logo
культура

2.1. Понятие, свойства, проблемы

и барьеры восприятия

Восприятие —это отражение предметов и явлений в совокупности их

свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы

чувств29. Это активный процесс, в котором реализовано множество пер-

цептивных действий для формирования адекватного образа предмета.

Перцептивные действия —основные структурные единицы процесса

восприятия у человека. Они связаны с сознательным выделением той

или иной стороны чувственно заданной ситуации, а также различного

рода преобразованиями сенсорной информации, приводящими к созда-

нию адекватного задачам деятельности и предметному миру образа 30

Восприятие многомодально, т. е. связано с несколькими анализа-

торными системами: мы часто воспринимаем и форму, и цвет, и запах

предмета, и каков он на ощупь, и, возможно, на вкус. Восприятие обла-

дает свойствами:

системности, когда воспринимаются не только элементы, но и вся

структура в целом (например, ноты и мелодия);

предметности, когда мы связываем свойства предмета, доступные

ощущениям, со всеми иными свойствами, известными нам;

избирательности, когда мы воспринимаем один и тот же предмет

по-разному. Если нарисовать на чистом листе бумаги такую фи-

гуру (лестница Шредера),

то кто-то увидит в ней лесенку, а кто-то —карниз здания;

апперцепции (осознанности), когда наше восприятие зависит от

нашего опыта, интересов, отношения к жизни, установки, настро-