logo
культура

2.5. Корпорация глазами ее сотрудников 93

мерно культуру таких организаций назвать бюрократической.

В таких организациях слабое кооперирование, первоочередное вни-

мание уделяется не результату, а форме. Решения, как правило, все-

сторонне обдуманы и подстрахованы, общение и поведение — церемониально-субординационное, многочисленны ритуалы, четко

проработаны и соблюдаются правила и распорядок. В работниках

поощряются аккуратность, основательность, осторожность, придир-

чивость, педантичность, покорность, адаптивность. Связь между ре-

зультатом и вознаграждением обычно отсутствует, повышения ра-

ботникам даются за выслугу лет. Мотивация зафиксирована в

соответствующих документах и зачастую достаточно субъектив-

на: зависит от воли начальства и личностных качеств работника

в восприятии начальника. Зачастую такая организация работает

сама на себя, у нее слабая связь с обществом и плохая репутация

как о коллективном члене сообщества;

инвестиционная (инновационная) культура присуща организа-

циям, ориентированным на будущее, —нефтяным компаниям, ин-

вестиционным банкам, строительным компаниям, в некоторой

степени —армии и промышленным предприятиям, занятым про-

изводством средств производства. В работниках ценится основа-

тельность, осмотрительность, терпеливость, настойчивость, вер-

ность слову. В условиях высокой степени риска, когда при неудаче

фирма может погибнуть, а работники и руководство —потерять

свои рабочие места, решения тщательно проверяются, принима-

ются коллективно. Большое значение придается профессионализ-

му, опыту, творчеству.

Здесь интересна жесткая увязка культуры фирмы и требований к

работникам, констатация влияния культуры организации на воспита-

ние работников, некоторое сходство терминов, используемых для опи-

сания культуры организации, с терминами, используемыми при опи-

сании поведения человека.

Как вы думаете, какая корпоративная культура из числа приведен-

ных выше вам больше по душе?