logo
ТОМ 1

2.3.3. Методологические основы проектирования многофункциональной пожарно-спасательной службы

Вопросы создания многопрофильной аварийно-спасательной службы страны были поставлены руководством страны более 10 лет назад. С этого времени развитие процесса формирования такой службы шло волнообразным образом – за этапом бурного развития следовал этап застоя. Главным фактором этого процесса являлся фактор неопределенности политической воли в решении данного вопроса.

Начало процесса формирования многопрофильной аварийно-спасательной службы страны было положено в середине 1989 года, когда была образована Государственная комиссия Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, основной задачей которой, было создание единой государственной системы обеспечения безопасности населения от промышленных катастроф, аварий и стихийных бедствий.

В том же 1989 году на базе пожарной охраны были созданы региональные спасательные отряды (РСО) и специализированные части для проведения первоочередных аварийно-спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций (ЧС).

Следующим этапом создания Единой аварийно-спасательной службы страны явилось Постановление Кабинета Министров СССР от 23 июня 1991 г. № 394 “О совершенствовании организации аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий”. Данным постановлением принималось предложение Государственной комиссии по чрезвычайным ситуациям о создании в рамках Общесоюзной системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях на базе пожарной охраны и ведомственных аварийно-спасательных служб аварийно-спасательной службы страны.

Известные события не позволили реализовать это важное и нужное решение.

В ряду других событий последующих лет следует отметить неоднократное изменение названия противопожарной службы: «Пожарная охрана», «Противопожарная и аварийно-спасательная служба», «Государственная противопожарная служба».

Параллельно формировалась и развивалась Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.

В настоящее время работы по созданию единой многофункциональной службы спасения получили новый импульс на высшем государственном уровне.

Такая постановка вопроса носит объективный характер.

Во-первых, изменения, происходящие во всех сферах общественной жизни страны, связанные, прежде всего, с коренным перераспределением функций на всех уровнях управления государством естественным образом оказали существенное влияние на пересмотр организационно-функциональных аспектов функционирования различных аварийно-спасательных служб (АСС). Так, с 1 января 2002 г. Государственная противопожарная служба подчинена Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, и полным ходом идет подготовка к созданию новой пожарно-спасательной службы страны.

Во-вторых, практика обеспечения безопасности новой экономики характеризуется значительным ростом различных видов опасностей (химической, биологической, радиационной, терроризма и др.), которые в настоящее время представляют реальную угрозу обществу, а также потребностью нового общества в надежной системе защиты от них.

Поскольку вопросам создания многофункциональной пожарно-спасательной службы уделяется пристальное внимание в Администрации президента, Правительстве Российской Федерации, Государственной Думе, то этот процесс, безусловно, должен носить научно-практический характер.

В Академии ГПС МЧС России начиная с 60-х годов прошлого столетия стали заниматься проблемой научного обоснования организации противопожарной службы, а к середине 90-х годов академиком РАЕН, д.т.н. Н.Н. Брушлинским уже была построена развитая математическая теория функционирования противопожарных служб городов и объектов народного хозяйства, а также разработаны на ее основе нормативы по организации пожарной охраны в городах: ВСН-2-85 (Москва), ВСН-1-89 (Ленинград), СНиП 2.07.01-89 (Градостроительство), НПБ-101-95 (нормы проектирования объектов пожарной охраны).

В конце 90-х годов под руководством академика РАЕН, д.т.н. Н.Н. Брушлинского в Академии ГПС начала формироваться научная база создания единой многофункциональной службы спасения, которая в настоящее время располагает мощным набором инструментов и технологий поддержки принятия решения в этом непростом, но очень важном вопросе.

В рамках данного направления проводились исследования вопросов расширения функций Государственной противопожарной службы.

В рамках этих исследований были получены следующие результаты:

  1. На основе изучения специальной литературы, отражающей исторические аспекты, современную организацию и тенденции развития противопожарных и аварийно-спасательных служб многих стран мира, сделан вывод о том, что мобильной, хорошо организованной, круглосуточно функционирующей противопожарной службе всегда вменялось в обязанность активное участие не только в пожаротушении, но и в ликвидации других ЧС, возникающих на обслуживаемой ею территории.

  2. Проведенный в ряде городов России и ближнего зарубежья, анализ загрузки боевой работой оперативных подразделений противопожарной службы на основных пожарных автомобилях показал, что в большинстве городов (исключение составляют крупные и крупнейшие города) время их занятости боевыми действиями позволяет существенно расширить сферу деятельности этих подразделений.

  3. Как показывает опыт развитых стран мира (США, ФРГ, Франции, Японии и др.), расширение функций ГПС возможно за счет оказания технической и первой медицинской помощи, а также выполнения сложных спасательных работ, специфика которых близка к основным функциям оперативных подразделений ГПС, например: участие в ликвидации дорожно-транспортных происшествий; затопления зданий и сооружений, и т.п. По сути, противопожарная служба в развитых странах мира давно превратилась в многофункциональную аварийно-спасательную службу при сохранении своего исторического названия. При этом вызовы на пожар всегда обладают наивысшим приоритетом в обслуживании, в сравнении с остальными типами вызовов.

  4. Исследование процесса функционирования аварийных служб городов показало, что все аварийные службы, по характеру проводимых ими работ следует разделить на две большие группы: аварийно-спасательные и аварийно-ремонтные службы. К первым, в частности, относятся: противопожарная служба, милиция, скорая медицинская помощь и другие спасательные подразделения. Ко вторым можно отнести ремонтные бригады по обслуживанию газовой, водопроводной, электрической, тепловой сетей и других городских коммуникаций. В связи с этим, при расширении функций ГПС необходимо учитывать оперативный аварийно-спасательный характер ее деятельности. А значит, поручать ей ремонтно-восстановительные или иные функции нецелесообразно.

  5. На основе анализа процесса взаимодействия АСС и ЧС было установлено, что наиболее вероятной областью расширения функций ГПС является область мелко- и среднемасштабных ЧС. Сил и средств городов для ликвидации ЧС этого масштаба обычно бывает достаточно. К ликвидации таких ЧС регулярно привлекаются оперативные подразделения ГПС. Мелко- и среднемасштабные ЧС являются самыми массовыми в жизни современных городов, а значит в первую очередь от них необходимо защищать население. Вместе с тем, ГПС, чаще всего, — единственная полновесная городская АСС.

  6. В результате исследований характера оперативного функционирования различных АСС был сделан вывод о том, что процессы их оперативного функционирования описываются общими статистическими закономерностями, а именно: потоки вызовов различных АСС подчиняются закону Пуассона, а время занятости обслуживанием вызова - закону Эрланга того или иного порядка.

  7. Это позволило предположить и доказать, что моделирование процесса оперативной деятельности различных АСС (таких как неотложная медицинская помощь, газоспасательная служба, различные аварийно-технические службы и др.) возможно проводить на единой методологической базе разработанной профессором Брушлинским Н.Н. А значит и решение вопросов о расширении функций ГПС целесообразно проводить с использованием этой методологической базы.

  8. Кроме того, исследование показало принципиальную возможность расширения функций ГПС, прежде всего, за счет использования резерва свободного времени и технических возможностей подразделений на специальных пожарных автомобилях (АЛ, КП, АСО, АТ, АТС и т.п.). При этом расширение функций ГПС следует производить, прежде всего, за счет выполнения работ, не требующих технического перевооружения и переквалификации личного состава.

На основании представленных результатов исследования была разработана методологическая база создания многофункциональной пожарно-спасательной службы.

Основные содержательные аспекты:

  1. Расширение функций Государственной противопожарной службы – основа создания многофункциональной пожарно-спасательной службы.

  2. Многофункциональная пожарно-спасательная служба – городская служба, выполняющая большой спектр аварийно-спасательных работ, таких как:

Выполнение последних двух функций возможно при соответствующем решении правовых, технических и кадровых вопросов.

  1. Привлечение к участию в ликвидация крупномасштабных чрезвычайных ситуаций оперативных подразделений МПСС целесообразно только на начальном этапе, до прибытия основных сил и средств МЧС. Это обусловлено, прежде всего, существенным различием параметров проектирования и функционирования оперативных служб, реагирующих на мелкомасштабные и крупномасштабные ЧС (например: время сбора и выезда, время следования, время обслуживания, время локализации и ликвидации, время возвращения, время восстановления боевой готовности или время постановки в боевой расчет, площадь обслуживаемой подразделением территории, средства доставки личного состава и техники, количество технических средств и личного состава, а также многое другое не просто различные, а часто диаметрально противоположные). Кроме того, самым важным фактором определяющим локальное участие подразделений МПСС в ликвидации крупномасштабных ЧС является фактический отказ в обслуживании вызовов на мелкомасштабные ЧС (в том числе в проведении спасательных работ, тушении пожаров и т.п.) в период времени занятости обслуживанием крупномасштабных ЧС, требующих, как правило, привлечения не только основных, но и резервных сил и средств МПСС, т.е. обслуживать рядовые вызовы (за которыми также как и в случае крупномасштабных ЧС стоят судьбы и жизни людей) будет просто некому.

  2. Поручать многофункциональной пожарно-спасательной службе выполнение ремонтно-восстановительных работ (например, ликвидация последствий аварий – восстановление и ремонт коммуникаций, уборка места аварии и т.п.), а также иных спасательных работ не носящих неотложный оперативный характер (например, снятие с дерева животных или поимка улетевших из улья пчел) нецелесообразно, поскольку резко снизит эффективность ее деятельности по выполнению основных функций.

  3. Осуществить организационное проектирование многофункциональной пожарно-спасательной службы возможно на единой методологической базе разработанной в Академии ГПС.

  4. Организационной основой многофункциональной пожарно-спасательной службы являются подразделения Государственной противопожарной службы (управления, отряды, части), поскольку других подразделений аналогичных служб в большинстве городах просто нет.

  5. В ряде городов имеются поисково-спасательные отряды, немногочисленные по своему составу, но хорошо технически вооруженные для проведения различных технических и спасательных работ. Они также составят основу территориальных подразделений МПСС.