logo
культура

2.5. Корпорация глазами ее сотрудников 91

параноидальная организация испытывает постоянный страх пе-

ред контролем, старается подстраховаться на все случаи жизни,

стратегия не активная, а реактивная, ориентация на защиту.

Большое внимание уделяется обоснованиям, регламентам, инст-

рукциям и их утверждению в верхах. Бюрократический стиль

управления;

принудительная организация характеризуется также стремлени-

ем к избежанию ошибок, строгим соблюдением иерархии, инерт-

ностью, излишним вниманием к мелочам. Стиль управления — патриархальный.

Р. Рюттингер62 применяет культурологический подход, т. е. исследо-

вание процессов, происходящих на предприятиях, через призму куль-

туры фирмы, выделение культуры фирмы в качестве ведущего факто-

ра, определяющего специфику фирмы, особенности взаимодействия

работников, требования к работникам и отношение к ним.

В основу типологии корпоративных культур, которую разработали

Дил и Кеннеди и которую приводит Р. Рюттингер, положена специфи-

ка вида деятельности.

Факторами, на основе которых Р. Рюттингер разделяет культуры

предприятия, являются степень риска и скорость обратной связи с

внешней средой, рынком, как это показано на рис. 2.1.

Здесь же приводятся рассуждения о различиях требований к работ-

никам, предъявляемых предприятиями разных отраслевых культур:

культура торговли характерна для предприятий торговли и сбыто-

вых организаций, маклерских фирм по продаже недвижимости, фи-

нансовых фирм и частично —фирм-производителей компьютеров.