2.5.2 Методы и формы морально-психологического обеспечения
Методика морально-психологического обеспечения аварийно-спасательных работ представляет собой совокупность наиболее часто используемых методов, методических приемов и технологию их применения в наиболее типичных ситуациях проведения АСДНР. Центральным звеном ее реализации являются методы.
Методы - это способы, приемы воздействия на личный состав, воинские коллективы, используемые для достижения высокого морально-психологического состояний личного состава. Они обусловливаются многими обстоятельствами, характером профессиональным задач, решаемых личным составом, его психологическим состоянием, уровнем дисциплины, морально-психологическим климатом в коллективах и другими социально-психологическими, духовно-нравственными, психологическими факторами.
В ходе применения методов МПО учитывают внутреннюю структуру духовного фактора, включающего два тесно связанных между собой, и в определенной степени самостоятельных компонента: духовно-нравственного (морально-политического) и психологического.
Практика показывает, что каждому из этих компонентов присущи свои методы, методические приемы. Так, при решении задач формирования морально-психологических и профессиональных качеств используются в основном традиционные методы воспитания, а в процессе психологической подготовки - методы обучения. Однако это не значит, что применяются они в первом и во втором случае в изолированном друг от друга виде. На практике все методы тесно связаны между собой, взаимно переплетаются и дополняют друг друга.
Основным методом духовно-нравственной подготовки является убеждение, суть которого состоит в воздействии на сознание и поведение спасателей в целях формирования у них духовно-нравственных, морально-политических качеств гражданина. В процессе убеждения политические, нравственные, правовые идеи и нормы превращаются в личные убеждения, в систему мотивов поведения, в руководство к действию при выполнении задач ЧС. В процессе убеждения используются различные приемы и способы: разъяснение, доказательство, опровержение, информация, личный пример и другие.
Метод поощрения представляет собой систему средств и приемов морального и материального стимулирования личного состава в экстремальной обстановке, свидетельствует об одобрении действий подчиненного руководителем, побуждает к закреплению накопленного опыта и достижению более высоких результатов. Поощрение поднимает дух личного состава, побуждает спасателей к преодолению преград на пути решения задач АСДНР.
В практике МПО определенное применение находит метод критики действий и поступков спасателей. Суть этого метода заключается в постоянном анализе руководителями, командирами деятельности каждого подчиненного, выявлении в ней недостатков и просчетов, открытом и обоснованном высказывании суждений об ошибках и недостатках в работе личного состава причинах их порождающих и путях устранения.
Вспомогательным методом морально-психологического обеспечения АСДНР является метод принуждения, применяемый к отдельным спасателям, военнослужащим, чьи действия и поступки противоречат профессиональным, требованиям, приказам руководителей и командиров.
Суть метода принуждения заключается в использовании определенной системы приемов и средств воздействия на личный состав, на воинов, нарушивших закон, уставы и нормы морали, с целью исправить их поведение, побудить, а в некоторых случаях и заставить выполнить профессиональный и воинский долг, волю руководителя, командира в интересах решения профессиональных задач, поставленных перед подразделением войск ГО. Как метод воспитания, принуждение может быть реализовано путем категорического требования, запрещения, предупреждения, наложения дисциплинарного взыскания и привлечения к уголовной ответственности.
Воспитывающее значение принуждения, его положительное воздействие на сознание и поступки спасателей, воинов определяется многими обстоятельствами. Важнейшими из них являются: его обоснованность и необходимость, справедливость и соответствие взыскания тяжести проступка; своевременность, неотвратимость, гласность наказания и обязательность его исполнения.
В процессе МПО, наряду с методами воспитания, широкое применение находят разнообразные методы обучения. Особое значение в этой связи имеет метод упражнений и практических действий, в ходе которых личный состав накапливает опыт и привычки правильного поведения, формируют умения и навыки использования спасательной техники в обстановке АСДНР.
Метод упражнений и практических действий дает максимальный эффект тогда, когда он сочетается с убеждением и другими методами воздействия на сознание и поведение воинов и спасателей. При его применении, целесообразно обеспечить систематичность и последовательность упражнений, настойчивость, выдержку и требовательность в выработке привычек, всесторонний учет индивидуальных особенностей личного состава, осуществлять опору на положительное в личности.
Существенная роль принадлежит индивидуальному, дифференцированному подходу к личному составу, открытому, неформальному общению руководителей с подчиненными. Эффективному формированию духовно-нравственных психологических качеств способствует метод соревнования, суть которого состоит в создании в коллективе спасателей обстановки состязательности и здорового соперничества, побуждающих к ревностному выполнению возложенных на них обязанностей.
При организации МПО важное значение имеют директивно-распорядительные методы: приказы, директивы, указания, распоряжения и др. Действенность этих методов достигается тогда, когда они применяются в разумных пределах, без чрезмерного увлечения ими, с учетом конкретной ситуации, полученной задачи, времени, отведенного на ее выполнение, индивидуально-психологических особенностей личного состава и других обстоятельств.
Используются разнообразные методы непрерывного психологического сопровождения личного состава на всех этапах АСДНР, предполагающие постоянное отслеживание психологического состояния личного состава, выявление их психологической усталости, принятие мер по восстановлению психического здоровья. В этой связи применяют психодиагностические методы. Цель их применения состоит в проведении в частях ГО мероприятий по исследованию и выявлению индивидуально-психологических особенностей личного состава: характера, темперамента, реакций на стрессовые ситуации, психологической совместимости, общительности, конфликтности и др.
В целях психодиагностики используется тестовое и компьютерное тестирование, анкетирование, индивидуальные и групповые беседы, личные наблюдения, анализ медицинских документов и другие методы изучения психики личного состава. На основе полученных результатов разрабатывается психологический «портрет» воина, спасателя, коллектива спасателей. С учетом этого, организуется морально-психологическая и профессиональная подготовка личного состава.
Важное значение в обстановке АСДНР имеют различные методы психологической адаптации. Суть их заключается в том, чтобы оказать помощь воинам и спасателям в понимании сложностей профессиональных действий, научить их правильно реагировать на раздражители ЧС, принимать адекватные решения и совершать целесообразные действия, т.е. приспособить психику к новым условиям.
С целью предупреждения возможных психических расстройств у воинов и спасателей в обстановке ЧС используются методы психопрофилактики, с помощью которых добиваются уменьшения негативного воздействия на психику личного состава стрессогенных факторов, осуществляется раннее выявление лиц с признаками нервно-психологической неустойчивости, своевременно распознаются психические расстройства, проводятся первичные лечебно-оздоровительные мероприятия.
Методы психологической помощи направлены на преодоление последствий психотравмирующих воздействий обстановки ЧС на психику. Их цель - восстановление психического здоровья личного состава, активности, преодоление дезорганизующих явлений в коллективах спасателей (чувство тревоги, потеря уверенности в своих силах, депрессия и т.п.).
Главная задача психологической помощи - снять у личного состава возникшую в ходе выполнения задач ЧС психологическую напряженность и усталость, укрепить моральный дух и настрой личного состава, восстановить устойчивость деморализованных лиц и дезорганизованных подразделений. Ее задача состоит в том, чтобы выявить людей, нуждающихся в стационарной, специализированной психофизиологической помощи, эвакуировать их с объекта ЧС для последующей госпитализации.
В целях укрепления морального духа и психологической стойкости личного состава используют различные методы организационного порядка: замена руководителей (начальников), перестановка должностных лиц в подразделениях, полное или частичное реформирование спасательного подразделения, вывод формирования из района психотравмирующей обстановки и др. Важную роль в подобных ситуациях играют методы стимулирующего воздействия: четкий и ясный приказ (распоряжение), призыв к смелому выполнению долга, личный пример руководителя, командира, офицера-воспитателя, доведение до личного состава вдохновляющей информации. Устранению негативных психологических воздействий способствуют разнообразные методы активизации деятельности личного состава: занятия по профессиональной подготовке, четкая организация дежурной и внутренней служб, проведение мероприятий по оборудованию района, обслуживанию техники, выполнение регламентных работ и т.д.
У отдельных воинов могут проявляться сохраняться сильные психофизические, нервные расстройства, не позволяющие им выполнять возложенные на них задачи. Такие лица, как правило, нуждаются в эвакуации с рабочих мест и проведении с ними комплекса оздоровительных мероприятий методом частичной или полной психологической реабилитации, направленной на полное восстановление их психического здоровья.
Частичная реабилитация может осуществляться в перерывах работы. Полная психологическая реабилитация должна проводиться после окончания АСДНР в стационарных условиях, в реабилитационных центрах. Ее цель — восстановить нравственное, психическое и физическое состояние личного состава и довести его до уровня, позволяющего ему достаточно эффективно решать служебные задачи.
В общей методике МПО, важную роль играют средства мировоззренческого, нравственного, психологического воздействия на сознание и поведение личного состава в интересах всесторонней подготовки к выполнению задач АСДНР.
Это система элементов общественной деятельности, используемая руководителями, командирами в целях укрепления и поддержания на должном уровне морально-психологического состояния личного состава, мобилизации его духовных и физических сил на добросовестное, самоотверженное выполнение патриотического, гражданского долга. Каждое средство обладает конкретным, специфическим, ему присущим характером воздействия на сознание, поведение и физическое состояние личного состава.
Ведущую роль в системе средств МПО играют средства массовой информации: система теле- и радиовещания, центральная, местная и ведомственная печать, технические средства воспитания и информации, стационарные и подвижные полиграфические средства и т.д.
К средствам МПО относят также различные склады и ремонтные мастерские технических средств воспитания и информации, кинобазы, кинопрокатные пункты. В интересах МПО используют имеющиеся средства связи и управления. К средствам относят политическую, научную, историческую и специальную литературу, различные виды искусства (театр, кино, живопись), культурно-досуговые учреждения (культурные центры, клубы, комнаты досуга, музеи, ансамбли, оркестры и др.).
В настоящее время возрастает воздействие на личный состав Интернета, телевидения, электронных и технических средств воспитания и информации, обладающих возможностями одновременного, оперативного, живого и эмоционального влияния на умы и сердца больших масс людей.
Автоклубы, оборудованные телевизорами, радиоприемниками, киноустановками, нередко в ходе АСДНР становится единственным средством получения и распределения информации. Они выполняют функции морально-психологического стимулятора, укрепления морального духа личного состава, восстановления духовно-нравственных и физических сил. В ходе АСДНР реализуются различные средства наглядной агитации: стенная печать, боевые листки, листовки-молнии, тематические выставки политической и художественной литературы и многое другое.
В любых условиях деятельности важнейшим, незаменимым средством воздействия на личный состав является живое слово руководителя, командира, начальника, офицера-воспитателя, старшего товарища, разъясняющее обстановку, полученную задачу, укрепляющее моральный дух и призывающее к самоотверженным действиям, их личный пример мужества, отваги, героизма.
Формы МПО отражают организационную, внутреннюю сторону этого процесса. Она связана с количеством военнослужащих, временем и местом реализации МПО, а также порядком его осуществления. В зависимости от целей МПО беседы с военнослужащими могут быть индивидуальными и групповыми. К основным формам информационно-воспитательной работы относятся:
сбор, анализ и оценка профессионально-значимой информации, подготовка выводов и предложений руководителям, командирам для принятия решений, разработка справочно-информационных материалов;
информирование военнослужащих, спасателей, проведение собраний личного состава, митингов, встреч с участниками АСДНР, читка материалов периодической печати, коллективное прослушивание информационных радио- и телепередач;
обеспечение личного состава газетами и журналами, распределение среди них памяток, листовок, технических бюллетеней, выпуск листовок-молний и боевых листков, организация работы походных библиотек;
различные виды устной информации (оперативная, политическая, правовая, техническая, медицинская, психологическая);
организация прослушивания и просмотра информационных радио- и телевизионных передач;
широкое использование видеоматериалов в целях оперативного доведения поступающей информации органам управления и личному составу;
демонстрация документальных фильмов о действиях личного состава формирований, частей и подразделений войск гражданской обороны;
направление специалистов воспитательных структур на наиболее ответственные участки проведения АСДНР;
пропаганда примеров героизма, стойкости и активности спасателей;
индивидуальные беседы с военнослужащими и спасателями по разъяснению целей и задач предстоящих действий.
Социальная работа включает: подготовку предложений руководителю, командиру для принятия решений по проблемам социальной защиты личного состава, военнослужащих, членов их семей, по укреплению трудовой и воинской дисциплины, организованности и правопорядка; проведение собраний личного состава; организацию приема личного состава руководителями, командирами по личным вопросам; ответы руководителей, командиров на обращения, жалобы личного состава по социальным вопросам; проведение социологических исследований.
Психологическая работа включает: наблюдение (в повседневной деятельности и при проведении АСДНР); беседу (индивидуальная и групповая); тестирование (бланковое, компьютерное и т.п.); социально-психологический тренинг; психологическое консультирование; лабораторный и естественный эксперименты; интервью; теоретические, практические и тренировочные занятия по профессиональной подготовке; медицинское обследование личного состава и другие.
Культурно-досуговая работа включает: кино-, теле-, радиообслуживание; обеспечение личного состава литературой и периодическими изданиями; организацию спектаклей и концертов самодеятельных и профессиональных творческих коллективов; проведение досуговых, культурно-массовых и спортивно-оздоровительных мероприятий, способствующих отдыху и поднятию морального духа личного состава.
Обеспечение техническими средствами МПО включает: организацию учета, списания и восполнения технических средств; составление заявок, нарядов и других документов на получение имущества; обслуживание и ремонт технических средств; формы, используемые при обучении руководителей практике организации МПО, (в т.ч. с использованием технических средств) и др.
Формам МПО в полной мере присущи те структурные компоненты, которые характеризуют МПО в целом, а именно: целевой, постребностно-мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный, эмоционально-волевой и оценочно-результативный.
Проведение работы с организаторами МПО предусматривает: подбор и расстановку кадров; групповое и индивидуальное инструктирование; собеседования; семинары; формы индивидуальной работы; совещания; оказание помощи нижестоящими руководителями в организации МПО в ходе АСДНР; профессиональную подготовку и другие формы.
- Содержание
- Управление стратегическими рисками чрезвычайных ситуаций в системе обеспечения национальной безопасности россии
- Стратегические показатели состояния России
- I. Го, рсчс и безопасность россии
- 1.1. Чрезвычайные ситуации – угроза безопасности россии. Классификация чрезвычайных ситуаций. Статистика чрезвычайных ситуаций: анализ, уроки, выводы
- Введение
- Стратегические показатели состояния России
- Термины и определения. Классификация чрезвычайных ситуаций
- Классификация чс
- 1.1.2. Современные тенденции динамики чрезвычайных ситуаций
- Промышленная опасность
- Природная опасность
- О мониторинге чс
- 1.1.3. Основные направления и содержание государственной политики в области предотвращения бедствий и катастроф и смягчения их последствий
- Основные перспективные задачи управления комплексными стратегическими рисками
- 1.1.4. Оценка эффективности государственной политики в области предупреждения и ликвидации чс - как основа обеспечения обратной связи и мониторинга при ее разработке и реализации
- Заключение
- 1.2. Концепция национальной безопасности и военная доктрина российской федерации
- Введение
- 1.2.1. Основы обеспечения национальной безопасности. Роль и место гражданской защиты в системе национальной безопасности российской федерации
- 1.2.2. Основные положения концепции национальной безопасности российской федерации
- 1.2.3. Основные положения военной доктрины российской федерации
- Заключение
- 1.3. Исторические аспекты развития системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
- 1.4. Рсчс и гражданская оборона на региональном и территориальном уровнях
- 1.4.1. Работа по созданию и совершенствованию территориальной подсистемы рсчс
- 1.4.1.1. Совершенствование анализа риска возникновения источников техногенных чс и прогнозирования их последствий
- 1.1.4.2. Организация и состояние прогнозирования природных чрезвычайных ситуаций
- 1.4.2. Система гражданской обороны российской федерации на территориальном уровне
- 1.5. Устойчивое развитие: безопасность общества и государства
- Введение
- 1.5.1. Безопасность и устойчивое развитие – новые парадигмы сохранения цивилизации
- 1.5.2. Теория безопасности жизнедеятельности человека - основа новых мировоззренческих подходов к организации жизни общества и стратегии развития
- Способы управления рисками различных видов катастроф
- 1.5.3. Россия на пути к устойчивому развитию: состояние природной и техногенной безопасности, способы ее обеспечения
- Меры по снижению рисков и смягчению последствий чс по этапам ее развития
- Заключение
- 1.6. Обстановка с пожарами в мире и стране, ее прогнозы на XXI век
- Введение
- 1.6.1. Зачем нужна пожарная статистика
- 1.6.2. Что такое пожарная статистика
- 1.6.3. Кто занимается пожарной статистикой
- 1.6.4. Источники информации
- 1.6.5. Обстановка с пожарами в мире
- Страны мира, имеющие больше всего зарегистрированных пожаров
- Ориентировочная ежегодная стоимость пожаров в сша
- Заключение
- II. Планирование мероприятий рсчс и го и управление ими в субъектах рф
- 2.1. Основы управления мероприятиями рсчс и го
- Введение
- 2.1.1. Сущность и основные положения управления рсчс и го
- 2.1.1. Система управления рсчс и го, режимы и методы работы
- 2.1.3. Роль нормативно-правовой базы в повышении эффективности управления мероприятиями по защите от чрезвычайных ситуаций
- Заключение
- 2.2. Основы планирования мероприятий рсчс и го
- Введение
- 2.2.1. Структура и содержание плана действий по предупреждению и ликвидации чс
- 2.2.1.1. Краткая географическая и социально-экономическая характеристика субъекта Российской Федерации и оценка возможной обстановки на его территории
- 2.2.1.2. Мероприятия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий
- Приложения
- 2.2.2. Порядок разработки, корректировки и уточнения плана
- Особенности планирования мероприятий гражданской обороны
- Заключение
- 2.3. Основы организационного проектирования многофункциональной пожарно-спасательной службы
- Введение
- 2.3.1. Сущность организационного проектирования систем
- 2.3.2. Основные принципы и этапы организационного проектирования многофункциональной пожарно-спасательной службы
- 2.3.3. Методологические основы проектирования многофункциональной пожарно-спасательной службы
- 2.3.4. Методологические основы обоснования числа пожарно-спасательных депо
- Пример расчета числа пожарных депо (для Москвы)
- 2.3.5. Методологические основы нормирования числа пожарных и аварийно-спасательных автомобилей
- 2.3.6. Практические рекомендации по нормированию числа депо и автомобилей многофункциональной пожарно-спасательной службы
- Аварийно-спасательный автомобиль быстрого реагирования
- Вариант нормирования автомобилей1 и депо гпс по типам автомобилей, видам депо и их количеству
- 2.4. Организация связи и оповещения в го и рсчс
- 2.4.1. Организация связи
- 2.4.2. Организация оповещения
- 2.5. Морально-психологическое обеспечение: сущность и содержание
- Введение
- 2.5.1. Характеристика морально-психологического обеспечения
- 2.5.2 Методы и формы морально-психологического обеспечения
- Заключение
- III. Роль рсчс в предупреждении чрезвычайных ситуаций
- 3.1.Основы государственной политики по обеспечению безопасности в техносфере
- 3.1.1. Научные проблемы безопасности техногенной сферы
- 3.1.1.1. Основные аспекты безопасности техногенной сферы
- 3.1.1.2. Угрозы техногенной безопасности и разработка мер по их устранению
- Вероятность крупных аварий (1 год)
- 3.1.1.3. Угрозы технологической безопасности
- 3.1.1.4. Цели стратегии технологической безопасности, механизмы и направления парирования опасностей
- 3.1.1.5. Объекты системы технологической безопасности
- 1.2. Научные проблемы и перспективы развития производственного комплекса техносферы
- 3.1.2.1. Приоритетность научного и технического развития машиностроительного комплекса
- 3.1.2.2. Основы развития машиностроительного комплекса
- 3.1.2.3. Научно-технические разработки проблем машиностроения
- 3.1.2.4. Задачи Российской академии наук по решению научных проблем машиностроения
- 3.1.2.5. Организационные и финансовые основы развития машиностроительного комплекса
- 3.2. Организация мониторинга, прогнозирования чрезвычайных ситуаций и их последствий
- Введение
- 3.2.1. Организация наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов
- 3.2.2. Система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций
- Заключение
- Приказ №483
- Министерство российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
- Положение
- I. Общие положения
- II. Основные задачи Центра
- III. Основные функции Центра
- IV. Полномочия Центра
- 3.3. Новые информационные технологии в управлении
- Введение
- 3.3.1. Информационные технологии и их применение при принятии управленческих решений в мчс россии
- 3.3.1.1. Информационные технологии, применяемые в мчс России
- 3.1.2. Планируемое состояние аиус рсчс к 2005 году
- 3.1.2.2. Создание Ситуационного центра мчс России
- Содержание первого этапа
- Содержание второго этапа
- 3.4. Органы надзора и контроля, специально уполномоченные в области промышленной безопасности и защиты населения
- Введение
- Динамика аварийности на предприятиях, подконтрольных Федеральному горному и промышленному надзору России
- 3.4.1. Задачи, структура специально уполномоченного органа в области промышленной безопасности
- 3.4.1.1. Задачи, структура специально уполномоченного органа
- 3.4.1.2. Основные направления обеспечения промышленной безопасности
- 3.4.1.3. Задачи Госгортехнадзора России
- 3.4.1.4. Государственный пожарный надзор
- 3.4.2. Организация взаимодействия органов управления гочс с надзорными и контрольными органами в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий
- Министерство российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий федеральный горный и промышленный надзор россии приказ
- Приказываем:
- Положение о Федеральном горном и промышленном надзоре России1
- Кодекс российской федерации об административных правонарушениях
- 3.5. Теория и практика анализа и управления риском чрезвычайных ситуаций в контексте устойчивого развития россии
- Введение
- 3.5.1. Научные основы устойчивого развития современной цивилизации
- 3.5.2 Методологические основы анализа и управления риском чрезвычайных ситуаций
- Структура техногенных чс на территории России
- Структура природных чс на территории России
- Частоты опасных событий
- Подходы к прогнозированию чрезвычайных ситуаций
- 3.5.3. Оценка и прогноз стратегических рисков современной россии
- Стратегические показатели состояния России
- Формализация катастроф и кризисов
- Сферы жизнедеятельности и показатели риска
- Перечень стратегических рисков в политической сфере
- Перечень стратегических рисков в экономической сфере
- Перечень стратегических рисков в социальной сфере
- Перечень стратегических рисков в научно-технической сфере
- Перечень стратегических рисков в природной и техногенной сферах
- Значимость сфер жизнедеятельности государства
- Перечень наиболее значимых стратегических рисков
- Заключение
- 3.6. Основы устойчивости функционирования объектов экономики и территорий
- Введение
- 3.6.1. Общие требования по повышению устойчивости отраслевых и территориальных звеньев экономики
- 3.6.2. Защита населения и обесепчение жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях
- 3.6.3. Рациональное размещение производительных сил
- 3.6.4. Подготовка отраслей экономики к работе в чрезвычайных ситуациях
- 3.6.5. Подготовка к выполнению работ по восстановлению экономики в чрезвычайных ситуациях
- 3.6.6. Подготовка системы управления экономикой для решения задач в чрезвычайных ситуациях
- 3.7. Риск, прогноз, нелинейная динамика
- Введение
- 3.7.1. Предсказуемость и анализ сложных систем
- 3.7.1.1. Динамический хаос и фундаментальные ограничения в области прогноза
- 3.7.1.2. Управление рисками и прогноз редких катастрофических событий
- 3.7.1.3. Парадигма сложности и теория самоорганизованной критичности
- 3.7.1.4. Почему нам удается предсказывать?
- 3.7.2. Прогноз и динамика сложных социально‑технологических систем
- 3.7.2.1. Моделирование развития высшей школы
- 3.3.2.2. На пути к "социологии быстрого реагирования"
- 3.7.2.4. Теоретическая история или поиск альтернатив
- IV. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
- 4.1. Федеральный закон «о защите населения и территорий от чс природного и техногенного характера». Основы государственной политики рф в области защиты населения и территорий от чс»
- Введение
- Число крупных катастроф (чс) на территории рф в 1992-2000 г.Г.
- 4.1.1. Содержание основных положений фз «о защите населения и территорий от чс природного и техногенного характера»
- Глава I посвящена общим положениям, где в 7 статьях изложены:
- Глава II рассматривает полномочия различных органов власти в области защиты населения и территорий от чс.
- Глава IX посвящена заключительным положениям, где указывается, что:
- 4.1.2. Взгляды политического руководства на защиту населения и территорий от чс
- 4.1.2.1. Состояние нормативно-правовой базы в сфере гражданской защиты
- 4.2. Подготовка руководящего состава органов управления, сил и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях
- Введение
- 4.2.1. Основные направления подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящего состава органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям
- 4.2.2. Подготовка поисково-спасательных формирований и войск гражданской обороны
- 4.2.2.1. Профессиональная подготовка спасателей поисково-спасательных формирований мчс России
- 4.2.2.2. Профессиональная подготовка военнослужащих войск гражданской обороны
- 4.2.3. Организация подготовки населения в области го и защиты от чрезвычайных ситуаций
- Заключение
- 4.3. Инженерная защита населения и территорий
- Введение
- 4.3.1. Инженерные мероприятия по защите населения и территорий
- 3.4.2. Особенности инженерной защиты населения при угрозе чс
- Защита населения в районах размещения объектов атомной энергетики
- Защита населения в районах размещения химически-опасных объектов
- Защита населения в зонах возможного катастрофического затопления Особенности инженерной защиты населения в зонах возможного катастрофического затопления рассмотрена на рис. 4.3.2.
- Заключение
- 4.4. Основы радиационной, химической и биологической защиты в чрезвычайных ситуациях
- Введение
- 4.4.1. Цель, задачи, и содержание, радиационной, химической и биологической защиты
- 4.4.2. Организация рхб защиты в чс
- Раздел I. Краткая физико-географическая и социально-экономическая характеристика субъекта рф и оценка возможной обстановки на его территории.
- Раздел II. Мероприятия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий. В разделе, наряду с другими данными, по рхз указывают:
- 4.5. Медицинская защита населения и личного состава сил го и рсчс
- Введение
- 4.6.1. Характеристика медицинских сил го и рсчс
- 4.5.1.1. Организационная структура и основные задачи федеральной медицинской службы го
- 4.5.1.2. Силы и средства всероссийской службы медицины катастроф
- 4.5.2. Медицинская защита населения и личного состава сил рсчс
- 4.5.3. Организация санитарно-противоэпидемических мероприятий в зонах чс
- Заключение
- 4.6. Организация и проведение эвакомероприятий
- Литература