logo search
ТОМ 1

3.6.1. Общие требования по повышению устойчивости отраслевых и территориальных звеньев экономики

Проблемы повышения устойчивости функционирования экономики в экстремальных условиях, главным образом, в военное время, привлекают внимание исследователей уже не один десяток лет. И в предвоенные годы, и впоследствии, когда всесторонне осмысливается опыт работы промышленности и сельского хозяйства в Великую Отечественную войну, было приложено много усилий для определения наиболее рациональных направлений и методов подготовки различных звеньев экономики к работе в условиях войны. (В 1941 году в течение 3-х месяцев после начала ВОВ советскими людьми за короткий промежуток времени было эвакуировано оборудование более 1500 различных предприятий и заводов.) Причем, главное внимание в этот период уделялось вопросам совершенствования гражданской обороны, обеспечения населения средствами коллективной и индивидуальной защиты от оружия массового поражения в связи с тем, что в планы фашистского командования включалось и применение боевых отравляющих веществ, имевшихся на вооружении германской армии.

В 70-80-е годы исследование проблемы повышения устойчивости приобрело значительные масштабы, охватило основные территориальные и отраслевые звенья экономики. В этот период была создана достаточно разветвленная система научно-исследовательских организаций для разработки различных аспектов проблемы, актуальность которой на нынешнем этапе развития еще более возрастает.

Актуальность задачи повышения устойчивости и в первую очередь объектов жизнеобеспечения обусловливается следующими обстоятельствами:

К настоящему времени определились теоретические и практические рекомендации по повышению устойчивости функционирования различных отраслевых и территориальных звеньев экономики в военное время. Накопленный опыт позволяет в определенной степени развивать направления и мероприятия по этой проблеме применительно к ЧС мирного времени, к деятельности МЧС России и РСЧС.

Исходя из сказанного становится ясным нацеленность общественно-государственных механизмов на повышение устойчивости функционирования экономики в чрезвычайных ситуациях как мирного, так и военного времени.

Одной из основных задач, возложенных на единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) в соответствии с Федеральным законом " О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", является разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС, осуществление государственных целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, защиту человека, среды его обитания, и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых норм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в ЧС.

Решение этих задач возложено в МЧС России на Департамент мероприятий защиты населения и территорий.

Рассмотрим, в чем заключается сущность понятий "устойчивость", "повышение устойчивости" функционирования экономики в военное время и чрезвычайных условиях мирного времени.

Под устойчивостью функционирования экономики в военное время понимается его способность удовлетворять оборонные и важнейшие народнохозяйственные потребности на уровне, обеспечивающем защиту государства и жизнедеятельности населения.

Под устойчивостью функционирования территориального звена экономики (автономная республика в составе РФ, край, область, город, район) понимается его способность обеспечивать производство продукции в установленных номенклатуре и объеме, а также обеспечивать жизнедеятельность населения на соответствующих территориях в военное время.

Под устойчивостью работы (функционирования) отрасли, объединения, объекта в чрезвычайных ситуациях понимается их способность производить продукцию в установленных номенклатуре и объеме (для отраслей и объектов непроизводственной сферы - способность выполнять заданные функции).

Данные определения применимы и для чрезвычайных ситуаций мирного времени.

В "Каталоге основных понятий РСЧС" (ВНИИ ГОЧС 1993 г.), исходя уже из новых подходов в решении задач самой системой, даются следующие понятия:

Подготовка экономики к устойчивому функционированию в чрезвычайных ситуациях (это касается отрасли, территории, объекта, независимо от формы собственности и сферы деятельности) - комплекс экономических, организационных, инженерно-технических, специальных и технологических мероприятий, осуществляемых с целью достижения устойчивости его функционирования в чрезвычайных ситуациях.

Повышение устойчивости функционирования экономики, его территориальных и отраслевых звеньев достигается осуществлением мероприятий, направленных на:

В 1979 году Постановлением Правительства были утверждены требования по повышению устойчивости функционирования экономики в военное время. В настоящее время общее руководство подготовкой экономики к устойчивому функционированию осуществляет правительство РФ, правительства республик в составе РФ, органы государственной власти края, области, города, района. Непосредственное руководство разработкой и проведением мероприятий по повышению устойчивости осуществляют министерства, госкомитеты и ведомства, КЧС территориальных органов исполнительной власти, руководители объединений и объектов экономики. На них возлагается ответственность за выделение для этих целей необходимых материальных и финансовых средств.

Основными направлениями повышения устойчивости функционирования экономики страны являются:

Применительно к этим основным направлениям должны разрабатываться и осуществляться конкретные мероприятия по повышению устойчивости: в отраслях экономики - по отрасли (подотрасли) в целом, по подведомственным объединениям и объектам с учетом специфики и перспектив дальнейшего развития отрасли; в территориальных звеньях - по субъекту федерации в целом, экономическим районам, областям, районам, городам и другим населенным пунктам, а также по отраслям и объектам федерального подчинения с учетом природных, экономических и других местных особенностей.

Для отраслевого звена объединения, объекта основные направления повышения устойчивости трактуются следующим образом:

По основным направлениям разрабатываются и осуществляются мероприятия по повышению устойчивости:

Мероприятия по повышению устойчивости функционирования экономики и её звеньев разрабатываются и осуществляются, в основном, заблаговременно, а также с учетом перспектив развития и совершенствования способов и средств поражения экономики в военное время, возможных последствий крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий в мирное время.

Мероприятия, которые по своему характеру не могут быть осуществлены заблаговременно, проводятся в возможно короткие сроки в чрезвычайных ситуациях (например, эвакомероприятия, изменения технологических режимов работы, производственных связей, структуры управления и др.).

Предложения по повышению устойчивости функционирования экономики и её звеньев разрабатываются на основе результатов научных исследований, обобщения и анализа опыта мобилизационной подготовки и выполнения задач РСЧС. Проводится два вида исследовательской работы по устойчивости.

Во-первых, это специальные исследования, проводимые, главным образом, силами инженерно-технического персонала объектов и местных органов управления экономикой.

Второй вид исследований - научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, проводимые научно-исследовательскими учреждениями в общегосударственном, республиканском в составе РФ (территориальном, региональном) и отраслевых масштабах.

Оба вида исследований дополняют друг друга, являются важной составной частью организаторской работы по решению проблем устойчивости, поэтому необходимо совершенствовать методику и организацию их проведения.

Мероприятия по повышению устойчивости функционирования экономики, требующие капиталовложений и материально-технических средств, предусматриваются в планирующих документах. Часть мероприятий по повышению устойчивости функционирования экономики предусматривается в планах гражданской обороны и в планах действий по предупреждению и ликвидации ЧС.

Контроль за выполнением мероприятий и заданий по повышению устойчивости функционирования экономики, предусмотренных планами социально-экономического развития, мобилизационными планами, осуществляется плановыми органами, вторыми управлениями и отделами, другими функциональными управлениями и отделами в установленном порядке.

В целом, на основании накопленного опыта, общую схему организации работы по повышению устойчивости функционирования экономики можно разделить на 3 основных этапа: