Меры по снижению рисков и смягчению последствий чс по этапам ее развития
Этап, длительность | Характеристика | Меры защиты | |
1-й этап, годы - десятилетия в зависимости от повторяемости опасных явлений | Спокойное невозмущенное состояние территории, характеризуемой определенными природными и техногенными опасностями, угрозами и, следовательно, возможностью возникновения ЧС | Снижение риска | Превентивные меры защиты, подготовка сил и средств для ликвидации последствий возможных ЧС, обучение персонала и населения к эффективным действиям в условиях ЧС |
2-й этап, дни – месяцы, а для некоторых ЧС экологического характера (превращение пастбищ в пустыню, потеря почвенным покровом плодородных свойств и т.д.) – в пределах лет – десятилетий | Появление признаков или процессов, которые могут привести к возникновению ЧС. Используются для прогноза места, времени и силы опасного природного явления или аварии на объекте экономики. Например, накопление за зиму больших снежных запасов в условиях быстрого весеннего повышения температуры создает опасность паводков, схода селя и др. 2-й этап присущ медленно развивающимся ЧС или экстремальным природным явлениям, имеющим предвестники их наступления. Для внезапно наступающих ЧС, например, землетрясений или таких техногенных ЧС, как авария танкера с нефтью, выброс (сброс) в окружающую среду вредных веществ в результате аварии на объектах экономики, этот этап может отсутствовать. | Меры по повышению защищенности территории, усиление сил и средств для ликвидации последствий ЧС | |
3-й этап, от минут и часов до недель и месяца | Процесс развития ЧС (например, весенний паводок, засуха, извержение вулкана) | Смягчение последствий | Экстренные меры по смягчению последствий ЧС (аварийно-спасательные работы) |
4-й этап, дни – месяцы в зависимости от характера и масштабов ЧС | Восстановительный этап. Возвращение территории в первоначальное состояние | Ликвидация последствий ЧС (восстановительные работы, возмещение |
По месту, меры защиты делятся на защиту объектов от воздействия опасных факторов и защиту потенциальных источников опасности (потенциально опасных объектов) от внешних инициирующих воздействий.
К объектам защиты относятся: человек, общество, государство, природная среда (биосфера), техносфера и т.п. Реально существующие или рассматриваемые в теоретическом плане системы безопасности строятся в зависимости oт объектов защиты и совокупности опасностей, представляющих угрозу для них. Эти системы взаимосвязаны, как по источникам опасности, так и средствам достижения безопасности. Так, историческим приоритетом обладают системы обеспечения безопасности человека - вначале от природных внешних воздействий с помощью техносферы. а затем и от опасных факторов самой техносферы. Однако, обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в техносфере позволяет решить и задачи охраны природной среды, и глобальной безопасности (например, сокращение промышленных выбросов в атмосферу препятствует появлению парникового эффекта, разрушению озонового слоя).
Рассмотрим вопросы защищенности от техногенных рисков.
Значительные последствия аварий с потенциально опасными объектами обусловили необходимость оснащения их специальными системами защиты (безопасности).
Задачи системы защиты:
в объектах одноразового применения, не функционирующих в процессе эксплуатации - предотвращение задействования (преждевременного срабатывания) от внешних воздействующих (факторов (аварийных и поражающих воздействий, несанкционированных действий);
в функционирующих объектах - предотвращение развития аварийных ситуаций в аварию либо ограничение последствий аварии.
Основными видами систем защиты по принципу действия являются пассивные и активные.
Пассивная или жесткая защита основана на создании физических барьеров на пути распространения аварийных факторов к критически важным с точки зрения безопасности узлам потенциально опасного объекта, а также на пути выхода из объекта и распространения поражающих факторов. Преодоление этих барьеров требует затраты большого количества энергии.
Активная или функциональная защита включает чувствительные элементы (датчики), следящие за состоянием потенциально опасного объекта и фиксирующие возникновение аварийных ситуаций, а также системы, препятствующие развитию аварийной ситуации в аварию или снижающие ее последствия. Системы функциональной защиты в случае аварии способны взять на себя выполнение отдельных функций потенциально опасного объекта в течение ограниченного времени, либо предотвратить развитие аварии.
Системы защиты потенциально опасного объекта чаще всего основаны на принципе прерывания (подавления) аварийного процесса или формирующегося опасного фактора, а также отключающие из функциональной схемы объекта аварийные блоки. Это различного рода предохранительные устройства (клапаны, фильтры, плавкие вставки и т.п.), системы пожаротушения, системы аварийной остановки ядерных реакторов и др.
Рассмотрим принципы осуществления превентивных мер защиты.
Опыт показывает, что развитие техносферы опережает создание адекватных методов и средств защиты от связанных с новыми технологиями опасностей. Это вполне объяснимо, так как решения на применение мер защиты обычно принимаются тогда, когда проявляются негативные результаты эксплуатации новых объектов, оценивается число жертв, материальный ущерб, потери качества биосферы. Сформулированные на такой основе защитные мероприятия оказываются несвоевременными, недостаточными и, как следствие, недостаточно эффективными. В качестве примера можно привести аварию на Чернобыльской АЭС. Возможность и последствия такой аварии для ученых и разработчиков были неожиданными и даже поставили под угрозу перспективы ядерной энергетики. Особенно сложно спрогнозировать долговременные последствия внедрения новых технологий.
Таким образом, оценка последствий от воздействия негативных факторов по конечному результату - грубейших просчет человечества, приведший к огромным жертвам и кризису биосферы. Человечество должно научиться обеспечивать безопасность новых технологий на стадии их разработки па основе прогнозирования возможных негативных воздействий на человека, техносферу и биосферу, их не только ближайших, но и отдаленных последствий (принцип предвидения будущих угроз).
Как показывает анализ структуры природного и техногенного рисков, роль техносферы в структуре опасностей постоянно возрастает. В основе возникновения техногенных опасностей лежит человеческая деятельность, направленная на формирование и трансформацию потоков вещества, энергии и информации. Изучая и изменяя эти потоки, можно ограничить их уровни допустимыми значениями. Если этого сделать не удается, то опасности для жизнедеятельности возрастают.
Для обеспечения безопасности в условиях возможных негативных воздействий реализуется принцип нормирования - не превышение допустимых пределов воздействий, в частности, индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизирующего излучения.
В последние десятилетия в России и во всем мире проявилась негативная тенденция увеличения потерь от ЧС. Одной из причин этого является направленность государственной политики в области обеспечения безопасности населения и объектов хозяйства в основном на ликвидацию последствий ЧС, а не на их профилактику. Необходимость экономии расходов государства потребовала переоценки представлений о сложившемся (как правило, стихийно) соотношении затрат на превентивные меры но снижению рисков ЧС и на ликвидацию их последствии. Доля затрат на превентивные меры зашиты, осуществляемые на всех уровнях, должна возрастать. Целесообразность проведения мер защиты должна быть обоснована с учетом экономических (в условиях жестких финансовых ограничений) и социальных факторов.
Из анализа данных о рисках аварий и катастроф на потенциально опасных объектах следует, что различие в уровнях требуемых и приемлемых рисков, с одной стороны, и фактическим уровнем рисков, с другой, достигает двух и более порядков. Вместе с тем известно, что повышение уровня защищенности объектов oт аварий и катастроф на один порядок требует больших усилий в научно-технической сфере и существенных затрат, сопоставимых с 10-20% стоимости проекта.
Критерии решений, принимаемых на основе прогнозирования повторяемости аварий и катастроф, основываются на использовании ряда принципов.
В соответствии с принципом обоснования, меры защиты реализуются, если предотвращенный, благодаря принятым мерам, ущерб превышает затраты на осуществление этих мер.
Принцип оптимизации состоит в поддержании на возможно более низком и достижимом уровне, с учетом экономических и социальных факторов, уровней внешних воздействий и числа лиц, подвергающихся воздействию в любых видах деятельности. Практически это выливается в рациональный выбор объема мер защиты: из условия максимума отношения предотвращенного ущерба к затратам на осуществление мер защиты.
В качестве мер защиты могут рассматриваться: предупреждение аварийных ситуаций и предупреждение (снижение силы) некоторых опасных природных явлений; повышение защищенности и стойкости потенциально опасных объектов; оснащение их системами защиты и повышение надежности этих систем; введение дополнительных физических барьеров; снижение возможного ущерба от катастроф (снижение потенциала опасности на объекте, отселение людей или перемещение потенциально опасных объектов; подготовка персонала и населения к принятию адекватных решений при возникновении ЧС; подготовка сил и средств к ликвидации последствий аварий) и другие.
Частным случаем принципа оптимизации является принцип избирательности - в первую очередь реализуются те меры, которые приводят к наибольшему повышению безопасности при одинаковых затратах.
Принцип достаточности - объем принимаемых мер защиты должен обеспечивать приемлемый уровень безопасности. Исходя из этого условия, проводится нормирование воздействующих на человека негативных факторов. В частности, устанавливаются пределы доз облучения, предельно допустимые концентрации и т.д.
Следует иметь в виду, что целевой функцией при принятии решения конкретным человеком (и государством, действующим в его интересах) является уровень жизни, включающий не только безопасность человека, но и качество его жизни. Поэтому, качество жизни и риск взаимосвязаны. Для повышения качества жизни человек (и общество в целом) часто идет на некоторое увеличение риска. В результате для социально-экономических условий каждой страны стихийно устанавливается рациональное (обеспечивающее максимальный уровень жизни) равновесие между безопасностью и качеством жизни. Поэтому, в тех случаях, когда речь идет о технологиях, сулящих значительную выгоду, для которых риск для отдельных категории граждан превышает приемлемую величину, действует принцип оправданного риска. В соответствии с этим принципом польза для общества должна превышать возможный ущерб, а за дополнительные факторы риска, категориям рискующих сверх приемлемого в среднем для общества уровня, должны предусматриваться социально-экономические компенсации.
Рассмотрим способы повышения защищенности населения и территорий от ЧС природного характера.
Для снижения потерь от опасных природных явлений осуществляется управление природным риском путем проведения мероприятий на разных уровнях:
государственном (нормативно-правовое регулирование взаимоотношений различных субъектов в области безопасности, принятие решений на освоение новых территорий или отселение, принятие схем районирования территории по повторяемости и силе опасных природных явлений и соответствующих строительных норм, организация аварийно-спасательных служб и др.);
региональном (принятие решений на повышение защищенности населения, строительство сооружений инженерной защиты, разработка систем мониторинга опасных природных явлений и оповещения об опасных природных явлениях, разработка и реализация планов мероприятий по смягчению последствий стихийных бедствий и их ликвидации, проведение аварийно-спасательных и восстановительных работ);
коллективном (восприятие различными социальными группами природных рисков и реагирование на них путем воздействия на органы законодательной и исполнительной власти);
индивидуальном (принятие решения на заселение или отселение).
Население осваивает новые, в том числе опасные, районы в стремлении к новым ресурсам и высотам социально-экономического развития, приспосабливается к имеющимся опасностям на данной территории ввиду экономических преимуществ проживания на ней. Приспособление означает деятельность людей по уменьшению негативных последствий от опасных природных явлений. Процесс адаптации к риску включает в себя конкретное восприятие риска той или иной группой населения, использование имеющихся технологий реагирования на проявления риска в данных условиях проживания людей и адаптацию общества к проявлениям риска при различных экономических альтернативах.
При планировании защиты населения на государственном и региональном уровнях важно иметь не только оценки повторяемости ЧС, но и прогнозы повторяемости ЧС на длительную перспективу, с учетом ее динамики. В общем случае поток ЧС является нестационарным, что подтверждает возрастание в последние десятилетия числа ЧС в России и во всем мире. Так, за период с 1993 по 1997 годы число природных ЧС в России возросло более чем в 3 раза. В последующие годы, однако, в связи со стабилизацией экономики страны наблюдается снижение числа ЧС и потерь от них.
Наиболее слабыми звеньями в системе противодействия природным ЧС в условиях современной России являются:
сети и системы наблюдения (мониторинга) и прогнозирования опасных природных явлений (низкая техническая оснащенность, неудовлетворительное техническое состояние, неукомплектованность квалифицированными кадрами):
системы связи и оповещения;
мобильные силы реагирования:
инженерная защита территорий, включая сейсмостойкое строительство и реконструкцию объектов с целью повышения их стойкости к воздействию негативных факторов и опасных природных явлений;
организация первоочередного жизнеобеспечения населения в ЧС.
Меры защиты от опасных природных явлений требуют значительных затрат. Так, повышение сейсмостойкости объектов промышленно-гражданского (городского) строительства приводит к его удорожанию от стоимости строительства в благоприятных условиях на 12%, защита от наводнений - на 15%, приспособление к слабым грунтам и плохим гидрогеологическим условиям - 20%, суровому климату - 30%, многолетней мерзлоте грунта – 40%, оползневой опасности - 45%.
Часто реализующиеся опасности нейтрализуют защитными мерами. Стихийные же бедствия имеют низкую повторяемость - не выше одного раза в 5-10 лет для одной территории. Интервал 5-10 лет отвечает активной памяти конкретного человека, потерпевшего ущерб и старающегося избежать его впредь. Более длинные интервалы отвечают памяти особо внимательных старожилов и целых населенных пунктов, неудачное размещение которых исправлялось после особо тяжелых стихийных бедствий. Хотя для объектов техносферы введены обязательные нормы безопасности (способность противостоять природным воздействиям, происходящим в среднем раз в 20-50-100 лет), степень безопасности в целом для населенных пунктов больше зависит от народного опыта. Чем старше население или промышленный объект, тем меньше при прочих равных условиях тяжесть стихийных бедствий для него. Наименьший уровень риска достигается за 2-3 века.
Одной из актуальных проблем обеспечения устойчивого развития государства, как уже неоднократно говорилось, как в долгосрочном, так и в краткосрочном плане, является управление природными и техногенными рисками. Управление в масштабе отдельной страны проводится на основе концепций устойчивого развития и приемлемого риска. В рамках технократической концепции, природный и техногенный риски измеряются вероятностной величиной потерь за определенный промежуток времени. Заблаговременное предвидение риска, выявление влияющих факторов, принятие мер по его снижению путем целенаправленного изменения этих факторов, учет эффективности принимаемых мер, составляет программу управления риском.
В общем случае, управление риском - это разработка и обоснование оптимальных программ деятельности, призванных эффективно реализовать решения в области обеспечения безопасности. Главный элемент такой деятельности - процесс оптимального распределения ограниченных ресурсов на снижение различных видов риска с целью достижения такого уровня безопасности населения и окружающей среды, какой только возможен с точки зрения экономических и социальных факторов. Этот процесс основан на мониторинге окружающей среды и анализе риска.
Управление природными и техногенными рисками в масштабе страны или на конкретной территории целесообразно осуществлять по схеме (рис. 1.5.12):
установление уровня приемлемого риска и механизмов государственного регулирования безопасности, исходя из экономических и социальных факторов;
мониторинг окружающей среды, и анализ риска для жизнедеятельности населения;
рациональное распределение средств па превентивные меры по снижению риска и меры по смягчению последствий ЧС;
осуществление превентивных мер по снижению риска ЧС;
проведение спасательных и восстановительных работ при ЧС.
Анализ, риска осуществляется по схеме: идентификация опасностей - анализ (оценка и прогноз) угрозы - анализ риска ЧС на территории - анализ индивидуального риска для населения - сравнение с приемлемым риском - обоснование и реализация рациональных мер защиты, подготовка сил и средств для проведения аварийно-спасательных работ, создание необходимых ресурсов для смягчения последствий ЧС.
Меры защиты осуществляются по двум основным направлениям:
превентивные меры по снижению рисков и смягчению последствий ЧС, осуществляемые заблаговременно;
меры по ликвидации последствий уже произошедших ЧС (экстренное реагирование - аварийно-спасательные работы и мероприятия по ликвидации последствий, возмещению ущерба, включающие механизмы создания резервов материальных и финансовых ресурсов возмещения ущерба).
Рациональные меры защиты выбираются на основе анализа рисков. При этом, вначале анализ проводится с целью определения риска разрушения отдельных объектов инфраструктуры, затем - стихийных бедствий для территории в целом, и, наконец - природных и техногенных рисков для населения исследуемой территории.
Меры по ликвидации последствий фактически произошедших ЧС можно разделить на две группы:
меры по экстренному реагированию, направленные на спасение людей, уменьшению последствий ЧС. Для реализации этой задачи в рамках РСЧС создаются, оснащаются, обучаются и поддерживаются в готовности к немедленным действиям аварийно-спасательные формирования, разрабатываются планы мероприятий по действиям в ЧС;
меры по ликвидации последствий аварий, восстановительным работам, восполнению потерь, жизнеобеспечению населения пострадавших территорий. Для решения данной задачи создаются запасы материальных средств и финансовых ресурсов, страховые фонды.
Одним из принципов государственной политики в области обеспечения защищенности населения и территорий от природных и техногенных угроз является рационализм. К этому приводит здравый смысл и народный опыт. Однако усложнение хозяйства (составляющих его элементов, хозяйственных связей) и динамика изменения экономики, значительные ущербы от ЧС не позволяют приблизиться методом проб и ошибок к рациональным пропорциям в области обеспечения безопасности. Требуется научный подход, основанный на использовании математических моделей процессов в социально-экономических системах, учитывающих риски от всего комплекса сопровождающих жизнедеятельность человека опасностей, и методов оптимизации.
Проведение рациональной политики в области природной и техногенной безопасности означает установление рациональных пропорций между различными объектами этой политики на различных уровнях: страна, административно-территориальные образования, отрасли экономики, отдельные потенциально опасные объекты. Для этого необходимо последовательное решение следующих задач, изложенных ниже по степени общности:
определение приемлемого уровня риска для населения страны и оправданности видов деятельности (технологий) с учетом экономических и социальных факторов;
определение рационального соотношения затрат на превентивные меры и на реагирование;
рациональное распределение затрат на защиту от ЧС между территориями (регионами, субъектами Российской Федерации, другими административно - территориальными образованиями);
оптимизация затрат на защиту рассматриваемой территории по видам опасности;
выбор защищаемых объектов;
выбор мер защиты.
Согласно приведенной схеме планирование затрат на системы и меры безопасности осуществляется от общего к частному, при этом результат решения предыдущей (более общей) задачи дает исходные данные или ограничения для решения последующей (частной).
- Содержание
- Управление стратегическими рисками чрезвычайных ситуаций в системе обеспечения национальной безопасности россии
- Стратегические показатели состояния России
- I. Го, рсчс и безопасность россии
- 1.1. Чрезвычайные ситуации – угроза безопасности россии. Классификация чрезвычайных ситуаций. Статистика чрезвычайных ситуаций: анализ, уроки, выводы
- Введение
- Стратегические показатели состояния России
- Термины и определения. Классификация чрезвычайных ситуаций
- Классификация чс
- 1.1.2. Современные тенденции динамики чрезвычайных ситуаций
- Промышленная опасность
- Природная опасность
- О мониторинге чс
- 1.1.3. Основные направления и содержание государственной политики в области предотвращения бедствий и катастроф и смягчения их последствий
- Основные перспективные задачи управления комплексными стратегическими рисками
- 1.1.4. Оценка эффективности государственной политики в области предупреждения и ликвидации чс - как основа обеспечения обратной связи и мониторинга при ее разработке и реализации
- Заключение
- 1.2. Концепция национальной безопасности и военная доктрина российской федерации
- Введение
- 1.2.1. Основы обеспечения национальной безопасности. Роль и место гражданской защиты в системе национальной безопасности российской федерации
- 1.2.2. Основные положения концепции национальной безопасности российской федерации
- 1.2.3. Основные положения военной доктрины российской федерации
- Заключение
- 1.3. Исторические аспекты развития системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
- 1.4. Рсчс и гражданская оборона на региональном и территориальном уровнях
- 1.4.1. Работа по созданию и совершенствованию территориальной подсистемы рсчс
- 1.4.1.1. Совершенствование анализа риска возникновения источников техногенных чс и прогнозирования их последствий
- 1.1.4.2. Организация и состояние прогнозирования природных чрезвычайных ситуаций
- 1.4.2. Система гражданской обороны российской федерации на территориальном уровне
- 1.5. Устойчивое развитие: безопасность общества и государства
- Введение
- 1.5.1. Безопасность и устойчивое развитие – новые парадигмы сохранения цивилизации
- 1.5.2. Теория безопасности жизнедеятельности человека - основа новых мировоззренческих подходов к организации жизни общества и стратегии развития
- Способы управления рисками различных видов катастроф
- 1.5.3. Россия на пути к устойчивому развитию: состояние природной и техногенной безопасности, способы ее обеспечения
- Меры по снижению рисков и смягчению последствий чс по этапам ее развития
- Заключение
- 1.6. Обстановка с пожарами в мире и стране, ее прогнозы на XXI век
- Введение
- 1.6.1. Зачем нужна пожарная статистика
- 1.6.2. Что такое пожарная статистика
- 1.6.3. Кто занимается пожарной статистикой
- 1.6.4. Источники информации
- 1.6.5. Обстановка с пожарами в мире
- Страны мира, имеющие больше всего зарегистрированных пожаров
- Ориентировочная ежегодная стоимость пожаров в сша
- Заключение
- II. Планирование мероприятий рсчс и го и управление ими в субъектах рф
- 2.1. Основы управления мероприятиями рсчс и го
- Введение
- 2.1.1. Сущность и основные положения управления рсчс и го
- 2.1.1. Система управления рсчс и го, режимы и методы работы
- 2.1.3. Роль нормативно-правовой базы в повышении эффективности управления мероприятиями по защите от чрезвычайных ситуаций
- Заключение
- 2.2. Основы планирования мероприятий рсчс и го
- Введение
- 2.2.1. Структура и содержание плана действий по предупреждению и ликвидации чс
- 2.2.1.1. Краткая географическая и социально-экономическая характеристика субъекта Российской Федерации и оценка возможной обстановки на его территории
- 2.2.1.2. Мероприятия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий
- Приложения
- 2.2.2. Порядок разработки, корректировки и уточнения плана
- Особенности планирования мероприятий гражданской обороны
- Заключение
- 2.3. Основы организационного проектирования многофункциональной пожарно-спасательной службы
- Введение
- 2.3.1. Сущность организационного проектирования систем
- 2.3.2. Основные принципы и этапы организационного проектирования многофункциональной пожарно-спасательной службы
- 2.3.3. Методологические основы проектирования многофункциональной пожарно-спасательной службы
- 2.3.4. Методологические основы обоснования числа пожарно-спасательных депо
- Пример расчета числа пожарных депо (для Москвы)
- 2.3.5. Методологические основы нормирования числа пожарных и аварийно-спасательных автомобилей
- 2.3.6. Практические рекомендации по нормированию числа депо и автомобилей многофункциональной пожарно-спасательной службы
- Аварийно-спасательный автомобиль быстрого реагирования
- Вариант нормирования автомобилей1 и депо гпс по типам автомобилей, видам депо и их количеству
- 2.4. Организация связи и оповещения в го и рсчс
- 2.4.1. Организация связи
- 2.4.2. Организация оповещения
- 2.5. Морально-психологическое обеспечение: сущность и содержание
- Введение
- 2.5.1. Характеристика морально-психологического обеспечения
- 2.5.2 Методы и формы морально-психологического обеспечения
- Заключение
- III. Роль рсчс в предупреждении чрезвычайных ситуаций
- 3.1.Основы государственной политики по обеспечению безопасности в техносфере
- 3.1.1. Научные проблемы безопасности техногенной сферы
- 3.1.1.1. Основные аспекты безопасности техногенной сферы
- 3.1.1.2. Угрозы техногенной безопасности и разработка мер по их устранению
- Вероятность крупных аварий (1 год)
- 3.1.1.3. Угрозы технологической безопасности
- 3.1.1.4. Цели стратегии технологической безопасности, механизмы и направления парирования опасностей
- 3.1.1.5. Объекты системы технологической безопасности
- 1.2. Научные проблемы и перспективы развития производственного комплекса техносферы
- 3.1.2.1. Приоритетность научного и технического развития машиностроительного комплекса
- 3.1.2.2. Основы развития машиностроительного комплекса
- 3.1.2.3. Научно-технические разработки проблем машиностроения
- 3.1.2.4. Задачи Российской академии наук по решению научных проблем машиностроения
- 3.1.2.5. Организационные и финансовые основы развития машиностроительного комплекса
- 3.2. Организация мониторинга, прогнозирования чрезвычайных ситуаций и их последствий
- Введение
- 3.2.1. Организация наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов
- 3.2.2. Система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций
- Заключение
- Приказ №483
- Министерство российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
- Положение
- I. Общие положения
- II. Основные задачи Центра
- III. Основные функции Центра
- IV. Полномочия Центра
- 3.3. Новые информационные технологии в управлении
- Введение
- 3.3.1. Информационные технологии и их применение при принятии управленческих решений в мчс россии
- 3.3.1.1. Информационные технологии, применяемые в мчс России
- 3.1.2. Планируемое состояние аиус рсчс к 2005 году
- 3.1.2.2. Создание Ситуационного центра мчс России
- Содержание первого этапа
- Содержание второго этапа
- 3.4. Органы надзора и контроля, специально уполномоченные в области промышленной безопасности и защиты населения
- Введение
- Динамика аварийности на предприятиях, подконтрольных Федеральному горному и промышленному надзору России
- 3.4.1. Задачи, структура специально уполномоченного органа в области промышленной безопасности
- 3.4.1.1. Задачи, структура специально уполномоченного органа
- 3.4.1.2. Основные направления обеспечения промышленной безопасности
- 3.4.1.3. Задачи Госгортехнадзора России
- 3.4.1.4. Государственный пожарный надзор
- 3.4.2. Организация взаимодействия органов управления гочс с надзорными и контрольными органами в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий
- Министерство российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий федеральный горный и промышленный надзор россии приказ
- Приказываем:
- Положение о Федеральном горном и промышленном надзоре России1
- Кодекс российской федерации об административных правонарушениях
- 3.5. Теория и практика анализа и управления риском чрезвычайных ситуаций в контексте устойчивого развития россии
- Введение
- 3.5.1. Научные основы устойчивого развития современной цивилизации
- 3.5.2 Методологические основы анализа и управления риском чрезвычайных ситуаций
- Структура техногенных чс на территории России
- Структура природных чс на территории России
- Частоты опасных событий
- Подходы к прогнозированию чрезвычайных ситуаций
- 3.5.3. Оценка и прогноз стратегических рисков современной россии
- Стратегические показатели состояния России
- Формализация катастроф и кризисов
- Сферы жизнедеятельности и показатели риска
- Перечень стратегических рисков в политической сфере
- Перечень стратегических рисков в экономической сфере
- Перечень стратегических рисков в социальной сфере
- Перечень стратегических рисков в научно-технической сфере
- Перечень стратегических рисков в природной и техногенной сферах
- Значимость сфер жизнедеятельности государства
- Перечень наиболее значимых стратегических рисков
- Заключение
- 3.6. Основы устойчивости функционирования объектов экономики и территорий
- Введение
- 3.6.1. Общие требования по повышению устойчивости отраслевых и территориальных звеньев экономики
- 3.6.2. Защита населения и обесепчение жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях
- 3.6.3. Рациональное размещение производительных сил
- 3.6.4. Подготовка отраслей экономики к работе в чрезвычайных ситуациях
- 3.6.5. Подготовка к выполнению работ по восстановлению экономики в чрезвычайных ситуациях
- 3.6.6. Подготовка системы управления экономикой для решения задач в чрезвычайных ситуациях
- 3.7. Риск, прогноз, нелинейная динамика
- Введение
- 3.7.1. Предсказуемость и анализ сложных систем
- 3.7.1.1. Динамический хаос и фундаментальные ограничения в области прогноза
- 3.7.1.2. Управление рисками и прогноз редких катастрофических событий
- 3.7.1.3. Парадигма сложности и теория самоорганизованной критичности
- 3.7.1.4. Почему нам удается предсказывать?
- 3.7.2. Прогноз и динамика сложных социально‑технологических систем
- 3.7.2.1. Моделирование развития высшей школы
- 3.3.2.2. На пути к "социологии быстрого реагирования"
- 3.7.2.4. Теоретическая история или поиск альтернатив
- IV. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
- 4.1. Федеральный закон «о защите населения и территорий от чс природного и техногенного характера». Основы государственной политики рф в области защиты населения и территорий от чс»
- Введение
- Число крупных катастроф (чс) на территории рф в 1992-2000 г.Г.
- 4.1.1. Содержание основных положений фз «о защите населения и территорий от чс природного и техногенного характера»
- Глава I посвящена общим положениям, где в 7 статьях изложены:
- Глава II рассматривает полномочия различных органов власти в области защиты населения и территорий от чс.
- Глава IX посвящена заключительным положениям, где указывается, что:
- 4.1.2. Взгляды политического руководства на защиту населения и территорий от чс
- 4.1.2.1. Состояние нормативно-правовой базы в сфере гражданской защиты
- 4.2. Подготовка руководящего состава органов управления, сил и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях
- Введение
- 4.2.1. Основные направления подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящего состава органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям
- 4.2.2. Подготовка поисково-спасательных формирований и войск гражданской обороны
- 4.2.2.1. Профессиональная подготовка спасателей поисково-спасательных формирований мчс России
- 4.2.2.2. Профессиональная подготовка военнослужащих войск гражданской обороны
- 4.2.3. Организация подготовки населения в области го и защиты от чрезвычайных ситуаций
- Заключение
- 4.3. Инженерная защита населения и территорий
- Введение
- 4.3.1. Инженерные мероприятия по защите населения и территорий
- 3.4.2. Особенности инженерной защиты населения при угрозе чс
- Защита населения в районах размещения объектов атомной энергетики
- Защита населения в районах размещения химически-опасных объектов
- Защита населения в зонах возможного катастрофического затопления Особенности инженерной защиты населения в зонах возможного катастрофического затопления рассмотрена на рис. 4.3.2.
- Заключение
- 4.4. Основы радиационной, химической и биологической защиты в чрезвычайных ситуациях
- Введение
- 4.4.1. Цель, задачи, и содержание, радиационной, химической и биологической защиты
- 4.4.2. Организация рхб защиты в чс
- Раздел I. Краткая физико-географическая и социально-экономическая характеристика субъекта рф и оценка возможной обстановки на его территории.
- Раздел II. Мероприятия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий. В разделе, наряду с другими данными, по рхз указывают:
- 4.5. Медицинская защита населения и личного состава сил го и рсчс
- Введение
- 4.6.1. Характеристика медицинских сил го и рсчс
- 4.5.1.1. Организационная структура и основные задачи федеральной медицинской службы го
- 4.5.1.2. Силы и средства всероссийской службы медицины катастроф
- 4.5.2. Медицинская защита населения и личного состава сил рсчс
- 4.5.3. Организация санитарно-противоэпидемических мероприятий в зонах чс
- Заключение
- 4.6. Организация и проведение эвакомероприятий
- Литература