2.3.3. Методологические основы проектирования многофункциональной пожарно-спасательной службы
Вопросы создания многопрофильной аварийно-спасательной службы страны были поставлены руководством страны более 10 лет назад. С этого времени развитие процесса формирования такой службы шло волнообразным образом – за этапом бурного развития следовал этап застоя. Главным фактором этого процесса являлся фактор неопределенности политической воли в решении данного вопроса.
Начало процесса формирования многопрофильной аварийно-спасательной службы страны было положено в середине 1989 года, когда была образована Государственная комиссия Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, основной задачей которой, было создание единой государственной системы обеспечения безопасности населения от промышленных катастроф, аварий и стихийных бедствий.
В том же 1989 году на базе пожарной охраны были созданы региональные спасательные отряды (РСО) и специализированные части для проведения первоочередных аварийно-спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций (ЧС).
Следующим этапом создания Единой аварийно-спасательной службы страны явилось Постановление Кабинета Министров СССР от 23 июня 1991 г. № 394 “О совершенствовании организации аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий”. Данным постановлением принималось предложение Государственной комиссии по чрезвычайным ситуациям о создании в рамках Общесоюзной системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях на базе пожарной охраны и ведомственных аварийно-спасательных служб аварийно-спасательной службы страны.
Известные события не позволили реализовать это важное и нужное решение.
В ряду других событий последующих лет следует отметить неоднократное изменение названия противопожарной службы: «Пожарная охрана», «Противопожарная и аварийно-спасательная служба», «Государственная противопожарная служба».
Параллельно формировалась и развивалась Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.
В настоящее время работы по созданию единой многофункциональной службы спасения получили новый импульс на высшем государственном уровне.
Такая постановка вопроса носит объективный характер.
Во-первых, изменения, происходящие во всех сферах общественной жизни страны, связанные, прежде всего, с коренным перераспределением функций на всех уровнях управления государством естественным образом оказали существенное влияние на пересмотр организационно-функциональных аспектов функционирования различных аварийно-спасательных служб (АСС). Так, с 1 января 2002 г. Государственная противопожарная служба подчинена Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, и полным ходом идет подготовка к созданию новой пожарно-спасательной службы страны.
Во-вторых, практика обеспечения безопасности новой экономики характеризуется значительным ростом различных видов опасностей (химической, биологической, радиационной, терроризма и др.), которые в настоящее время представляют реальную угрозу обществу, а также потребностью нового общества в надежной системе защиты от них.
Поскольку вопросам создания многофункциональной пожарно-спасательной службы уделяется пристальное внимание в Администрации президента, Правительстве Российской Федерации, Государственной Думе, то этот процесс, безусловно, должен носить научно-практический характер.
В Академии ГПС МЧС России начиная с 60-х годов прошлого столетия стали заниматься проблемой научного обоснования организации противопожарной службы, а к середине 90-х годов академиком РАЕН, д.т.н. Н.Н. Брушлинским уже была построена развитая математическая теория функционирования противопожарных служб городов и объектов народного хозяйства, а также разработаны на ее основе нормативы по организации пожарной охраны в городах: ВСН-2-85 (Москва), ВСН-1-89 (Ленинград), СНиП 2.07.01-89 (Градостроительство), НПБ-101-95 (нормы проектирования объектов пожарной охраны).
В конце 90-х годов под руководством академика РАЕН, д.т.н. Н.Н. Брушлинского в Академии ГПС начала формироваться научная база создания единой многофункциональной службы спасения, которая в настоящее время располагает мощным набором инструментов и технологий поддержки принятия решения в этом непростом, но очень важном вопросе.
В рамках данного направления проводились исследования вопросов расширения функций Государственной противопожарной службы.
В рамках этих исследований были получены следующие результаты:
На основе изучения специальной литературы, отражающей исторические аспекты, современную организацию и тенденции развития противопожарных и аварийно-спасательных служб многих стран мира, сделан вывод о том, что мобильной, хорошо организованной, круглосуточно функционирующей противопожарной службе всегда вменялось в обязанность активное участие не только в пожаротушении, но и в ликвидации других ЧС, возникающих на обслуживаемой ею территории.
Проведенный в ряде городов России и ближнего зарубежья, анализ загрузки боевой работой оперативных подразделений противопожарной службы на основных пожарных автомобилях показал, что в большинстве городов (исключение составляют крупные и крупнейшие города) время их занятости боевыми действиями позволяет существенно расширить сферу деятельности этих подразделений.
Как показывает опыт развитых стран мира (США, ФРГ, Франции, Японии и др.), расширение функций ГПС возможно за счет оказания технической и первой медицинской помощи, а также выполнения сложных спасательных работ, специфика которых близка к основным функциям оперативных подразделений ГПС, например: участие в ликвидации дорожно-транспортных происшествий; затопления зданий и сооружений, и т.п. По сути, противопожарная служба в развитых странах мира давно превратилась в многофункциональную аварийно-спасательную службу при сохранении своего исторического названия. При этом вызовы на пожар всегда обладают наивысшим приоритетом в обслуживании, в сравнении с остальными типами вызовов.
Исследование процесса функционирования аварийных служб городов показало, что все аварийные службы, по характеру проводимых ими работ следует разделить на две большие группы: аварийно-спасательные и аварийно-ремонтные службы. К первым, в частности, относятся: противопожарная служба, милиция, скорая медицинская помощь и другие спасательные подразделения. Ко вторым можно отнести ремонтные бригады по обслуживанию газовой, водопроводной, электрической, тепловой сетей и других городских коммуникаций. В связи с этим, при расширении функций ГПС необходимо учитывать оперативный аварийно-спасательный характер ее деятельности. А значит, поручать ей ремонтно-восстановительные или иные функции нецелесообразно.
На основе анализа процесса взаимодействия АСС и ЧС было установлено, что наиболее вероятной областью расширения функций ГПС является область мелко- и среднемасштабных ЧС. Сил и средств городов для ликвидации ЧС этого масштаба обычно бывает достаточно. К ликвидации таких ЧС регулярно привлекаются оперативные подразделения ГПС. Мелко- и среднемасштабные ЧС являются самыми массовыми в жизни современных городов, а значит в первую очередь от них необходимо защищать население. Вместе с тем, ГПС, чаще всего, — единственная полновесная городская АСС.
В результате исследований характера оперативного функционирования различных АСС был сделан вывод о том, что процессы их оперативного функционирования описываются общими статистическими закономерностями, а именно: потоки вызовов различных АСС подчиняются закону Пуассона, а время занятости обслуживанием вызова - закону Эрланга того или иного порядка.
Это позволило предположить и доказать, что моделирование процесса оперативной деятельности различных АСС (таких как неотложная медицинская помощь, газоспасательная служба, различные аварийно-технические службы и др.) возможно проводить на единой методологической базе разработанной профессором Брушлинским Н.Н. А значит и решение вопросов о расширении функций ГПС целесообразно проводить с использованием этой методологической базы.
Кроме того, исследование показало принципиальную возможность расширения функций ГПС, прежде всего, за счет использования резерва свободного времени и технических возможностей подразделений на специальных пожарных автомобилях (АЛ, КП, АСО, АТ, АТС и т.п.). При этом расширение функций ГПС следует производить, прежде всего, за счет выполнения работ, не требующих технического перевооружения и переквалификации личного состава.
На основании представленных результатов исследования была разработана методологическая база создания многофункциональной пожарно-спасательной службы.
Основные содержательные аспекты:
Расширение функций Государственной противопожарной службы – основа создания многофункциональной пожарно-спасательной службы.
Многофункциональная пожарно-спасательная служба – городская служба, выполняющая большой спектр аварийно-спасательных работ, таких как:
тушение пожаров;
сложное техническое спасание;
проведение первоочередных аварийно-спасательных работ в зонах ЧС;
осуществление сложных технических работ;
участие в ликвидации специфических аварий;
первая доврачебная помощь больным и пострадавшим в ЧС, а также их транспортировка к местам оказания необходимой врачебной помощи.
Выполнение последних двух функций возможно при соответствующем решении правовых, технических и кадровых вопросов.
Привлечение к участию в ликвидация крупномасштабных чрезвычайных ситуаций оперативных подразделений МПСС целесообразно только на начальном этапе, до прибытия основных сил и средств МЧС. Это обусловлено, прежде всего, существенным различием параметров проектирования и функционирования оперативных служб, реагирующих на мелкомасштабные и крупномасштабные ЧС (например: время сбора и выезда, время следования, время обслуживания, время локализации и ликвидации, время возвращения, время восстановления боевой готовности или время постановки в боевой расчет, площадь обслуживаемой подразделением территории, средства доставки личного состава и техники, количество технических средств и личного состава, а также многое другое не просто различные, а часто диаметрально противоположные). Кроме того, самым важным фактором определяющим локальное участие подразделений МПСС в ликвидации крупномасштабных ЧС является фактический отказ в обслуживании вызовов на мелкомасштабные ЧС (в том числе в проведении спасательных работ, тушении пожаров и т.п.) в период времени занятости обслуживанием крупномасштабных ЧС, требующих, как правило, привлечения не только основных, но и резервных сил и средств МПСС, т.е. обслуживать рядовые вызовы (за которыми также как и в случае крупномасштабных ЧС стоят судьбы и жизни людей) будет просто некому.
Поручать многофункциональной пожарно-спасательной службе выполнение ремонтно-восстановительных работ (например, ликвидация последствий аварий – восстановление и ремонт коммуникаций, уборка места аварии и т.п.), а также иных спасательных работ не носящих неотложный оперативный характер (например, снятие с дерева животных или поимка улетевших из улья пчел) нецелесообразно, поскольку резко снизит эффективность ее деятельности по выполнению основных функций.
Осуществить организационное проектирование многофункциональной пожарно-спасательной службы возможно на единой методологической базе разработанной в Академии ГПС.
Организационной основой многофункциональной пожарно-спасательной службы являются подразделения Государственной противопожарной службы (управления, отряды, части), поскольку других подразделений аналогичных служб в большинстве городах просто нет.
В ряде городов имеются поисково-спасательные отряды, немногочисленные по своему составу, но хорошо технически вооруженные для проведения различных технических и спасательных работ. Они также составят основу территориальных подразделений МПСС.
- Содержание
- Управление стратегическими рисками чрезвычайных ситуаций в системе обеспечения национальной безопасности россии
- Стратегические показатели состояния России
- I. Го, рсчс и безопасность россии
- 1.1. Чрезвычайные ситуации – угроза безопасности россии. Классификация чрезвычайных ситуаций. Статистика чрезвычайных ситуаций: анализ, уроки, выводы
- Введение
- Стратегические показатели состояния России
- Термины и определения. Классификация чрезвычайных ситуаций
- Классификация чс
- 1.1.2. Современные тенденции динамики чрезвычайных ситуаций
- Промышленная опасность
- Природная опасность
- О мониторинге чс
- 1.1.3. Основные направления и содержание государственной политики в области предотвращения бедствий и катастроф и смягчения их последствий
- Основные перспективные задачи управления комплексными стратегическими рисками
- 1.1.4. Оценка эффективности государственной политики в области предупреждения и ликвидации чс - как основа обеспечения обратной связи и мониторинга при ее разработке и реализации
- Заключение
- 1.2. Концепция национальной безопасности и военная доктрина российской федерации
- Введение
- 1.2.1. Основы обеспечения национальной безопасности. Роль и место гражданской защиты в системе национальной безопасности российской федерации
- 1.2.2. Основные положения концепции национальной безопасности российской федерации
- 1.2.3. Основные положения военной доктрины российской федерации
- Заключение
- 1.3. Исторические аспекты развития системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
- 1.4. Рсчс и гражданская оборона на региональном и территориальном уровнях
- 1.4.1. Работа по созданию и совершенствованию территориальной подсистемы рсчс
- 1.4.1.1. Совершенствование анализа риска возникновения источников техногенных чс и прогнозирования их последствий
- 1.1.4.2. Организация и состояние прогнозирования природных чрезвычайных ситуаций
- 1.4.2. Система гражданской обороны российской федерации на территориальном уровне
- 1.5. Устойчивое развитие: безопасность общества и государства
- Введение
- 1.5.1. Безопасность и устойчивое развитие – новые парадигмы сохранения цивилизации
- 1.5.2. Теория безопасности жизнедеятельности человека - основа новых мировоззренческих подходов к организации жизни общества и стратегии развития
- Способы управления рисками различных видов катастроф
- 1.5.3. Россия на пути к устойчивому развитию: состояние природной и техногенной безопасности, способы ее обеспечения
- Меры по снижению рисков и смягчению последствий чс по этапам ее развития
- Заключение
- 1.6. Обстановка с пожарами в мире и стране, ее прогнозы на XXI век
- Введение
- 1.6.1. Зачем нужна пожарная статистика
- 1.6.2. Что такое пожарная статистика
- 1.6.3. Кто занимается пожарной статистикой
- 1.6.4. Источники информации
- 1.6.5. Обстановка с пожарами в мире
- Страны мира, имеющие больше всего зарегистрированных пожаров
- Ориентировочная ежегодная стоимость пожаров в сша
- Заключение
- II. Планирование мероприятий рсчс и го и управление ими в субъектах рф
- 2.1. Основы управления мероприятиями рсчс и го
- Введение
- 2.1.1. Сущность и основные положения управления рсчс и го
- 2.1.1. Система управления рсчс и го, режимы и методы работы
- 2.1.3. Роль нормативно-правовой базы в повышении эффективности управления мероприятиями по защите от чрезвычайных ситуаций
- Заключение
- 2.2. Основы планирования мероприятий рсчс и го
- Введение
- 2.2.1. Структура и содержание плана действий по предупреждению и ликвидации чс
- 2.2.1.1. Краткая географическая и социально-экономическая характеристика субъекта Российской Федерации и оценка возможной обстановки на его территории
- 2.2.1.2. Мероприятия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий
- Приложения
- 2.2.2. Порядок разработки, корректировки и уточнения плана
- Особенности планирования мероприятий гражданской обороны
- Заключение
- 2.3. Основы организационного проектирования многофункциональной пожарно-спасательной службы
- Введение
- 2.3.1. Сущность организационного проектирования систем
- 2.3.2. Основные принципы и этапы организационного проектирования многофункциональной пожарно-спасательной службы
- 2.3.3. Методологические основы проектирования многофункциональной пожарно-спасательной службы
- 2.3.4. Методологические основы обоснования числа пожарно-спасательных депо
- Пример расчета числа пожарных депо (для Москвы)
- 2.3.5. Методологические основы нормирования числа пожарных и аварийно-спасательных автомобилей
- 2.3.6. Практические рекомендации по нормированию числа депо и автомобилей многофункциональной пожарно-спасательной службы
- Аварийно-спасательный автомобиль быстрого реагирования
- Вариант нормирования автомобилей1 и депо гпс по типам автомобилей, видам депо и их количеству
- 2.4. Организация связи и оповещения в го и рсчс
- 2.4.1. Организация связи
- 2.4.2. Организация оповещения
- 2.5. Морально-психологическое обеспечение: сущность и содержание
- Введение
- 2.5.1. Характеристика морально-психологического обеспечения
- 2.5.2 Методы и формы морально-психологического обеспечения
- Заключение
- III. Роль рсчс в предупреждении чрезвычайных ситуаций
- 3.1.Основы государственной политики по обеспечению безопасности в техносфере
- 3.1.1. Научные проблемы безопасности техногенной сферы
- 3.1.1.1. Основные аспекты безопасности техногенной сферы
- 3.1.1.2. Угрозы техногенной безопасности и разработка мер по их устранению
- Вероятность крупных аварий (1 год)
- 3.1.1.3. Угрозы технологической безопасности
- 3.1.1.4. Цели стратегии технологической безопасности, механизмы и направления парирования опасностей
- 3.1.1.5. Объекты системы технологической безопасности
- 1.2. Научные проблемы и перспективы развития производственного комплекса техносферы
- 3.1.2.1. Приоритетность научного и технического развития машиностроительного комплекса
- 3.1.2.2. Основы развития машиностроительного комплекса
- 3.1.2.3. Научно-технические разработки проблем машиностроения
- 3.1.2.4. Задачи Российской академии наук по решению научных проблем машиностроения
- 3.1.2.5. Организационные и финансовые основы развития машиностроительного комплекса
- 3.2. Организация мониторинга, прогнозирования чрезвычайных ситуаций и их последствий
- Введение
- 3.2.1. Организация наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов
- 3.2.2. Система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций
- Заключение
- Приказ №483
- Министерство российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
- Положение
- I. Общие положения
- II. Основные задачи Центра
- III. Основные функции Центра
- IV. Полномочия Центра
- 3.3. Новые информационные технологии в управлении
- Введение
- 3.3.1. Информационные технологии и их применение при принятии управленческих решений в мчс россии
- 3.3.1.1. Информационные технологии, применяемые в мчс России
- 3.1.2. Планируемое состояние аиус рсчс к 2005 году
- 3.1.2.2. Создание Ситуационного центра мчс России
- Содержание первого этапа
- Содержание второго этапа
- 3.4. Органы надзора и контроля, специально уполномоченные в области промышленной безопасности и защиты населения
- Введение
- Динамика аварийности на предприятиях, подконтрольных Федеральному горному и промышленному надзору России
- 3.4.1. Задачи, структура специально уполномоченного органа в области промышленной безопасности
- 3.4.1.1. Задачи, структура специально уполномоченного органа
- 3.4.1.2. Основные направления обеспечения промышленной безопасности
- 3.4.1.3. Задачи Госгортехнадзора России
- 3.4.1.4. Государственный пожарный надзор
- 3.4.2. Организация взаимодействия органов управления гочс с надзорными и контрольными органами в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий
- Министерство российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий федеральный горный и промышленный надзор россии приказ
- Приказываем:
- Положение о Федеральном горном и промышленном надзоре России1
- Кодекс российской федерации об административных правонарушениях
- 3.5. Теория и практика анализа и управления риском чрезвычайных ситуаций в контексте устойчивого развития россии
- Введение
- 3.5.1. Научные основы устойчивого развития современной цивилизации
- 3.5.2 Методологические основы анализа и управления риском чрезвычайных ситуаций
- Структура техногенных чс на территории России
- Структура природных чс на территории России
- Частоты опасных событий
- Подходы к прогнозированию чрезвычайных ситуаций
- 3.5.3. Оценка и прогноз стратегических рисков современной россии
- Стратегические показатели состояния России
- Формализация катастроф и кризисов
- Сферы жизнедеятельности и показатели риска
- Перечень стратегических рисков в политической сфере
- Перечень стратегических рисков в экономической сфере
- Перечень стратегических рисков в социальной сфере
- Перечень стратегических рисков в научно-технической сфере
- Перечень стратегических рисков в природной и техногенной сферах
- Значимость сфер жизнедеятельности государства
- Перечень наиболее значимых стратегических рисков
- Заключение
- 3.6. Основы устойчивости функционирования объектов экономики и территорий
- Введение
- 3.6.1. Общие требования по повышению устойчивости отраслевых и территориальных звеньев экономики
- 3.6.2. Защита населения и обесепчение жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях
- 3.6.3. Рациональное размещение производительных сил
- 3.6.4. Подготовка отраслей экономики к работе в чрезвычайных ситуациях
- 3.6.5. Подготовка к выполнению работ по восстановлению экономики в чрезвычайных ситуациях
- 3.6.6. Подготовка системы управления экономикой для решения задач в чрезвычайных ситуациях
- 3.7. Риск, прогноз, нелинейная динамика
- Введение
- 3.7.1. Предсказуемость и анализ сложных систем
- 3.7.1.1. Динамический хаос и фундаментальные ограничения в области прогноза
- 3.7.1.2. Управление рисками и прогноз редких катастрофических событий
- 3.7.1.3. Парадигма сложности и теория самоорганизованной критичности
- 3.7.1.4. Почему нам удается предсказывать?
- 3.7.2. Прогноз и динамика сложных социально‑технологических систем
- 3.7.2.1. Моделирование развития высшей школы
- 3.3.2.2. На пути к "социологии быстрого реагирования"
- 3.7.2.4. Теоретическая история или поиск альтернатив
- IV. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
- 4.1. Федеральный закон «о защите населения и территорий от чс природного и техногенного характера». Основы государственной политики рф в области защиты населения и территорий от чс»
- Введение
- Число крупных катастроф (чс) на территории рф в 1992-2000 г.Г.
- 4.1.1. Содержание основных положений фз «о защите населения и территорий от чс природного и техногенного характера»
- Глава I посвящена общим положениям, где в 7 статьях изложены:
- Глава II рассматривает полномочия различных органов власти в области защиты населения и территорий от чс.
- Глава IX посвящена заключительным положениям, где указывается, что:
- 4.1.2. Взгляды политического руководства на защиту населения и территорий от чс
- 4.1.2.1. Состояние нормативно-правовой базы в сфере гражданской защиты
- 4.2. Подготовка руководящего состава органов управления, сил и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях
- Введение
- 4.2.1. Основные направления подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящего состава органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям
- 4.2.2. Подготовка поисково-спасательных формирований и войск гражданской обороны
- 4.2.2.1. Профессиональная подготовка спасателей поисково-спасательных формирований мчс России
- 4.2.2.2. Профессиональная подготовка военнослужащих войск гражданской обороны
- 4.2.3. Организация подготовки населения в области го и защиты от чрезвычайных ситуаций
- Заключение
- 4.3. Инженерная защита населения и территорий
- Введение
- 4.3.1. Инженерные мероприятия по защите населения и территорий
- 3.4.2. Особенности инженерной защиты населения при угрозе чс
- Защита населения в районах размещения объектов атомной энергетики
- Защита населения в районах размещения химически-опасных объектов
- Защита населения в зонах возможного катастрофического затопления Особенности инженерной защиты населения в зонах возможного катастрофического затопления рассмотрена на рис. 4.3.2.
- Заключение
- 4.4. Основы радиационной, химической и биологической защиты в чрезвычайных ситуациях
- Введение
- 4.4.1. Цель, задачи, и содержание, радиационной, химической и биологической защиты
- 4.4.2. Организация рхб защиты в чс
- Раздел I. Краткая физико-географическая и социально-экономическая характеристика субъекта рф и оценка возможной обстановки на его территории.
- Раздел II. Мероприятия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий. В разделе, наряду с другими данными, по рхз указывают:
- 4.5. Медицинская защита населения и личного состава сил го и рсчс
- Введение
- 4.6.1. Характеристика медицинских сил го и рсчс
- 4.5.1.1. Организационная структура и основные задачи федеральной медицинской службы го
- 4.5.1.2. Силы и средства всероссийской службы медицины катастроф
- 4.5.2. Медицинская защита населения и личного состава сил рсчс
- 4.5.3. Организация санитарно-противоэпидемических мероприятий в зонах чс
- Заключение
- 4.6. Организация и проведение эвакомероприятий
- Литература