logo
культура

32 Глава 1. Что такое ≪корпоративная культура≫

В процессе коллективной разработки поэтапного стратегического

плана-программы развития американской авиационной компании

Honeywell, демонстрирующей здравый смысл и системный подход22,

был определен круг субъектов развития фирмы: групп и личностей, на

которых повлияют изменения в фирме и которые способны повлиять

на развитие событий.

Ранжирование субъектов и определение трех наиболее важных при-

вело разработчиков к выводу, который сейчас признан хрестоматий-

ным: наиболее важные группы —это клиенты компании, ее акционеры

и сотрудники.

О том же пишет и видный современный социолог и экономист Р. Мер-

тон. Он указывает на необходимость для современного бизнесмена ви-

деть интересы трех групп, зачастую несовпадающие, но от удовлетворе-

ния которых зависит будущее организации: это интересы собственников

фирмы (акционеров), потребителей продукции (покупателей) и сотруд-

ников фирмы.

Таким образом, очевидно, что группы носителей интересов, которые

должна в первую очередь учитывать корпорация, —это клиенты, акци-

онеры, сотрудники (рис. 1.3).

Стрелки в этом треугольнике показывают взаимосвязь между

субъектами, многообразие ролей и статусов, которыми они обладают:

клиент может быть одновременно и акционером, и сотрудником, а со-

трудник —акционером. Кстати, превращение сотрудников в акционе-