logo
культура

3.5. Культура управления 165

На путях психологического исследования расставлено множество

капканов, очень часто толкающих к ошибочным выводам и к интер-

претациям, плохо согласующимся с реальными фактами.

Эффект плацебо (СЭС: плацебо —(лат. placebo —понравлюсь),

лекарственная форма, содержащая нейтральное вещество. Приме-

няется для изучения роли внушения в лечебном эффекте какого-

либо лекарства, в качестве контроля при исследовании эффектив-

ности новых лекарств) обнаружен медиками, основан на внушении,

оказываемом невольно или преднамеренно врачом или эксперимен-

татором.

Плацебо, Пигмалион и двойной слепой метод. В 1953 г. психиатр

У. Мендел участвовал в исследовании эффекта нового транквилиза-

тора резерпин по слепому методу: он не знал, что ему даются просто

подслащенные таблетки. Была и группа, которой реально давали это

лекарство. Но и у его пациентов отмечалось резкое снижение агрес-

сивности. Оказалось, что этому он обязан не только эффекту плацебо,

не только вере в чудодейственность лекарства, но и изменениям в сво-

ем поведении: он начал относиться к пациентам с желанием увидеть

позитивные изменения, как к обычным нормальным людям, а пациен-

ты отвечали взаимностью на человеческое отношение.

Эффект плацебо —частный случай эффекта Хоторна, исследован-

ном промышленными психологами на предприятиях Хоторна в Чикаго:

участники эксперимента в ответ на включенность в исследования, че-

ловеческое отношение к ним вели себя так и давали такие результаты,

каких, по их мнению, ожидали экспериментаторы.112

Эффект аудитории —присутствие других, даже пассивное, влияет

на скорость и качество обучения.

Данная тема хорошо разработана в социальной психологии: эффект

социальной фасилитации: усиление хорошо знакомых, привычных ре-

акций в присутствии других и замедление слабо освоенных действий:

опытный работник повышает качество работы в присутствии публики,

например на конкурсе мастерства, неопытный —ухудшает. Влияние

других приводит к социальной фасилитации, социальной лености (ее

демонстрируют наши халтурщики при коллективной ответственности.

Это как бы зайцы в хозяйственных организациях), деиндивидуали-

зации (утраты индивидуальности и демонстрации стадного поведе-

ния, например, в толпе). Социальная психология исследует три модели

социального влияния: групповая поляризация, групповое мышление,

влияние меньшинства, а также явление лидерства в группе как край-

ний случай влияния меньшинства.113