logo
культура

8 Введение

но-правовых форм коммерческих частных организаций, в Гражданском

кодексе России — акционерное общество открытого или закрытого

типа. Как правило, корпорация — крупная организация с большой чис-

ленностью работающих и с наиболее широкими возможностями фор-

мирования полноценной организационной культуры. Немаловажным

аргументом для пристального внимания к корпоративной культуре яв-

ляется и то, что корпорации занимают лидирующее положение в эко-

номике страны, оказывают существенное влияние не только на эконо-

мику, но и на политику и социальную жизнь, поэтому их деятельность

находится под пристальным вниманием общества.

Наиболее общее представление о культуре таково: культура — это

все, что создано руками и сознанием человека (далее мы рассмотрим это

понятие подробнее).

Исходя из этого корпоративная культура — это среда, атмосфера,

в которой мы пребываем, все, что нас окружает, с чем (и кем) мы име-

ем дело на работе.

Любые проявления материальной и духовной жизни — все имеет

право рассматриваться как отражение, проявление культуры. И мы

сами являемся носителями определенной личной культуры, которая

сформировалась под воздействием многочисленных культурных явле-

ний. Наше поведение может рассматриваться как продукт взаимодей-

ствия личной культуры и культурных факторов среды, а культурные

факторы — как регуляторы поведения.

Сложные большие системы, к которым относятся личности, груп-

пы, материальные и духовные факторы окружающей среды, могут ис-

следоваться с разных сторон, под разными углами, с опорой на разные

представления, точки зрения, научные дисциплины. Количество гума-

нитарных наук, серьезно и глубоко изучающих человека и общество,

очень велико. Посмотрите, какие они разные, как по-разному они вос-

принимают и рассматривают свой объект и предмет!

Здесь и психология, исследующая психику человека, и социология,

исследующая человека в обществе и сообщества людей, и социальная

психология, более глубоко исследующая поведение людей в окруже-

нии себе подобных, и экономика, исследующая поведение людей в про-

цессе производства, потребления, распределения, и менеджмент, ис-

следующий проблемы управления людьми в производственной среде,

и многие, многие другие. Каждая из наук дает разную трактовку при-

чин того или иного явления и разные рекомендации, что делать. И са-

мое интересное, что все они имеют право на существование, а их реко-

мендации достаточно обоснованы! Более того, даже в рамках одной

Введение 9

науки существует множество подходов, объяснительных теорий, пред-

ставлений, и опять-таки все они правомерны. Чтобы в этом убедиться,

достаточно, например, почитать историю психологии, ознакомиться с

представлениями о природе и структуре сознания человека, с теория-

ми личности.

Такое многообразие точек зрения имеет объективный характер: про-

сто объекты — системы, они слишком велики и сложны, чтобы их мож-

но было бы разглядеть с одной точки зрения, с одной стороны. Важ-

нейшим принципом более или менее глубокого познания сложных

явлений должен быть принцип осознания сложности и многограннос-

ти систем и достаточно четкое понимание своей позиции, точки зре-

ния, угла, под которым мы рассматриваем и воспринимаем систему.

Считаем ли мы, что система должна восприниматься и исследоваться

как психологическая, или социальная, или техническая, или организа-

ционная, или экономическая, — от этого зависит наш выбор понятий-

ного аппарата, моделей, концепций, методов.

Корпоративная культура является одним из самых сложных мате-

риально-духовных явлений, системных по своей сути. Поэтому и рас-

сматривать ее придется как можно более всесторонне, с позиций раз-

ных наук. Только в этом случае мы сможем понять ее более или менее

адекватным образом. Так как любая культура, в том числе корпора-

тивная, формируется и воспринимается сознанием человека, влияет

на его поведение, организацинно-экономических, технических,

функциональных подходов для глубокого понимания происходя-

щих процессов недостаточно. Рассмотрение должно осуществлять-

ся кроме перечисленных уровней обязательно и на психологическом

и социально-психологическом уровне.

Такой феномен, как корпоративная культура требует осознания и

принятия определенной позиции по целому ряду проблем.

Первой проблемой в области корпоративной культуры следует счи-

тать проблему содержания, которое вкладывается в это понятие. Ши-

рокий смысл предполагает _______системное восприятие культуры в единстве

материального и духовного, в сложном взаимодействии и взаимовлия-

нии всех явных и скрытых, осознаваемых и неосознаваемых элементов.

Узкий смысл — это только духовная часть культуры, правила поведе-

ния, нормы, традиции, корпоративные мифы и легенды, являющиеся

регуляторами поведения работников.

Второй проблемой является субъективизм восприятия культуры,

ее элементов, а также субъективизм оценок уровня, состояния культу-

ры корпорации. Восприятие не только субъективно, но и динамично,