logo
культура

3.5. Культура управления 153

психологически-прикладными, как в организационном поведе-

нии, менеджменте (на базе мотивационных теорий);

чисто психологическими, как в психологии;

социологическими, как в социологии;

социально-психологическими, как в социальной психологии;

интегрированными, когда обобщаются различные точки зрения и

подходы и осуществляется попытка разработать единую теорию

на базе этого обобщения.

Примечания:

моделей на самом деле великое множество; к примеру, фактиче-

ски каждый тест (личностный опросник) основан на том или

ином представлении автора о причинах поведения или поступ-

ков, а также о составе, структуре ценностных ориентации, смысла

жизни, критериев успеха в деятельности и т. п.;

любая модель - упрощение, поэтому не может гарантировать вы-

сокой вероятности осуществления прогноза поведения;

факторы в живой системе действуют совместно, влияя друг на дру-

га, синергично, тем самым усложняя картину причин поведения;

выделение существенных факторов и абстрагирование от несу-

щественных происходит субъективно, т. е. каждый субъект сам

для себя определяет, что, на его взгляд, следует принимать во

внимание, а что —нет;

существует субъективизм и во взглядах на науку и ее роль для

практики: многие считают, что их собственный опыт значитель-

нее результатов научных исследований, а сами они имеют право

выступать в качестве единственного носителя истинного знания

и единственного и достаточного эксперта;

согласно принципам ситуативного подхода, зачастую интуиция

помогает принять верное решение, сделать более правильный

прогноз, чем научные методы исследования, но интуиция очень

редко дается как божий дар, свойство, присущее конкретному че-

ловеку, чаще интуиция —это сплав знаний и опыта.