Основные перспективные задачи управления комплексными стратегическими рисками
Наименование задачи | Основная сущность задач | Основные результаты |
Разработка системы показателей комплексных стратегических рисков (КСР). | Определение понятий и показателей – связь с нац. безопасностью, обороноспособностью, устойчивым социально- экономическим развитием страны. Определение состава показателей частных рисков, входящих в показатели КСР, а также их весовых коэффициентов. Разработка методических рекомендаций по определению показателей КСР. | Состав, определение и аналитические зависимости показателей КСР. Состав показателей частных рисков, входящих в показатели КСР и его обоснование. Методы и методические рекомендации по расчету реальных значений КСР. |
Разработка методов анализа и оценки эффективности мер по снижению КСР. | Определение состава комплекса мер и мероприятий, приводящих к снижению КСР. Разработка методик анализа и оценки эффективности мер и мероприятий. | Обоснование состава мер, влияющих на снижение КСР. Метод. рекомендации по анализу и оценке эффективности мероприятий. |
Разработка нормативно-критериальной базы управления рисками. | Определение состава нормативов и критериев. Обоснование численности значений нормативов и критериев. | Перечень нормативов и критериев, их численные значения или метод. рекомендации по определению численных значений рисков. |
Создание системы мониторинга рисков. | Адаптация существующих и формирование недостающих источников мониторинговой информации. | Регулярное поступление информации о происходящих и возможных ЧС. |
Создание государственного механизма управления рисками. | Системный учет органами государственной власти факторов риска при социально-экономическом планировании. | Рациональное планирование социально экономического развития обеспечивающего гарантированный уровень комплексной безопасности. |
Необходимо разработать соответствующую систему обобщенных интегральных показателей и критериев рисков ЧС, которые в себе объединяют весь комплекс частных рисков (индивидуальных, социальных, экономических рисков и т.п.) с их соответствующими «весовыми» коэффициентами, т.е. с их значимостью в обобщенных интегральных показателях рисков ЧС.
Практически весь основной комплекс задач управления рисками ЧС, решаемых на федеральном уровне, требует использования соответствующих обобщенных интегральных показателей рисков ЧС, о которых говорилось выше. Такие обобщенные, интегральные показатели, как риски негативного влияния ЧС на национальную безопасность, обороноспособность и устойчивое развитие страны следует считать рисками стратегического характера, или иначе - стратегическими рисками.
Завершая рассмотрение сущности так называемых обобщенных (интегральных) рисков ЧС, включая и стратегические риски, следует вернуться к вопросу о сущности определения целей госполитики, достижение которых обеспечивает гарантированный уровень безопасности личности, общества и государства.
Ранее уже приводился один из вариантов определения главной цели госполитики, имеющий именно этот смысл – «Обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и государства от чрезвычайных ситуаций в пределах критериев приемлемого риска».
Так вот на что следует здесь обратить внимание.
Вполне очевидно, что управление, направленное на достижение приведенной выше цели госполитики, будет наиболее эффективным если в качестве критериев приемлемых рисков будут приняты именно комплексные (интегральные) риски, а не любые другие риски частного характера, которые мы рассматривали ранее.
Это обусловлено тем, что при формировании показателей обобщенных (интегральных) рисков определяется «вес» (значимость) каждого из частных рисков и производится «свертка» их в единый обобщенный показатель. Таким образом, принимая решение на основе данного показателя, мы как бы автоматически учитываем «веса» (значимости» всех частных рисков, что и обеспечивает наибольшую эффективность принимаемых и реализуемых управленческих решений.
Стратегические риски
Целесообразно особо остановиться на данном понятии. Под стратегическими рисками, как правило, (установившихся определений нет) понимаются такие возможные последствия соответствующих негативных явлений (процессов, событий и т.п.), которые могут привести к кризисному развитию социально-экономической системы или другими словами к существенному ущербу для личности, общества и государства. Эти негативные явления (процессы, события и т.п.) происходят в целом ряде основных сфер жизнедеятельности государства – экономической, политической, социальной, оборонной и др.
В этой связи вполне также очевидно, что государственное управление развитием любой социально-экономической системы должно осуществляться на основе оценки и сравнения стратегических рисков в этих сферах жизнедеятельности государства, включая природную и техногенную сферы.
Таким образом, мы вполне логично подошли к следующему элементу государственной политики:
5. «Учет ЧС в планировании социально-экономического развития страны».
Решение данной проблемы, как уже становится достаточно очевидным из приведенных выше высказываний и утверждений, возможно на основе комплексного анализа и оценок стратегических рисков во всех основных сферах жизнедеятельности государства, их последующего ранжирования, а также разработки и выбора комплекса мероприятий на основе сравнительной оценки их технико-экономической эффективности по снижению данных рисков.
Данная проблема является достаточно сложной и трудоемкой. Она требует участия многих министерств и ведомств.
В настоящее время по инициативе МЧС России работа в этом направлении ведется. В ней участвуют ведущие ученые в этой области целого ряда НИУ РАН и Высшей школы. Большой интерес проявляет к этой проблеме Совет Безопасности Российской Федерации. Данный вопрос, по инициативе МЧС России и РАН, рассматривался при личном участии Президента Российской Федерации на совместном заседании Совета Безопасности Российской Федерации, Президиума Госсовета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям. В результате этого принято решение о разработке программы научных исследований в данной области, которая поручена Совету Безопасности Российской Федерации.
На наш взгляд, данная программа должна в своей определенной части включать разработку методических основ оценки и прогнозирования стратегических рисков во всех основных сферах жизнедеятельности государства, а также методологии и процедур их использования в процессе разработки программ и планов социально-экономического развития страны на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективы.
Кроме того, МЧС России уже в настоящее время на основе имеющихся оценок и прогнозирования рисков ЧС, а также разработок по мероприятиям, направленным на их снижение, способно подготовить соответствующие предложения в целевые программы и планы социально-экономического развития страны, учитывающие с одной стороны негативное влияние ЧС (рисков ЧС) и с другой – положительное влияние мероприятий по их снижению. Однако, к сожалению, государственная методология и механизмы такого комплексного подхода к планированию социально-экономического развития страны еще не отработаны. Это выходит за рамки наших полномочий, но мы готовы участвовать в этих разработках.
6. Социально-политические факторы как элемент государственной политики в рассматриваемой области.
В качестве основных факторов здесь следует рассматривать обучение населения и пропаганду. В настоящее время создана соответствующая система обучения населения.
Общий порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций был определен постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1995 г. № 738, согласно которому методическое руководство и контроль за подготовкой населения в этой области возложено на МЧС России. Данное постановление Правительства Российской Федерации определило общие для России организационно-правовые формы, нормы, задачи и методы обучения в рамках государственной системы подготовки населения.
Основными задачами подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций являются:
обучение всех групп населения правилам поведения и основным способам защиты от чрезвычайных ситуаций, приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правилам пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;
обучение и переподготовка руководителей всех уровней управления действиям по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
выработка у руководителей и специалистов органов исполнительной власти всех уровней навыков по подготовке и управлению силами и средствами, входящими в РСЧС;
практическое усвоение работниками в составе органов управления и сил РСЧС своих обязанностей при действиях по предупреждению и ликвидации ЧС.
Подготовке в области защиты от ЧС подлежат:
население, занятое в сферах производства и обслуживания, учащиеся общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования;
руководители органов исполнительной власти всех уровней, включая организации, независимо от их организационно-правовой формы, а также специалисты в области защиты от ЧС;
работники органов исполнительной власти всех уровней в составе сил РСЧС;
население, не занятое в сферах производства и обслуживания.
Подготовка учащихся общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования осуществляется в учебное время по соответствующим учебным программам.
Подготовка руководителей и специалистов в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется:
руководителей и специалистов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации – на ежегодных сборах, учениях, тренировках, а также в Академии гражданской защиты и в Институте развития МЧС России по специальным программам с периодичностью один раз в 5 лет;
руководителей, командно-начальствующего состава формирований и специалистов местного самоуправления – в учебно-методических центрах по ГО и ЧС субъектов РФ по специальной программе один раз в 5 лет и при проведении учений и тренировок;
руководителей, командно-начальствующего состава формирований и работников организаций – на курсах ГО городов и районов по специальной программе один раз в 3 года и при проведении учений и тренировок;
работников организаций в составе аварийно-спасательных формирований постоянной готовности – в учебных заведениях повышения квалификации и переподготовки кадров, учебно-тренировочных центрах, центрах подготовки министерств и ведомств Российской Федерации по специальным программам, а также в ходе учений и тренировок;
работников организаций в составе прочих формирований – непосредственно по месту работы по специальной программе, а также в ходе учений и тренировок.
Кроме того, все категории руководителей и специалистов проходят ежегодную подготовку по месту работы по отдельным программам объемом в 12-15 учебных часов.
Подготовка населения, не занятого в сфере производства и обслуживания должна осуществляться по 12-часовой программе в учебно-консультационных пунктах при жилищно-эксплуатационных органах. (Далее краткие комментарии, если целесообразно, по этому вопросу).
Вопросы пропаганды – вторая составляющая социально-политических факторов как элемента государственной политики в области защиты.
В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» пропаганда знаний в этой области обеспечивается органами управления РСЧС совместно с общественными объединениями, осуществляющими свою деятельность в области защиты и спасения людей, органами государственной власти всех уровней.
Основными задачами данной пропаганды являются:
разъяснение государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС, защиты жизни и здоровья людей, материальных и культурных ценностей страны, окружающей природной среды;
привлечение внимания общественности к решению проблем защиты населения и территорий от ЧС, формирование правильного и осознанного понимания всеми структурами государства, общества и каждым гражданином жизненной важности деятельности по предупреждению и ликвидации ЧС;
доведение до граждан социально-экономической и гуманитарной значимости и роли РСЧС в системе безопасности страны;
популяризация среди населения предназначения и задач РСЧС, содействия ее развитию, совершенствованию и повышению эффективности функционирования;
содействие высокой готовности органов управления, сил и средств РСЧС к ликвидации ЧС, оказанию помощи пострадавшему населению, сохранению материальных и культурных ценностей;
информирование граждан о состоянии защиты населения и территорий от ЧС и принятых мерах по обеспечению их безопасности, прогнозируемых и возникших ЧС, приемах и способах защиты от них;
разъяснение прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, в том числе лиц, непосредственно участвующих в ликвидации ЧС;
воспитание у граждан ответственности за соблюдение правовых норм и правил в области природной, техногенной и биолого-социальной безопасности, формирование у них высоких морально-психологических качеств при действиях в экстремальных условиях;
мобилизация населения на участке в противодействии чрезвычайным ситуациям;
распространение знаний, практического опыта и достижений в области защиты населения и территорий от ЧС, международного опыта по этим вопросам;
популяризация и реклама передовых методов и материально-технических средств, используемых для предупреждения и ликвидации ЧС, необходимых услуг, а также лучших организаций, работающих в этой области.
Решая перечисленные задачи, пропаганда знаний в данной области выполняет организационную, воспитательную, учебную и информационную функции. Она способствует повышению качества проведения учебных мероприятий с населением в области защиты от ЧС, морально-психологической подготовке населения, распространению передового опыта в этой области, играет важную роль в подготовке и воспитании учащейся молодежи.
Формы и методы пропаганды достаточно известны всем. Они традиционны и раскрывать их нет необходимости.
7. Основные направления международного сотрудничества МЧС России как элемента государственной политики в рассматриваемой области:
координация участия сил МЧС России в международных гуманитарных, поисково-спасательных операциях, учениях, семинарах, конференциях, выставках;
двухсторонние контакты с аналогичными национальными ведомствами и службами других стран с целью оказания взаимной помощи в случае ЧС;
продвижение инициативы по созданию Международного агентства по ЧС;
продвижение передовых российских технологий;
формирование пояса добрососедства по периметру российских границ.
Международное сотрудничество предусматривает реализацию трех целевых функций:
предотвращение чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера (снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций);
снижение количества возможных потерь и объемов ущерба от чрезвычайных ситуаций (уменьшение масштабов чрезвычайных ситуаций);
ликвидация чрезвычайных ситуаций, оказание гуманитарной помощи (чрезвычайной международной помощи), участие в гуманитарных акциях.
Данные функции являются целевыми не только для России, но и для международного сообщества, причем включают они не только противодействие природным и техногенным бедствиям, но также бедствиям социальным и политическим, что является во многом уделом миротворчества.
МЧС России ведет работу по интеграции РСЧС с зарубежными системами аналогичного назначения, прежде всего, государств - участников СНГ. Интеграция в рамках СНГ уже достигла высокого уровня. Её основа – соглашение о взаимодействии в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, на основе которого созданы Межгосударственный совет по чрезвычайным ситуациям, Межгосударственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Корпус сил СНГ. На сегодня Межгосударственная система включает 12 стран*. Её объединенные силы приступают к действиям когда какая-либо страна не справляется с чрезвычайной ситуацией собственными силами и обращается за помощью и когда чрезвычайная ситуация имеет трансграничное распространение.
Активными партнерами России по двустороннему сотрудничеству являются Германия, Норвегия, США, Франция, Швейцария и многие другие страны. Всего наша страна имеет соответствующие соглашения с 50 странами мира.
Серьезное место в нашем международном сотрудничестве занимают взаимодействие с группами стран по региональному признаку и союзами государств, в частности, с НАТО.
Интегрирование МЧС России в деятельность аналогичных структур мирового сообщества - процесс объективно закономерный и необходимый. Оно позволяет изыскивать эффективные пути решения задач защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осваивать международный опыт предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сводить к минимуму масштабы последствий крупных аварий, катастроф и стихийных бедствий, где первостепенным является фактор своевременности и профессионализма действий привлекаемых сил, в том числе зарубежных.
Свою деятельность по оказанию международной гуманитарной помощи пострадавшему в результате чрезвычайных ситуаций населению Российской Федерации и зарубежных государств МЧС России осуществляет совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на основе решений Правительства Российской Федерации при координирующей роли МИД России.
8. Контроль как элемент государственной политики.
В целом контроль является одной из важных мер обеспечения реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС. Он имеет множество форм, основными из которых являются:
государственный надзор за соблюдением специальных норм и требований. В рамках РСЧС эти функции выполняют соответствующие государственные надзорные органы (Госкомнадзор, Госгортехнадзор, Госатомнадзор, Госсанэпиднадзор и т.п. в соответствии с законодательством РФ). Государственная экспертиза проектов строительства и реконструкции объектов экономики и социальной сферы, а также деклараций промышленной безопасности;
проверки, осуществляемые Департаментом инспектирования территорий и сил ГО МЧС России, а также комиссиями и должностными лицами органов ГО и ЧС, а также органов управления РСЧС всех уровней.
В целях координации деятельности в области надзора и контроля решением Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при ней создан Координационный совет государственных надзорных и контрольных органов, в состав которого рекомендовано 36 представителей от 16 федеральных органов исполнительной власти, имеющих задачи по осуществлению государственного надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. На сегодня в 64 субъектах Российской Федерации созданы координационные советы территориальных подразделений государственных надзорных и контрольных органов.
Основными целями и задачами надзора и контроля являются обеспечение выполнения специальных норм и требований соответствующих законодательных и других нормативных правовых актов, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и защиту населения и территорий.
Состав данной нормативной правовой базы достаточно обширен. В него входят целый ряд федеральных законов, основными из которых являются «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О радиационной безопасности населения», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О безопасности гидротехнических сооружений». Кроме того, в этот состав входит большое число других нормативных правовых документов, среди которых следует особо отметить Градостроительный кодекс Российской Федерации и «Положение о порядке оформления декларации промышленной безопасности и перечня сведений, содержащихся в ней», в которые по предложениям МЧС России внесен значительный ряд норм и требований, направленных на предупреждение ЧС и смягчение их последствий, а также документы, содержащие соответствующие нормативные правовые акты государственных надзорных органов, содержание соответствующие специальные нормы, правила и требования.
- Содержание
- Управление стратегическими рисками чрезвычайных ситуаций в системе обеспечения национальной безопасности россии
- Стратегические показатели состояния России
- I. Го, рсчс и безопасность россии
- 1.1. Чрезвычайные ситуации – угроза безопасности россии. Классификация чрезвычайных ситуаций. Статистика чрезвычайных ситуаций: анализ, уроки, выводы
- Введение
- Стратегические показатели состояния России
- Термины и определения. Классификация чрезвычайных ситуаций
- Классификация чс
- 1.1.2. Современные тенденции динамики чрезвычайных ситуаций
- Промышленная опасность
- Природная опасность
- О мониторинге чс
- 1.1.3. Основные направления и содержание государственной политики в области предотвращения бедствий и катастроф и смягчения их последствий
- Основные перспективные задачи управления комплексными стратегическими рисками
- 1.1.4. Оценка эффективности государственной политики в области предупреждения и ликвидации чс - как основа обеспечения обратной связи и мониторинга при ее разработке и реализации
- Заключение
- 1.2. Концепция национальной безопасности и военная доктрина российской федерации
- Введение
- 1.2.1. Основы обеспечения национальной безопасности. Роль и место гражданской защиты в системе национальной безопасности российской федерации
- 1.2.2. Основные положения концепции национальной безопасности российской федерации
- 1.2.3. Основные положения военной доктрины российской федерации
- Заключение
- 1.3. Исторические аспекты развития системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
- 1.4. Рсчс и гражданская оборона на региональном и территориальном уровнях
- 1.4.1. Работа по созданию и совершенствованию территориальной подсистемы рсчс
- 1.4.1.1. Совершенствование анализа риска возникновения источников техногенных чс и прогнозирования их последствий
- 1.1.4.2. Организация и состояние прогнозирования природных чрезвычайных ситуаций
- 1.4.2. Система гражданской обороны российской федерации на территориальном уровне
- 1.5. Устойчивое развитие: безопасность общества и государства
- Введение
- 1.5.1. Безопасность и устойчивое развитие – новые парадигмы сохранения цивилизации
- 1.5.2. Теория безопасности жизнедеятельности человека - основа новых мировоззренческих подходов к организации жизни общества и стратегии развития
- Способы управления рисками различных видов катастроф
- 1.5.3. Россия на пути к устойчивому развитию: состояние природной и техногенной безопасности, способы ее обеспечения
- Меры по снижению рисков и смягчению последствий чс по этапам ее развития
- Заключение
- 1.6. Обстановка с пожарами в мире и стране, ее прогнозы на XXI век
- Введение
- 1.6.1. Зачем нужна пожарная статистика
- 1.6.2. Что такое пожарная статистика
- 1.6.3. Кто занимается пожарной статистикой
- 1.6.4. Источники информации
- 1.6.5. Обстановка с пожарами в мире
- Страны мира, имеющие больше всего зарегистрированных пожаров
- Ориентировочная ежегодная стоимость пожаров в сша
- Заключение
- II. Планирование мероприятий рсчс и го и управление ими в субъектах рф
- 2.1. Основы управления мероприятиями рсчс и го
- Введение
- 2.1.1. Сущность и основные положения управления рсчс и го
- 2.1.1. Система управления рсчс и го, режимы и методы работы
- 2.1.3. Роль нормативно-правовой базы в повышении эффективности управления мероприятиями по защите от чрезвычайных ситуаций
- Заключение
- 2.2. Основы планирования мероприятий рсчс и го
- Введение
- 2.2.1. Структура и содержание плана действий по предупреждению и ликвидации чс
- 2.2.1.1. Краткая географическая и социально-экономическая характеристика субъекта Российской Федерации и оценка возможной обстановки на его территории
- 2.2.1.2. Мероприятия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий
- Приложения
- 2.2.2. Порядок разработки, корректировки и уточнения плана
- Особенности планирования мероприятий гражданской обороны
- Заключение
- 2.3. Основы организационного проектирования многофункциональной пожарно-спасательной службы
- Введение
- 2.3.1. Сущность организационного проектирования систем
- 2.3.2. Основные принципы и этапы организационного проектирования многофункциональной пожарно-спасательной службы
- 2.3.3. Методологические основы проектирования многофункциональной пожарно-спасательной службы
- 2.3.4. Методологические основы обоснования числа пожарно-спасательных депо
- Пример расчета числа пожарных депо (для Москвы)
- 2.3.5. Методологические основы нормирования числа пожарных и аварийно-спасательных автомобилей
- 2.3.6. Практические рекомендации по нормированию числа депо и автомобилей многофункциональной пожарно-спасательной службы
- Аварийно-спасательный автомобиль быстрого реагирования
- Вариант нормирования автомобилей1 и депо гпс по типам автомобилей, видам депо и их количеству
- 2.4. Организация связи и оповещения в го и рсчс
- 2.4.1. Организация связи
- 2.4.2. Организация оповещения
- 2.5. Морально-психологическое обеспечение: сущность и содержание
- Введение
- 2.5.1. Характеристика морально-психологического обеспечения
- 2.5.2 Методы и формы морально-психологического обеспечения
- Заключение
- III. Роль рсчс в предупреждении чрезвычайных ситуаций
- 3.1.Основы государственной политики по обеспечению безопасности в техносфере
- 3.1.1. Научные проблемы безопасности техногенной сферы
- 3.1.1.1. Основные аспекты безопасности техногенной сферы
- 3.1.1.2. Угрозы техногенной безопасности и разработка мер по их устранению
- Вероятность крупных аварий (1 год)
- 3.1.1.3. Угрозы технологической безопасности
- 3.1.1.4. Цели стратегии технологической безопасности, механизмы и направления парирования опасностей
- 3.1.1.5. Объекты системы технологической безопасности
- 1.2. Научные проблемы и перспективы развития производственного комплекса техносферы
- 3.1.2.1. Приоритетность научного и технического развития машиностроительного комплекса
- 3.1.2.2. Основы развития машиностроительного комплекса
- 3.1.2.3. Научно-технические разработки проблем машиностроения
- 3.1.2.4. Задачи Российской академии наук по решению научных проблем машиностроения
- 3.1.2.5. Организационные и финансовые основы развития машиностроительного комплекса
- 3.2. Организация мониторинга, прогнозирования чрезвычайных ситуаций и их последствий
- Введение
- 3.2.1. Организация наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов
- 3.2.2. Система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций
- Заключение
- Приказ №483
- Министерство российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
- Положение
- I. Общие положения
- II. Основные задачи Центра
- III. Основные функции Центра
- IV. Полномочия Центра
- 3.3. Новые информационные технологии в управлении
- Введение
- 3.3.1. Информационные технологии и их применение при принятии управленческих решений в мчс россии
- 3.3.1.1. Информационные технологии, применяемые в мчс России
- 3.1.2. Планируемое состояние аиус рсчс к 2005 году
- 3.1.2.2. Создание Ситуационного центра мчс России
- Содержание первого этапа
- Содержание второго этапа
- 3.4. Органы надзора и контроля, специально уполномоченные в области промышленной безопасности и защиты населения
- Введение
- Динамика аварийности на предприятиях, подконтрольных Федеральному горному и промышленному надзору России
- 3.4.1. Задачи, структура специально уполномоченного органа в области промышленной безопасности
- 3.4.1.1. Задачи, структура специально уполномоченного органа
- 3.4.1.2. Основные направления обеспечения промышленной безопасности
- 3.4.1.3. Задачи Госгортехнадзора России
- 3.4.1.4. Государственный пожарный надзор
- 3.4.2. Организация взаимодействия органов управления гочс с надзорными и контрольными органами в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий
- Министерство российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий федеральный горный и промышленный надзор россии приказ
- Приказываем:
- Положение о Федеральном горном и промышленном надзоре России1
- Кодекс российской федерации об административных правонарушениях
- 3.5. Теория и практика анализа и управления риском чрезвычайных ситуаций в контексте устойчивого развития россии
- Введение
- 3.5.1. Научные основы устойчивого развития современной цивилизации
- 3.5.2 Методологические основы анализа и управления риском чрезвычайных ситуаций
- Структура техногенных чс на территории России
- Структура природных чс на территории России
- Частоты опасных событий
- Подходы к прогнозированию чрезвычайных ситуаций
- 3.5.3. Оценка и прогноз стратегических рисков современной россии
- Стратегические показатели состояния России
- Формализация катастроф и кризисов
- Сферы жизнедеятельности и показатели риска
- Перечень стратегических рисков в политической сфере
- Перечень стратегических рисков в экономической сфере
- Перечень стратегических рисков в социальной сфере
- Перечень стратегических рисков в научно-технической сфере
- Перечень стратегических рисков в природной и техногенной сферах
- Значимость сфер жизнедеятельности государства
- Перечень наиболее значимых стратегических рисков
- Заключение
- 3.6. Основы устойчивости функционирования объектов экономики и территорий
- Введение
- 3.6.1. Общие требования по повышению устойчивости отраслевых и территориальных звеньев экономики
- 3.6.2. Защита населения и обесепчение жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях
- 3.6.3. Рациональное размещение производительных сил
- 3.6.4. Подготовка отраслей экономики к работе в чрезвычайных ситуациях
- 3.6.5. Подготовка к выполнению работ по восстановлению экономики в чрезвычайных ситуациях
- 3.6.6. Подготовка системы управления экономикой для решения задач в чрезвычайных ситуациях
- 3.7. Риск, прогноз, нелинейная динамика
- Введение
- 3.7.1. Предсказуемость и анализ сложных систем
- 3.7.1.1. Динамический хаос и фундаментальные ограничения в области прогноза
- 3.7.1.2. Управление рисками и прогноз редких катастрофических событий
- 3.7.1.3. Парадигма сложности и теория самоорганизованной критичности
- 3.7.1.4. Почему нам удается предсказывать?
- 3.7.2. Прогноз и динамика сложных социально‑технологических систем
- 3.7.2.1. Моделирование развития высшей школы
- 3.3.2.2. На пути к "социологии быстрого реагирования"
- 3.7.2.4. Теоретическая история или поиск альтернатив
- IV. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
- 4.1. Федеральный закон «о защите населения и территорий от чс природного и техногенного характера». Основы государственной политики рф в области защиты населения и территорий от чс»
- Введение
- Число крупных катастроф (чс) на территории рф в 1992-2000 г.Г.
- 4.1.1. Содержание основных положений фз «о защите населения и территорий от чс природного и техногенного характера»
- Глава I посвящена общим положениям, где в 7 статьях изложены:
- Глава II рассматривает полномочия различных органов власти в области защиты населения и территорий от чс.
- Глава IX посвящена заключительным положениям, где указывается, что:
- 4.1.2. Взгляды политического руководства на защиту населения и территорий от чс
- 4.1.2.1. Состояние нормативно-правовой базы в сфере гражданской защиты
- 4.2. Подготовка руководящего состава органов управления, сил и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях
- Введение
- 4.2.1. Основные направления подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящего состава органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям
- 4.2.2. Подготовка поисково-спасательных формирований и войск гражданской обороны
- 4.2.2.1. Профессиональная подготовка спасателей поисково-спасательных формирований мчс России
- 4.2.2.2. Профессиональная подготовка военнослужащих войск гражданской обороны
- 4.2.3. Организация подготовки населения в области го и защиты от чрезвычайных ситуаций
- Заключение
- 4.3. Инженерная защита населения и территорий
- Введение
- 4.3.1. Инженерные мероприятия по защите населения и территорий
- 3.4.2. Особенности инженерной защиты населения при угрозе чс
- Защита населения в районах размещения объектов атомной энергетики
- Защита населения в районах размещения химически-опасных объектов
- Защита населения в зонах возможного катастрофического затопления Особенности инженерной защиты населения в зонах возможного катастрофического затопления рассмотрена на рис. 4.3.2.
- Заключение
- 4.4. Основы радиационной, химической и биологической защиты в чрезвычайных ситуациях
- Введение
- 4.4.1. Цель, задачи, и содержание, радиационной, химической и биологической защиты
- 4.4.2. Организация рхб защиты в чс
- Раздел I. Краткая физико-географическая и социально-экономическая характеристика субъекта рф и оценка возможной обстановки на его территории.
- Раздел II. Мероприятия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий. В разделе, наряду с другими данными, по рхз указывают:
- 4.5. Медицинская защита населения и личного состава сил го и рсчс
- Введение
- 4.6.1. Характеристика медицинских сил го и рсчс
- 4.5.1.1. Организационная структура и основные задачи федеральной медицинской службы го
- 4.5.1.2. Силы и средства всероссийской службы медицины катастроф
- 4.5.2. Медицинская защита населения и личного состава сил рсчс
- 4.5.3. Организация санитарно-противоэпидемических мероприятий в зонах чс
- Заключение
- 4.6. Организация и проведение эвакомероприятий
- Литература