logo
культура

2.5 Корпорация глазами ее сотрудников 97

тие или отрасль, где уровень оплаты труда еще меньше, а тем более на

бюджетников и пенсионеров, поэтому работодатели не воспринимают

угрозу социального взрыва как реальную, и поэтому разница в оплате

труда руководителей компаний и сотрудников может достигать десят-

ков раз.

В российских СМИ где-то в конце 1999 г. был освещен такой факт.

Государство решило уволить руководителя принадлежащей государ-

ству же фармацевтической компании за неэффективную (с точки зре-

ния государства) экономическую политику. Работники этой компании

встали на защиту своего руководителя, поскольку получали в среднем

по 5-6 тысяч рублей в месяц, что было очень неплохо даже для Моск-

вы, где находится предприятие. Работников не возмущал тот факт, что

этот руководитель (напомним, предприятия государственного, а зна-

чит, существующего в тесном взаимодействии с госбюджетом) назна-

чил себе оклад в размере тоже 5 тысяч, но только долларов. Разрыв в

уровне оплаты —в 26 раз.

В этом примере кроме специфики нашего восприятия справедливо-

сти, сформировавшегося в специфических же условиях российской

экономики, можно увидеть и пример группового эгоизма: мы зараба-

тываем, и слава Богу, а бюджет перебьется, нам до него нет дела, не

отчисляли —и не будем. Очевиден низкий уровень социального созна-

ния в этом коллективе, но, к сожалению, сейчас больше в чести пого-

ворка Моя хата с краю —ничего не знаю. Трудно ожидать сознатель-

ности от людей, которым элита постоянно демонстрирует примеры

группового эгоизма.

Повышение КТЖ означает гуманизацию рабочей среды и является

попыткой удовлетворения как физиологических человеческих потреб-

ностей, так и потребностей более высокого порядка.

Приведем еще один набор показателей, отражающих восприятие

корпорации ее сотрудниками: