logo
культура

264 Глава 5. Управление корпоративной культурой

Конечная цель совершенствования организационной культуры — адаптация к быстро меняющейся среде, приобретение мобильности,

гибкости, конкурентоспособности, живучести в условиях рынка.

Новая парадигма управления основана на отказе от технократиче-

ского и переходе к инновационному управлению, требующему постоян-

ного обновления продукции, технологии, структуры, т. е. умения при-

спосабливаться к постоянно меняющейся внешней среде. Главным

фактором успеха такой стратегии являются люди, их организационная

культура, которая представляет собой систему формальных и нефор-

мальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивиду-

альных и групповых интересов, особенностей поведения работников в

данной организации, отличающихся стилем поведения, показателями

удовлетворенности работой, уровнем взаимного сотрудничества, степе-

нью идентификации работников с организацией и целями ее развития.

Формирование организационной культуры —это попытка конст-

руктивного влияния на социально-психологическую атмосферу, по-

ведение сотрудников. Современный менеджмент рассматривает

организационную культуру как мощный стратегический инструмент,

позволяющий ориентировать все подразделения и работников на об-

щие цели.

Что такое философия фирмы? Исходя из определения философии

(форма общественного сознания, направленная на выработку миро-

воззрения, системы идей, взглядов на мир и на место в нем человека и

исследующая познавательное, ценностное, этическое и эстетическое

отношение человека к миру) это —основа мировоззрения фирмы, кол-

лективного сознания организации, фундаментальные определяющие

идеи, принципиальные взгляды на окружающий мир и себя в нем, являю-

щиеся регулятором поведения и критерием его оценки.

Философия управления включает три составных элемента: мис-

сию, базовые цели (принципы) и кодекс делового поведения сотруд-

ников.

Сначала исследовали имеющуюся организационную культуру ак-

ционерного общества Муромский радиозавод:

опрошено 265 человек разных уровней и подразделений;

исследовались правила и нормы поведения, индивидуальные и

групповые интересы через отношения между руководителями и

подчиненными (учет интересов подчиненных, умение слушать,

взаимопонимание, доверие к подчиненным и т. п.), ожидания под-

чиненных, стиль руководства;

исследован морально-психологический климат.