logo
культура

80 Глава 2. Корпорация в восприятии объектов ее интересов

средств вооружения, информационные технологии типа черный PR

и т. п.).

Отсюда вывод: повышенное (скорее, адекватное) внимание к поведению

каждого человека, работника —может быть, и вынужденная с точки зре-

ния классических моделей управления и экономики, но необходимость,

объективная реальность, продукт сложившейся социально-экономиче-

ской системы, современного уровня цивилизации.

Внутренняя, сущностная, истинная этика бизнеса выражается в I

первую очередь в содержании кадровой политики организации, в от-

ношении к персоналу, которое, в свою очередь, является отражением и

реализацией взглядов руководства на персонал, той школы управле-

ния персоналом, сторонниками которой является руководство.

В книге 100 лучших компаний для работы в США, вышедшей в

Нью-Йорке в 1992 г., приводятся данные результатов опроса несколь-

ких тысяч служащих частных фирм, которым задавались вопросы, ка-

сающиеся зарплаты и премий, перспектив повышения, гарантий заня-

тости, гордости за свою компанию.

Определяющим фактором были ответы, свидетельствующие о том,

что работники счастливы трудиться именно в этой фирме, поскольку

к ним относятся с должным уважением.

В ходе опроса обнаружилась тенденция к росту числа таких фирм, к

улучшению отношения бизнесменов к персоналу. Сам факт проведения

подобного исследования отражает повышенное внимание общества к

вопросам самоощущения работников на предприятии.51 Велики затра-

ты фирм на социальные программы: например, во Франции они состав-

ляют примерно 33 франка на 100 франков заработной платы, в компа-

нии Procter&Gamble—до 50-52 франков на 100 франков зарплаты.52