logo search
ТОМ 1

Глава II рассматривает полномочия различных органов власти в области защиты населения и территорий от чс.

Полномочия Президента РФ в области защиты населения и территорий от ЧС (ст. 8).

Президент РФ:

Полномочия Федерального Собрания Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС (ст. 9).

Федеральное Собрание Российской Федерации:

Полномочия Правительства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС (ст. 10).

Правительство РФ:

Полномочия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от ЧС.

1. Органы государственной власти РФ:

2. Органы местного самоуправления самостоятельно:

Государственное управление в области защиты от ЧС (Глава III).

ФОИВ, специально уполномоченные для решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС (ст. 12).

Для осуществления государственного управления и координации деятельности ФОИВ в области защиты населения и территорий от ЧС создается специально уполномоченный ФОИВ, который создает подведомственные ему территориальные органы.

Обязанности ФОИВ в области защиты населения и территорий от ЧС (ст. 13).

1. Эти органы исполнительной власти организуют работу:

в области защиты населения и территорий от ЧС в своей сфере деятельности и порученных им отраслях экономики в соответствии с настоящим ФЗ и иными нормативно-правовыми актами РФ.

2. Федеральные органы исполнительной власти:

по отношению к подведомственным организациям:

по отношению к иным организациям, входящим в состав отрасли:

а) Руководители ФОИВ несут предусмотренную законодательством РФ ответственность за ненадлежащее выполнение указанными органами возложенных на них задач и осуществление своих функций в области защиты населения и территорий от ЧС.

б) ФОИВ принимают решения об образовании в пределах выделенных им ассигнований из штатной численности подразделений для решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС.

в) ФОИВ, имеющие специально подготовленные и аттестованные в установленном порядке силы и средства для предупреждения и ликвидации ЧС, используют их в рамках РСЧС.

Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от ЧС (ст. 14).

Организации обязаны:

Участие общественных объединений в ликвидации ЧС (ст. 15).

Общественные объединения:

могут участвовать в мероприятиях в области защиты населения и территорий от ЧС в соответствии с законодательством РФ и со своими уставами.

Они действуют под руководством соответствующих органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС. На эти органы возлагается ответственность за решение вопросов, связанных с перевозкой членов общественных объединений к зоне ЧС и обратно, организацией размещения, питания, оплаты труда, материально-технического, медицинского и других видов обеспечения их деятельности в ЧС.

Участники ликвидации ЧС от общественных объединений должны иметь соответствующую подготовку, подтвержденную в аттестационном порядке.

Привлечение ВС РФ, других войск и воинских формирований для ликвидации ЧС (ст. 16).

Порядок привлечения этих сил и средств определяется Президентом РФ в соответствии с законодательством РФ. Эти силы и средства должны быть специально подготовлены.

Применение сил и средств органов внутренних дел РФ при ликвидации ЧС (ст. 17).

При ликвидации ЧС силы и средства органов внутренних дел РФ применяются в соответствии с задачами, возложенными на органы внутренних дел законами и иными нормативными актами РФ и субъектов РФ.

Права и обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС и социальная защита пострадавших (Глава IV).

Права граждан РФ в области защиты от ЧС (ст. 18).

1. Граждане РФ имеют право:

2. Порядок и условия:

Обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС (ст. 19).

Граждане РФ обязаны:

Подготовка населения в области защиты от ЧС (Глава V).

Порядок подготовки населения в области защиты от ЧС определяется Правительством Российской Федерации (ст. 20).

Подготовка населения к действиям в ЧС осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, а также по месту жительства.

Подготовка руководителей и специалистов организаций, а также сил РСЧС для защиты от ЧС осуществляется в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в специальных учебно-методических центрах и непосредственно по месту работы.

Пропаганда знаний в области защиты от ЧС (ст. 21).

Пропаганда знаний в области защиты от ЧС обеспечивается органами управления, входящими в РСЧС, совместно с общественными объединениями, осуществляющими свою деятельность в области защиты и спасения людей, ФОИВ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями.

Для пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от ЧС могут использоваться средства массовой информации.

Порядок финансирования и материального обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от ЧС (Глава VI).

Финансирование целевых программ (ст. 22).

Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от ЧС, по обеспечению устойчивости функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Финансирование органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС (ст. 23).

Финансирование деятельности постоянно действующих органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.

Финансирование мероприятий по ликвидации ЧС (ст. 24).

Финансирование мероприятий по ликвидации ЧС проводится за счет средств организаций, находящихся в зонах ЧС, средств ФОИВ, соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников.

При отсутствии или недостаточности указанных средств для ликвидации ЧС выделяются средства резервного фонда Правительства РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

Создание и использование резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС (ст. 25).

Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения ЧС. Указанные резервы создаются ФОИВ, ОИВС, а также органами местного самоуправления.

Порядок создания и использования указанных резервов и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.

Государственная экспертиза, надзор и контроль в области защиты от ЧС (Глава VII).

Государственная экспертиза (ст. 26) предполагаемых для реализации проектов и решений по объектам производственного и социального назначения и процессам, которые могут быть источниками ЧС или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий от ЧС, организуется и проводится специально уполномоченными ФОИВ и ОИВС в целях проверки и выявления степени их соответствия установленным нормам, стандартам и правилам и осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

В случае необходимости, экспертиза предполагаемых для реализации проектов и решений по объектам производственного и социального назначения и процессам, которые могут быть источниками ЧС или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий от ЧС, может проводиться общественными объединениями и независимыми экспертами, а также специалистами международных экспертных организаций в порядке, установленном законодательством РФ.

Надзор и контроль в области защиты от ЧС (ст. 27).

Государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от ЧС проводятся в соответствии с задачами, возложенными на РСЧС в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению ЧС и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.

Государственный надзор и контроль в указанной области осуществляется ФОИВ и ОИВС РФ в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Ответственность за нарушение законодательства РФ в области защиты населения и территорий от ЧС (ст. 28).

Виновные в невыполнении или в недобросовестном выполнении законодательства РФ в области защиты населения и территорий от ЧС, созданий условий и предпосылок к возникновению ЧС, принятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица и граждане РФ несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации – административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Международные договоры РФ в области защиты населения и территорий от ЧС (Глава VIII, ст. 29).

Если международными договорами РФ установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве РФ в области защиты населения и территорий от ЧС, то применяются правила международных договоров РФ.