logo
культура

8. Некоторые принципы культуры трудового

повеления работников японских корпораций

Приведем те из них, которые связаны с национальной культурой про-

изводства и трудовых отношений, которые воспитываются и воспро-

изводятся в каждом поколении210.

В Японии существует ряд лозунгов, принципов, являющихся неотъем-

лемой и реальной частью трудового поведения, японской деловой культу-

ры, культуры предпринимательства, средством развития и ежедневным

руководством к действию. Именно повседневность, обыденность этих

принципов, то, что через них осуществляется постоянная и как бы автома-

тическая оценка эффективности деятельности всех и каждого, отличает

японскую деловую культуру, менеджмент от прочих. Вот эти принципы:

•≪Пришел на работу —отдай все время и все мысли работе. Настрой-

ся только на трудовой процесс и решение трудовых проблем.

•≪Каждый день —что-то новое или какой-то новый подход, или

Если работать так же, как вчера, то это равносильно застою.

В Японии очень широко распространена система подачи пред-

ложений. Как вы думаете, сколько в среднем подает рационали-

заторских предложений один работник за год? —Около 12 (по

одному в месяц). Есть чемпион, который подал за год 3500 пред-

ложений. Это все принятые рационализаторские предложения

(не принятые не учитываются). Таким образом, если вы посети-

те японское предприятие через месяц, то вы обязательно увиди-

те определенные изменения211;

•≪Если вы хотите получать зарплату и повышать ее размер, вы

должны повышать добавленную стоимость.

•≪Если существует много проблем, то это положительный фак-

тор, поскольку проблема —это то, чем надо заниматься для улуч-

шения дел. Проблема возникает в процессе исследования суще-

ствующего положения дел и постановки вопросов типа Нельзя

ли это сделать быстрее, дешевле, лучше, безопаснее, удобнее и

т. п.. Обычный круг проблем —избыточная численность, несба-

лансированность производственных процессов, неисправность