logo
культура

182 Глава 3. Структурные элементы корпоративной культуры

уровня. Их нарушение, естественно, вызывает сбои в деятельности

организации, вредят ей. Особенно это вредно, если нарушения совер-

шает руководитель. Он является примером для других, авторитетом,

референтом.

Формы поведения, связанные с нарушением норм, предписаний,

дисциплинарных рамок, называются деструктивными формами по-

ведения130. Разновидностей деструктивной формы поведения доволь-

но много:

при несоблюдении норм права мы говорим о противоправном,

или делинквентном поведении. Обычно проявления такого пове-

дения должны преследоваться по закону;

распространенная форма деструктивного поведения в отношении

организации и общих целей —административно-управленче-

ская: превышение и злоупотребление в личных целях своими

правами и полномочиями, невыполнение прямых обязанностей;

если человек просто не на своем месте, некомпетентен, не может

выполнять свои функции, тогда его поведение дисфункциональ-

но;

социологи выделяют эгоистическое, индивидуально-целевое де-

структивное поведение, реализуемое в направлении достижения

личных целей за чужой счет, и групповое деструктивное поведе-

ние (групповой эгоизм);

в противовес инновационному часто проявляется консерватив-

ное поведение;

сложно распознается имитационное поведение, когда истинные

эгоистические цели камуфлируются псевдоактивностыо, демаго-

гией;

некоторые работники реализуют на предприятии свои асоциаль-

ные привычки и склонности, демонстрируют осуждаемые обще-

ством формы поведения; в этом случае можно говорить об откло-

няющемся, девиантном поведении.

Мошенничество как преступление заключается в присвоении госу-

дарственного, общественного или чужого личного имущества (или в

приобретении прав на имущество) путем обмана или злоупотребления

доверием (Советский энциклопедический словарь).

Многие организации страдают от мошенничества своих же сотруд-

ников и клиентов. Массовые случаи мошенничества со стороны со-

трудников организации являются критерием неблагополучия, отсут-

ствия преданности работников организации и свидетельствуют о том,