logo
культура

1.2. Национальные особенности культуры

Особенности национального развития, естественно, накладывают от-

печаток на состав и содержание корпоративной культуры.

Замечено, что структура и иерархия потребностей и мотивов пове-

дения людей в разных странах в целом неодинаковы, не говоря уже о

наличии индивидуальных различий, и это существенно влияет на та-

кие элементы культуры, как идеалы, цели, критерии оценки поведе-

ния.

Выдающийся американский психолог, представитель гуманисти-

ческого направления в психологии А. Маслоу создал иерархическую

теорию потребностей (графическое изображение потребностей, в со-

ответствии с этой теорией — пирамида Маслоу), согласно которой

действия человека определяются его стремлением к удовлетворению

той или иной потребности. Сами же потребности можно представить

как уровни пирамиды: нижний уровень — физиологические потребно-

сти, выше — потребности в безопасности, еще выше — социальные, еще

выше — потребности в уважении, в достижениях, самый верхний уро-

вень — потребность в самореализации, самоактуализации. Вот человек

и стремится последовательно удовлетворять свои потребности, начи-

ная с физиологических и шагая по жизни от удовлетворения одной по-

требности к удовлетворению другой потребности, как говорится, все

выше и выше.

Чувство неудовлетворенной потребности толкает изнутри, явля-

ется побуждением, одним из мотивов к тем или иным действиям, дея-

тельности, поступкам, поведению. Эта теория широко известна совре-

менным менеджерам и используется как для объяснения причин того

или иного поведения работников, так и для стимулирования нужно-

го поведения. Многие представители менеджмента считали эту

пирамиду потребностей всеобъемлющей моделью потребностей че-

ловека. Правда, сам автор признавал нежесткий характер пирамиды

потребностей и наличие многих исключений. Сейчас теория А. Мас-

лоу, сформулированная им в 1943 г., критикуется с позиции необхо-

димости признания объективности различий как национальных, так и

индивидуальных.

Попутно заметим, что многие специалисты считают эту иерархию

потребностей отражением именно американского образа жизни, спе-

цифики американской культуры. Специалисты в области социальной

психологии установили, что руководители из развивающихся и юго-за-

падных европейских стран более всего стремятся удовлетворить соци-