна стать проблема информационной безопасности. Информационные катастрофы с учетом несанкционирован­ных воздействий и устойчивых вирусов уже в начале века могут оказаться сравнимыми по своим последствиям с природно-техногенными катастро­фами. Повестка дня ООН на ХХI век, принятая в Рио-де-Жанейро, концепции устойчивого развития и национальной безопасности России придают очень высокие приоритеты природоохранным технологиям с учетом открытых и скрытых трансграничных переносов опасностей, огра­ниченности и часто невозобновляемости природных ресурсов, глобальных нарушений климата и окружающей среды, сокращения биоразнообразия. Конечным итогом этих антропогенных и природных процессов является сужение коридоров возможностей жизнеобеспечения человечества. В связи с этим в системе объектов безопасности технологическая безопасность напрямую смыкается с экологической безопасностью. В то же время для России основополагающий принцип Рио повышения качества жизни сегодня живущего поколения не за счет будущих поколений должен быть уточнен принципом заботы о будущих поколениях, но не за счет числа живущих сегодня.

Промышленное производство было, остается и останется в конце концов материальной основой обеспечения и повышения безопасности человека, общества и среды обитания. Вместе с тем само промышленное производство должно развиваться по обязательным критериям технологи­ческой и техногенной безопасности.

Продовольственная и технологическая безопасность за последние десять лет в России вошли в прямое взаимодействие через сельско­хозяйственное производство и переработку продовольственных ресурсов. Такое взаимодействие объектов общей системы безопасности позволяет создавать как отдельные и связные угрозы безопасности, так и системы защиты и парирования этих угроз. Указанные выше новейшие технологии способны принципиально изменить как само сельское хозяйство, так и структуру продовольственного потребления, сочетающего пополнение энергетических запасов человека и повышение защитных функций организма.

В области энергетики объектами системы технологической безопас­ности оказываются в первую очередь устойчивость технологий энергообес­печения с ростом роли энергосберегающих технологий как самого произ­водства энергии, так и ее потребителя. Интенсификация объемов производ­ства энергии и рост энерговооруженности промышленного производства становится и малоперспективным в ближайшие годы, и бесперспективным в последующие десятилетия.

В транспортной инфраструктуре, как и на протяжении всей истории человеческой цивилизации, закладываются как огромные потенциальные угрозы, так и возможности их предотвращения или уменьшения их последствий. Объектом первостепенного внимания в рамках технологи­ческой безопасности становится снижение этих угроз, оцениваемых в настоящее время в России десятками тысяч человеческих жизней, многомиллиардными экономическими ущербами и нарушениями среды обитания.

В число объектов системы технологической безопасности в связи с временным и пока не до конца определенным снижением уровня военных угроз стало производство, хранение, утилизация и уничтожение исполь­зовавшихся в военном и гражданском комплексах потенциально опасных веществ (радиоактивных, химических, биологических, взрывоопасных). Эти вещества преимущественно создавались для массового и немассового поражения людей и объектов с их периодическим обновлением и ростом удельных поражающих факторов. Вывод их из применения с соблюдением технологической безопасности оказывается чрезмерно дорогим (для ядерно-опасных материалов и объектов стоимость вывода из эксплуатации может в 3-5 раз превышать стоимость их создания и ввода в эксплуатацию).

Технологическая безопасность, как объект системы безопасности техногенной сферы, в настоящее время стала важной составной частью безопасности оборонного комплекса не только в военное, но и в мирное время. Военно-техническое сотрудничество гражданского и военного промышленного производства вытекает из "Концепции национальной безопасности Российской Федерации" как на стадии создания образцов военной техники новых и новейших поколений с использованием научно-технических достижений в гражданском секторе, так и на стадии конверсии военного производства и военной техники.

Системы, силы и средства управления национальной безопасностью в целом, и технологической безопасностью, в частности, предусмат­риваются в жесткой форме Конституцией Российской Федерации и "Концепцией национальной безопасности Российской Федерации".