logo search
ТОМ 1

3.6.5. Подготовка к выполнению работ по восстановлению экономики в чрезвычайных ситуациях

Восстановление объектов экономики и территорий, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, в компетенцию РСЧС не входит. Однако при крупномасштабных чрезвычайных ситуациях (Армения, Чернобыль, Чечня, Нефтегорск и др.) для восстановительных работ могут быть привлечены все имеющиеся силы и средства, особенно в плане управления и подготовки восстановительных работ.

Подготовка к выполнению работ по восстановлению экономики области в чрезвычайных ситуациях начинается с прогноза возможной обстановки в результате крупных производственных аварий, катастроф, стихийных бедствий или воздействия современных средств поражения.

Такой прогноз может быть сделан на основе исследовательских работ, а также выводов, сделанных по расчетам методик и во время проводимых учений по ГО. По прогнозу возможной обстановки определяют характер, ориентировочные объемы восстановительных работ и необходимые для этого силы и средства (Постановление Правительства РФ от 20.08.1992 г. № 600 "О единой государственной автоматизированной системе контроля радиационной обстановки на территории РФ" (ЕГАСКРО). Приказ МЧС РФ от 22.11.1995 г. "О федеральной целевой программе по созданию единой государственной автоматизированной системы контроля").

Для успешного проведения восстановительных работ в промышленности, энергетике, сельском хозяйстве, на транспорте, объектах связи, в капитальном строительстве и других отраслях заблаговременно создаются и готовятся к работе специальные восстановительные формирования.

Структура, оснащенность формирований, предназначенных для восстановительных работ, определяются исходя из объема и характера предстоящих работ.

Для ремонтно-восстановительных работ на внешних электросетях, объектах нефте- и газоснабжения, линиях связи, на железнодорожном и автомобильном транспорте используются восстановительные формирования соответствующих министерств и ведомств и других учреждений и объектов. Эти формирования призваны устранять аварии, участвовать в ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф. Для этих формирований заранее должны быть определены и оборудованы районы размещения на военное время, созданы склады и базы для хранения запасных частей и ремонтной техники.

Обеспечение восстановительных работ строительными механизмами и транспортом следует предусматривать за счет имеющихся на объекте средств, а также из ресурсов территорий.

Для заблаговременной разработки проектов восстановления, их корректировки или ускоренной разработки новых в условиях военного времени и четкой организации и проведения восстановительных работ еще в мирное время за важнейшими стройками и объектами закрепляются СМ и ПИО (строительно-монтажные и проектно-изыскательские организации).

Для сокращения сроков восстановления экономики области необходимо заблаговременно разрабатывать не только типовые проекты и технические решения восстановительных работ, но и нормативные документы с учетом допустимых для этих условий отклонений. Такие документы разрабатываются министерствами и ведомствами, органами управления экономикой области по подведомственному хозяйству.

Принимаются меры к обеспечению надежного хранения документации на восстановление (микрофильмирование и др.). Для успешного решения задач по восстановлению объектов экономики в условиях нарушенных транспортных и межхозяйственных связей на территории области важное значение имеет создание мобильных специализированных строительно-монтажных организаций. Большие возможности по реализации вышеизложенного комплекса мероприятий открываются в процессе дальнейшего развития стройиндустрии в целом, созданию в загородной зоне строительных организаций, развитию ремонтных баз.

При подготовке к выполнению работ по восстановлению экономики области следует изучать и брать на вооружение накопленный опыт по восстановлению объектов, получивших повреждения и разрушения в результате производственных аварий и стихийных бедствий, и, в первую очередь, опыт ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, армянской трагедии, других ЧС.

В выполнении комплекса мероприятий по подготовке и восстановлению экономики в военное время требуются совместные усилия территориальных и отраслевых органов управления экономикой, научно-исследовательских и проектных организаций, органов управления по делам ГОЧС всех степеней, особенно это относится к восстановлению объектов жизнеобеспечения.

Управления по делам ГОЧС участвуют:

Качественная подготовка к восстановлению окажет значительное влияние на повышение устойчивости функционирования экономики в военное время, жизнеобеспечения населения при ЧС.