logo
ТОМ 1

2.3.5. Методологические основы нормирования числа пожарных и аварийно-спасательных автомобилей

В предыдущем параграфе говорилось, что с 1930 г. до середины 90-х гг. в нашей стране действовал единственный норматив для обоснования числа пожарных депо в городах: “радиус обслуживания пожарных депо следует принимать 3 км”. В начале 50-х гг. к этому нормативу был добавлен еще один, касающийся числа пожарных автомобилей: один пожарный автомобиль в городах и населенных пунктах должен был приходиться на 5 тыс. человек (но в любом случае их должно было быть не менее двух). Неизвестно, какая аргументация была положена в основу этого норматива. По-видимому, он был предложен с позиций опыта и интуиции специалистов. Неясно также, что понималось под этим числом: общее количество или только основные виды пожарных автомобилей, учтен ли резерв и какой и т. д. С уверенностью можно сказать, что объектовая пожарная охрана в этом нормативе не учитывалась.

Оба вышеуказанных норматива (радиус обслуживания депо, равный 3 км, и один пожарный автомобиль на 5 тыс. человек) без каких бы то ни было изменений почти 40 лет переходили из одного нормативного акта в другой (НСП 102-51, СНиП II-В1-54, СН 41-58, СНиП II-К.2-62, СНиП II-60-75), хотя на практике, по существу, нигде не применялись. Это объясняется тем, что в большинстве случаев нормативный радиус обслуживания депо по многим причинам выдержать было невозможно, а для крупных, больших и даже средних городов число пожарных автомобилей (при любой трактовке норматива) оказывалось чрезмерно завышенным. Например, для города в 400 тыс. человек число пожарных автомобилей должно было равняться 80, чего в российских городах не было никогда (и в этом действительно не было необходимости).

С конца 60-х гг. в Академии ГПС последовательно разрабатывалась математическая теория процесса функционирования противопожарной службы, учитывающая случайный характер этого процесса, статистические закономерности потоков вызовов пожарных подразделений, времени их занятости, использования пожарных автомобилей и др. При этом использовались и ранее разработанные (например, Эрлангом), и вновь созданные математические модели. В результате к началу 80-х гг. имелось несколько десятков формул, в совокупности дающих математическое описание процесса функционирования пожарной охраны. Пригодность этих формул для практического использования (адекватность математических моделей реальному процессу функционирования пожарной охраны) детально проверялась более чем в 500 городах бывшего СССР, Австрии, Болгарии, Венгрии, Вьетнама, Дании, Кубы, Никарагуа, Польши, Словакии, ФРГ, Франции, Чехии и других стран. Результаты проверки, как правило, оказывались хорошими. Так были созданы теоретические основы для формирования нормативов по определению числа пожарных автомобилей и пожарных депо для городов.

Для каждого конкретного города эта задача решается по схеме, изложенной в разделе ''Основные принципы организационного проектирования многофункциональной пожарно-спасательной службы''. Обобщение результатов решения таких задач для множества городов одной страны позволяет увидеть общие закономерности в значениях интересующих нас параметров гарнизонов МПСС. Именно на этой основе возникают объективные предпосылки для формирования научно обоснованных национальных нормативов для числа автомобилей и депо МПСС в городах. В первой половине 80-х гг., таким образом, были созданы сначала Временные нормативы по определению числа основных пожарных автомобилей в городах. В середине 80-х гг. были разработаны нормативы для некоторых типов специальных пожарных автомобилей, утвержденные одним из приказов МВД СССР. Все нормативы прошли достаточно длительную стадию проверки и получили одобрение практиков. Все это послужило основанием для включения разработанных нормативов в соответствующие нормативные документы. Нормативы для основных пожарных автомобилей вошли в СНиП 2.07.01-89 (Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений), а нормативы для некоторых специальных пожарных автомобилей были включены в ВСН-1-91 СПАСР МВД РФ. В этом же ведомственном нормативном документе впервые были приведены нормативы по числу и типам пожарных депо для городов в зависимости от численности их населения (с которой непосредственно связаны параметры оперативной обстановки) и территории.

Указанные нормативы охватили практически все российские города. Но для двух крупнейших городов России - Москвы и Санкт-Петербурга - пришлось проводить специальные исследования и разрабатывать отдельные нормативы. Для Москвы они вошли в Нормы проектирования, планирования и застройки Москвы ВСН-2-85, для Санкт-Петербурга - в ВСН-1-89. Эти нормативы учитывают особенности исторического и современного развития данных городов. По ним, в частности для Москвы, строятся около 50 новых депо. Такие же индивидуальные нормативы были разработаны для пожарной охраны Киева, где на их основе тоже реализуется долгосрочный план строительства депо.

Таким образом, к концу 80-х гг. на вполне добротной научной основе впервые в практике отечественной пожарной охраны были разработаны принципиально новые нормативы по числу пожарных автомобилей и депо для городов. Нормативы для депо ориентированы на их современные проекты, а общее число необходимых городам пожарных автомобилей примерно в два раза меньше, чем предписывали иметь прежние нормативы. При этом уровень противопожарной защиты городов не снижается.

В настоящее время все эти нормативы, регламентирующие основные параметры противопожарной службы города, вошли в НПБ 101-95 (нормы проектирования объектов пожарной охраны).