logo
культура

3. Сейчас довольно часто в научных и популярных изданиях (за ис-

ключением, может быть, труда Дж. Максвелла) лидерские харак-

теристики неправомерно не включают нравственные качества,

особенно ценимые людьми.

Данные исследования А. Л. Свенцицкого на одном из петербург-

ских предприятий говорят о том, что рабочие и руководители цеха

пользуются неодинаковыми основаниями при оценке мастера как офи-

циального руководителя. У лучших (с точки зрения руководителей

цеха) мастеров наиболее высоко оцениваются знание производства,

умение организовать работу и требовательность. Рабочие же считают

наиболее приемлемыми тех мастеров, которые являются в первую оче-

редь справедливыми, доброжелательными, умеющими сохранять спо-

койствие, сдерживать свои обещания.126

Менеджер должен понимать, что его руководители хотят видеть в

нем одни качества, а подчиненные —другие. Не следует это несоответ-

ствие ожиданий разных профессионально-квалификационных групп

принимать за основу для развития в себе лицемерия, двуличия: эти ка-

чества вполне могут уживаться в структуре личности, дополнять друг

друга, позволять быть не только хорошим специалистом и руководи-

телем, но и хорошим человеком.