logo search
культура

3.3.2. Системы с вертикальными и горизонтальными

коммуникациями и восприятие человека в них

В большинстве стран с развитым рынком пока что господствуют систе-

мы с вертикальными коммуникациями. Для этих систем характерно вос-

приятие основного производственного звена, т. е. цехов основного про-

изводства, как исполнительного звена, задача которого —выполнять

указания руководства и штаба, т. е. функциональных подразделений.

Все неувязки в цехах и между цехами являются предметом рассмотре-

ния на ежедневных планерках у начальства. Межцеховой коммуни-

кации в основном звене не требуется. Проблемы рынка и предприятия

в целом далеки от работников цехового уровня, в них воспитывается

психология исполнителя: Нам мозги —хоть из пластмасс: Сталин

(либо любой другой начальник) думает за нас. Поэтому, если нет во-

время зарплаты, возникает законное требование: Мы свое дело, кото-

рое вы нам поручили, сделали, —отдайте наше заработанное, а больше

ничего и знать не хотим, это не наши проблемы, а ваши. Высоко ценит-

ся узкая квалификация: безработный американец зачастую предпочтет

сидеть на пособии по безработице и ждать вакансии точно по своей про-

фессии и квалификации, чем переучиться или освоить смежную специ-

альность.

Отечественная практика управления по настоящее время находит-

ся, по существу, в плену тейлористско-фордистской парадигмы,

провозглашающей принципы глубокого разделения и специализации